Научная статья на тему 'Инновации и расширение присутствия сельского хозяйства в экономике: пример Хорватии'

Инновации и расширение присутствия сельского хозяйства в экономике: пример Хорватии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИННОВАЦИИ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / АГРОТУРИЗМ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации и расширение присутствия сельского хозяйства в экономике: пример Хорватии»

Гипотеза 5 «Связь между социальными последствиями туризма и удовлетворенностью населения его развитием положительная» подтверждена коэффициентом корреляции 0,7.

Гипотеза 6 «Связь между влиянием туризма на экономику и удовлетворенностью населения его развитием положительная» подтверждена коэффициентом корреляции 0,23. Местные жители, экономическое благополучие которых зависит от туризма, очевидно, позитивно относятся к его дальнейшему развитию.

Последняя, седьмая, из сформулированных гипотез «Связь между удовлетворенностью жителей последствиями развития туризма и его перспективами положительная» подтверждена коэффициентом корреляции 0,85. Как и в случае с предыдущей гипотезой, местные жители, которые вовлечены в обслуживание туристов, заинтересованы в его дальнейшем развитии.

При проведении исследования в дальнейшем целесообразно включить в опрос население Боснии и Герцеговины в целом, а также проводить его с определенной периодичностью с тем, чтобы выявить тенденции изменения отношения жителей страны к туризму в процессе его развития.

С.Н. Смирнов

2019.04.016. С.Н. СМИРНОВ. ИННОВАЦИИ И РАСШИРЕНИЕ ПРИСУТСТВИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ: ПРИМЕР ХОРВАТИИ. (Обзор).

Ключевые слова: сельское хозяйство; инновации; внешняя торговля; продовольствие; агротуризм; социологические опросы; социальные сети.

Поддержка конкурентоспособности и экономической устойчивости сельскохозяйственных предприятий, освоение ими новых рынков невозможны без перехода на инновационную модель развития. Опросы сельскохозяйственных производителей позволяют получить информацию об использовании ими инновационных решений и возникающих при этом проблемах. Такой пилотный опрос 68 человек, представлявших 64 домохозяйства, занимавшихся производством сельскохозяйственной продукции, был проведен в Хорватии в 2017 г. по анкете, которая включала 17 закрытых и открытых вопросов [1]. Респонденты должны были выразить свое

отношение к содержавшимся в анкете утверждениям по пятибалльной шкале Ликерта (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»). Результаты свидетельствуют о понимании важности инноваций большинством респондентов. Например, с утверждениями «необходимо лучше информировать сельхозпроизводителей об инновациях в сельском хозяйстве» полностью согласились и согласились 77,9% респондентов; «инновации в сельском хозяйстве положительно влияют на качество продукции» - 75; «без технологических инноваций прогресс в сельском хозяйстве невозможен» -67,6; «инновации в сельском хозяйстве снижают издержки производства» - 60,3; «использование инноваций в сельском хозяйстве зависит от уровня образования фермеров» - 50%. В то же время 67,6% опрошенных отметили, что они уже используют инновационные технологические решения. При этом 30% этих решений связаны с механизацией производственных процессов; 22 - с улучшением возделываемых сортов; 17 - с переходом на экологоустойчивые технологии производства; 13 - с оборудованием мест для хранения и переработки продукции; по 6% - с использованием средств защиты растений и удобрений; с совершенствованием систем орошения; с прочими инновациями [1, р. 70-71].

Повышение и поддержка высокого уровня конкурентоспособности сельского хозяйства и пищевой промышленности страны особенно актуальны после вступления Хорватии в ЕС в 2013 г., поскольку изменения условий выхода на внешних рынках могло отразиться на потребности отрасли в трудовых ресурсах1. В 2017 г. количество работающих в сельском и лесном хозяйстве, рыбоводстве, пищевой, табачной промышленности и производстве алкоголя составило 61 тыс. человек, или 5,4% общей численности занятых в экономике страны.

Экспорт продукции сельского хозяйства и продуктов питания увеличился с 5,2 млрд кун в 2006 до 8,1 млрд кун в 2016 г., или в 1,6 раза, а его импорт - соответственно с 7,8 до 14 млрд кун, или в 1,8 раза [2, р. 36]2. До вступления Хорватии в ЕС в 2010-2012 гг. основными странами-импортерами были Босния и Герцеговина

1 В 1995 г. Хорватия стала членом Всемирной торговой организации, а в 2003-2013 гг. состояла членом Центрально-европейской ассоциации свободной торговли (ЦЕФТА). - Прим. реф.

2 По курсу на 24.02.2019 г. 1 хорватская куна = 9,99 руб. - Прим. реф.

(29% всего экспорта), Италия (10), Словения (9) и Сербия (7%). После вступления страны в ЕС доля Боснии и Герцеговины снизилась в 2013-2017 гг. до 19%, в то время как Словении - повысилась до 14%. Последующие по величине этой доли места занимали Италия (13,5%) и Сербия (8,5%). В структуре экспорта в 2010-2016 гг. наибольшими оказались доли сахара (8,4%), свежей и охлажденной рыбы (5,9), шоколада и прочих продуктов с содержанием какао (4,5), пшеницы и ржи (4,1), кукурузы (4,1), соусов и ингредиентов для их изготовления (4) и табачных изделий (3,6%).

В структуре импорта в 2010-2016 гг. наибольшими оказались доли свежей свинины (6%), хлеба и хлебобулочных изделий (4,4), шоколада и прочих продуктов с содержанием какао (4,2), кормов для животных (4,1) и говядины (2,8%) [2, с. 39].

Импорт этой продукции в 2010-2012 гг. поступал прежде всего из Германии (14%), Италии (10,5) и Нидерландов (8), а в 2013-2017 гг. - также из Германии (15,5) и Италии (11), за ними следовали Венгрия (9) и Нидерланды (8,5%). В среднем в 20012016 гг. отношение экспорта продуктов сельского хозяйства и пищевой промышленности к ее импорту составило 55% с минимальным его значением 46% в 2013 г. и максимальным 67% в 2006 г. Таким образом, и после вступления в ЕС во внешней торговле этими продуктами Хорватия осталась импортоориентированной страной.

При разработке стратегий развития сельского хозяйства необходимо проводить маркетинговые исследования рынков сбыта продовольствия, сырье для производства которого поставляют фермеры. Важным инструментом таких исследований являются социологические опросы различных категорий потребителей, формирующих спрос на продукты питания, результаты которых позволяют определить предпочтения различных групп населения в потреблении продуктов питания [3].

Примером является проведенный в мае-июле 2017 г. опрос 384 студентов сельскохозяйственного факультета (ныне факультет агробиотехнических наук) Университета им. Юрая Штросмайера в Осиеке. На вопрос о месте совершения покупок продуктов питания ответили 340 человек, 182 из которых сообщили, что чаще всего они делают это в крупных торговых центрах, 114 - в ближайших магазинах самообслуживания, а 44 человека - на рынках или вообще не покупают продукты [3, р. 4]. При выборе продуктов сту-

денты обращали внимание как на их внутренние, так и на внешние характеристики. Из числа первых наиболее значимым оказался вкус продукта, а из числа вторых самыми важными были доступность цены и известность бренда производителя. Эти результаты важны для всех звеньев технологической цепочки производителей и поставщиков продовольствия - фермеров, предприятий пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли.

Перспективы сельского хозяйства связаны во многом и с его интеграцией в развивающийся во многих странах агротуризм1. Для повышения его привлекательности для потенциальных туристов сельскохозяйственные предприятия стремятся использовать современные онлайн-технологии ведения туристского бизнеса.

Подобного рода технологии востребованы современным обществом, и население Хорватии в этом отношении не является исключением. Это подтвердили результаты проведенного пилотного социологического опроса, целью которого было выявление особенностей использования Интернета в стране. Величина выборки составила 101 человек (55 мужчин и 46 женщин различных возрастных групп). В выборке оказалось 21,8% молодежи в возрасте от 15 до 25 лет и 30,7% лиц старших (от 56 лет) возрастных групп; 73,2% ответивших проживали в городах, 11,9 - в пригородных поселках и 14,9% - в сельских поселениях. Результаты опроса показали, что 16,8% респондентов не пользовались Интернетом, 7,9 ежедневно проводили в Интернете в среднем менее получаса, 25,8 - от получаса до часа, 33,7 - от трех до пяти часов, а 15,8% - не менее пяти часов [4, р. 56].

Гипотезы, сформулированные до опроса (возможности Интернета и социальных сетей в продвижении агротуризма используются пока еще не в полной мере; Интернет и социальные сети являются важным инструментом информирования о продуктах и услугах агротуризма; лица старших возрастных групп (не моложе 57 лет) не пользуются Интернетом для получения информации об агротуризме) получили свое подтверждение.

1 Агротуризм ориентирован на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности для создания комплексного туристского продукта. Предусматривает, в частности, участие туристов в сельскохозяйственном труде. - Прим. реф.

Опрос показал, что Интернет оказался основным источником информации о предложениях по агротуризму: 43,6% респондентов видели их в последний раз именно в Интернете, в то время как слышали о них по радио или телевидению 27,7; видели в рекламных витринах турагентств 6,9; читали в периодике и брошюрах 5,9%. Только 15,8% с такими предложениями в последнее время вообще не встречались [4, p. 56].

Более половины, а именно 56,4% опрошенных, никогда не посещали фермерские хозяйства, которые предлагают услуги в сфере агротуризма, что может быть связано в том числе и с недостаточной его рекламой. Гастрономическую составляющую в предложениях агротуристских поездок в наибольшей степени ценят 33,7% опрошенных; природу и окрестности фермерских хозяйств - 29,7; общение с местными жителями - 21,8; получение новых знаний о сельском хозяйстве - 11,8; прочие элементы агро-туризма - 3%.

Что касается продолжительности поездки, то 76,2% опрошенных были готовы провести в фермерских хозяйствах только уик-энд, 17,8 - несколько дней и только 6% были заинтересованы в длительных (более десяти дней) поездках. Такое распределение ответов обусловлено, в частности, тем, что условия размещения в фермерских хозяйствах уступают условиям размещения в традиционных туристических районах Хорватии. Выбирая между туристическими поездками на Средиземноморское побережье страны или в фермерские хозяйства, 55,4% респондентов предпочли бы первые [4, p. 57].

Помимо важности повышения качества услуг, оказываемых агротуристам, для производителей туристического продукта важно максимальное использование ресурсов Интернета для распространения информации о конкретных предложениях в агротуризме. В настоящее время имеются несколько инструментов, которые могут быть использованы для этого. Исходным моментом является разработка вебсайта конкретного поставщика агротуристского продукта - фермерского хозяйства или туроператора, продвигающего этот продукт. Помимо специального сайта определенный эффект дают рекламные баннеры на различных информационных порта-

лах, а также так называемая «холодная рассылка»1 предложений по электронной почте.

В последние годы все большую роль в распространении информации об агротуризме и его продвижении играют социальные сети - Фейсбук, Твиттер, ЛинкдИн и ЮТьюб (использование последнего позволяет визуализировать образы и практики агротуриз-ма). В социальных сетях возможно создание тематических групп, в которые входят пользователи, сходные по своим интересам и обменивающиеся информацией по интересующей их тематике. Отмечая значимость социальных сетей, 73,3% респондентов указали на то, что эти сети фактически стали современным СМИ. Тем не менее возможности Интернета в продвижении агротуризма используются в настоящее время, по мнению 83,2% респондентов, не в полной мере [4, p. 57].

Еще одним инструментом продвижения агротуризма в Интернете являются специализированные туристские сайты, включая крупнейший из них - TripAdvisor2.

Список литературы

1. Stavovi poljoprivrednika o inovacijama i ulozi savjetodavne sluzbe u njihovom sirenju / Zrakic M., Loncar H., Isasegi V., Rukavina M., Zutinic B. // Agroeconomia Croatica. - 2018. - Vol. 8, N 1. - P. 64-74. - Mode of access: https://hrcak.srce.hr/ index.php?show=clanak&id_clanak_jezik=313118

2. Vanjskotrgovinska razmjena poljoprivredno-prehrambenih proizvoda prije i nakon pristupanja Republike Hrvatske Europskoj Unije / Kovacicek T., Cucuz D., Rogelj M.J., Hadelan L., Mikus O. // Agroeconomia Croatica. - 2018. - Vol. 8, N 1. -P. 33-41. - Mode of access: https://hrcak.srce.hr/index.php?show=clanak&id_ clanak_jezik=313112

3. Milkovic S.J., Loncaric R., Kristic J. Potrosacke preferencije mladih potrosaca prilikom kupne prehrambenih proizvoda // Agroeconomia Croatica. - 2018. -Vol. 8, N 1. - P. 1-12. - Mode of access: https://hrcak.srce.hr/index.php? show=clanak&id_clanak_jezik=31310

1 Рассылка предложений потенциальным клиентам, с которыми у поставщика не установлены взаимные отношения. - Прим. реф.

2 Сайт ТпрА(!у180г создан в 2000 г. и работает в 45 странах на 25 языках, обслуживая 315 млн посетителей ежемесячно. Штаб-квартира находится в г. Ни-дем (штат Массачусетс, США) - Прим. реф.

4. Sudaric T. On-line poslovanje u agroturizmu // Agroeconomia Croatica. - 2018. -Vol. 8, N 1. - P. 54-63. - Mode of access: https://hrcak.srce.hr/index.php? show=clanak&id_clanak_jezik=313116

2019.04.017. ХАТЕУЭЙ Л. СТРАННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА В США.

HATHEWAY L. The US economy's strange decade // Project syndicate. - 2019. - 12.06. - Mode of access: https://www.project-syndicate. org/commentary/america-weak-productivity-growth-jobs-wages-by-lar ry-hatheway-2019-06

Ключевые слова: США; экономический подъем; производительность труда; рост числа рабочих мест.

Современный экономический подъем в США имеет экстраординарный характер, прежде всего потому, что по продолжительности конкурирует с самым длинным (рекордным) послевоенным периодом роста, считает один из руководителей компании Global Asset Management (GAM) (Цюрих, Швейцария). Кроме того, в отличие от предыдущих периодов устойчивого роста, он не вызвал значительной инфляции. При этом корпоративные прибыли достигли беспрецедентного уровня, а экономическое неравенство в США - пика за последние полвека. Еще одна особенность связана с тем, что, несмотря на вялый рост с 2009 г., уровень безработицы в США сократился сильнее, чем это можно было бы предсказать исходя из значений роста ВВП. Но определяющим аспектом этого странного десятилетнего подъема, который помогает объяснить указанные аномалии, является слабый рост производительности.

Использование простой модели, связывающей уровень безработицы с темпами роста ВВП, аналогичной закону Ойкена1, показывает, что темпы снижения уровня безработицы в период подъема были на половину процентного пункта (п.п.) выше, чем это теоретически возможно в соответствии с ростом ВВП. С 2014 г. темп роста занятости в США превышал уровень, который соответствовал бы росту ВВП. Даже когда безработица упала до исторического минимума, рост количества рабочих мест по-прежнему более

1 Закон Ойкена - эмпирическая зависимость между темпом роста ВВП и темпом роста безработицы, предполагающая, что снижение темпа роста ВВП на 2% приводит к повышению уровня безработицы на 1%. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.