Научная статья на тему 'Сельский туризм и занятость на селе: инновационный потенциал молодежи'

Сельский туризм и занятость на селе: инновационный потенциал молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
426
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / проблема закрепления молодежи на селе / сельский туризм / пилотажное социологическое исследование / возрастной показатель / уровень социального благоустройства населенного пункта / направления сельского туризма / виды помощи в развитии сельского туризма / подготовка и переподготовка студентов и слушателей / российский союз сельской молодежи / спрос на услуги / предпринимательство в агропромышленном комплексе / youth / the problem of retaining young people in the village / rural tourism / a pilot questioning / age indicator / the level of social improvement of settlement / types of rural tourism / types of aid in the development of rural tourism / training and retraining of students and listeners / Russian Union of rural youth / demand for services / entrepreneurial activity in the agricultural sector.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельский туризм и занятость на селе: инновационный потенциал молодежи»

МОЛОДЕЖЬ И БУДУЩАЯ РОССИЯ

Аникина А.В.2

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ И ЗАНЯТОСТЬ НА СЕЛЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: молодежь, проблема закрепления молодежи на селе, сельский туризм, пилотажное социологическое исследование, возрастной показатель, уровень социального благоустройства населенного пункта, направления сельского туризма, виды помощи в развитии сельского туризма, подготовка и переподготовка студентов и слушателей, российский союз сельской молодежи, спрос на услуги, предпринимательство в агропромышленном комплексе.

Keywords: youth, the problem of retaining young people in the village, rural tourism, a pilot questioning, age indicator, the level of social improvement of settlement, types of rural tourism, types of aid in the development of rural tourism, training and retraining of students and listeners, Russian Union of rural youth, demand for services, entrepreneurial activity in the agricultural sector.

Современная молодежь, как социально-демографическая группа и субъект общественного воспроизводства, входит в пору деловой и социальной активности до 30-летнего возраста, стремясь попасть в поле зрения управленцев от бизнеса и властных структур, чтобы гарантировать себе интересную и перспективную работу.

Воспроизводство осуществляется в процессе смены поколений. Общество обновляется, совершенствует структуру, передает от старших поколений младшим общественные институты, опыт и культуру, систему норм и ценностей. Собственно, молодежь «является одним из главных факторов, движущих сил общественного развития»3.

Молодое поколение обладает существенными преимуществами по сравнению с другими возрастными категориями трудоспособного населения. У молодежи самый длительный период предстоящей трудоспособности; лучшие показатели физического здоровья и выносливости; сравнительно высокий общеобразовательный уровень; большая миграционная мобильность и т. д.

Вместе с тем, молодежь обладает рядом недостатков: отсутствие достаточной квалификации после окончания учебного заведения, идеалистические требования к условиям труда и первоначальному размеру заработной платы, неуверенность в своих силах. Это снижает конкурентоспособность молодежи. В таких обстоятельствах «создание сельской молодежью своего малого агробизнеса может стать эффективным способом обеспечения ее самозанятости»4. Тем более что на протяжении нескольких десятков лет проблема закрепления молодого поколения на селе рассматривается как первостепенная и весьма актуальная.

Среди причин, провоцирующих молодежь покидать село, ученые называют низкую заработную плату (55%), отсутствие возможности для самореализации (31%), плохую организацию досуга (10%), слабое медицинское обслуживание (7%), плохое устройство быта (4%), трудности с поиском супруга(и) (3%) и необходимость много работать (4%)5. Как известно, особенностью сельского хозяйства является высокая трудоемкость и низкая доходность отраслей. Это сопровождается оттоком ресурсов в другие сферы производства. Большая часть сельскохозяйственных организаций неплатежеспособна, их материально-техническая база разрушена: сокращаются масштабы хозяйственной деятельности, уменьшается число занятых в производстве, увеличивается уровень безработицы. Формирование рынка труда осложняется демографической обстановкой, нерациональной структурой сельского населения, низким уровнем его образования, слабым развитием социальной инфраструктуры и отсутствием рынка жилья6.

Кроме того, современную ситуацию на рынке труда в сельской местности можно оценить как трудоизбыточную. Излишнее предложение труда выражается, с одной стороны, в форме постоянно увеличивающейся безработицы, а с другой - в форме предельно низкой заработной платы работников. Негативные последствия этого для реальной модернизации аграрного производства и повышения его эффективности очевидны. Многие сельхозпредприятия пла-

1 В данном разделе публикуются материалы одноименной заочной всероссийской научно-практической конференции, поступившие в редакцию до 1 ноября 2016 г.

Аникина Анна Валентиновна - к.соц.н., доцент Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. Область профессиональных интересов: социология религии (религиозность населения, молодежи; межрелигиозные отношения), сельский туризм (социально-экономические проблемы, спрос и предложение, рынок услуг). E-mail: [email protected]

3 Ростовцева Т.К., Рязанцев С.В. Социально-демографические характеристики российской молодежи // Государственный советник. - М., 2015. - № 2 (10). - С. 66-74.

4 Пахомова А.А. Проблемы сельской молодежи в агробизнесе // Российское предпринимательство. 2010. № 7-2 (163). -С. 141-144. - http://bgscience.ru/lib/6234/

5 Романов А. А., Фролов С.А. Развитие села глазами молодежи // Социс. - М., 2014. - № 2. - С. 48-51.

6 Воронина А.А. Тенденции развития аграрного рынка труда // Концепт. 2015. - № 8 (август). - http://e-koncept.ru/2015/ 15264. html

тят предельно низкую заработную плату избыточной массе работников, которая фактически заменяет им пособия по безработице. Сама заработная плата в сельском хозяйстве остается самой низкой в экономике. Разрыв в оплате труда по сравнению с промышленностью увеличился за 2000-е гг. в 3,2 раза1.

Сейчас молодежь готова работать, но желает получать взамен достойную заработную плату и иметь условия, способствующие здоровому отдыху. В этой связи развитие предпринимательства в агропромышленном комплексе, в том числе сельского туризма, может стать инновационным способом решения проблемы закрепления молодежи на селе.

Отметим, что диверсификация хозяйственной деятельности путем развития смежных и альтернативных видов занятости и самозанятости на селе, таких, как туризм, производство сувенирной и кустарно-ремесленной продукции, национальных костюмов и продуктов питания, работа по обустройству ландшафта, уборка и утилизация бытовых, производственных отходов и т.п.2 и сегодня весьма актуальна. К тому же рост интереса к отдыху внутри страны, в том числе в сельской местности, отмечается многими исследователями.

Так, по данным социологического опроса, проведенного в июне-августе 2013 г. ООО МИП «ИнАгроС» в Самарской области3, более 40% городского населения готовы отправиться на отдых в сельскую местность. Подавляющее большинство респондентов отдало предпочтение летнему периоду отдыха (63%), когда большинство населения находится в отпусках. На втором месте - осень (32%) и весна (28%), на третьем - зима (15%).

Согласно социологическому опросу в Оренбургской области4, 62% респондентов знаком агротуризм, поучаствовать в агротуре хотели бы 40%. Поездки в село как тур выходного дня - выбрали 49% опрошенных, на неделю -42,5%. Рассчитывают получить дополнительные услуги: деревенскую баню - 23% опрошенных, конные прогулки -22,5, участие в хозяйственной жизни сельской семьи отметили 17%. Респонденты ожидают от агротура ощущения близости с природой (28%), чистого воздуха и натуральных продуктов питания (26%), получения новых впечатлений (17%).

Как показало социологическое исследование сельских жителей Оренбуржья, у сельчан также есть желание получить дополнительный доход. Поэтому важно рассмотреть данную социально-экономическую потребность с точки зрения включения молодежи в структуру воспроизводства на селе. Тем более что среди стимулов, способствующих притоку молодых специалистов на село, ученые выделяют достойную зарплату (50%), свое жилье (30%), перспективу карьерного роста (17%), достойное медицинское обслуживание (5%), наличие развитой инфраструктуры (10%), организацию хорошего досуга (8%), свое подсобное хозяйство (9%)5. Сельский туризм позволяет не просто задействовать трудовой потенциал российского села, но и способствовать трудоустройству молодежи.

Проведенное нами пилотажное социологическое исследование6 селян в Нижегородской области (N=268, из них 36,6% мужчин и 63,4% женщин) в мае-июне 2014 года выявило особенности молодежного восприятия проблем и путей развития сельского туризма.

По мнению молодого поколения, для муниципалитетов перспективными являются экологическое (23,0%), лечебно-оздоровительное (22,0%), спортивное (15,1%), фермерское (14,6%) и краеведческое (14,1%) направления.

Как показывает российская и зарубежная практика, важным фактором для развития туристической деятельности на селе является транспортная инфраструктура и приемлемый уровень социального благоустройства. Каждый третий молодой человек (27,4%) считает, что проживает в населенном пункте с низким уровнем социального благоустройства. Больше половины респондентов (57,3%) согласны, что живут в поселении со средним, а 6,5% с высоким уровнем благоустройства (табл. 1).

Таблица 1

Распределение мнений молодежи об уровне социального благоустройства населенного пункта, %

Высокий Средний Низкий Совсем социально не обустроен Затруднились ответить

Уровень благоустройства населенного пункта 6,5 57,3 27,4 6,5 2,3

Исследование выявило, что уровень социального благоустройства населенного пункта, в силу новизны подобного бизнес-предложения, не решающий фактор в сознании молодежи. Подобная тенденция отмечается и в вопросе о видах помощи в развитии сельского туризма.

Респонденты до 30 лет считают, что актуальными видами помощи в агротуристической деятельности являются кредитование программ развития (40,0%), улучшение транспортной сети (32,8%) и стимулирование строительства в сельской местности (31,2%) (табл. 2).

1 Серова Е.В., Звягинцев Д.В. Альтернативная занятость в сельской местности // Мир России. 2006. - № 4. - С. 3-34.

2 Барлыбаев А.А., Ахметов В.А., Насыров Г.М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики // Проблемы прогнозирования. - М., 2009. - №6. - С. 105-111.

Барнаева В.А., Дударева В.В. Социологическое исследование потребностей населения Самарской области в услугах сельского туризма // Международный студенческий научный вестник. 2014. - № 3. - http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11870

4 Попова О.Б., Шамкаева Э.И. Перспективы территориальной организации агротуризма в Оренбургской области // Вестник ОГУ. 2014. - № 6 (167). - С. 164-168.

5 Романов А. А., Фролов С.А. Развитие села глазами молодежи // Социс. - М., 2014. - № 2. - С. 48-51.

6 Аникина А. В. Региональные перспективы сельского туризма // Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. - № 2 (6). - С. 63-69.

Таблица 2

Мнение респондентов о видах помощи в развитии сельского туризма, %

Виды помощи в развитии сельского туризма Возраст

До 30 лет 31-40 лет 41-60 лет Старше 60 лет

Кредитование программ развития 40,0 40,5 29,7 29,6

Дотирование программ развития 8,8 14,3 22,9 22,2

Адресная поддержка инициатив 24,0 21,4 29,7 22,2

Снижение налогов 13,6 28,6 27,0 18,5

Улучшение транспортной сети 32,8 26,2 22,9 29,6

Создание и реализация программ обучения стандартам обслуживания 18,4 7,1 6,7 3,7

Стимулирование строительства в сельской местности 31,2 45,2 33,7 29,6

Лоббирование чиновниками на местах 2,4 4,7 17,5 14,8

Кооперация туристических агентств с селянами 15,2 9,5 10,8 11,1

Другое 1,6 0 5,4 0

Никакие программы не помогут 4,8 9,5 9,5 18,5

*Возможно несколько вариантов ответов, поэтому сумма больше 100.

Молодежь, только накапливающая жизненный опыт, пока пренебрегает помощью в виде лоббирования интересов чиновниками на местах и дотирования программ развития сельского туризма.

В этой возрастной группе наиболее популярным источником финансирования агротуризма считается консолидированная помощь государства и частных инвесторов (37,6%)1. Менее всего респонденты обращают внимание только на предпринимателей (4,0%) или только на частных инвесторов (2,4%).

Таким образом, молодежь до 30 лет может поддержать рост сельского туризма, увлекаясь идеей развития его экологического, лечебного, спортивного, фермерского и краеведческого направлений. Молодое поколение, в этом случае, сыграет роль драйвера, вовлекая в орбиту остальное население. Развитие сельского туризма должно помочь развитию регионов, привлечь население к активному участию в решении собственных финансовых проблем, содействовать трудоустройству молодежи .

В этой связи необходимо проведение оценки сельскохозяйственного, природного, культурного и исторического потенциалов сельских поселений в Российской Федерации. Отметим, что обучение местного населения современным технологиям приема и обслуживания туристов (проведение выездных семинаров с целью ознакомления со спецификой сельского туризма, правилам организации приема и размещения в сельских подворьях)3, а также создание доступного информационного материала будет способствовать практике вовлечения молодого поколения в новый вид деятельности.

Включение в программу подготовки студентов сельскохозяйственных вузов учебно-методического комплекса «Сельский туризм» в современных российских социально-экономических условиях становится чрезвычайно востребованным. Знакомство студентов и слушателей с особенностями организации туризма и туристической деятельности в сельской местности; формирование у будущих специалистов системы знаний аграрного кластера туристических услуг должно стать целью курса, необходимого для роста благосостояния сельских тружеников.

Большую роль в продвижении идей развития сельского туризма может сыграть Российский союз сельской молодежи (далее - РССМ). Например, проект РССМ «Выбираем профессию!» призван популяризировать сельскохозяйственные профессии среди молодежи. Активисты проекта выезжают в сельские школы, ссузы для проведения семинаров, научно-познавательных открытых уроков, выездных экскурсий в аграрные вузы и сельскохозяйственные предприятия для встречи с успешными молодыми предпринимателями в аграрной отрасли. Эту инициативу считаем необходимым расширить, включив в программу посещение объектов сельского туризма и презентацию соответствующей экономической деятельности. Отметим, что при реализации данного проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации (№79-рп от 01.04.2015 г.).

Задействован может быть и информационный портал РССМ - «Культурно-историческое наследие села», созданный в рамках реализации всероссийского молодежного проекта по сохранению культурно-исторического наследия села и повышению информированности населения о возможностях самореализации на сельских территориях. Считаем, что он может стать эффективной платформой по популяризации идей агротуризма в молодежной среде. Кроме того, проект РССМ «Время - знать!» и ресурс трудоустройства также обладают потенциалом в продвижении обозначенной нами предпринимательской инициативы. Более того, в программах государственной поддержки малого и среднего бизнеса должны быть особо обозначены объекты сельского туризма и молодежные предпринимательские инициативы.

1 Аникина А.В. Региональные перспективы сельского туризма // Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. - № 2 (6). - С. 63-69.

2

Скульская А.В., Широкова Т.К. Сельский туризм и народные промыслы как дополнительные источники дохода сельского населения // Научные труды ИНП РАН. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С. 151-165.

3 Богомазова И.В. Сфера туризма Белгородской области: современные направления и перспективы развития // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2012. - № 1. - С. 25-29.

Создавая бизнес-предложение на селе, необходимо подумать о формировании спроса на подобные услуги. Как показывает зарубежный опыт, ключевыми мотивами поездок за город являются природа и покой. Так, около 27% территории Германии находится в зоне одного из 104 природных парков. Они расположены главным образом в сельской местности и ставят своей целью не только сохранение естественных культурных ландшафтов на больших территориях, но и содействие развитию устойчивого туризма. Согласно данным Федерального объединения по организации отпусков на крестьянском подворье и сельскому туризму в той же Германии (BAG), спрос на такой отпуск (5,1 млн. турпоездок внутри страны) в 2010 г. составил 2,8 млн. коротких отпусков (длительностью до 4 дней) и 2,3 млн. полноценных отпускных поездок (длительностью 5 и более дней)1.

В нашей стране спрос на сельский туризм еще только формируется. По словам советника руководителя федерального агентства по туризму Александра Ильина, «в России не менее тысячи административных районов, которые могут активно заниматься сельским туризмом». Чиновник отмечает, что «сельский туризм может приносить российским регионам более 30 млрд. рублей в год...», а «его рентабельность может составлять 15-30%»2. По данным опроса сельских жителей Баршкортостана3, проявили свою готовность и желание принять на некоторое время туристов большинство (72%) опрошенных сельских семей. Готовность принять на отдых родителей с детьми выразили 39% селян, только взрослых (19%), молодежь (9%), детей (2%). Для 27% опрошенных селян контингент отдыхающих не имеет никакого значения.

Желающие оказывать агротуристские услуги готовы предложить своим будущим клиентам: проживание (76%), ночлег (65%), питание (64%), рыбную ловлю (58 %), сбор грибов, ягод, лекарственных растений (63%), участие в семейной хозяйственной деятельности (55%), экскурсии по местным достопримечательностям (46%), охоту (14%) и что-то эксклюзивное свое (6%). Наличие уникальных объектов природы (гор, водоемов, пещер и т.д.) отметили практически все респонденты. Желающие заняться агротуризмом оценивают свои услуги сравнительно недорого. Так, 6% опрошенных селян оценили стоимость суточного пребывания туриста в их доме в размере до 100 руб., 29% - до 150 руб. и треть опрошенных - не менее 150 руб.

Таким образом, потенциальный спрос на данную разновидность туризма, наличие природно-рекреационных ресурсов, условий для размещения туристов, заинтересованность и желание сельских семей организовывать агротури-стские хозяйства, создают базовые условия и предпосылки для развития туризма в сельской местности. Поэтому использование благоприятного момента в социально-экономическом развитии нашей страны для вовлечения молодежи в процесс воспроизводства в сельской местности крайне перспективно.

Итак, формирование инициатив, потребностей и спроса на подобные услуги следует поддержать и использовать в целях закрепления молодежи на селе. Для этого целесообразным было бы оказание поддержки субъектам молодежного сельского предпринимательства: 1) в виде проведения мероприятий по популяризации идей сельского туризма среди молодежи с участием СМИ; 2) организации программ подготовки и переподготовки кадров в области развития предпринимательства в сельской местности; 3) предоставления грантов для молодежи на организацию объектов агротуризма; 4) стимулирование создания ассоциаций, клубов, Интернет-сообществ молодых сельских предпринимателей и молодежных проектных коллективов; 5) отбор и субсидирование профессиональной подготовки и переподготовки наиболее талантливых молодых сельских предпринимателей в сфере агротуризма.

1 Райн Х., Шулер А. Туризм в сельской местности. - М.: КНОРУС МЕДИА, 2013. - С. 18.

2 Возможности агротуризма Беларуси и России // Союзное вече. 2014. - № 26 (558), 19-25 июня. - ИАр/^^^м^ошуесИе.

ru/upload/iblock/630/24098_1.pdf

3

Барлыбаев А. А., Ахмет гнозирования. - М., 2009. - № 6. - С. 105-111.

3 Барлыбаев А.А., Ахметов В.А., Насыров Г.М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики // Проблемы про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.