Научная статья на тему 'Перспективы территориальной организации агротуризма в Оренбургской области'

Перспективы территориальной организации агротуризма в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
383
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / AGROTOURISM / RURAL TOURISM / TERRITORIAL ORGANIZATION / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попова Ольга Борисовна, Шамкаева Эльвина Ильдаровна

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятий территориальная организация общества и агротуризм, как одного из основных видов туризма. Обосновываются перспективы оптимизации территориальной структуры агротуризма в Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSPECTIVES OF TERRITORIAL ORGANIZATION OF AGROTOURISM IN ORENBURG REGION

The article discusses the different approaches to the definition of agrotourism as a one of the main types of tourism. Perspective directions for the territorial organization of agritourism in the Orenburg region are presented.

Текст научной работы на тему «Перспективы территориальной организации агротуризма в Оренбургской области»

Попова О.Б., Шамкаева Э.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: geo@mail.osu.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОТУРИЗМА

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятий территориальная организация общества и агротуризм, как одного из основных видов туризма. Обосновываются перспективы оптимизации территориальной структуры агротуризма в Оренбургской области.

Ключевые слова: агротуризм, сельский туризм, территориальная организация, Оренбургская область.

Проблема территориальной организации общества (ТОО) находится в настоящее время в центре внимания всей системы географического знания. Она связана с общегеографической концепцией территории и территориальных ресурсов и затрагивает все сферы хозяйственной деятельности, включая туристко-рекреационную. Оренбургская область обладает большим туристским потенциалом - памятники природы, этно-исторические и климатические ресурсы, благоприятная экологическая обстановка позволяет делать выводы о туристической отрасли, как о перспективной для развития экономики региона и его отдельных районов. При дальнейшем развитии территориальной организации туризма, одним из перспективных направлений для Оренбургского региона, способным обеспечить рентабельное использование имеющихся природных и культурно-исторических условий, на наш взгляд даже при условии минимальных инвестиций, может стать агротуризм.

В настоящее время предложены различные подходы к решению проблемы ТОО, причем в самом распространенном варианте ТОО рассматривается как пространственное выражение существования материи на поверхности Земли. Следовательно, как и любую другую организацию, ТОО следует рассматривать в четырех направлениях: строение, функционирование, развитии и управление. Одно из интересных решений проблемы ТОО принадлежит А.А. Ткаченко и Э.Л. Файбусовичу [5], согласно которому пространственные горизонтальные связи выражаются как и в любом ландшафте, в том числе, через информационные и энергетические потоки. Э.Б. Алаев (1983) рассматривает ТОО как «...сочетание функционирующих территориальных структур (расселения населения производства,

природопользования), объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественной формации экономических законов» [1]. Несколько иначе представляет эту категорию М.Д. Ша-рыгин (1992), считающий, что ТОО следует рассматривать, во-первых, как явление - ТОО реализуется в форме иерархически соподчиненных районов разного ранга, в которых протекает жизнедеятельность людей, и, во-вторых - как процесс «.постоянное движение и пульсация всей социально-экономической жизни населения в пространстве-времени» [1], [7].

Основным понятием в нашем исследовании является «туризм». Мы придерживаемся классического определения туризма, как и большинство исследователей этого направления в социальноэкономической географии. Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных и в просветительно-деловых целях, но без занятия в месте временного пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника (Квар-тальнов В.А., 2002). В последнее время устоялась достаточно широкая классификация туризма по видам и целям. По этой общепринятой классификации агротуризм относится к группе рекреационного туризма, ориентированного по цели - на отдых. При этом, данный вид устойчивого туризма частично пересекается с этнотуризмом и экотуризмом. Часто агротуризм сравнивают с сельским туризмом и даже делают эти понятия синонимичными. На наш взгляд их следует разделять.

Сельский туризм - более широкое понятие сектора туристической индустрии, ориентированного на использование ландшафтно-климатических, этно-культурных особенностей сельской местности для отдыха. Агротуризм - это совмещение работы с отдыхом в сельской местности, когда турист принимает участие в сельскохозяйственных работах с частичной оплатой своего труда или, например, в обмен на бесплатное проживание и питание - т. е. без осуществления платежей между двумя сторонами. Такой тип взаимодействия фермеров и туристов организовывается во многих странах мира через комплекс международных программ, например WWOOF - « World Wide Opportunities on Organic Farms», или Willing Workers on Organic Farms, то есть «Добровольные Работники на Органических Фермах» [8]. В настоящее время WWOOF в России не имеет своего отделения. Изучение опыта европейских государств показывает, что одним из успешных путей развития данного направления является создание такой территориальной структуры агротуризма, которая смогла бы объединить заинтересованные фермерские и подсобные хозяйства в ассоциации (или кластеры) [4]. Подобная территориальная структура группы взаимосвязанных хозяйств ускоряла бы развитие агротуризма.

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика», одним из основных условий перехода российской экономики к социально ориентированному типу хозяйствования является создание условий для повышения качества жизни населения, в том числе за счёт развития инфраструктуры индустрии туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности национальных туристских услуг [3]. Осуществление подобного проекта в условиях Оренбургской области возможно при условии, что организаторам будет оказана финансовая и информационная поддержка.

В нашей стране подобный вид туризма в последние годы стал достаточно активно развиваться, например, в Забайкальском, Алтайском и Краснодарском краях, Архангельской, Ленинградской, Калининградской, Псковской областях и республике Башкортостан, где уже имеется многолетний положительный опыт развития данного направления. За рубежом этот сектор в туристической индустрии еще бо-

лее популярен, в первую очередь из-за небольших затрат туристов на отдых, а также близостью к природе.

Предпосылки для развития агротуризма: потребность городских жителей в смене обстановки, склонность горожан к стрессам, низкая стоимость турпродукта для потребителя. Это возможность провести время на природе, принять участие в сельских праздниках - как этнических, так и сельскохозяйственных (в Оренбургской области примером может быть сбор бахчевых в Соль-Илецком районе), заняться сбором лекарственных трав или грибов, уход за домашними животными будет интересен для городских семей с маленькими детьми, или, к примеру, возможно обучиться какому-либо ремеслу (вязание пуховых платков в с. Желтое Саракташского района и в других селах).

Агротуризм, как туристский продукт, предполагает пакет услуг, начиная от размещения в сельском доме, экскурсий, питания и заканчивая активным участием в сельской жизни. Заниматься продвижением агротуризма может каждый сельский населенный пункт Оренбургской области, где есть необходимые предпосылки для развития данного вида туризма, таких как специализированные гостевые дома или дома жителей сел, приспособленных для приема туристов. Сельчанам, желающим заниматься агротуризмом, необходимо предоставлять агротуристам следующие услуги: проживание в комфортабельных условиях, питание, экскурсии по местным достопримечательностям, возможность участия в семейной хозяйственной деятельности - уход за животными, рыбалка, сбор грибов (ягод, лекарственных растений), деревенская баня, конные прогулки и т. д.

В связи с тем, что владельцы агропансиона не смогут обеспечить все типы развлечений даже для своих туристов, появляется вынужденная необходимость развития сотрудничества с другими структурами, которые могут обслуживать гостей села, а значит создавать дополнительную инфраструктуру.

Оренбургская область обладает хорошими возможностями для развития данного вида туризма, ведь уровень ее урбанизации составляет 58%. Возможно также создание на основе существующих благоустроенных сельских поселений туристических деревень недалеко от областного центра: например, в с. Дедуровка (здесь имеется

уникальный в стране легкоатлетический стадион), с. Им. «9 января» (здесь расположен современный спортивный комплекс с бассейном).

Для выявления потребности и перспектив развития агротуризма в Оренбургской области был использован метод анкетирования потенциальных потребителей услуг данного направления. Анкетирование проводилось среди жителей региона, в основном в городах (76% опрошенных), преимущественно через социальные сети, этим и объясняется низкий процент людей в возрасте более 45 лет. В соцопросе принимали участие респонденты: 37% в возрасте 25-35 лет, 33% - до 25 лет, 19,5% - 35-45 лет. Работающие составили 53%, студенты - 32%, учащиеся - 13%.

В ходе социологического опроса выяснилось, что 62% респондентов знаком такой вид туризма, как агротуризм, но поучаствовать в агротуре хотели бы только 40%. Выбирая срок поездки в село как тур выходного дня - выбрали 49% опрошенных, а на неделю - 42,5%. При выборе такого вида отдыха, как агротуризм, рассчитывают получить дополнительные услуги: деревенскую баню (23%), конные прогулки (22,5%), участие в хозяйственной жизни сельской семьи (17%). Респонденты ожидают от агротура ощущения близости с природой (28%), чистого воздуха и натуральных продуктов питания (26%), получения новых впечатлений (17%). Отвечая на вопрос «Какую сумму Вы готовы потратить в сутки, отдыхая в селе?» 63% выбрали категорию до 250 руб., что и соответствует нашему представлению об агротуризме, как относительно дешевом виде туризма для потребителя.

Так как подавляющее количество положительных ответов (91%) было получено на вопрос «Во время агротура было бы Вам интересно ознакомиться с традиционной культурой народа, проживающего в селе?», то это дает нам возможность сделать вывод, что при составлении программы отдыха желательно сочетание элементов агротуризма и этнотуризма [6].

Выводы, полученные из ответов респондентов: горожане являются потенциальными потребителями услуг агротуризма; основная возрастная группа потенциальных агротуристов находится в широком диапазоне 20-45 лет; горожан интересуют традиционные виды сельского отдыха; требования туристов к комфортабельности проживания являются приемлемыми для условий Оренбургской области; в по-

требности услуг агротуризма наблюдается сильно выраженная сезонность (наиболее предпочтительное время отдыха для большинства респондентов - лето, затем - зима); наиболее востребованный срок проживания в сельской местности с целью отдыха составляет 2 дня, то есть это «туры выходного дня». На втором месте по востребованности - недельный тур.

Также был проведено социологическое исследование среди сельских жителей, которые могли бы предоставить услуги агротуризма. Анкетирование проводилось в двух селах: с. Тирис-Усмано-во Абдулинского района и с. Староаширово Матвеевского района, располагающихся в 250 км от Оренбурга. В связи с тем, что в этих селах проживают преимущественно татарское население, то здесь возможно было бы создать агротуристичес-кое направление с этнографическим уклоном. Также в этих селах благоприятны природные условия для сельского туризма (наличие небольших лесных массивов, р. Тирис и р. Саадак, мягкий полого-увалистый рельеф, березовые колки на водоразделах). Жителям сел предлагалось ответить на вопросы анкеты, касающиеся организации агротуристического вида деятельности. Всего было опрошено 59 человек, в опросе принимали участие жители в возрасте 30-50 лет (65%) и старше 50 лет (35%). Результаты исследования показали, что у сельчан есть желание получить дополнительный доход, в основном это люди в активном трудоспособном возрасте. Также они утверждают о наличии условий для проживания туристов (Таблица 1). Эти факты подчеркивают потенциальную социальную составляющую для развития агротуризма в нашем регионе.

В Оренбургской области имеются все необходимые предпосылки для создания территориальной структуры агротуризма, как природные так и социально-экономические, что подтвердило проведенное социологическое исследование, поэтому развитие туристической индустрии должно стать приоритетной экономической задачей муниципальных образований.

Агротуризм в Оренбургской области на сегодняшний момент недостаточно исследован. Проблемность ситуации в продвижении услуг агротуризма на рынок Оренбуржья видится в отсутствии информационных связей как внутри территориальной туристической системы, так и между потенциальными рекреантами и агротуристическими объектами.

„Северное

Бугурус

услан 4*

ЗАбдулинсР з АсскссвоЖ*

Матвеевка

Пономарева

Грачевка „г

Бучулук „ ... Шарлык

П.чешаиово 10 ,

,, ^Алекеандровка

>14

II

КурманаевкйТоцкое' 0 Г ‘ 'V . „Тюльган Сорочинск |6 Октябрьское

Ччх_х

г,______-____„ Новосергиевка °

Первомайский Саракташ

ПереВоАщкии гРреноург о1

Кваркено

Ташла

Условные знаки

—Ч ллг^ *

. Илек 22*

21

А Объекты агротуризма

■ Объекты этнотуризма

Северное Центры районов

0 Города областного Бузулук подчннення. центры районов

1 Сельские населенные пункты

^ АОЛ • Соль-Илецк <»

Акбулак

21

Гай

О

Т о (-Медногорск

БсляевкаКувандыГ

Новотроицк Орск

оАдамовка

Новоорск $1 ОЯсный

26 25 Домбаровка

Светлый

1 - с. Кирюшкино

2 - с. Тирис-Усманово

3 - с. Ниж. Курмей

4 - с. Староаширово

5 - с. Софиевка

6 - с. Дубровка

7 - п. Луна

8 - с. Донское

9 - с. Луговск

10 - с. Подольск

11 - п. Пушкинский

12 - с. Хортица

13 - с. Петровка

14 - с. Ждановка

15 - с. Кубанка

16 - с. Кичкас

17 - с. Родничное

18 - с. Претория

19 - с. Сузаново

20 - с. Покровка

21 - с. Им. 9 Января

22 - с. Дедуровка

23 - с. Желтое

24 - с. Мухамедьяровка

25 - с. Аккудук

26 - с. Екатеринославка

Рисунок 1. География перспективных центров агро- и этнотуризма в Оренбургской области.

Картосхема составлена авторами

Таблица 1. Результаты опроса сельского населения, касающегося проблем развития агротуризма в

Оренбургской области

Вопрос анкеты Результаты (%)

Удовлетворены ли Вы своим доходом? Удовлетворены - 9 Удовлетворены, но желают увеличить - 39 Не удовлетворены - 45

Готовы ли Вы оказывать услуги агротуризма и принять на некоторое время туристов? Готовы -72 Не готовы, либо затрудняются ответить - 28

В какое время года Вы согласны принимать туристов? Только летом - 48 Зимой -22 Круглогодично - 20 Осенью - 4 Весной -1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На какой срок, вы можете принять туристов? На любой срок - 26 На неделю - 24 На выходные дни - 21 На месяц - 13

Позволяют ли Вам жилищные и бытовые условия предоставлять услуги для агротуристов? Да - 35 Да, но с условием некоторого улучшения - 45 Нет - 20

Желаемый объем дохода за предоставляемые услуги (в сутки с человека) До 250 рублей - 25 От 250 до 500 рублей - 40 Свыше 500 рублей - 35

Этот сектор туристической отрасли может быть ориентирован на использование природных, культурных, этно-исторических и иных ресурсов сельской местности, её специфики для создания комплексного туристского продукта (Рисунок 1).

Оренбургская область обладает большим однообразием ландшафтной сферы нежели соседние регионы (например, республика Башкортостан), так как основная территория Оренбуржья располагается в природной зоне степи и лесостепи. Но при этом каждый район области мог бы прилагать максимальные усилия к созданию привлекательного имиджа нашего региона. Социальные плюсы агротуризма заключаются в повышении занятости населения в сфере услуг на селе. Предполагаем, что для депрессивных сельских районов развитие и популяризация данного вида туризма может стать одним из путей социального подъема (на фоне постоянного оттока населения из-за низкой занятости), т. е. агротуризм может рассматриваться в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики.

Так как задачей территориального управления является создание комплекса мер точечного воздействия на различные аспекты территориальной организации, то для развития агротуризма в Оренбургском регионе таким комплексом мер может стать: низкое процентное кредитование агропансионов и других потенциальных объектов агротуризма, создание туристических деревень на основе существующих благоустроенных сельских поселений недалеко от областного центра (например, с. Татарская Каргала, с. Красно-холм, с. Татищево, с. Городище, с. Рождественка и др.), объединение заинтересованных фермерских хозяйств в ассоциацию или агротуристический кластер. Ассоциация должна решать задачи категоризации сельских туристических объектов (например, в зависимости от уровня предоставляемых услуг), производить контроль качества предоставляемых услуг, осуществлять консультирование фермеров желающих заниматься агротуризмом, а также помогать каждому хозяйству разрабатывать фирменный стиль и заниматься информационной поддержкой, заключать договора на оказание услуг с туроператорами, специализирующимися на внутреннем туризме.

24.03.2014

Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (грант №14-12-56002)

Список литературы:

1. Алаев, Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. - Москва: Мысль, 1983. - 350 с.

2. Любичанковский, А. В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия / А. В. Любичанковский // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - №6. - С. 17-24.

3. Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. Издательский дом. - [1991-2013]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011dl53-doklad.pdf. - 24.03.2014.

4. Святоха, Н. Ю. Пространственно-временная организация жилищной сферы региона: кластерный подход / Н. Ю. Свято-ха // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №8. - С. 140-146.

5. Ткаченко, А. А. Территориальная организация - общий предмет исследования географии и регионологии / А. А Ткаченко, Э. Л. Файбусович // Регионология. - 1994. - №4. - С. 165-170.

6. Филимонова, И. Ю. Этнокультурное разнообразие и перспективы этнотуризма в Оренбургской области / И. Ю. Филимонова // Псковский регионологический журнал. - 2010. - №10. - С. 97-99.

7. Шарыгин, М. Д. Эволюция учения о территориальных общественных системах / М. Д. Шарыгин // Географический вестник. - 2006. - №1. - С. 4-13.

8. World Wide Opportunities on Organic Farms: web-сайт [Электронный ресурс] / Website by gluteus. federation of wwoof organisations is a company limited by guarantee. - [2013]. - Режим доступа: http://wwoof.net/. - 24.03.2014.

Сведения об авторах:

Попова Ольга Борисовна, доцент кафедры географии и регионоведения Оренбургского государственного университета, кандидат географических наук, доцент

Шамкаева Эльвина Ильдаровна, магистр географии, преподаватель кафедры географии и регионоведения Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1407, тел. (3532)372542, е-таіі: geo@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.