Кроме того, возникает опасность нарушения личного пространства и идентичности детей со стороны сервисов массовой обработки данных, которая стала возможной благодаря развитию Интернет-коммуникаций. Важно продолжать выявлять и анализировать ситуации уязвимости детей как пользователей Интернета, чтобы, с одной стороны, защитить их от опасности, а с другой - обеспечить им возможность использовать блага цифровой коммуникации.
Эксперты рекомендуют контролировать пользование детей Интернетом. Но при этом важно, чтобы взрослые не ограничивали использование цифровых коммуникаций, а скорее регулировали этот процесс. Особое внимание авторы предлагают обращать на онлайн-контент и особенности цифрового опыта детей (что они делают онлайн и зачем), что может в большей степени защитить ребенка, чем ограничение времени, проводимого им в Интернете.
Специалисты ЮНИСЕФ формулируют основные цели политики в области защиты и расширения возможностей детей в эпоху цифровизации (с. 124-129):
1) обеспечить всех детей дешевым доступом к высококачественным цифровым ресурсам;
2) защищать детей от опасностей, возникающих при цифровой коммуникации;
3) защищать личное пространство и идентификацию детей в цифровой коммуникации;
4) повышать цифровую грамотность детей для обеспечения их информированности, инклюзии и безопасности в Интернете;
5) привлекать частный сектор к продвижению этических стандартов и практик, защищающих и расширяющих возможности детей при использовании онлайн-коммуникаций.
О.Н. Пряжникоеа
2018.04.040. С.Н. СМИРНОВ. ЗАНЯТОСТЬ: МОТИВАЦИЯ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ (НА ПРИМЕРЕ ХОРВАТИИ). (Обзор).
Ключевые слова: рынок труда; занятость; малые и средние предприятия; заработная плата; бюджетный сектор экономики.
Поведение различных участников рынка труда - органов государственного управления, работодателей и работников - невоз-
можно понять без анализа мотивов, которыми оно определяется. Успехи или неудачи бизнеса или государственной политики занятости в целом во многом определяются тем, насколько эти мотивы соответствуют ситуации на рынке труда страны и положению с занятостью на конкретных предприятиях.
Так, для компаний важно выстроить правильную схему работы с наемным персоналом, выбрать создающие мотивацию принципы оплаты труда, создать благоприятную обстановку на производстве, содействовать повышению квалификации работников.
Влияние политики компании на мотивацию работников определяется с помощью инструментария социологических обследований. Одно из подобных обследований было проведено в 87 организациях Хорватии, 64% которых представляли малый и средний бизнес (1). 56% опрошенных относились к первичному и вторичному секторам экономики, а оставшиеся 44% - к третичному и четвертичному секторам1. В выборке опрошенных работников 66% составляли женщины, 55,2% - молодежь в возрасте до 25 лет, в то время как респонденты старше 30 лет - всего 24,2%. Респонденты оценивали предлагавшиеся им утверждения по пяти градациям шкалы Ликерта2.
Обработка результатов обследования позволила построить следующий ранжированный по степени согласия работников список утверждений:
1) хорошее взаимодействие способствует улучшению рабочей атмосферы (оценка по шкале Ликерта 4,8 из 5);
2) хорошее взаимодействие улучшает бизнес компании (4,69);
3) модель лидерства улучшает бизнес компании (4,69);
4) мотивация способствует улучшению рабочей атмосферы (4,59);
1
В трехсекторнои модели экономики к первичному сектору относится добыча сырья, к вторичному - обрабатывающие производства, к третичному - сфера услуг, научные исследования и разработки, необходимые для производства изделий из природных ресурсов. - Прим. реф.
2 Шкала суммарных оценок, разработанная в 1932 г. Р. Ликертом, при использовании которой в социологических опросах респондент оценивает степень своего согласия или несогласия с предложенным ему утверждение от «полностью согласен» (оценка «5») до «полностью не согласен» (оценка «1»). - Прим. реф.
5) мотивация улучшает бизнес компании (4,55);
6) модель лидерства способствует улучшению рабочей атмосферы (4,53);
7) политика в отношении персонала (в части выбора руководства и менеджмента) улучшает бизнес компании (4,38).
Расчет парных коэффициентов корреляции показал наибольшую значимую связь между такими парами утверждений, как «хорошее взаимодействие улучшает бизнес компании» и «модель лидерства способствует улучшению рабочей атмосферы» (коэффициент корреляции составил 0,490), а также «хорошее взаимодействие улучшает бизнес компании» и «модель лидерства улучшает бизнес компании» (0,482) (1). На основании проведенного исследования был сделан вывод, что мотивация работника оказывает существенное влияние на рабочую атмосферу в компании. Подобные исследования представляют интерес не только с научной, но и с практической точки зрения, давая сигналы работодателям, в каком направлении следует работать с наемным персоналом.
Микро-, малые и средние предприятия Хорватии часто сталкиваются с проблемами привлечения занятых и сохранения кадров1. Это связано во многом с наличием административных ограничений, которые являются, как правило, более жесткими по сравнению со странами ЕС. В ЕС в целом эти предприятия составляют 99% общего числа всех компаний, и их доля в добавленной стоимости превышает 50%. В Хорватии общее число таких предприятий составило в 2015 г. 106,2 тыс., или 99,7% общего числа зарегистрированных предприятий. В ЕС в 2015 г. добавленная стоимость, созданная на почти 28 млн малых и средних предприятиях, составила 3,9 трлн евро, а численность занятых на них - 90 млн человек Доля малых и средних предприятий ЕС в общей численности занятых в этих странах составила в 2015 г. 66,7% (в Хорватии -69,2%), а в общем доходе - 57,4% (соответственно 54%).
Малые и средние предприятия характеризуются большей по сравнению с крупными предприятиями гибкостью в организации хозяйственной деятельности. Во многих случаях они лучше адап-
1 К микропредприятиям в ЕС относятся предприятия с численностью занятых менее 10 человек и годовым оборотом менее 2 млн евро, для малых эти критерии составляют соответственно менее 50 человек и 10 млн евро и для средних -менее 250 человек и 50 млн евро. - Прим. реф.
тируются к изменяющейся экономической среде и развиваются быстрее крупных предприятий. Например, в 2015 г. совокупный доход малых предприятий с численностью занятых до 50 человек и годовым оборотом менее 10 млн евро увеличился на 4,8%, средних -на 6, а крупных - на 1,3%.
Тем не менее во многих случаях у малых и средних предприятий имеются сложности с внедрением инноваций, их экономические показатели и правовая защищенность хуже по сравнению с крупными предприятиями. Как правило, на малых и средних предприятиях высокая текучесть кадров. Кроме того, у них относительно выше административные издержки. Если на крупных предприятиях расходы на выполнение нормативных требований в расчете на занятого составляют 1 евро, то на малых - 10 евро. Нехватка квалифицированных специалистов и менеджеров является второй по значимости проблемой для малых и средних предприятий стран ЕС в целом и первой для Хорватии, где доли таких случаев в 2016 г. составили соответственно 19,68 и 20,18%. Существенно выше значимость этой проблемы для малых и средних предприятий в Словакии и Чехии, в каждой из которых данная доля составила 31% (2).
В 2016-2017 гг. в Хорватии было проведено анкетирование малых и средних предприятий, с тем чтобы выявить влияние административных ограничений на их деятельность, в частности в сфере занятости1. В выборку, по которой можно было обработать данные, попало 701 предприятие. По результатам обследования оказалось, что наиболее значимой для них проблемой в области занятости оказалось частое изменение нормативной базы, на что указывали 54% отпрошенных предприятий. Для 34% предприятий-респондентов значимой оказалась необходимость привлечения внешнего персонала, для 33% - необходимость заполнения большого числа документов, для 31% - значительное время для осуществления необходимых процедур и соблюдения других формальностей при работе с персоналом, большое количество этих процедур и других
1 Работа была частью межстранового проекта «Деятельность в области государственного управления и процедуры дебюрократизации в развитии малых и средних предприятий: сравнительный анализ Словении и Хорватии», который финансировался совместно Министерством науки и образования Республики Хорватия и Министерством образования, науки и спорта Республики Словения. -Прим. реф.
формальностей, для 15% - необходимость дополнительного взаимодействия предприятий с административными органами, и только для 9% - большие финансовые затраты на процедуры, связанные с кадровой политикой.
Число административных барьеров, с которыми сталкиваются предприятия при проведении кадровой политики, различается в зависимости от типа предприятий. Например, у микропредприятий среднее число таких барьеров составило 2,13, у малых - 1,93 и у средних - 1,68. У микро-, малых и средних предприятий первичного сектора экономики число таких барьеров составило в среднем 1,95, вторичного - 2,01, третичного - 2,26 и четвертичного - 1,83 (2). Снятие излишних административных ограничений станет дополнительным стимулом развития малых и средних предприятий в Хорватии.
Для работников приоритетными являются условия их занятости, прежде всего размер оплаты их труда. Но это важно также и для экономики страны в целом с точки зрения формирования как доходов бюджета (налоги на заработную плату), так и его расходов (если речь идет о занятых в бюджетном секторе экономики). Например, получили распространение работы, в которых проверяется получившая распространение гипотеза, что повышение заработной платы бюджетников за счет средств государственного бюджета и бюджетных расходов в целом влечет за собой снижение экономической активности в стране. Такая ситуация особенно опасна в период экономической рецессии. Хотя имеются отдельные исключения, однако для европейских стран в целом высказанная гипотеза находит статистическое подтверждение. Известны результаты расчетов, свидетельствующие, что создание одного рабочего места в бюджетном секторе экономики приводит к ликвидации 1,5 рабочих мест в частном секторе и увеличения численности незанятых на 0,3% (3).
Соответствующее эконометрическое исследование на данных месячной статистики о заработной плате в бюджетном секторе экономики, приведенной к месячным показателям экономической активности, было проведено в Хорватии за период с января 2000 по февраль 2017 г. Страна при этом характеризовалась как малая от-
крытая экономика1 (3). Бюджетный, или общественный, сектор включал государственное управление и оборону, образование, а также здравоохранение и социальные услуги.
Результаты анализа показали, что повышение заработной платы в общественном секторе экономики оказывает статистически значимое влияние на экономическую активность в долгосрочной перспективе, увеличивая при этом дефицит государственного бюджета. В свою очередь, это приводит к росту государственного долга и может повысить нестабильность финансовой системы. Органам государственной власти важно знать предельные размеры государственного долга, превышение которого увеличивает риск такой нестабильности. Как показывает практика, эти размеры сильно варьируются между отдельными странами.
В обществе отношение к бюджетному сектору экономики и к занятым в нем во многих случаях неоднозначное. Это подтвердили результаты опроса 502 жителей города, проведенного в 2014 г. Экономическим институтом в Загребе (Хорватия). По мнению респондентов, цена содержания бюджетного сектора слишком высока, а его размеры избыточны; и, следовательно, налоговая нагрузка, вызванная его содержанием, может быть уменьшена. Такой результат совпадает с результатами, которые получены другими хорватскими исследователями. Отчасти подобное отношение к бюджетному сектору обусловлено изменением ситуации в нем в период экономического кризиса 2008-2012 гг., когда доля занятых в этом секторе в общей численности занятых в экономике Хорватии увеличилась. При этом заработная плата работников государственных предприятий увеличилась относительно оплаты труда занятых на предприятиях частного сектора. В целом эмпирические исследования показывают, что стабильный экономический рост в стране обеспечивается в большей мере снижением государственных расходов, включая расходы на заработную плату занятых в бюджетном секторе экономики, а не повышением налоговой нагрузки.
1 Малая открытая экономика рассматривается в литературе как страна, которая не оказывает влияния на зарубежные рынки, а следовательно, не является конкурентом на них, но при этом подвержена влиянию мировой экономической конъюнктуры. - Прим. реф.
Список литературы
1. Klopotan I., Mjeda T., Kurecic P. Exploring the motivation of employees in a firm: A case-study // Business systems research. - 2018. - Vol. 9, N 1. - P. 151-160. -Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/324728515_Exploring_ the_Motivation_of_Employees_in_a_Firm_A_Case-Study
2. Obadic A. Administrativne prepreke s kojima se suocavaju mala i srednja poduzeca na podrucju zaposljavanja // Ekonomski pregled. - Travanj, 2018. - Vol. 69, N 2. -P. 163-187.
3. Palic I., Krizel B. Dugorocna analiza ucinka plaça u javnom sektoru na ekonomsku aktivnost u Hrvatskoj // Ekonomski pregled. - Travanj, 2018. - Vol. 69, N 2. -P. 188-199.
2018.04.041. ЗАНЯТОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ЕВРОПЕ.
Employment and social development in Europe / European Commission. - Luxembourg, 2018. - February. - 47 p. - (ESDE; Quarterly review).
Ключевые слова: Евросоюз; зона евро; рынок труда; занятость; безработица.
Экономика Евросоюза в 2017 г. продолжила развиваться высокими темпами. Так, в третьем квартале 2017 г. прирост реального ВВП составил 0,7%, как по Евросоюзу, так и в зоне евро, что соответствует показателю предшествующего квартала. При этом рост ВВП в годовом исчислении (в третьем квартале 2017 по сравнению с третьим кварталом 2016 г.) составил 2,8%. По отдельным странам в третьем квартале 2017 г. рост ВВП значительно колебался - от -0,5% (самый низкий показатель) в Дании до +4,2 - в Ирландии (самый высокий прирост). Годовой прирост ВВП наблюдался во всех странах - членах ЕС и достиг 7% на Мальте, в Румынии и Ирландии (с. 11).
Количество занятых в отчетный период достигло 236 млн человек в Евросоюзе и 156,3 млн в зоне евро, что является наивысшим уровнем занятости за весь период наблюдений. При этом рост занятости отмечался уже в течение четырех с половиной лет. Начиная с самого низкого уровня занятости в середине 2013 г. к третьему кварталу 2017 г. он вырос в странах ЕС на 12 млн человек, из которых 7,4 млн приходятся на зону евро (с. 16).