Научная статья на тему 'Инновации и инвестиции в туризме как один из важнейших факторов повышения уровня социально-экономического развития региона (на примере Кавказских Минеральных Вод)'

Инновации и инвестиции в туризме как один из важнейших факторов повышения уровня социально-экономического развития региона (на примере Кавказских Минеральных Вод) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ТУРИЗМ / РЫНОК / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ / INNOVATION / INVESTMENT / TOURISM / MARKET / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / CAUCASIAN MINERAL WATERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилин Владимир Александрович

Сфера туризма влияет на любой континент, государство или город, поскольку туризм является межотраслевой сферой экономики, которая охватывает не только средства размещения, но и транспорт, связь и многое другое. При условии успешного развития, туризм приносит определенные преимущества, с которыми связанно его значение для экономик разных стран и для нашего региона в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладилин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation and investment in tourism as one of the most important factors increasing levels of socio-economic development of the region (on the example of Caucasian Mineral Waters)

Tourism affects every continent, state or city, as tourism is an interdisciplinary field of Economics, which covers not only accommodation facilities, but also transport, communications and many more. Subject to successful development, tourism brings some advantages associated with its importance for the economies of different countries and our region in particular.

Текст научной работы на тему «Инновации и инвестиции в туризме как один из важнейших факторов повышения уровня социально-экономического развития региона (на примере Кавказских Минеральных Вод)»

2. Макаров Л.Ю. Реализация функций государ- 4. Субанова О.С. Архитектура бизнес-процессов ственных финансов в рамках рынка муниципаль- эндаумент-фонда университета // Известия ЮФУ. ных облигаций на примере США // Российское Технические науки. - 2011. - № 11(124). - С. 78. предпринимательство.-2011.-№б.- Вып.2(186). 5. Университетские эндаументы /целевые капи-- С. 27-32. талы в США и России материалы семинара СРВ

3. Мерсиянова И.В. Влияние финансирования СПб и ЕУСПб [Электронный ресурс]: Режим досту-российских НКО на оценку их работы и эконо- па: http://pif.investfunds.ru/news/36941 (дата обра-мического положения // Гражданское общество щения:02/05/2017)

в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 25-31.

О си

-О X

9

INNOVATION AND INVESTMENT IN TOURISM AS ONE OF THE MOST IMPORTANT FACTORS INCREASING LEVELS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF CA UCASIAN MINERAL WA TERS) ^

Gladilin Vladimir Alexandrovich, PhD of Economics, Stavropol branch of the Moscow State Pedagogical University, CO Stavropol, Russia

E-mall: Gladilin@ro.ru ^

Tourism affects every continent, state or city, as tourism is an interdisciplinary field of Economics, which covers not ^ only accommodation facilities, but also transport, communications and many more. Subject to successful development, tourism brings some advantages associated with its importance for the economies of different countries and our region in particular.

Keywords: innovation; investment; tourism; market; region; socio-economic development of the region; Caucasian Mineral Waters. ■ ^

KÀ >

E

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В ТУРИЗМЕ КАК ОДИН УДК 338.48 ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВАК РФ 08.00.05 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД) 123

Сфера туризма влияет на любой континент, государство или город, поскольку © Гладилин В.А., 2017

туризм является межотраслевой сферой экономики, которая охватывает не

только средства размещения, но и транспорт, связь и многое другое. При

условии успешного развития, туризм приносит определенные преимущества,

с которыми связанно его значение для экономик разных стран и для нашего

региона в частности.

Ключевые слова: инновации; инвестиции; туризм; рынок; регион; социально-экономическое развитие региона; Кавказские Минеральные Воды.

Инновация - это внедрение, введение достижений отраслей экономики любой страны. Туризм - одна из ведущих отраслей экономики любой страны.Сфера туризма влияет на любой континент, государство или город, поскольку туризм является межотраслевой сферой экономики, которая охватывает не только средства размещения, но и транспорт, связь и многое другое. При условии успешного развития, туризм приносит определенные преимущества, с которыми связано его значение для экономик разных стран и для нашего региона в частности [4].

Наряду с минеральными водами курортные ресурсы КМВ составляют благоприятный климат центральной и юго-западной частей региона, используемый для климатотерапии. Климат района КМВ издавна высоко оценён курортологами и успешно используется как лечебный фактор. Основные достоинства здешнего климата связаны с большим числом солнечных дней - в Кисловодске только 37-40 дней в году бывает без солнца. Здесь сравнительно сухо, сюда не доходят влажные воздушные массы с Чёрного моря - они задерживаются Главным Кавказским хребтом.

ГЛАДИЛИН Владимир Александрович, кандидат экономических наук, Ставропольский филиал Московского педагогического государственного университе та, Ставрополь, Россия GladilinlS)ro.ru

В соответствии со "Стратегией социально-экономического развития КМВ до 2025 года" туристско-рекреационный комплекс является одним из перспективных и приоритетных направлений развития экономики региона, представляющий собой многоотраслевой комплекс, в котором отражаются интересы субъектов хозяйствования. Анализируя современное состояние туризма в регионе, можно сказать, что это направление развивалось не так активно, как поездки граждан за границу. Об этом свидетельствуют и статистические данные прибытия иностранных туристов в Ставропольский край. Основными причинами являются: низкий уровень бюджетных расходов на отрасль; галопирующий рост цен на туристские услуги; отсутствие единых стандартов, технологий и правил; недоступность для туристов многихуникальныхтуристских ресурсов из-за отсутствия необходимой туристской инфраструктуры и др.

Успешное развитие той или иной сферы экономики во многом зависит от периодически происходящих инновационных процессов, которые затрагивают не только область науки и технико-технологической сферы, но и тесно связаны с экономическими и социальными преобразованиями.

Инновации в туризме - это разработка, создание новых туристических маршрутов, проектов и т.д., внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов. Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими - сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме существуют определенные классификационные признаки. Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.

Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобре-

тений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы кудовлетворению социальных потребностей. Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного сервиса и туризма. Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма[3].

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности [2].

На практику нового туризма влияют такие факторы, какдемографические изменения (старение населения), стиль жизни, характер работы, частота и продолжительность отпусков. Люди стремятся к новым и нестандартным путешествиям. Их растущая осведомленность, новые потребности стимулируют туристский бизнес, побуждают к инновациям и нововведениям. Большинство инновационных туристских продуктов имеют свои ниши на рыночном пространстве (например, экологический, приключенческий, экстремальный туризм). Устойчиво популярен и культурно-познавательный туризм, в котором появились инновационные продукты [1]. Устойчиво увеличивается количество санаториев и пансионатов в регионе.

Таблица - Число санаториев и пансионатов в регионе КМВ

Курорты Годы

1939 1950 1960 1970 1980 1990 1995 2000 2010 2016

Кисловодск 53 44 31 29 29 29 38 37 37 37

Ессентуки 26 22 19 20 24 24 35 27 27 28

Пятигорск 12 14 12 14 14 17 29 23 23 24

Железноводск 16 12 10 13 15 16 21 22 21 22

Всего 107 92 72 76 82 86 123 109 108 112

Туристские предприятия всегда были и сейчас являются активными сторонниками новых технологий. Какуже отмечалось, современные достижения в области телекоммуникаций и электронного маркетинга обеспечивают новые возможности для туристского бизнеса и существенно воздействуют на его модели. Внедрение новых технологий в туризм помогает повысить доходы от инвестиций. Для развития туризма в регионе КМВ есть все условия.Регион является одним из наиболеепривлекатель-ных, колоритных и самобытных регионов России. Столетия Ставропольский край и Кавказские Минеральные Воды притягивали к себе бесчисленное количество путешественников, художников, поэтов и писателей [1]. Неповторимы и уникальны культура и искусство народов, проживающих на этой территории. Здесь каждый народ сохранил свои давние традиции, фольклор, народные промыслы и этнолингвистический облик. Самая главная ценность КМВ - его жители, их южное радушие и гостеприимство. Ставропольский край заинтересовывает туристов и степными красотами и горами Кавказских Минеральных Вод,целебной минеральной водой, виноградарством терского казачества, населяющего край.

Туристские маршруты к историческим поселениям, сохранившим до сих пор объекты культурного наследия, представляют большую историческую, культурную и научную ценность и вызывают огромный интерес у туристов и отдыхающих. В регионе более 150 памятников истории, наиболее значительным из которых является комплекс гряды гор Кавказских Минеральных Вод, включенные в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Туризм - это настоящий катализатор социально-экономического развития. Однако в крае, в силу хронической недооценки существующего потенциала, не уделяется должного внимания этой сфере, что приводит к периодическому застою в развитии туриндустрии. Необходимо достаточно хорошо оснастить турфирмы, чтобы получать полную отдачу, в том числе и в будущем, от технических нововведений, которые повлияют на процессы разработки и продвижения услуг, использовать совре-

менные аналитические методы и подходы к решению проблем, которые помогут уменьшить затраты и увеличить производительность труда [3].Инновации в туризме требуют больших материальных, финансовых затрат. Поэтому необходима поддержка государства [2].Таким образом, в регионе есть возможность создать необходимые условия для выхода на новый уровень туризма как высокодоходной отрасли экономики, потенциал которой в крае сильно недоиспользован. Появление нового продукта на рынке туристических услуг будет способствовать разработке других, более совершенных проектов, давать возможность их финансировать.

Ключевым механизмом государственного регулирования и поддержки развития туризма являются краевые и разработанные на их: основе муниципальные целевые программы развития туризма. Успешная реализация мероприятий региональных целевых программ в рассматриваемой сфере позволит обеспечить опережающую по сравнению с другими отраслями динамику развития туризма, конкурентоспособность турпродукта края на внешних рынках позволит создать новую модель роста туризма, в центре которой будет совершенствование материально-технической базы и внедрения в сферу туризма новой техники и технологий, обеспечивая тем самым эффективную рекламу турпродукта, транспортную доступность туристических центров и создание высококвалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста [4]. Прежде всего, внедряя достижения научно-технического прогресса и передовой практики, инновационных ново-введенийв развитие сферы туризма, можно будет создать новые концепции туризма, туристских услуг, и реализовать их в новых форматах обслуживания. Формирование новых подходов и внедрение инноваций развития и регулирования сферы туризма позволит создать адекватную туристскую индустрию с хорошо развитой материально-технической базой региона [4].

Примечания:

1. Бинатов Ю.Г., Гладилин A.B., Пархоменко С.А. Санаторно-курортный комплекс Кавказских Минеральных Вод в рыночной экономике. - Ставрополь, 2005.

2. Гладилин A.B., Попов М.Н., Коломыц О.Н. Анализ и оценка социально-экономической среды реализации региональных инвестиционных проектов.-М„ 2013.

О си

-О X

9

со

CU

си

S

125

3. Гладилин A.B., Коломыц О.Н. Муниципальные целевые программы как фактор формирования благоприятного инвестиционного климата территорий. - Ставрополь, 2013.

4. Гладилин В.А. Анализ и пути повышения эффективности функционирования рекреационной

сферы на основе экономических кластеров Северо-Кавказского экономического района (на примере республики Крым и региона КМВ) // Конкурентоспособность в глобальноммире: экономика, наука, технологии. - 2015. - № 4. - С. 20-24.

METHODS OF IMPROVING BUSINESS PERFORMANCE IN THE B2B MARKET SERVICES ON THE BASIS OF STAKEHOLDER MANAGEMENT TOOLS

Gondarev Roman Sergeevich, Postgraduate student, Department of Management, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia E-mail: rd207090@gmail.com

The article discusses the essential-substantial characteristic of the stakeholder approach to management, including its instrumentation. Explores the concept of B2B marketplace апв its specific characteristics. On the basis of the conducted research a conclusion is drawn that with the help of stakeholder tools can greatly improve business performance B2B.

Keywords: improving business performance; B2B marketplace; stakeholders; stakeholders; management tools.

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА НА РЫНКЕ В2В УСЛУГ НА ОСНОВЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика стейк-холдерского подхода к управлению, в том числе его инструментария. Исследуется понятие рынка В2В услуг, а также систематизируются его специфические особенности. На основании проведенного исследования формулируется вывод о том, что с помощью стейкхолдерских инструментов можно в значительной степени повысить эффективность бизнеса В2В.

Ключевые слова: повышение эффективности бизнеса; рынок В2В услуг; стейк-холдеры; заинтересованные субъекты; инструменты управления.

УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05

5 Гондарев P.C., 2017

Современные процессы глобализации, проникающие во все сферы жизни и деятельности общества, а также негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса и обострение геополитической обстановки предопределяют переход от традиционной системы управления хозяйствующими субъектами, которая перестала отвечать интенсивно меняющимся требованиям современности. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает поиск новых инструментов управления, в том числе основанных на стейкхолдерских подходах.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА

ГОНДАРЕВ Роман Сергеевич, аспирант, кафедра Менеджмента, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия ^207090@дтаИ. сот

Финансовые факторы Нефинансовые факторы

Увеличение продаж; Человеческий капитал;

Отдача на вложенный капитал; Клиентский капитал;

Инвестиции; Корпоративное управление;

Стоимость капитала; Инновации;

Операционные и финансовые риски. Коммуникации;

Социальная ответственность.

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на эффективность бизнеса

Особое значение для настоящего исследования имеет изучение сущностно-содержательной характеристики стейкхолдерского под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.