3. Гладилин A.B., Коломыц О.Н. Муниципальные целевые программы как фактор формирования благоприятного инвестиционного климата территорий. - Ставрополь, 2013.
4. Гладилин В.А. Анализ и пути повышения эффективности функционирования рекреационной
сферы на основе экономических кластеров Северо-Кавказского экономического района (на примере республики Крым и региона КМВ) // Конкурентоспособность в глобальноммире: экономика, наука, технологии. - 2015. - № 4. - С. 20-24.
METHODS OF IMPROVING BUSINESS PERFORMANCE IN THE B2B MARKET SERVICES ON THE BASIS OF STAKEHOLDER MANAGEMENT TOOLS
Gondarev Roman Sergeevich, Postgraduate student, Department of Management, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia E-mail: rd207090@gmaii.com
The article discusses the essential-substantial characteristic of the stakeholder approach to management, including its instrumentation. Explores the concept of B2B marketplace апв its specific characteristics. On the basis of the conducted research a conclusion is drawn that with the help of stakeholder tools can greatly improve business performance B2B.
Keywords: improving business performance; B2B marketplace; stakeholders; stakeholders; management tools.
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА НА РЫНКЕ В2В УСЛУГ НА ОСНОВЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ
В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика стейк-холдерского подхода к управлению, в том числе его инструментария. Исследуется понятие рынка В2В услуг, а также систематизируются его специфические особенности. На основании проведенного исследования формулируется вывод о том, что с помощью стейкхолдерских инструментов можно в значительной степени повысить эффективность бизнеса В2В.
Ключевые слова: повышение эффективности бизнеса; рынок В2В услуг; стейк-холдеры; заинтересованные субъекты; инструменты управления.
УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05
5 Гондарев P.C., 2017
Современные процессы глобализации, проникающие во все сферы жизни и деятельности общества, а также негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса и обострение геополитической обстановки предопределяют переход от традиционной системы управления хозяйствующими субъектами, которая перестала отвечать интенсивно меняющимся требованиям современности. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает поиск новых инструментов управления, в том числе основанных на стейкхолдерских подходах.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА
ГОНДАРЕВ Роман Сергеевич, аспирант, кафедра Менеджмента, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия Ш07090@дтаИ. сот
Финансовые факторы Нефинансовые факторы
Увеличение продаж; Человеческий капитал;
Отдача на вложенный капитал; Клиентский капитал;
Инвестиции; Корпоративное управление;
Стоимость капитала; Инновации;
Операционные и финансовые риски. Коммуникации;
Социальная ответственность.
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на эффективность бизнеса
Особое значение для настоящего исследования имеет изучение сущностно-содержательной характеристики стейкхолдерского под-
хода к процессу управления, центральное место в котором принадлежит идее о том, что цели деятельности организации гораздо шире, чем получение прибыли и распределение ее между собственниками. Эти цели должны учитывать интересы не только собственников, но и гораздо более широкого круга агентов - стей-кхолдеров.
Действительно, можно согласиться с тем, что на устойчивое положение компании, а, следовательно, на повышение ее эффективности, оказывают непосредственное влияние не только финансовые факторы, но и нефинансовая составляющая, представленная взаимодействием стейкхолдеров.
В настоящее время многие отечественные ученые занимаются рассмотрением данной проблематики. Так, Д.А. Дуденков утверждает, что выявление стейкхолдеров, то есть всех заинтересованных в функциональной деятельности организации сторон, а также непосредственный учет их интересов имеет колоссальное значение для стабильного и перспективного развития компании [3].
A.A. Гугля вкладывает в понятие стейкхолдеров любых лиц, которые своими действиями, властью и авторитетом могут повлиять на текущую деятельность бизнес-единицы либо сами могут оказаться под ее воздействием [2]. Основываясь на подобном трактовании стейкхолдеров, можно сказать, что к заинтересованным субъектам можно отнести следующие категории лиц:
- собственники (акционеры);
- наемные работники;
- деловые партнеры;
- инвесторы;
- конкуренты;
- органы власти;
- общественные организации;
- средства массовой информации и др.
Следует подчеркнуть, что представленные
субъекты - это далеко не полный перечень заинтересованных лиц. Для каждого отдельного субъекта этот список определяется в индивидуальном порядке и зависит от многих факторов, в том числе:
- отраслевой спецификации;
- особенностями организации функциональной деятельности;
- состава и структуры ресурсной базы;
- внедрения инновационной компоненты и т.д.
Особый научный и практический интерес представляет позиция П.В. Хвостенко, который предлагает карту стейкхолдеров, в соответ-
ствии с которой все заинтересованные стороны дифференцируются на группы влияния и подгруппы [6].
Одним из эффективных стейкхолдерских инструментов является стейкхолдер-анализ, который представляет собой процесс, ориентированный на учет политических, социоэко-номических, экологических и иных аспектов принятия управленческих решений, определение лиц, групп и организаций, влияющих на сферу принятия решений, учет приоритетных направлений исследования уровня интересов и уровня влияния перечисленных субъектов на сферу деятельности компании [1].
Следует отметить, что особое внимание в рамках анализа следует уделить оценке значимости стейкхолдеров. Это означает, что в управлении бизнесом не существует субъектов, интересы которых могут быть проигнорированы. Вместе с тем, в зависимости от уровня , заинтересованности и степени влияния каж-' дого из них на функциональную деятельность, применяется индивидуальный подход. Это свидетельствует о том, что чем выше степень интереса стейкхолдера к субъекту хозяйствования и осуществляемой им деятельности, тем больше он от нее зависит, и, напротив, чем выше степень влияния стейкхолдера, тем больше деятельность предпринимателя зависит от него. Иными словами, данный факт означает, что его интересы первостепенны и требуют решения в первую очередь.
Помимо стейкхолдер-анализа существуют следующие инструменты [5]:
- экспертная оценка;
- собрания и совещания.
При этом в качестве экспертов, обладающих достаточным правом давать оценку, могут выступать представители топ-менеджмента компании, руководители смежных функциональных подразделений, ключевые стейкхолдеры, менеджеры проектов в соответствующих областях, эксперты в предметной области, внешние консультанты, члены профессиональных ассоциаций, регулирующих органов, неправительственных организаций.
Что касается собраний и совещаний, то они ориентированы на развитие понимания роли ключевых стейкхолдеров проекта, а также предназначены для обмена информацией об их интересах, уровне компетенций и возможности воздействия на ход выполнения проекта и его результаты, иными словами, для создания целостной картины стейкхолдерского окружения.
В современных условиях особое значение приобретает устойчивое развитие рынка В2В,
О си
-О X
9
со
CU
си
S
127
где организации и компании осуществляют свою деятельность для других предприятий, а не для индивидуальных потребителей [4]. Данный сегмент поддерживает целостное функционирование экономики, предоставляя товары и услуги, необходимые промышленным компаниям, правительственным и институциональным учреждениям при создании продукта для конечных потребителей. На рынках В2В действуют особенные мотивы при формировании взаимоотношений с партерами и клиентами, поэтому продвижение промышленной продукции должно учитывать следующие особенности функционирования деловых рынков:
- большие объемы закупок;
-технически сложные продукты;
- высокий риск для покупателя;
- необходимость значительного времени для совершения покупки;
- сложный процесс принятия решения о покупке;
- профессиональные покупатели;
- тесные отношения между покупателем и продавцом.
Анализ представленных особенностей позволяет сделать вывод о том, что большое значение в данном сегменте уделяется профессиональному характеру покупателей и их интересам, а также такому фактору, как достаточно тесная связь в цепочке "продавец - покупатель". Это, в свою очередь, означает, что для повышения эффективности функциональ-
но деятельности компаний, представляющих сегмент В2В, целесообразно использовать нефинансовые факторы, а именно стейкхолдер-ские инструменты.
Таким образом, применение стейкхолдер-ских инструментов управления может в значительной степени поспособствовать повышению эффективности бизнеса на рынке В2В услуг. Учитывая интересы внутренних и внешних стейкхолдеров, можно более гибко и оперативно реагировать на постоянно меняющиеся потребности.
Примечания:
1. Гондарев P.C. Стейкхолдерские инструменты управления бизнесом, ведущим деятельность без образования юридического лица // Успехи современной науки. - 2016. - №10. - Том 4.
2. Гугля A.A. Стейкхолдерский подход к обеспечению устойчивого развития бизнеса // Вестник НГИЭИ,-2015,- №3(46).
3. Дуденков Д.А. Стейкхолдер-ориентированная модель компании в теории корпоративного управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.
- 2014. - №1.
4. Тарасова Н.Е., Анипченко A.A. Особенности интернет-рекламы на рынке В2В // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - №46.
5. Фурта С.Д., Соломатина Т.Б., Хоппл Т. Управление стейкхолдерами проекта: ревизия 5-го издания PMBOK® Guide // Инициативы XXI века. - 2014.
- №2.
6. Хвостенко П.В. Методика взаимодействия организации со стейкхолдерами // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - №23.
TO THE QUESTION OF MODERN APPROACHES TO TRAINING THE PERSONNEL OF THE ORGANIZATION IN ORDER TO INCREASE THE LEVEL OF COMPETITIVENESS
Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor, Department of Management and Business, institute of Service and Business (branch), Don State Technical University, Shahty, Russia E-mail: mypochta-09igimail.ru
Ershova Svetlana Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign languages, institute of Service and Business (branch), Don State Technical University, Shahty, Russia E-mail: ershova@sssu.ru
Zhidkov Vladimir Evdokimovich, DSc of Engineering Sciences, Professor, Department of Service, Technological institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol, Russia E-mail: maii@stis.su
Baklakova Valeriya Vltal'evna, Undergraduate student, institute of Service and Business (branch), Don State Technical
University, Shahty, Russia
E-mail: valeriya. baciackowa@yandex. ru
in this article, the authors consider the issue of personnel training comprehensively. The definitions of this definition are analyzed from the legal, scientific and practical points of view. The authors consider the main modern methods of personnel training, as well as provides a methodology for assessing investment in training, allowing for a relationship between the company's intellectual resources and its economic indicators.
Keywords: training; postgraduate education; personnel management; competitiveness.