Научная статья на тему 'Инновации - фактор экономического успеха'

Инновации - фактор экономического успеха Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации - фактор экономического успеха»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2007. № 3

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

JI.B. Рой

ИННОВАЦИИ - ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСПЕХА

Речь идет об инновациях в области экономического образования. В Соединенных Штатах в издательстве «МакГроу—Хилл Ирвин» вышло в свет новое семнадцатое издание известного американского учебника «Экономикс» (McConnell C.R., Brue S.L. Economics: Principles, Problems, and Policies. Boston, 2008). По сценкам, приводимым самими авторами, этим учебником пользуются 13 млн студентов по всему миру, в том числе в России, Китае, Испании, Португалии и других странах.

Впервые учебник был издан в 1960 г. и, можно сказать, выдержал тест на прочность, учитывая, что в США примерно каждый из четырех студентов обращается к нему при изучении основ экономической теории. По России такой статистики нет, но для российского экономического образования он имеет некоторое символическое значение, так как в некотором смысле его обновление началось с «Экономикс». Дело в том, что в 1992 г. на экономическом факультете МГУ им М.В. Ломоносова проводился большой семинар по преподаванию курсов по микроэкономической и макроэкономической теории при участии американских коллег и основным рекомендуемым учебником был именно «Экономикс». О его дальнейшей популярности в России свидетельствует регулярное появление новых версий учебника начиная с 1992 г., когда мы впервые познакомились с переводом 11-го издания «Экономикс».

Такой популярностью учебник обязан прежде всего своим неизменным авторам — Кэмпбеллу Р. Макконнеллу и Стэнли Брю. За период, прошедший с момента первого американского издания, произошли практически революционные изменения в экономическом развитии как отдельных стран, в том числе США, так и в мире в целом, и авторы старались всегда держать руку на пульсе времени и отражать эти перемены, проделывая колоссальную работу по переработке своего учебника. Семнадцатое издание не только не является в этом смысле исключением, но более того, оно представляет собой весьма существенно осовремененную версию как по содержанию, так и в плане использования новых средств обучения, и именно поэтому к работе над данным вариан-

том учебника были привлечены новые соавторы. Они прежде всего обеспечили возможности широкого применения информационных технологий при изучении материалов учебника. Одним из новых членов авторской команды является Шон Масаки Флинн (Вассар-колледж), которому авторы очень благодарны за подготовку двух интернет-глав. В создании интерактивной версии учебника принимали участие также Норрис Петерсон (Тихоокеанский лютеранский университет) и Рэнди Грант (Линфилд-колледак).

Авторы ставят перед собой очень важные и серьезные цели, представляя свой учебник. Среди наиболее фундаментальных они отмечают следующие: помочь студентам, начинающим изучать экономику, освоить наиболее существенные принципы изучения проблем этой науки, понимания специфических экономических вопросов и политических альтернатив; способствовать выработке представления об объективной оценке экономической перспективы и о причинах экономических явлений; поддерживать дальнейший интерес студента к экономике. Все нововведения в учебнике, подчас очень интересные и оригинальные, подчинены именно этим главным целям.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на оригинальное художественное оформление учебника, которое не только очень качественно выполнено, но и несет особую смысловую нагрузку. Прежде всего речь идет об обложке, на которую помещена фотография красивой лестницы в стиле модерн из Музея изящных искусств в Нанси (Франция). По замыслу авторов, лестница должна символизировать основные экономические принципы, а именно постепенное, шаг за шагом, освоение экономических знаний. Еще авторы хотели, по их словам, посредством такой метафоры отразить простоту, красоту и силу основных экономических моделей. Художественное оформление учебника, как и все другие используемые в нем приемы, призвано служить главной задаче — стимулировать интерес студента к изучению экономики и помочь ему подняться по экономической лестнице вверх, освоить постепенно тот пласт экономической теории, который извлечен из всего многообразия накопленных за сотни лет экономических знаний и находится на верхних этажах. Каждая глава в учебнике начинается с фотографии лестницы, что является своеобразным поощрительным напоминанием студенту о том, что он преодолел очередной подъем и восхождение продолжается.

Начинается это восхождение с первой, вводной части — «Введение в экономике и экономику», которая, как представляется,' несет особую нагрузку. Речь вдет об очень интересном методологическом приеме, к которому обратились авторы, чтобы заинтересовать студентов двигаться вперед в изучении предмета. Многие

категории и проблемы экономической теории впервые формулируются здесь, и затем их изучение углубляется шаг за шагом в последующих разных главах учебника, что способствует более тщательному освоению тем и позволяет увидеть взаимосвязь различных категорий и вопросов между собой, создать более целостную картину экономической действительности.

Для достижения этой цели в первую часть были внесены соответствующие структурные и содержательные изменения. Так, количество глав сократилось с шести до пяти по причине объединения первых двух глав предыдущего издания. Теперь глава 1, названная «Ограничения, альтернативы и выбор», более оперативно вводит студента в предмет экономике, знакомя его с методологией курса в целом.

Интересны новации при рассмотрении фундаментальных основ рыночной экономики во вводной части. Студентам и преподавателям бывает затруднительно перейти от изучения плановой системы хозяйства к рыночной экономике, и, чтобы сделать этот переход более легким и логичным, авторы решили более обстоятельно и детально осветить институты и функционирование рыночной системы. В главе 2 в связи с этим особое внимание уделяется рассмотрению ключевых категорий, таких, как права собственности, предпринимательство, свобода предприятия и выбора, конкуренция, прибыль, так как часто в понимании именно этих концепций у начинающих студентов возникают трудности. Также уже во вводной части, в главе 5, авторы решили рассмотреть принципы и институты глобальной экономики. Здесь содержится анализ роста мировой торговли и ее основных участников, специализации и сравнительных преимуществ, валютного рынка, тарифов и субсидий, различных торговых соглашений. Такое усиленное обращение к международной экономике позволяет использовать глобальный аспект при рассмотрении тем как в разделе по макроэкономике, так и в разделе по микроэкономике. Позднее, в главах 35 и 36, уже на базе имеющихся знаний проводится более сложный графический анализ международной торговли и финансов.

В данном издании раньше, чем в предыдущих, вводится изучение экономических функций государства. Признавая его важную роль и подчеркивая значение государства как органичного компонента современного капитализма, соответствующие вопросы авторы включили в материал и по макро- и по микроэкономике, где это необходимо. Но начинается анализ данного вопроса уже во вводной части, где в главе 4 предлагается систематический анализ экономической роли государства, который будет продолжен в главе 28 при исследовании провалов рынка. В главе 29 анализируются наиболее значимые аспекты теории общественного выбора и налогообложения.

По возможности раньше авторы стараются познакомить студента и с такой важной категорией макроэкономики, как экономический рост. Стремясь выделить значимость экономического роста, уже в первой главе авторы при помощи кривой производственных возможностей демонстрируют его основные составляющие. Далее в разделе по макроэкономике, в главе 7 этот вопрос рассматривается подробно и дается объяснение, каким образом его можно измерить, и определяются факторы роста. Причины роста, рост производительности труда и некоторые полемические вопросы теории роста обсуждаются в главе 16. Этой же проблеме посвящена рубрика «Последний штрих» главы 7, которая является практической иллюстрацией вопроса, поскольку содержит материал по очень актуальной и непростой ситуации с экономическим ростом в Китае. В веб-главе 16 рассматривается не менее важная тема — препятствия, с которыми сталкивается экономический рост в развивающихся странах.

Как считают сами авторы, один из аспектов написания успешного учебника заключается в возможности его постоянной доработки, которая подчас может быть весьма существенной.

Говоря о других серьезных изменениях в учебнике, прежде всего следует отметить перенос раздела по макроэкономике в начало учебника. Первая часть учебника, как уже отмечалось, имеет вводный характер. А вот последующие части — со второй по пятую включительно — посвящены макроэкономике.

Можно предположить, что авторы, не умаляя значения микроэкономики, отдали приоритет макроэкономике начать изучение основной части курса по весьма важным причинам. Возможно, это решение было принято под воздействием усиления значимости и влияния общих экономических проблем, в том числе финансовых, экономической политики на все стороны жизни общества. Но не только это, видимо, способствовало намерению авторов начать изучение экономике с построения общей экономической картины с последующим переходом к рассмотрению более частных вопросов раздела микроэкономики. ' Как отмечают сами авторы, содержание экономических курсов, как правило, в целом не вызывает возражений со стороны преподавателей, а вот взгляды на организацию материала иногда различаются. Как выяснилось, в большинстве колледжей и университетов принята именно такая последовательность изучения курса, что и обусловило выбор авторов двигаться от макро- к микроэкономике. Учебник состоит из 10 самостоятельных частей, что должно обеспечить значительную организационную гибкость.

В целом курс построен таким образом, чтобы можно было легко уложиться при его изучении в два семестра: части 1—5 ло-

гично освоить в первом, а части 6—10 — во втором семестре. Но можно выбрать и другое распределение изучения глав по семестрам. Например, при необходимости можно сделать акцент на международной экономике, в первом семестре можно остановиться на изучении глав 1—5 и главы 10, а главы 6—9 оставить на второй семестр.

Организация материала по главам позволяет после первой вводной части сразу переходить к микроанализу, т.е. к частям 6 и 7. Авторы предлагают свои варианты последовательности освоения курса, например, за главой 21, посвященной чистой конкуренции, можно изучать главу 31, посвященную сельскому хозяйству; за главами 22—24, в которых говорится о несовершенной конкуренции и техническом прогрессе, логично было бы обратиться к главе 30, обсуждающей вопросы антитрестовской политики и регулирования. Анализ вопросов рынка труда в главе 34 может быть проведен после изучения материалов главы 26 по заработной плате и т.д.

Между тем хотелось бы вернуться к разделу по макроэкономике и обратить внимание на важные изменения, которые произошли в нем. Авторы предлагают два альтернативных пути изучения макроэкономики, поэтому они таким образом организовали и расположили главы 8, 9 и 10, чтобы была возможность выбрать один из них. Для того чтобы охватить все основные макроэкономические зависимости, такие, как взаимосвязи между доходом и потреблением, реальной ставкой процента и инвестициями, изменениями в расходах и выпуске, в главе 8 рассматриваются основные макроэкономические взаимосвязи. Далее можно либо обратиться к главе 9 «Модель совокупных расходов», либо сразу перейти к главе 10 «Совокупный спрос и совокупное предложение». Такая особенность в построении материала позволяет без потерь варьировать последовательность изучения предмета и пропустить в данном случае анализ равновесия модели АЕ. В целом логика изложения курса по макроэкономике выглядит следующим образом:

— анализ национального дохода и счета продукта;

— обсуждение трех ключевых макроэкономических взаимосвязей;

— анализ модели совокупных расходов (АЕ-модель) в одной главе;

— анализ модели совокупный спрос — совокупное предложение (модель АХ) — АБ);

— обсуждение фискальной политики с применением модели АО — АБ;

— введение монетарных факторов в модель АО — АБ;

— обсуждение монетарной политики с использованием модели АБ - АБ;

— расширение модели АБ — АБ путем включения в нее как краткосрочного, так и долгосрочного совокупного предложения;

— применение расширенной модели АО — А5 к рассмотрению макроэкономической нестабильности, экономическому росту, разногласиям по макроэкономической теории и политике.

Представляется важным обратить внимание и на переработку материала о монетарной политике в разделе по макроэкономике. Авторы поставили цель — помочь студентам лучше понять, почему Совет федеральной резервной системы (ФРС) акцент в монетарной политике делает на процентной ставке федеральных фондов, а также узнать, как ее изменение влияет на другие процентные ставки и всю экономику в целом. В связи с этим новым в исследовании монетарной политики является демонстрация того, как ФРС манипулирует ставкой федеральных фондов, которую она может лучше всего контролировать, и как использует операции на открытом рынке для достижения и удержания ее на определенном уровне. Такой подход к анализу темы должен помочь студентам правильно интерпретировать действия ФРС с указанными финансовыми инструментами.

Серьезное внимание уделено в учебнике и доработке раздела по микроэкономической теории. Так, в главе 18, которая теперь называется «Расширенный анализ спроса и предложения», наряду с эластичностью вводятся понятия потребительского излишка, излишка производителя, потерь «мертвого груза» (Б\¥Ь). Эти же темы вновь обсуждаются и в главах по чистой конкуренции и чистой монополии. В данном случае авторы приняли во внимание желание отдельных преподавателей не проводить анализ и

Подали тему таким образом, чтобы стало возможным пропустить эти вставки.

Как отмечают сами авторы, они много внимания уделяют микроэкономике в целом, но особенно теории фирмы. Прежде всего они объясняют это тем, что зачастую концепции микроэкономики довольно трудны для начинающих студентов, а сокращенное рассмотрение материала усугубляет эти трудности и может оставить больше вопросов, чем ответов. Кроме того, авторы хотели совместить анализ различных рыночных структур с обсуждением влияния разной организации рынков на цены, уровень выпуска, размещение ресурсов, темп технологического прогресса. Следует отметить, что авторам вполне .удалось четкое и глубокое исследование компании и рыночных структур. На сегодняшний день фирмы, корпорации, особенно крупные, действующие на мировых рынках, оказывают не только огромное экономическое воздействие на все стороны жизни общества, но рад из них имеют политическое влияние, сравнимое с политическим значением от-

дельных государств. Естественно, что в такой ситуации существенное внимание уделяется анализу фирмы.

Отличительной особенностью данного издания является акцент на экономической политике и связанных с ней проблемах. В русле сквозного рассмотрения многих категорий экономической теории анализ данной проблемы осуществляется в разных разделах: фискальная и монетарная политика исследуется в главах по макроэкономике; государственная политика в области сельского хозяйства, распределения доходов и бедности, здравоохранения и трудовых вопросов, а также антитрестовское законодательство и регулирование, являясь предметом микроэкономики, рассматривается в отдельной девятой части. Авторы придерживаются определенной логики исследования отмеченных направлений экономической политики, применяя соответствующие аналитические инструменты. Рассмотрение данной темы также может быть организовано по-разному в том плане, что преподаватели могут выбрать для анализа только отдельные главы из части 9 без ущерба для содержания и логики изучения материала.

Акцентируют внимание авторы и на техническом прогрессе. Четкий анализ микроэкономики технологических изменений предлагается в главе 24, включая рассмотрение таких вопросов, как изобретения, инновации, диффузия технологий, принятие решений в области исследований и разработок, взаимосвязь рыночной структуры и исследования и разработок, созидательное разрушение.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что продолжается активная работа авторов в направлении интеграции текста учебника с Интернетом. Интерактивная составляющая при изучении текста учебника усилена посредством представления трех веб-глав, ссылок на Интернет через обозначения веб-кнопок по тексту, ключевых вопросов в конце каждой главы на основе веб-техно-логии, многовариантный выбор тестов для самопроверки на основе веб-технологии, статей онлайн из- периодических изданий, математических приложений и др. Веб-сайт учебника является неотъемлемой частью всего обучающего пакета.

Прежде всего хотелось бы подробнее остановиться на двух новых интернет-главах, написанных Шоном Масаки Флинном в дополнение к уже имеющейся одной главе, которые все находятся в свободном доступе на сайте учебника и представляют собой по сути бонус для студентов. Такой подход к изложению материала очень удобен и экономичен, так как позволяет, не увеличивая печатного издания учебника, предоставить вполне полноценные главы и существенно расширить рамки изучения предмета.

Для интернет-глав выбраны не только весьма актуальные, но и непростые темы. Учитывая быстрое развитие финансовых рын-

ков, появление новых финансовых инструментов и рост их влияния на экономическую жизнь общества, авторы сочли необходимым усилить раздел по финансовой экономике, и поэтому первая из этих глав так и называется — «Финансовая экономика» (веб-глава 14). Она посвящена анализу фундаментальных проблем, относящихся к финансовым рынкам, и рассматривает такие вопросы, как дисконтированная стоимость и сложный процент, популярные виды инвестиций, арбитраж, риск и диверсификация, соотношение риска и нормы прибыли, рынок ценных бумаг.

Очень своевременной на фоне роста значения энергетических проблем во всем мире является и вторая интернет-глава под названием «Природные ресурсы и экономика энергетики» (веб-глава 27). Данная глава углубляет исследование части 7 «Микроэкономика рынка ресурсов». Она охватывает такие темы, как оптимальная норма добычи, возобновляемые и невозобновляемые ресурсы, замещение ресурсов, обеспеченность ресурсами, цены на нефть, альтернативные источники энергии.

Третья интернет-глава, «Экономика развивающихся стран» (веб-глава 16), доработана с учетом произошедших изменений в этих государствах, она стала более привлекательной для тех, кто особенно интересуется данной проблематикой. Эта глава расширяет анализ части 5 «Долгосрочные перспективы и макроэкономические дебаты». В интернет-главе рассматриваются такие вопросы, как богатство и бедность, препятствия экономическому развитию, роль государства, роль развитых стран, стимулирование экономического роста.

Все три веб-главы имеют такое же оформление (дизайн, цвет), как и обычные главы учебника, читаются в формате Adobe Acrobat и при желании могут быть легко распечатаны. Примечателен тот факт, что к этим главам имеется обширный вспомогательный материал, в частности Study Guide, банки тестов и др.

Интегрирование текста учебника и Интернета осуществляется и посредством применения в тексте особых обозначений — веб-кнопок — для указания читателю, к какому сайту ему следует обратиться. В новом издании авторы добавили еще одну, уже третью кнопку, символизирующую сайт, содержащий набор из 50 рабочих проблем, текст которых подготовлен Норрис Петерсон из Тихоокеанского лютеранского университета.

Эти проблемы сформулированы в виде вопросов, которые, по сути, дополняют объяснения, содержащиеся в тексте учебника, и тем самым расширяют обучающие возможности. На том же сайте указана процедура, с помощью которой можно получить эти дополнительные материалы по таким, в частности, вопросам, как реальный ВВП, реальный ВВП на душу населения, норма безработицы, темпы инфляции, удельные издержки производства,

экономическая прибыль и др. Как метко определили сами авторы, студент получил, по существу, своеобразную «кулинарную книгу», с помощью которой можно успешно справиться с решением важных проблем.

Эта новая часть (содержание, наполнение) присоединяется к материалам, отмеченным двумя другими кнопками, которые уже были в предыдущем издании. Одна из них обозначает набор из более чем 30 основных интерактивных графиков, разработанных под руководством Норрис Петерсон, и содержит инструкции по работе с ними, по анализу результатов, получаемых после перемещения кривых, и формулированию обобщений. Другая кнопка обозначает рубрику «Происхождение идеи» и указывает на краткие истории возникновения 70 основных идей, рассматриваемых в книге. Эти истории написаны Рэнди Грантом и посвящены тем экономистам, которые первыми сформулировали ту или иную проблему. Действительно, очень интересно узнать, кто впервые обратил внимание, например, на проблему вмененных издержек, или на равновесную цену, или на проблему мультипликатора, эластичности, или на проблему сравнительных издержек.

Теперь кратко хотелось бы отметить те методические особенности нового издания учебника, о которых еще не шла речь. Такой особенностью, в частности, является обозначение основных обучающих целей на первой странице каждой главы. Это сделано для того, чтобы сразу сориентировать студента при изучении материала главы, на что он должен обратить особое внимание и о каких ключевых концепциях надо иметь четкое представление. В соответствии с этими обучающими целями изложены и вопросы в банках тестов I и II, а также подготовлены презентации в PowerPoint.

В учебнике также используется очень интересный методический прием, помогающий студентам освоить центральные экономические проблемы через привычные для них, реальные ситуации из самых разных областей жизни. Речь идет о рубриках «Последний штрих» и «Обратите внимание», число которых в новом издании увеличилось. В последней из них используются аналогии, примеры или истории, которые на первый взгляд могут показаться весьма неожиданными по сюжету, но при более близком ознакомлении оказываются жизненными, убедительными и соответствующими теме. Например, идея о торговых секретах иллюстрируется историей о «кошачьей струне» и скрипичных струнах. Суверенитет покупателя демонстрируется на примере оценки им новых блюд в меню Макдоналдс: те блюда, продажа которых приносила прибыль, получили название «Макхит», а те блюда, продажа которых не приносила прибыль, — «Макмисс» («Макмимо»), Таким образом, показывается, что именно покупатель, приобретая блюдо

или отказываясь от него, определяет, останется оно в меню или нет. Такие наброски для привлечения внимания студентов сделаны краткими, ярко оформленными и сопровождаются фотографиями, иллюстрирующими ключевую идею.

В 17-м издании добавлено значительное количество разнообразных тем под рубрикой «Обратите внимание». Так, в главу 1 включены две новые истории — о фастфуде и экономике войны; в главу 2 — тема «Покупая американское»; в главу 3 — спекуляция билетами, а также салса и какао-бобы; в главу 4 — агенты-непринципалы; в главу 5 — дипломированный бухгалтер высшей квалификации и маляр; в главу 7 — высокие нормы безработицы в Европе; в главу 14 — ФРС как губка; в веб-главу 14 — норма дохода на этические инвестиции; в главу 16 — женщины и экономический рост; в веб-главу 27 — методы переработки отходов от нефти; в главу 28 — искусство ради искусства; в главу 31 — хеджирование рисков з сельском хозяйстве.

В конце каждой главы имеется довольно большая рубрика «Последний штрих». В данном издании опять-таки для усиления интереса студентов она дополнена фотографиями. В отдельных главах под этой рубрикой помещены материалы с новыми темами, а некоторые темы изменили свое местоположение: ошибки, допускаемые в ходе приведения экономической аргументации (глава 1); рынок человеческих органов (глава 3); долгосрочные проблемы финансирования социального страхования (глава 4); ослабление воздействия цен на нефть, на экономику в целом (глава 10); относительная результативность индексных фондов по сравнению с активно управляемыми фондами (веб-глава 14); для кого снижаются налоги — анекдот с точки зрения предложения (глава 15); экономический рост в Китае (глава 16); достижение эффективности после входа на рынок (глава 21); эффекты от экономического роста для окружающей среды (веб-глава 27); обязательное медицинское страхование (глава 33).

Особого внимания заслуживает тот факт, что 17-е издание обращается к обсуждению многих актуальных, современных тем. К ним относятся: экономика войны в Ираке; высокий темп роста экономики в Китае; большой дефицит федерального бюджета США; раунд в Дохе; недавняя федеральная монетарная политика; дебаты по вопросам инфляции; ускорение производительности труда; получение прибылей «Wall—Mart» и «General Motors»; быстрое увеличение и сокращение рабочих мест в США; рост цен на нефть; недавняя антитрестовская практика; программы субсидирования фермеров; рецепты на лекарства по программе медицинского обслуживания; счета по медицинскому сбережению; влияние иммиграции; большой торговый дефицит США; вынос рабочих мест за пределы Америки и ряд других. В учебнике активно используются новейшие фактические и статистические материалы,

7 ВМУ, экономика, № 3

97

на них делается много ссылок, в том числе на текущую информацию на сайтах в Интернете. Все это свидетельствует о том, что авторы не только удачно привнесли современные экономические темы в содержание учебника, но и решили тем самым очень важную задачу — сблизили абстрактные теоретические положения с реальными фактами и событиями.

Сами авторы позиционируют «Экономикс» как всеобъемлющий, аналитический, призывающий к поиску, вполне доступный для широкого круга студентов учебник. Тщательность и доступность изложения материала делает возможным для преподавателя гибко подходить к изучению тем, выбирая одни из них для аудиторной работы, а другие — для самостоятельного освоения, будучи при этом уверенными, что студенты смогут не просто прочитать, но и понять материал, даже если он непосредственно не связан с основной проблемой. Где необходимо, предлагается расширенное объяснение вопроса. Краткость за счет ясности — ошибочный путь. Таким образом, построение и изложение материала в учебнике решает сегодня весьма актуальную для современного российского образования задачу продуктивного сочетания аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Большим достоинством учебника является то, что его печатное издание сопровождается разнообразными и высококачественными приложениями, в большинстве случаев носящими интерактивный характер. Среди изданных приложений следует отметить совершенно необходимое с методологической точки зрения «Руководство к изучению» («Study Guide»), представленное в двух книгах — отдельно и для макроэкономического и для микроэкономического курса. Подготовил это дополнение один из самых известных в мире экспертов по экономическому образованию — Уильям Вальс-тад (Университет Небраска-Линкольн).

Для помощи в выполнении домашней, практический работы и тестирования можно воспользоваться сайтом МакГроу—Хилл «Homework Manager Plus™» («Руководство домашней работой Плюс™»), где дублируется материал из конца каждой главы учебника. Примечательно, что при тестировании автоматически происходит детальная оценка результата, которая фиксируется в специальной, индивидуальной зачетке студента, что позволяет конфиденциально следить за динамикой результатов. Данное руководство представляет собой практически полное решение проблемы домашнего задания в режиме онлайн.

Более успешному освоению курса должно способствовать и использование материала сайта www.aplia.com/mhhe, который подготовлен совместно издательством МакГроу—Хилл/Ирвин и Аплиа. На сайте представлены высококачественные по содержанию материалы и графические инструменты экономического анализа. Сайт предлагает постановку проблем, детальный анализ но-

востей с упражнениями, математические консультации с тестами, синхронные эксперименты в режиме онлайн. Если доступ к Аплиа является частью целого обучающего пакета, приобретаемого в издательстве, то появляется возможность получения электронной версии учебника. На самом деле предлагаются разные варианты приобретения входящих в обучающий пакет материалов, и каждый преподаватель и каждый студент могут сделать выбор, который будет для них оптимальным.

Несколько слов хотелось бы добавить о сайте самого учебника — www.mcconnelll7.com, содержащем много особенностей, о которых частично уже упоминалось. На сайте студенты получают доступ к видеоматериалам (Solman Videos) продолжительностью 250 минут, которые знакомят их с ключевыми концепциями учебника. Нововведением для 17-го издания книги являются стандартные презентации в PowerPoint, содержащие ответы на вопросы и тесты для самопроверки, и презентации с комментариями в PowerPoint, отражающие ключевые обучающие цели каждой главы, которые можно не только видеть на сайте, но и загрузить в iPod. Видеоматериалы (Solman Videos) также можно для удобства загрузить в

iPod или мпЗ плеер, что существенно раздвигает временные и пространственные границы изучения предмета.

Материалы некоторых сайтов призваны облегчить работу преподавателей. Для получения помощи в организации самого курса и в проведении экзаменов онлайн следует обращаться на сайт www.blackboard.com, который содержит банки вопросов для тестов, презентации в PowerPoint, видеоматериалы.

В электронном виде или на сайте учебника представлен обновленный вариант пособия для преподавателей (Instructor's Resource Manual), подготовленный Рэнди Грантом. CD-диск с электронным вариантом пособия содержит, кроме того, необходимые для преподавания курса слайды, банки тестов, таблицы и графики из текста и т.д.

В целом можно сказать, что «Экономикс» — это уже не просто учебник, а целый инновационный обучающий комплекс со всеми приложениями и дополнениями, предоставляющий самые разные пути освоения экономической теории. Дорабатывая и обновляя его, авторы постарались использовать весь арсенал средств обучения, доступный на сегодняшний день, что, безусловно, должно способствовать достижению основной цели — увлечь студентов экономикой и помочь им получить основательные экономические знания. Эволюция экономических знаний студентов, основанная на подобной постоянной инновации обучения, обеспечивает подготовку специалистов в области экономики, отвечающую экономической действительности, и является по своей сути инновационным вкладом в развитие экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.