Научная статья на тему 'Гродский В. С. Экономикс: учебное пособие. М. : Инфра-М, 2013. 222 с'

Гродский В. С. Экономикс: учебное пособие. М. : Инфра-М, 2013. 222 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1348
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гродский В. С. Экономикс: учебное пособие. М. : Инфра-М, 2013. 222 с»

Рецензия на книгу В.С. Гродского «Экономикс»

РЕЦЕНЗИИ

Н.М. Тюкавкин*

ГРОДСКИЙ B.C. ЭКОНОМИКС: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. -М.: ИНФРА-М, 2013. - 222 с.

В условиях перехода российского высшего образования на двухступенчатую систему подготовки студентов, обновления учебных программ и методических комплексов, практического недостатка экономической литературы так называемого «образовательного стандарта третьего поколения» учебное пособие для бакалавров доктора экономических наук, профессора Владимира Сергеевича Гродского «Экономикс», вышедшее в издательстве «ИНФРА-М», представляет особый интерес.

Издание выгодно отличается по концепции, структуре и стилю изложения материала от массы существующих учебных пособий по экономической теории. Как правило, учебная литература пишется коллективами авторов и даже при хорошей редакторской проработке страдает внутренними разночтениями и неоднородностью содержания. Пособие В.С. Гродского этих недостатков не имеет, написано с единой теоретической позиции, которая в значительной степени является принципиально новой. Пособие небольшое по объему (222 страницы), но по содержательности превосходит многие известные солидные учебники. Данное качество учебного пособия, адресованного студентам бакалавриата, является весьма актуальным. Автору удалось это сделать прежде всего за счет полного исключения каких-либо повторов материала, к сожалению, часто встречающихся в учебной литературе. Кроме того, значительное сокращение объема книги было достигнуто благодаря использованию унифицированной трактовки микроэкономических теорий потребителя и производителя благ.

Учебное пособие В.С. Гродского оригинально структурировано: оно разделено на четыре логи-

чески следующие друг за другом главы, которые имеют унифицированные названия: «Ретроэконо-микс», «Микроэкономике», «Макроэкономике» и «Метаэкономикс». Помимо стандартных по названию глав, посвященных микро- и макроэкономической теории, пособие включает вводную главу «Ретроэкономикс», в которой рассматривается не просто хронология событий в данной науке, а закономерности развития экономической мысли. Авторский подход позволяет показать «сквозные» направления экономической теории, уточнить место отдельных школ и творчества их представителей в эволюции экономического знания, сделать важные обобщения не только о его прошлом и настоящем, но и охарактеризовать предпосылки к будущему развитию данной науки. Так, в учебном пособии обосновывается необходимость рассмотрения при изучении теорий рынка «широкой классики», которая исторически сформировалась в результате распада синкретической системы познания натурального хозяйства и, в свою очередь, явится источником ожидаемой в перспективе морально-этической теории глобального социальноэкологического хозяйства.

Сведения о древней «ойкономии», классической политэкономии, широкой неоклассической экономикс и новейшей экономической мысли в пособии дополнены соответствующими графическими схемами, которые в конце главы «Ретроэкономикс» объединяются в единую модель, позволяющую наглядно показать весь ход развития представлений о хозяйственной деятельности людей. Таким образом, глава содержит весьма ценный аналитический и модельный материал, который по стилистике становится ближе к другим более развитым и математизированным разделам дисциплины.

В главе «Микроэкономика автором представлены основные темы существующей теории поведения отдельных хозяйствующих субъектов, рыночного равновесия и ценообразования. Кроме того, в ней предпринята важная конкретизация фундаментального понятия «полезность блага» и

проведена полная и унифицированная маржинальная модель цены, за счет чего преодолевается известный недостаток микроэкономической теории — разрыв между классическими законами потребления благ, открытыми немецким экономистом Германом Госсеном, и так называемым «крестом» ценообразования, разработанного англичанином Альфредом Mаршаллом. Автором также восстанавливается исконное неоклассическое толкование показателей эластичности функций. Дается новая, достаточно логически выстроенная последовательность тем главы с ориентацией их на выяснение полного содержания конечного понятия «цена блага» без типичного для имеющихся учебников необоснованного постулирования этого понятия и использования его до моделирования рынков. Интересна трактовка автора однофакторного и многофакторного совершенно конкурентного ценообразования, показана сущность концепции «организационного фактора производства» Альфреда Mаршалла.

Структура «Mикроэкономикс», предложенная автором, исключает противоречие, в основном присущее другим учебникам, когда с самого начала изложения этого раздела рассматривается потребительское множество, то есть весь набор производимых в экономике благ. Такой подход является по своей сути макроэкономическим, сложным, требует рассмотрения весьма абстрактных так называемых «аксиом предпочтений потребителей», да и противоречит задаче анализа условий локального равновесия, то есть равновесия домохозяйств, фирм и отрасли экономики, который должен осуществляться при исследовательской предпосылке ceteris paribus, «прочих равных», согласно которой независимой переменной величиной остается только количество одного производимого или потребляемого блага. Кроме того, в учебниках по микроэкономической теории, как правило, ошибочно задается как известная величина цена блага и анализируются разнообразные «рыночные эффекты», то есть поведенческие реакции хозяйствующих субъектов на изменения цен, тогда как эта цена является искомой величиной, а механизм ценообразования — основным вопросом данного раздела экономической теории.

Указанные несуразицы существующих разработок в учебном пособии В.С. Гродского сняты полностью. Изложение раздела начинается с однофакторного ценообразования. Причем вопрос излагается весьма последовательно путем введения сначала ограничения выбора потребителя со стороны его денежного дохода, а затем — ограничений по расходам производителей и бюджету купли-продажи блага. Такой авторский подход не исключает уяснения студентами механизмов, производных от механизмов ценообразования, то есть

указанных «эффектов цены», но это должно делаться в соответствии с требованиями логической последовательности и принципа перехода от простого к сложному.

Эти же научные и дидактические требования автором учебного пособия выдерживаются и в остальных темах главы. После простейшей модели ценообразования следуют темы многофакторного и еще более сложного и приближенного к реальной экономической действительности несовершенно конкурентного ценообразования.

В целом глава содержит методологически обоснованное изложение последовательно маржинальной кардиналистской микроэкономикс как «ядра» всей современной экономической теории.

Третья глава учебного пособия В.С. Гродского написана в соответствии с логикой существующих в теории макроэкономических тем: полной агрегатной оценки совокупного результата и ресурсного потенциала народнохозяйственной деятельности, существующих моделей общего экономического равновесия (ОЭР). Особенностью же авторского подхода к изложению тем является обоснование постановки на первое место в структуре «Макроэкономика темы моментного воспроизводственного ОЭР как равновесия меж-фазного, равновесия между производством, распределением, обменом, потреблением и накоплением благ, теория которого обычно рассматривается в микроэкономикс, но содержательно является исходной именно для макроэкономику поскольку характеризует совершенно конкурентную и эффективную, воспроизводящуюся без посредства денег экономику, называемую в теории «экономикой Парето». Добавление к этой достаточно прозрачной абстрактной модели ОЭР в последующих темах моделей рынков не-нейт-ральных денег, общественных благ и «экстерналий» позволяет автору более логично и без повторов структурировать главу «Макроэкономикой

Для преподавателей экономической теории представляет особый интерес детальный и во многом новый компаративный (сопоставительный) анализ в главе неоклассических и кейнсианских моделей ОЭР, проведенный автором с помощью унифицированной графической модели, которая позволила ему не только наглядно показать научное развитие данного вопроса, но и найти его синтезное решение. Думается, модель войдет в актив экономической теории и будет использоваться в других учебниках.

В главе «Макроэкономикс», помимо известных моделей экономического роста и развития, дана исчерпывающая характеристика дефектов рыночного механизма функционирования общества, сочетания фискальных, монетарных и институциональных инструментов государственного теку-

Рецензия на книгу В.С. Г родского «Экономикс»

109

щего регулирования и долгосрочного программирования экономики. Дефекты рынка — уровни безработицы, инфляции, рецессии и декапитализации экономики — впервые представлены в функциональной взаимосвязи и оригинально систематизированы для демонстрации механизма их эффективного государственного регулирования.

На наш взгляд, важным моментом главы «Макроэкономика является представленная в ней модель оптимального роста экономики, которая, с одной стороны, увязывает в одно уравнение нормативы абсолютной и относительной эффективности, а также дисконтирования инвестиций, а с другой стороны, дает возможность определить равновесные величины фонда накопления и общей прибыльности экономики, являющиеся ориентиром для микроэкономического ценообразования, которое, как показано автором, всегда практически предусматривает не столько максимизацию, сколько оптимизацию прибыли. Таким образом, В.С. Гродским продемонстрированы фундаментальная обратная связь между мак-ро- и микроэкономикс, дополняющая прямую очевидную связь между этими главными частями теории.

Приставка «мета-» в названии завершающей главы учебного пособия — «Метаэкономикс» — означает рассмотрение экономики развивающейся, переходящей в новое качество, в том числе и реформируемой экономики. Глава заменяет и расширяет традиционный довольно аморфный и неразвитый раздел существующих учебников, посвящаемый в основном историческим формам ведения хозяйства и называемый обычно «Введением в теорию рыночной экономики». В главе же «Метаэкономикс» широко и обстоятельно рассматриваются закономерности эволюции общественного производства, выясняется место в ней рыночной экономики и приводится система координат и показателей метаэкономикс. Автор системно характеризует знаменательные исторические технологии и социологии производства, а также объективные причины перехода от одного критерия хозяйствования к другому. В главе представлены имеющиеся современные концепции членения процесса исторического развития экономики, что позволяет провести добротный анализ всех известных форм и критериев хозяйственной деятельности, а также дает возможность показать глубинные причины современного мирового финансово-экономического кризиса и пути решения проблем перехода к постиндустриальному обществу. Этот раздел учебного пособия В.С. Гродского является завершающим, он позволяет всем изучающим экономическую теорию не только понять историчес-

кий контекст современного социального рыночного хозяйства, но и системно ознакомиться с актуальным теоретическим материалом по трансформации совокупности национальных экономик в глобальное информационное сообщество, а также с задачами перехода и самой экономической теории к новой теоретической парадигме, диктуемой вступлением в действие критерия и целей постиндустриального производства, основанного на знаниях.

В учебном пособии «Экономикс» В.С. Гродского качественно проработан библиографический и иллюстративный аппарат издания. В книге много качественных графических иллюстраций, каждая ее глава снабжена списком рекомендуемой для более подробного изучения дисциплины литературы, а в конце книги приводятся интересные источники общетеоретического характера. Авторскому стилю свойственны доступность изложения материала, четкость и качественность объяснения сложных вопросов экономической теории, а также лаконичность.

Однако, к сожалению, в учебном пособии В.С. Гродского имеется ряд спорных дидактических решений и недостатков, которые можно было бы изменить или устранить при его переиздании.

Так, оригинальное и в целом интересное изложение истории экономической мысли, дополненное автором компактными и наглядными соответствующими графическими моделями, заканчивается 1960 годом, а некоторые экономические концепции и модели последнего 50-летия представлены в других конкретных темах учебного пособия. На наш взгляд, было бы правильнее этот материал развития новейшего экономического знания также располагать в главе «Ретр оэкономикс».

На рисунке 11.1 (с. 66) автор «экономику» делит только на «рынки» и «фирмы» и тем самым слишком упрощенно характеризует структуру объекта изучения: в современной экономике всегда имеются еще домашние хозяйства, государство, общественные организации и прочие хозяйствующие субъекты. Поэтому рисунок является не совсем корректным и нуждается в уточнении.

В параграфе 10 учебного пособия, «Ценообразование на несовершенно конкурентных рынках», рассматриваются только монополия, монопсония и олигополия. Но в реальной экономике имеются, а в теории рассматриваются и другие несовершенно конкурентные рынки. Поэтому необходимо либо название данного параграфа сделать более адекватным его содержанию, либо в нем хотя бы кратко охарактеризовать все основные рыночные структуры.

На наш взгляд, содержание завершающей главы учебного пособия «Метаэкономикс», посвященной глобальным и общеисторическим вопросам развития экономики, было бы более полным, если бы в нем рассматривались демографические теории и модели. Такое дополнение мы считаем вполне уместным и интересным для студентов, изучающих закономерности эволюции общественного производства.

Учебное пособие стало бы более эффективным при добавлении к главам вопросов для самоконтроля изученного студентами материала.

По нашему мнению, в условиях модернизации российской системы высшего образования появление в арсенале экономической литературы учебного пособия В.С. Гродского оказалось своевременным. Учебное пособие будет полезным будущим экономистам и менеджерам, а также преподавателям экономической теории и научным работникам в области экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.