Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ «ВСЕЗДЕСЬ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ'

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ «ВСЕЗДЕСЬ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / театр кукол / инновационная форма работы / социализация / дети с особенностями в развитии / inclusion / Puppet Theater / innovative form of work / socialization / children with special needs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заева Дарья Олеговна

В статье освещена проблема трудностей коммуникации детей с ограничениями здоровья и возможности преодоления нарушений у данной категории ребят. Автор считает, что инклюзивный кукольный театр, куклы к которому дети изготавливают сами и сами пишут сценарии, являясь молодым направлением театрального искусства, является эффективным средством социализации, усвоения системы ценностей, человеческой культуры детей с особенностями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE PUPPET THEATER "EVERYBODY IS HERE" AS AN INNOVATIVE WAY TO WORK

The article highlights the problem of communication difficulties for children with disabilities and the possibility of overcoming violations in this category of children. The author believes that the inclusive puppet theater is an effective means of socialization, assimilation of the value system, human culture of children with special needs, for which children make their own puppets and write scripts themselves, being a young direction in theatrical art.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ «ВСЕЗДЕСЬ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ»

УДК: 376

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ «ВСЕЗДЕСЬ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ

Заева Дарья Олеговна.

Россия, г. Новосибирск, филиал «Библиотека им. М.И. Калинина» ЦБС Ленинского района им. П.П. Бажова, ведущий библиотекарь, [email protected].

Аннотация. В статье освещена проблема трудностей коммуникации детей с ограничениями здоровья и возможности преодоления нарушений у данной категории ребят. Автор считает, что инклюзивный кукольный театр, куклы к которому дети изготавливают сами и сами пишут сценарии, являясь молодым направлением театрального искусства, является эффективным средством социализации, усвоения системы ценностей, человеческой культуры детей с особенностями в развитии.

Ключевые слова: инклюзия, театр кукол, инновационная форма работы, социализация, дети с особенностями в развитии.

INCLUSIVE PUPPET THEATER "EVERYBODY IS HERE" AS AN INNOVATIVE WAY TO WORK

Zaeva Daria Olegovna

Russia, Novosibirsk, Branch "Library, named after M.I. Kalinin "Central Library of the Leninsky District. P.P. Bazhova, Lead Librarian, [email protected].

Absrtract. The article highlights the problem of communication difficulties for children with disabilities and the possibility of overcoming violations in this category of children. The author believes that the inclusive puppet theater is an effective means of socialization, assimilation of the value system, human culture of children with special needs, for which children make their own puppets and write scripts themselves, being a young direction in theatrical art.

Keywords: inclusion, Puppet Theater, innovative form of work, socialization, children with special needs.

Работники библиотек как никто другой должны подстраиваться под тренды, которые диктует современность. Читатели отдают все большее предпочтение электронным книгам и зачастую всю необходимую информацию находят в интернете. Чтобы не потерять своих посетителей, библиотекам нужно меняться. Как это сделать? В настоящее время библиотеки - это не просто место для уединенного чтения в тишине, но и многогранная площадка для реализации творческих потребностей читателей. Здесь проводят встречи с писателями, лекции, организовывают различные курсы, устраивают мероприятия, и даже открывают театральные студии [2; 4].

В библиотеке им. М.И. Калинина в 2018 году появился инклюзивный театр кукол «ВсеЗдесь». Идея создания театра пришла не случайно. Библиотека на протяжение длительного времени проводит различную работу с ребятами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В шаговой доступности находятся санаторная МБОУ санаторная школа-интернат № 133 для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и МКОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 39 для детей с нарушением зрения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен. Во многом это связано с тем, что в настоящее время эти дети в основном воспитываются и обучаются либо в школах-интернатах, либо в домашних условиях. Таким образом, они с малых лет «изолируются» от общества, от здоровых сверстников. Однако социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры происходит в ходе взаимодействия с окружающими людьми. Тем самым становится очевидной актуальность развития навыков социальной адаптации детей с особыми потребностями. При этом необходимо решать задачу эффективности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, с целью оптимального развития потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовки к самостоятельной жизни и включения в социальную среду полноправными членами общества [1; 3].

На левом берегу города Новосибирска крайне мало учреждений, которые обеспечивали бы внеурочную деятельность для детей с особенностями в развитии. Посещение творческих организаций (театральных кружков, спортивных секций и пр.) совместно со здоровыми сверстниками не представляется возможным в силу ряда причин (отсутствие инклюзивных программ, низкий уровень коммуникации и т.д.). Возможность для творческой реализации и организации досуговой деятельности также практически отсутствует. Недостаточно методических рекомендаций для работников культуры по организации, содержательного аспекта, грамотного направления деятельности с людьми, имеющими особые потребности в предметной, занимательной, развивающей среде, позволяющей проявить им свое творчество, активность, самовыражение.

В апреле 2019 года библиотека с проектом «Театр доступный всем» (в 2020 году переименован и носит название «ВсеЗдесь») приняла участие в конкурсе социально значимых проектов в молодежной среде «Парад идей». Получив грантовую поддержку, команда приступила к реализации проекта. Были приобретены ширмы, которые участники расписывали сами при помощи художников-волонтеров. Ребята принимают участие в театрализованных кукольных представлениях, развивают в себе актерские способности, сами пишут сценарии к спектаклям, беря за основу книжные произведения, расписывают декорации, кукол делают тоже сами, вкладывая в них всю свою душу. Одной из наиболее важных возрастных групп стал подростковый возраст. В процессе работы выяснилось, что у многих подростков есть талант к писательству, и они неплохо сами пишут сказки и сценарии, поэтому каждые

кукольные спектакли неповторимы и имеют авторство. Но самое главное, что ребята переступают через свои внутренние барьеры, раскрепощаясь и приобретая новых друзей. Зрителями становятся читатели библиотеки и ребята из детских садов, школ, которые с удовольствием смотрят спектакли и с нетерпением ждут объявления о следующем.

Театр кукол «ВсеЗдесь» не совсем обычный, ребята с ограниченными возможностями здоровья управляют куклами-маппетами (куклами-марионетками) (рисунок 1). Идейным вдохновителем стал Джим Хенсон -американский кукловод и создатель кукол, а также режиссер, сценарист, актер и продюсер. В 1969 году он создал культовую детскую передачу «Улица Сезам», являющуюся одной из самых продолжительных, популярных и значительных во всей истории мирового телевидения по сей день.

Рис. 1. Куклы-маппеты (куклы-марионетки), изготовленные детьми с ОВЗ для театра

Мы успешно реализуем проект на протяжении 4 лет благодаря нашей команде партнеров и волонтеров. В нашу команду входят учитель-дефектолог, учитель-логопед, клинический психолог, песочный терапевт, учитель ИЗО, учитель информатики, художники-декораторы, кукловод, Серебряные волонтеры и студенты-волонтеры Новосибирского государственного педагогического университета института детства, сопровождающие подростков на репетициях, на занятиях, во время выступлений. После каждой встречи участники проекта уходят с бурей положительных эмоций и с огромным желанием вернуться снова.

В августе 2019 года мы приняли участие во всероссийском конкурсе волонтерских инициатив «Доброволец России 2019». На конкурс было подано 28144 заявки, по результатам экспертного отбора были определены 956 полуфиналистов, куда вошел инклюзивный театр кукол «ВсеЗдесь» в номинации «Вдохновленные искусством». В 2021 году проект снова стал победителем грантового городского конкурса инновационных проектов муниципальных библиотек и получил средства на дальнейшую реализацию. За все время существования театра участниками проекта стали более 70 подростков с ограниченными возможностями здоровья и с нормой здоровья, было проведено

60 театральных занятий, поставлено 50 кукольных спектаклей и миниатюр, изготовлено 60 кукол-маппет и 21 перчаточная кукла, более 1000 зрителей присутствовали на библиотечных представлениях.

Создав на базе библиотеки театр кукол, мы достигли главной цели -создали инклюзивное пространство для подростков и показали им, что ограничения по здоровью никак не влияют на социальную жизнь, главное научиться выстраивать взаимоотношения друг с другом и иметь доброе сердце!

Библиографический список.

1. Андрианова-Голицына И.А. Я познаю мир. Театр: энциклопедия. -Москва: АСТ, 2006. - 399 с.

2. Гриднева М.В., Заева Д.О. Создание инклюзивной среды в пространстве библиотеки // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч. / отв. ред. Н.А. Одинокова. -Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2019. - Ч. 1. - С. 24-27.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2010. - 304 с.

4. Лесневский Ю.Ю., Волошина Т.В., Одинокова Н.А. Опыт сотрудничества между специальной библиотекой и вузом // Дефектология. - 2005. - №2 4. - С. 3940.

5. Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы: Сергей Образцов - детям. -Москва: Малыш, 1983. - 80 с.

6. Развлечения: сцена, экран, актеры: [для мл. и сред. шк. возраста] / Авт. текста Ж. Морли; Пер. с англ. Л. Векслер. - Москва: Росмэн, 1994. - 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.