Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

184
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / интеграция / лица с ограниченными возможностями здоровья / коммуникативная и информационная компетентность личности. / inclusion / integration / persons with disabilities / communicative and informational competence of the individual

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гульмира Рифовна Тожибоева, Сауле Нисамбекова

В статье раскрываются проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система специального образования Характеризуется как одно из приоритетных направлений деятельности всей системы образования Узбекистана. Анализируется Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020 — 2025 годах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION IN A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article reveals the problems of education of persons with disabilities. The system of special education It is characterized as one of the priority directions of the activity of the entire education system of Uzbekistan. The Concept of the development of inclusive education in the public education system in 2020 2025 is analyzed

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Гульмира Рифовна Тожибоева

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области mirak5275@gmail.com

Сауле Нисамбекова

Студентка Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система специального образования Характеризуется как одно из приоритетных направлений деятельности всей системы образования Узбекистана. Анализируется Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020 — 2025 годах.

Ключевые слова: инклюзия, интеграция, лица с ограниченными возможностями здоровья, коммуникативная и информационная компетентность личности.

INCLUSIVE EDUCATION IN A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

ABSTRACT

The article reveals the problems of education of persons with disabilities. The system of special education It is characterized as one of the priority directions of the activity of the entire education system of Uzbekistan. The Concept of the development of inclusive education in the public education system in 2020 - 2025 is analyzed.

Keywords: inclusion, integration, persons with disabilities, communicative and informational competence of the individual.

ВВЕДЕНИЕ

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья стало проблемой не только специального образования, но и одним из приоритетных направлений деятельности всей системы образования Узбекистана. Это объясняется тем, что расширение масштабов межкультурного взаимодействия обусловливают особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности.

В Узбекистане обучается 21 тысяча детей с ограниченными возможностями. Слепые, слабослышащие ученики посещают особые школы. По данным Министерства народного образования, в республике имеется 86 специализированных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. В них обучается 21 363 ученика. [2].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

В целях развития инклюзивного образования в Узбекистане, совершенствования системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, улучшения качества оказываемых им образовательных услуг, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № УП-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» 13 октября 2020 года № ПП-4860 была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020 — 2025 годах.

В Концепции определены цели, задачи, основные направления, среднесрочные и долгосрочные перспективные этапы развития инклюзивного образования. Концепция также является основой для разработки программ и комплексных мер, направленных на развитие инклюзивного образования в Республике Узбекистан.

Сегодня интеграция лиц с отклонениями развития в общеобразовательную и социально-культурную среду является закономерным этапом развития системы специального образования, связанным с переосмыслением обществом отношения к детям с отклонениями в развитии, признанием равных прав на получение образования и представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики (Л.Муминова, И.М. Бгажнокова, Л.Н. Давыдова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Н.М. Назарова, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова, О.А. Денисова. и

др.)[3].

Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения права детей на образование и права получать его по месту жительства, что предусматривает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. При определении сущности инклюзии важно обратить внимание

на три элемента, которые иллюстрируют ее характерные особенности, в частности:

• инклюзия - это процесс, который должен рассматриваться как постоянный поиск эффективных путей удовлетворения индивидуальных потребностей детей;

• инклюзия связана с определением препятствий и их преодолением;

• инклюзия предполагает определенный упор на те группы учащихся, которые подлежат «риску» исключения из учебного процесса или ограничению в обучении. Кроме того, главный критерий, по которому должно проходить обучение всех школьников с особенностями развития, является полное удовлетворение их учебных потребностей. [4].

Инклюзивное образование направлено на обеспечение равного доступа к образованию в образовательных организациях для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для детей (лиц) с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями в образовательных организациях организуется инклюзивное образование.)[3].

Развитие инклюзивных форм обучения лиц с ОВЗ требует не только оснащения общеобразовательных учреждений специальным оборудованием для доступа и обучения детей с ОВЗ, но и создания специальных образовательных программ для детей и для подготовки и переподготовки педагогических кадров, воспитания толерантности у учащихся и их родителей. На современном этапе условиях инклюзии учителям массовых школ необходимо будет осуществлять образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках модернизации системы образования требуется создать такую образовательную среду, которая обеспечит доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Поэтому явным достижением можно признать то, что сохранена система специального образования, имеющая многолетнюю историю, в которой успешно обучались, воспитывались, развивались, получали психо-коррекционную помощь, трудовую специальность; социализировались и интегрировали в общество дети с отклонениями в развитии, с другой стороны - развивается инклюзивное

образование детей с ОВЗ, включение их в общеобразовательную среду. Причем специальное образование признается базисом инклюзии. Вопрос о выборе образовательного учреждения, коррекционного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, определении степени его инклюзии в образовательную среду должен решаться ПМПК и родителями с учетом особенностей развития и возможностей ребенка, условий жизнедеятельности и места проживания.

Основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в постановлении Президента от 13.10.2020 г. № ПП-4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями», в котором обращается внимание на необходимость продолжения функционирования существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Инклюзия ради инклюзии и механическое перемещение в общеобразовательную среду вместо «включения» не решит проблемы получения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, новым и положительным в процессе развития инклюзии является признание системы специального образования базисом, фундаментом инклюзивного образования.

Общеобразовательная школа призвана выполнять социальный заказ, т. е. готовить к профессиональной, общественной, научной деятельности здорового ребенка, способного овладеть общеобразовательным стандартом. Инклюзивное образование требует определенных подходов в обучении таких детей. На уроках им предлагаются индивидуальные задания, часто они работают самостоятельно или совместно с другими учениками, но наиболее успешно работа с такими детьми проходит во внеурочное время. Во внеурочной деятельности по предмету участвуют все желающие. Как правило, это разновозрастная группа. В наше время в современной школе отдается предпочтение педагогике сотрудничества.

Педагогика сотрудничества заключается в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учащихся друг с другом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будущего учителя общеобразовательной школы необходимо ориентировать еще во время обучения в вузе на работу с ребенком с ОВЗ. Так

как за не имением знаний в области специальной педагогики, не владением коррекционными технологиями и специальными приемами обучения, учитель не имеет желания обучать таких детей и общаться с ними. Более того, он не может оценить степень нарушения и составить индивидуальный маршрут дальнейшего развития и обучения такого ребенка. Это грозит возникновением у учителя синдрома эмоционального выгорания. Ребенок же с ОВЗ, привыкший к вниманию в семье и щадящим комфортным условиям специального образовательного учреждения, в общеобразовательной школе становится одним из многих, неудачником, не приобретает себе друзей среди сверстников с нормальным развитием, что может стать причиной состояния психической декомпенсации и выразиться в дромомании (бродяжничестве), перверзиях и т. д., возникновении девиантного поведения в дальнейшем. С.Я. Рубинштейн писал: «Ни с чем не сравнимый по тяжести моральный ущерб личности умственно отсталого ребенка наносится в том случае, если он по ошибке попадает в массовую школу и начинает там обучение. Если ребенок находится в массовой школе краткий срок, это оказывается тяжелым эпизодом, который затем в значительной мере забывается. Но если неправильно направленный в массовую школу ребенок задерживается там на годы, длительный, многократный неуспех приводит к возникновению и закреплению отрицательных качеств личности». Государственная система специального образования ориентирована на оптимизацию условий развития личности детей с ОВЗ и обеспечивает максимальные условия для развития и социализации детей, ограничения же свобод детей, столь осуждаемые в последние годы общественностью, связаны необходимыми требованиями соблюдения охранительного лечебно-педагогического режима специального коррекционного учреждения.

Инклюзивное образование лиц с ОВЗ является закономерным этапом развития системы специального образования и связано с переосмыслением обществом отношения к детям с отклонениями в развитии, и предполагает

• признание равных прав каждого на получение образования, формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ всех участников образовательного процесса [3];

• использование имеющихся и разработку новых коррекционных и психолого-педагогических технологий сопровождения лиц ОВЗ в условиях инклюзии.

В связи с этим педагог инклюзивного образования должен владеть технологиями в обучении лиц с ОВЗ, в том числе и дистанционными, уметь использовать коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, быть готовым к применению коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих освоение детьми с ОВЗ образовательных программ в организациях общего образования в условиях инклюзии.

REFERENCES

1. Закон Республики Узбекистан от 23.09.2020 г. N ЗРУ-637 "Об образовании".

2. Постановлении Президента от 13.10.2020 г. № Ш1-4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями».

3. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования -фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. - 2012. -№ 3. - С. 14-18.

4.Ш. М. Мелиева.https://cyberlemnka.m/article/n/inЫyuzivme-obrazovanie-v-uzbekistane

1. 5. Jabborova Onakhon Mannapovna. (2019). Psycholocial and pedagogical foundations of the formation of the artistic perception of students in secondary schools. European journal of research and reflection in educational sciences, 7(10), 914.

2. Jabborova Onakhon Mannapovna, Ismoilova Dilafruz Mukhiddinovna. (2020, may). Optimation of primary education. ACADEMICIA: An international multidisciplinary research journal, 10(5), 1229-1232.

3. Mardonov Sh.K., Jabbarova O.M.. Objectives of the lessons of visual arts in primary school. Academic research in educational sciences, Issue 3, 2020, pp 862870.

4. Mardonov Shukurullo Kuldashevich, Khujamkulov Umid Negmatovich, Botirova Shakhlo Isomiddinovna, Shermatova Umida Safaevna.The end to educate young people with the spirit of patriotism in the context of globalization. Journal of Critical Reviews, Malaysia, 2020, Vol.7, Issue 12, pp 166-169.

5. Mardonov Shukurullo Kuldashevich, Quttibekova Guljan Tulepbaevna. Structure and Mechanisms of Action of The Educational Cluster. International journal of Psychosocial Rehabilitation, United Kingdom, 2020, Issue 07, pp. 81048111.

6. Jabborova Onakhon Mannapovna, Jumanova Fotima Uralovna, Mahkamova Shohida Rahmatullayevna. (2020). Formation of artistic perception of future teachers. International journal of pssycological and rehabilitation, 24(4), 4087-4095.

7. Mamadaliyev K.R., Jabborova O.M., Umarova Z.A., Abdullaeva B.P. Creation of a New Generation of Teaching Literature - A Requirement of Modernity // SCOPUS International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Special Issue 1, 2020.

8. Жабборова Онахон Маннаповна, Ташпулатова Дилором Мукимовна, Бошлангич синф укитувчиларига куйиладиган талаблар. Academic research in educational sciences, Issue 3, 2021, pp 575-582

9. Gulyamova X. Boshlang'ich sinflarda o'qish darsidan umumlashtiruvchi darslarni tashkil etish. Academic research in educational sciences, Volume 2, Issue 1, 2021, pp 1052-1060

10. Жабборова О.М., Умарова З.А. Тарбия фанини кластер усулида укитишда педагогик конфликтларни бартараф этиш. Academic research in educational sciences, Issue 1, 2021, pp 582-587.

11. Жабборова О.М., Чимпулатова Ч.Д. Бошлангич таълимда Тарбия фанининг кластер усулида укитилиши. Academic research in educational sciences, Issue 1, 2021, pp 562-566.

12. Жабборова О.М., Ташпулатова Д.М. Узбекистон янги мафкурасининг педагогик талкини. Academic research in educational sciences, Volume 2, Issue 3, 2021, pp 584-589.

13. Умарова З.А. Бошлангич таълим дидактикаси. Academic research in educational sciences, Issue 2, 2021, pp 556-562.

14. Ochilov Fariddun Izatulloyevich, Methods of teaching natural sciences to primary school pupils on the basis of a competent. Palarch's Journal Of Archaeology Of Egypt / Egyptology 17(6) (2020), ISSN 1567-214x. 14520-14539 бетлар.

15. Ochilov Fariddun Izatulloyevich, "Atrofimizdagi olam" va "Tabiatshunoslik" darslarini kompetensiyaviy yondashuv asosida tashkil etish jarayonini modellashtirish. The Journal of Academic Research in Educational Sciences, 1(4), (2020). ISSN 2181-1385. VOLUME 1, ISSUE 4. December 2020. Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2020: 4.804. Academic Research, Uzbekistan 2020. 624-629 бетлар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.