УДК 376.112.4 ББК 74.5
DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-99-108
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
М. С. Панфилов
Аннотация. Цель данной исследовательской статьи - выявление факторов, приводящих к конфликтным ситуациям между родителями детей с особенностями в развитии и учителями общеобразовательных школ, в рамках реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования. Для данного исследования была сформирована выборка, в которую вошли родители детей с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогический состав общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ. В результате на основе опроса родителей были собраны и проанализированы количественные данные, которые показывают проблемные ситуации, приводящие к конфликту с педагогическим составом школы, а на основе анализа качественных данных, которые были получены путем проведения интервью с учителями общеобразовательных организаций, были исследованы факторы, формирующие конфликтные ситуации в школе. Результаты данного исследования в дальнейшем могут быть применены при изучении конфликтных ситуаций, возникающих между родителями и школами в условиях инклюзии, а также уровня педагогической готовности к осуществлению инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзия, дети с ОВЗ, конфликтные ситуации, социализация детей с особенностями в развитии.
Для цитирования: Панфилов М. С. Инклюзивное образование в контексте конфликта интересов между родителями и учителями общеобразовательных школ // Наука и школа. 2023. № 5.
С. 99-108. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-99-108.
© Панфилов М. С., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
INCLUSIVE EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE CONFLICT OF INTEREST BETWEEN PARENTS AND TEACHERS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS
M. S. Panfilov
Abstract. The purpose of this research article is to identify factors that lead to conflict situations between parents of children with special needs and teachers of secondary schools in the framework of the implementation of the educational process in the context of inclusive education. For this study, a sample was formed, which included parents of children with disabilities, as well as the teaching staff of educational organizations that provide education for children with disabilities. As a result, based on a survey of parents, quantitative data were collected and analyzed that show problem situations leading to conflict with the teaching staff of the school, and based on the analysis of qualitative data that were obtained through interviews with teachers of general education organizations, the factors that form conflict situations at school were studied. The results of this study can be further applied in the study of conflict situations that arise between parents and schools in the context of inclusion, as well as the level of pedagogical readiness for the implementation of inclusive education.
Keywords: inclusion, children with disabilities, conflict situations, socialization of children with special needs.
Cite as: Panfilov M. S. Inclusive education in the context of the conflict of interest between parents and teachers of comprehensive schools. Nauka i shkola. 2023, No. 5, pp. 99-108. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-99-108.
Введение
Проблема осуществления инклюзивного образования на территории России остается по-прежнему актуальной, в силу воздействия сторонних факторов, возникающих в рамках реализации образовательного процесса. К ним можно отнести: проблему оснащения учебных заведений необходимым оборудованием и учебными пособиями, психологическую готовность общества к осуществлению инклюзии в общеобразовательных учреждениях, желание педагогических сотрудников осуществлять инклюзию в классе, осуществление социализации в образовательном процессе [1].
Развитие специализированных условий для получения качественного образования, проведение воспитательного процесса и социализации в обществе
формирует не только неоднородность состава обучающихся, но и требует консолидацию усилий и дополнительную подготовку для осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзии от всех участников образовательного процесса [2, с. 29]. Проблему подготовки педагогических кадров, осуществляющих обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах, рассматривают многие отечественные и зарубежные исследователи (С. В. Алехина, Л. П. Кисля-кова, О. А. Денисова, В. Н. Поникарова, О. Л. Леханова, C. Forlin, D. J. Chambers, M. Grigoryan), которые в своих работах определяют важность профессиональной подготовки, а также высокий уровень готовности учителей к реализации образовательного процесса в рамках осуществления инклюзии в общеобразовательных школах.
Так, С. В. Алехина определяет инклюзивное образование с точки зрения формирования доступности образования и воспитания для любого ребенка в образовательной организации [3, с. 84]. В свою очередь, В. Н. Поника-рова, О. А. Денисова, О. Л. Лехано-ва, Т. В. Гудина выводят на передний план профессиональную подготовку педагогических кадров, при которой стремление педагогического состава реализовывать инклюзивное образование позволяет не только получить качественное образование ребенку с особенностями в развитии, но и дает возможность в формировании и осуществлении социализации, а также гуманизации образования [4; 5].
Однако, несмотря на значительные успехи в реализации инклюзивного образования, на территории России остается открытым вопрос о необходимости подготовки родителей детей с ОВЗ, к успешному осуществлению инклюзии в образовательном процессе. Соответственно, цель данной исследовательской статьи заключается в выявлении факторов приводящих к формированию конфликтов интересов между родителями и учителями, которые осуществляют обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных школах.
Рассмотренный в данной исследовательской статье круг проблемных факторов, приводящих к конфликту интересов между педагогическими кадрами и законными представителями ребенка с ОВЗ в общеобразовательных школах, достаточно широко и всесторонне охватывает различные стороны общественной жизни. В научной литературе можно найти широкий перечень определений, поясняющих взаимосвязь конфликта интересов и конфликтной ситуации. В рамках данного исследования под конфликтной ситуацией между педагогическими сотрудниками и родителями
детей с особенностями в развитии понимается столкновение мнений, при которых личная заинтересованность отдельного человека (родителя или учителя) становится превыше интересов ребенка с ОВЗ, что приводит к формированию и развитию конфликтной ситуации, которые в дальнейшем перерастут в конфликт между родителями и школой.
Таким образом, формируется проблема конфликтов интересов между родителями и школой, где каждый из субъектов образовательного процесса осуществляет инклюзию в отношении интересов ребенка с ОВЗ, опираясь на личное видение образовательной траектории обучающегося, что приводит к столкновению мнений [6]. Поэтому для отражения наиболее полной картины формирования конфликтной ситуации между родителями и школой в данном исследовании используются результаты опроса законных представителей детей с ОВЗ и результаты проведенного интервью с педагогическими сотрудниками общеобразовательных школ.
Методы сбора данных и выборка
Данное исследование проводилось в качественной парадигме с применением элементов количественных методов анализа данных. Для проведения исследования по формированию и развитию конфликтных ситуаций между родителями детей с ОВЗ и педагогическими сотрудниками необходимо было заранее подготовить базу данных. В связи с этим сбор данных с применением количественных и качественных методов анализа данных, является важнейшей частью данного исследования.
Эмпирическую базу данного исследования составляют данные опроса [7] родителей детей с особыми образовательными потребностями, а также результаты
полуструктурированных глубинных интервью [8] с педагогическими сотрудниками, при которых общение с информантом строится в форме беседы на заданные темы, без строгого гайда.
Опрос родителей детей с ОВЗ проводился в сентябре - октябре 2022 г. в он-лайн-формате: ссылка на онлайн-опрос была выслана на электронные адреса родителей, чьи дети с особенностями в развитии обучаются в общеобразовательных учреждениях. Участие в исследовании было добровольным, а все полученные данные использовались в обобщенном формате. На приглашение участвовать в опросе откликнулось 118 родителей, что составляет 48% от общего числа родителей имеющих детей с особенностями в развитии. Опрос был полностью посвящен выстраиванию взаимоотношений между родителями детей с ОВЗ и педагогическими сотрудниками общеобразовательных школ.
Восемнадцать глубинных полуструктурированных интервью с педагогическими сотрудниками общеобразовательных школ были проведены в ноябре 2022 г. Данный размер выборки является наиболее оптимальным, так как охватывает разные возрастные категории педагогических сотрудников (молодых специалистов, учителей предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей групп по присмотру и уходу) в рамках реализации инклюзии. В выборке представлены как мужчины (7 человек), так и женщины (11 человек). Интервью были сфокусированы на теме взаимодействия педагогических сотрудников с родителями детей с ОВЗ в рамках реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования. В гайд-интервью с педагогическими сотрудниками общеобразовательных школ были заложены несколько основных содержательных осей:
1) общая характеристика инклюзивного образования в школе: как рес-
пондент ведет выстраивание процесса реализации инклюзии;
2) уровень готовности к общению с проблемными родителями;
3) каким образом выстраивается процесс решения проблемах ситуаций.
В данном исследований было важно учесть мнения респондентов, находящихся на разных должностях в общеобразовательной организации, что в свою очередь позволило рассмотреть различные точки зрения респондентов к поставленному вопросу. Интервью проводились со следующими категориями респондентов:
• учителя обучающих детей с ОВЗ в общеобразовательных школах (6 человек);
• педагоги-психологи (2 человек);
• социальные педагоги (3 человека);
• тьюторы (5 человек);
• воспитатели групп по присмотру и уходу (2 человека).
Представленные данные исследования проанализированы и представлены в обобщенном виде во второй части исследования (анализ результатов количественных и качественных данных исследования).
Анализ результатов количественных данных исследования
Опрос родителей детей с особенностями в развитии проводился в период с 7 сентября по 29 октября 2022 г. и состоял из двух разделов (технический и ситуационный раздел), при этом общее количество вопросов не превышало двадцати четырех для того, чтобы родители детей с ОВЗ не уставали и не завершили прохождение опроса раньше.
Содержание технического раздела позволяет в ходе данного исследования провести распределение указанной выборки с возможностью отслеживания колебаний по возрасту родителей и обучающихся, их полу
и класса. Данная информация предоставляет возможность провести анализ полученных данных и привязать их к конкретным переменным, в рамках применения количественных методов анализа данных. Ситуационный раздел представляет собой 8 открытых, неструктурированных вопросов, для выявления динамики мнений по развитию конфликта интересов между родителями и школой:
1. Как организовано инклюзивное образование в вашей школе?
2. Сталкивались ли вы с конфликтами на фоне организации инклюзивного образования вашего ребенка?
3. Какие причины чаще всего вызывают конфликты?
4. Устраивает ли вас образовательный процесс, который был организован для вашего ребенка?
5. Как по вашему мнению организован процесс социализации вашего ребенка в школе?
6. Каким образом выстраивается процесс взаимодействия педагогов и вашего ребенка?
7. Как организуется процесс адаптации вашего ребенка в условиях инклюзивного образования?
8. Что именно способствует к предотвращению конфликтных ситуаций со стороны школы?
Представленные выше разделы ориентированы на сбор:
• общей информации о респонденте;
• выявление факторов, приводящих
к конфликту интересов.
Результаты опроса показали, что развитие конфликтных ситуаций посредством возникновения разногласий по формированию образовательного пути обучающегося с ОВЗ сопровождается у 78% опрошенных родителей. В число наиболее распространенных проблемных ситуаций попали как методы проведения инклюзии, так и проблемы, связанные с адаптацией ребенка в общеобразовательном учреждении (рис. 1).
Проблемные ситуации, приводящие к конфликту с педагогическими сотрудниками
JS S
я
Плохая адаптация обучающихся с ОВЗ Слабая организация образовательного процесса
Количество человек
^ 64
1 93
К
е -&
S с
Неоснащенность техническими средствами
Неструктурированная групповая работа с обучающимися
Незаинтересованность в педагогической деятельности
Отсутствие консультационной поддержки родителей
1 59
J 54
"1 37
33
Неуделение внимания обучающимся с ОВЗ
Jj 28
Рис. 1. Анализ результатов опроса родителей, имеющих детей с ОВЗ Наука и Школа / Science and School № 5'2023
В частности, более трети опрошенных родителей отметили, что их детям не хватает полноценного общения со сверстниками в школе. Однако 28% респондентов от общей выборки отметили, что их не устраивает педагогическая деятельность учителей и социальных педагогов, поскольку они не оказывают консультационные мероприятия, а проводят уроки опираясь на настроение ребенка, а не на его потребности.
Фактически три четверти опрошенных не устраивает инклюзивное образование в общеобразовательных школах, поскольку образовательные учреждения не формируют технические и социальные условия, которые должны быть направленны на методическую работу с детьми имеющих особенности в развитии. При этом 24% респондента отметили, что их устраивает отношение педагогических сотрудников к их детям, однако, у них остается желание разнообразить образовательную траекторию своего ребенка.
Анализ качественных данных исследования
Интервью с педагогическими сотрудниками общеобразовательных школ проводилось в период с 4 по 28 ноября 2022 г. в аудиоформате по телефону (в среднем 40 минут) со звукозаписью - все респонденты дали согласие на использование звукозаписывающих устройств во время проведения интервью. Полученные данные интервью были проанализированы посредством осевого кодирования и представлены в цитатах. Кодирование данных интервью было проведено вручную, без использования сторонних программ (таких как Google Keep, RealSpeaker).
В ходе проведения интервью с педагогическими сотрудниками общеобразовательных школ была поставлена задача - выявить факторы, оказывающие воздействие на формирование кон-
фликтных ситуаций между учителем и родителем ребенка с ОВЗ. По результатам анализа данных были сформулированы три основные проблемы, с которыми сталкиваются педагогические сотрудники общеобразовательных учреждений, перерастающие в конфликтные ситуации с родителями.
I. Методические рекомендации по осуществлению инклюзии
Приводя детей с особенностями в развитии в общеобразовательную школу, родители отдают предпочтение обучению по индивидуальному учебному плану, делая акцент на социализацию ребенка и на углубленное изучение общеобразовательных предметов. При этом родители детей с ОВЗ все чаще дают методические рекомендации педагогическим сотрудникам по осуществлении инклюзии в образовательном процессе. Однако данные рекомендации характеризуются мониторингом деятельности педагога с просьбами или требованиями уделять дополнительное внимание их ребенку с ОВЗ, тем самым формируя столкновение мнений между учителем и родителем.
«Современные родители, переходя на ИУП (индивидуальный учебный план), пытаются предоставить ребенку более качественное образование за счет углубленного изучения предметов в школе (таких как русский язык, математика), а более облегченные предметы вывести на заочное обучение (окружающий мир, литература). В этом есть положительные стороны, но есть и отрицательные. Ребенок, перешедший на ИУП, должен посещать очные занятия в школе примерно 3 раза в неделю по 4 часа. За это время родители считают, что ребенком с ОВЗ будет усвоена образовательная программа. При этом очень часто родители забывают, что ребенок, приходя на очное обучение, оказывается в общеобразовательном классе, где присутствует более 20 детей, кото-
рые также должны усвоить материал. Вследствие чего родители часто идут на конфликтные ситуации, обвиняя учителей в некомпетентности и вне желания работать с их детьми».
«При работе с детьми с ОВЗ любой педагогический сотрудник пытается сделать так, чтобы ребенком был усвоен образовательный материал. Однако из-за разных особенностей в развитии дети показывают слабый результат. Это не устраивает их родителей. В результате чего они начинают осуждать учителей и требовать уделять больше внимания обучению их детей».
Как мы можем наблюдать, методические рекомендации по осуществлению инклюзии в образовательном процессе детей с ОВЗ характеризуется родителями не просьбами применять новые методики преподавания в инклюзивной образовательной среде (игровые формы обучения), а в контроле образовательных результатов детей. Если ребенок с особенностями в развитии начинает показывать слабые результаты, а его сверстники более высокие, родители начинают идти на конфликтные ситуации, обвиняя учителей в некачественном подходе при подаче образовательного материала. Можно предположить, что данное поведение родителей формируется исходя из желания предоставить своему ребенку равные образовательные возможности, однако применение агрессивных форм в строну педагогических сотрудников не будет приводить к желаемому результату, а будет только тормозить образовательный процесс ребенка.
II. Социализация детей с особенностями развития
Многие родители считают, что проблема социализации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах возникает из-за отсутствия планомерной работы, целью которой является развитие индивидуальных качеств необходимых ребенку для адаптации в окружающем
его социуме. Однако родители детей с особенностями в развитии не учитывают, что социализация детей с ОВЗ происходит с учетом психофизиологического развития, а для полноценного формирования личности необходимо проведение целенаправленной работы как с родителями, так и с различными специалистами (учителями, психологами, дефектологами), при активном участии и желании самого ребенка с ОВЗ.
«Работая с детьми с ОВЗ мы часто сталкиваемся с тем фактом, что родители очень часто критикуют нас за нашу работу. Родителей не устраивают наши подходы к их ребенку, и они всячески обвиняют всех педагогических сотрудников в том, что мы не желаем работать с их детьми. К большому сожалению, родители не учитывают, что процесс социализации ребенка в социуме должен основываться на психофизиологическом развитии ребенка. Если у ребенка с ОВЗ часто возникают приступы агрессии к окружающим, то как мы можем проводить его социализацию со сверстниками, когда он может причинить вред себе и окружающим его детям. Конечно, социализация необходима, и мы стараемся осуществить ее непосредственно для всех детей с ОВЗ, поэтому родители не должны забывать, что школа в первую очередь должна предоставить всем детям безопасные условия для получения образования, а не создавать риски».
«Попадая в конфликтные ситуации с родителями, я как психолог сталкиваюсь с агрессивным поведением родителей детей с ОВЗ. Очень часто родители, приводя детей с особенностями развития в школу, говорят: "Работайте с моим ребенком", однако в дальнейшем их не устраивает наша работа. Конфликт начинает формироваться, исходя из их требований уделять больше внимания именно их ребенку, при этом родители забывают,
что в школах может обучаться несколько детей с ОВЗ и каждому нужен определенный подход и внимание».
Поскольку осуществление социализации ребенка с особенностями в развитии способно реализовываться с учетом психофизиологического развития, следует отметить, что возможность социализации в обществе также зависит от «принятия себя». Многие дети с ОВЗ считают себя неполноценными (из-за выражения сочувствия) и пытаются скрыть свои недостатки и тем самым самоизолируются от окружающих. В результате педагогическим сотрудникам необходимо сформировать условия, благодаря которым ребенок с ОВЗ сможет адаптироваться в окружающих его условиях и выйти на контакт с окружающими его сверстниками.
«Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок с ОВЗ стесняются своего физиологического и психологического развития, к ним можно отнести нарушение опорно-двигательного аппарата или нарушения речи. Такие дети часто уходят в себя и пытаются дистанцироваться от окружающих. Поэтому работа педагогических сотрудников заключается в том, чтобы показать ребенку, что он такой же, как и все».
Таким образом, мы можем наблюдать, что социализация ребенка с особенностями в развитии является одной из важнейших задач в осуществлении инклюзии в общеобразовательных школах. Учителя и другие педагогические сотрудники, работающие с детьми с ОВЗ, в процессе своей педагогической деятельности сталкиваются с родительским непониманием того, что социализация должна осуществляться с учетом психофизиологических особенностей ребенка.
III. Агрессивное поведение родителей
Деструктивное поведение родителей детей с особенностями в развитии по отношению к учителям или другим педаго-
гическим сотрудникам в большей степени связано с видением родителя особого статуса ребенка. Родители, приводя своего ребенка с ОВЗ в общеобразовательное учреждение, пытаются обеспечить ему все полагающиеся законом права. В результате таких действий родители проявляют агрессивное поведение, связанное с тем, что их ребенку не оказывают должного внимания, не осуществляют полноценное образование и социализацию.
«В моей педагогической практике были очень скандальные родители, которые постоянно приходили ругаться в школу, считая, что их ребенку не оказывается должного ухода».
«Достаточно часто родители, у которых дети имеют определенные диагнозы, приходят просто поругаться в школу. При этом очень часто поводом служит достаточно непонятные ситуации (например, их ребенка толкнули на перемене). И родители начинают жаловаться администрации, что за их детьми плохо присматривают, и требуют заменить им педагога».
«Поводом для скандала в школе могут послужить самые простые и безобидные вещи. Например, когда ребенок с особенностями в первом классе устал, тьютор поставил ему мультфильм и начал с ним вести беседы для того, чтобы тот мог отдохнуть. Однако вечером пришли его родители и начали агрессивно вести дискуссию, что они привели ребенка учиться, а не развлекаться».
Анализируя различные ситуационные примеры из интервью с педагогическими сотрудниками общеобразовательных школ, мы выявили, что родители детей с особенностями в развитии предъявляют к своим детям такие же высокие требования, что и родители здоровых детей. В результате у родителей возникает деструктивное поведение по отношению к педагогическим сотрудникам школы, если их ребенку, по их мнению, не оказывается должное внимание и происходит
ущемление их законных прав на образование. Кроме того, в процессе социализации ребенка родители не учитывают его психофизиологические особенности и предъявляют педагогическим сотрудникам претензии. Однако обеспечивать процесс социализации, воспитания и получения образования - обязанность не только учителей, но и самих родителей. Расхождение мнений по выстраиванию образовательного маршрута приводит к торможению образовательного и воспитательного процесса ребенка с особенностями в развитии и, следовательно, к неполному освоению им образовательной программы.
Заключение
Анализ результатов качественных и количественных данных позволяет определить, что родители детей с ОВЗ предъявляют повышенные требования к общеобразовательным школам в процессе обучения, социализации и воспитания их детей.
Педагогические сотрудники все чаще сталкиваются с деструктивным поведе-
нием родителей, которых не устраивает отсутствие регулярных занятий, ненадлежащая работа учителей по присмотру детей с ОВЗ, плохо выстроенный процесс социализации ребенка со сверстниками. При этом родители не учитывают тот факт, что процесс социализации ребенка с особенностями в развитии должен происходить с учетом психофизиологических особенностей ребенка, а также при сформировавшихся благоприятных условиях взаимодействия со сверстниками.
Кроме того, отдельно следует отметить, что даже несмотря на все факторы, оказывающие воздействие на формирование и развитие конфликтных ситуаций в области инклюзивного образования в общеобразовательных школах (такие, как методические рекомендации по реализации инклюзии; социализации детей с ОВЗ; агрессивное поведение родителей), педагогические сотрудники продолжают выстраивать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, поскольку для осуществления инклюзии необходимы усилия всех участников образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Потапова М. Д., Горбунова Е. Н. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы V междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 16-17 ноября 2020 г. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 283-289. EDN DXNRHP.
2. Алёхина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
3. Захаров С. И. Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Молодой ученый. 2020. № 43 (333). С. 100-101. URL: https://moluch.ru/archive/333/74403/ (дата обращения: 04.01.2023).
4. Демченко И. И. Инклюзивное образование - путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 9. С. 176-180. EDN UJEBDR.
5. Особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих инклюзивную практику / О. А. Денисова [и др.] // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2020. № 4 (97). С. 222-233. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-20. EDN ZCFHBV.
6. Тихонова А. Ю., Вахтеева О. В. Педагогические конфликты в инклюзивном образовании // Философия, культурология, педагогика: реалии и перспективы: сб. науч. тр. Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2018. С. 216-223. EDN VQGKZZ.
7. Осепян А. К. Количественные методы сбора данных в прикладных социологических исследованиях // Формирование основных направлений развития современной статистики и эконометрики: материалы I Междунар. науч. конф., Оренбург, 26-28 сентября 2013 г. / науч. ред. В. Н. Афанасьев. Т. II. Оренбург: ИПК «Университет», 2013. С. 286-300. EDN RVXDHN.
8. Ризман Л. М. К вопросу о качественных методах в историческом исследовании: глубинное интервью // Тр. Братского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири. 2009. Т. 1, № 1. С. 259-262. EDN SVNMUF.
REFERENCES
1. Potapova M. D., Gorbunova E. N. Problemy i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii. In: Yazykovye i kulturnye kontakty: lingvisticheskiy i lingvodidakticheskiy aspekty. Proceedings of the V International scientific-practical conference, Saratov, 16-17 Nov. 2020. Saratov: Saratovskiy istochnik, 2020. Pp. 283-289. EDN DXNRHP.
2. Alekhina S. V., Alekseeva M. N., Agafonova E. L. Gotovnost pedagogov kak osnovnoy faktor uspeshnosti inklyuzivnogo protsessa v obrazovanii. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011, No. 1, pp. 83-92.
3. Zakharov S. I. Problema gotovnosti pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. Molodoy uchenyy. 2020, No. 43 (333), pp. 100-101. URL: https://moluch.ru/archive/333/74403/ (accessed: 04.01.2023).
4. Demchenko I. I. Inklyuzivnoe obrazovanie - put k gumanizmu, dukhovnosti i sotsialnoy spravedlivosti. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept". 2015, No. 9, pp. 176-180. EDN UJEBDR.
5. Denisova O. A. Osobennosti podgotovki pedagogicheskikh kadrov, osushchestvlyayushchikh inklyuzivnuyu praktiku. Vestn. Cherepovetskogo gos. un-ta. 2020, No. 4 (97), pp. 222-233. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-20. EDN ZCFHBV.
6. Tikhonova A. Yu., Vakhteeva O. V. Pedagogicheskie konflikty v inklyuzivnom obrazovanii. In: Filosofiya, kulturologiya, pedagogika: realii i perspektivy. Coll. of scient. papers. Ulyanovsk: Ulyanovskiy gos. ped. un-t im. I. N. Ulyanova, 2018. Pp. 216-223. EDN VQGKZZ.
7. Osepyan A. K. Kolichestvennye metody sbora dannykh v prikladnykh sotsiologicheskikh issledo-vaniyakh. In: Formirovanie osnovnykh napravleniy razvitiya sovremennoy statistiki i ekonome-triki. Proceedings of the I International scientific conference, Orenburg, 26-28 Sent. 2013. Ed. by V. N. Afanasyev. Vol. II. Orenburg: IPK "Universitet", 2013. Pp. 286-300. EDN RVXDHN.
8. Rizman L. M. K voprosu o kachestvennykh metodakh v istoricheskom issledovanii: glubinnoe inter-vyu. Tr. Bratskogo gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i sotsialnye problemy razvitiya regionov Sibiri. 2009, Vol. 1, No. 1, pp. 259-262. EDN SVNMUF.
Панфилов Михаил Сергеевич, аспирант департамента педагогики, психологии и развития личности Автономной Некоммерческой организации Высшего Образования «Университет Брикс (Юнибрикс)» e-mail: mikh.1998@yandex.ru
Panfilov Mikhail S., PhD post-graduate student, Department of Pedagogy, Psychology and Personality Development Department, BRICS University e-mail: mikh.1998@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 09.01.2023 The article was received on 09.01.2023