ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА
Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 63-70. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 63-70
Научная статья УДК 37.042
doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-63-70
КОВИДНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
М. С. Панфилов
Михаил Сергеевич Панфилов
Университет БРИКС (ЮНИБРИКС), Москва, Россия, student377@brics.study
Аннотация. Целью данной исследовательской статьи является рассмотрение вопроса о преодолении ограничений, возникающих при организации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования, которые сформировались во время распространения коронавирусной инфекции (СОУГО-19). Для проведения исследования была сформирована выборка из преподавательского состава общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование в своей профессиональной деятельности. В качестве основного метода исследования было выбрано проведение интервью с педагогическими сотрудниками общеобразовательных школ в период 2021-2022 гг., на основе которых происходит выявление практических шагов, применяющихся для преодоления сформировавшихся ограничений по организации образовательного процесса детей с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда, СОУГО-19
Для цитирования: Панфилов М. С. Ковидные
© Панфилов М. С., 2022
ограничения как фактор развития инклюзивного образования на территории России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 63-70. doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-63-70
Original article
COVID RESTRICTIONS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA
Mikhail S. Panfilov
BRICS University (UNIBRICS), Moscow, Russia, student377@brics.study
Abstract. The purpose of this research article is to consider the issue of overcoming the limitations that arise when organizing the educational process in an inclusive education environment, which were formed during the spread of coronavirus infection (COVID-19). To conduct the study, a sample was formed from the teaching staff of educational institutions that provide inclusive education in their professional activities. Interviews with teaching staff of secondary schools were chosen as the main research method, in the period from 2021-2022, on the basis of which practical steps are identified that are used to overcome the established restrictions on the organization of the educational process of children with disabilities.
Keywords: inclusive education, children with disabilities, educational environment, COVID-19
For citation: Panfilov M. S. Covid restrictions as a factor in the development of inclusive education in Russia. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4): 63-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-63-70
Введение
В середине декабря 2019 года в Китае (г. Ухань) была впервые зафиксирована вспышка нового, ранее неизвестного вируса животного происхождения 2019-пСоУ [5]. В результате этого правительства всех стран стали вводить специальные ограничительные меры для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции среди населения [2].
Каждая сфера общественной жизни (экономическая, социальная, духовная и др.) столкнулась с вынужденными ограничениями, при этом образовательная система начала меняться и подстраиваться под современную реальность [3, с. 155]. Распространение СОУГО-19 привело к тому, что российские школьники массово стали переходить на дистан-
ционный формат обучения [1]. Произошедшие изменения радикально отразились не только на работе педагогических сотрудников, но и на профессиональной деятельности родителей. В результате этого сформировавшаяся в период ковидных ограничений система изменила роль педагога в качестве наставника детей, а процесс обучения и социализации становится полностью подконтрольным родителям, поскольку именно они становятся ответственными за обучение и воспитание ребенка во время дистанционного образования.
Рассматривая сформировавшуюся систему, многие родители смогли увидеть проблемы организации образовательного процесса, среди которых:
1) сложность восприятия детьми информации посредством использования цифрового образовательного пространства;
2) удержание внимания ребенка;
3) отсутствие у детей желания учиться посредством использования цифровых технологий и др.
Несмотря на все сложности, система образования смогла адаптироваться к новым условиям и предъявляемым требованиям, поскольку образовательный процесс был фактически заменен на домашнее обучение с консультационной поддержкой учителей. Однако реализация образовательного процесса в условиях инклюзии стала проблематичной не только для учителей общеобразовательных учреждений, но и для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Организация обучения детей с ОВЗ требует дополнительных ресурсов (финансовых, кадровых, материальных, социокультурных и т.п.) для осуществления образовательного процесса [5]. В обучение внедряется процесс социализации ребенка с ОВЗ через осуществление различных игровых форматов, культурно-развлекательных мероприятий и т.п. со здоровыми детьми [6, с. 127]. При этом никто не исключает обучения ребенка по заранее подготовленному для него индивидуальному плану для успешного усвоения образовательной программы (в облегченном варианте). Во время дистанционного образования контроль за всем образовательным процессом, а также за осуществлением социализации ребенка с особыми образовательными потребностями перешел непосредственно к родителям, поскольку большинство образовательных учреждений с большим трудом смогли перестроить и адаптировать
инклюзивное образование и весь образовательный процесс на использование цифровых технологий.
Таким образом, в России в период с 2020 по 2021 год, во время ко-ронавирусных ограничений, существовала проблема с организацией образовательного процесса для детей с ОВЗ и их социализацией.
Исходя из всего вышеизложенного, была определена цель данной исследовательской статьи: выявление практических шагов, которые предпринимались педагогическими сотрудниками и родителями детей с ОВЗ в рамках организации и осуществления образовательного процесса во время распространения коронавирусной инфекции (СОУГО-19) на территории России.
Изложение основного материала статьи
В рамках представленного исследования сбор и анализ эмпирической части состоял из нескольких этапов:
1) составление и апробация инструментария (гайд интервью);
2) формирование базы данных;
3) сбор данных и анализ полученных результатов посредством использования тематического анализа.
База данных потенциальных респондентов была сформирована преимущественно из действующих педагогических сотрудников, осуществляющих образовательный процесс посредством применения инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях. В результате эмпирическую базу исследования составляют 428 интервью с педагогическими сотрудниками (средний возраст респондентов — 32 года), которые являются действующими педагогами-практиками в области инклюзивного образования в период 2021-2022 гг. Интервью проводились со следующими категориями респондентов:
- преподавателями общеобразовательных школ, практикующими коррекционное образование (196 человек);
- педагогами и психологами (123 человека);
- социальными педагогами (74 человека);
- тьюторами (35 человек).
Интервью включали в себя 24 вопроса об организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями посредством использования дистанционных технологий и о трудностях, с которыми сталкивался педагогический состав в период пандемии
COVID-19. Все интервью проводились в аудиоформате по телефону со звукозаписью. В среднем на одно интервью отводилось около 35 минут, все респонденты заранее были проинформированы о длительности интервьюирования, имена респондентов не раскрываются по этическим причинам. Также стоит отметить, что при анализе данных проводилось открытое кодирование с использованием программы ATLAS.ti (версия 9.0.14.0).
В ходе проведения интервью с педагогическими работниками, осуществляющими педагогическую деятельность в рамках инклюзивного образования, было выявлено, что новая коронавирусная инфекция COVID-19 сформировала новые подходы в рамках осуществления и организации образовательного процесса, что, в свою очередь, повлияло на качество обучения детей с ОВЗ. Учитывая тот факт, что дети в условиях пандемии были полностью изолированы от внешнего мира, а общение со сверстниками происходило посредством видеосвязи, педагогические сотрудники, а также родители детей с особыми образовательными потребностями смогли сформировать непрерывную образовательную среду, в которой видеоконференцсвязи встраиваются в образовательное пространство не только путем освоения образовательной программы, но и в рамках осуществления социализации детей с ОВЗ.
«Мы с коллегами предприняли попытку сформировать игровые семинары, в которых присутствовали как здоровые дети, так и дети с ограничениями. В результате мы поддерживали игровую форму образования в рамках организации образовательного процесса посредством использования дистанционных технологий. И это на самом деле достаточно интересный процесс взаимодействия. Однако первоначальной сложностью для нас являлось то, что ребенок мог просто уйти в себя. Именно тогда нам на помощь приходили родители, которые помогали контролировать процесс игры на расстоянии».
«Обучение детей с ОВЗ достаточно сложный процесс, который требует постоянной отдачи не только от нас как педагогических сотрудников, но и от родителей. И только лишь благодаря такому подходу мы с родителями смогли не только продолжить обучение с детьми по их учебному плану, но и дали возможность общаться друг с другом. Мы выделили один день в неделю, когда все дети с ОВЗ и здоровые дети заходят
в нашу интерактивную среду и начинают общаться друг с другом через своих аватаров. Конечно, была опасность, что виртуальное общение заменит им реальный контакт друг с другом или они не смогут найти общий язык. Но все прошло более чем удачно. Мы смогли наладить для них общение посредством игры. При этом управление их персонажами продолжало развивать их моторику. И мы заметили, что, когда закончилась пандемия и дети пришли к нам в школу, они стали более сплоченными и начали более активно общаться на переменах».
Также следует отметить, что одним из препятствий для осуществления инклюзивного образования является большой размер класса, поскольку педагог не способен каждому ученику уделить достаточное количество внимания на уроке. Однако благодаря переходу на дистанционное обучение образовательный процесс у детей с ОВЗ стал намного эффективнее, поскольку педагогический сотрудник передал контрольно-воспитательную функцию их родителям. В результате родители стали более вовлечены в образовательный процесс, а педагогические работники стали корректировать развитие ребенка, применяя дистанционные образовательные технологии.
«В условиях пандемии мы поменялись с родителями местами. Родители стали уделять больше внимания развитию ребенка, а не требованию коррекции и исправления от нас. Все педагогические сотрудники помимо уроков и дополнительных индивидуальных занятий стали проводить консультации для родителей с целью снижения напряжения. При этом, в условиях пандемии, когда все люди сидят по домам, родители стали 24 часа в сутки проводить время с детьми с ОВЗ. И, конечно, это становится для них испытанием. Мы сейчас не будем говорить о тяжелых детях. Мы говорим о тех, которые могут и хотят развиваться и общаться».
Таким образом, мы можем наблюдать, что, несмотря на значительные ограничения, которые возникли в период режима самоизоляции на территории России, образовательные процесс смог адаптироваться к новым условиям и требованиям. Педагогические работники, практикующие инклюзивное образование, смогли организовать и перестроить образовательный процесс так, чтобы ребенок с ОВЗ смог не только усваивать образовательную программу, находясь на дистанционном
обучении, но и продолжить социализироваться посредством использования компьютерных технологий.
Заключение
Сложившаяся в мире ситуация с COVID-19 изменила и перестроила все сферы человеческой деятельности. Изменения, затронувшие образовательную систему, позволили более детально проработать новые образовательные подходы в рамках организации обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Анализ интервью позволяет определить, что педагогическая деятельность в условиях инклюзивного образования в период новой коронави-русной инфекции (COVID-19) была построена таким образом, чтобы ребенок с особыми образовательными потребностями мог продолжить обучение без каких-либо серьезных изменений и доработок индивидуального учебного плана.
Педагогические сотрудники совместно с родителями смогли воссоздать благоприятную образовательную и воспитательную среду, благодаря которой ребенок мог продолжить социализироваться и общаться со сверстниками. При этом во время проведения занятий фокус контроля деятельности ребенка с ОВЗ был смещен в сторону родителей, поскольку педагогические сотрудники в силу режима самоизоляции не могли проводить занятия в офлайн-режиме. Однако стоит отметить, что даже в ситуации массовых ограничений педагогические работники смогли применить новые технологии, позволяющие детям с особыми образовательными потребностями получить качественное образование без каких-либо затруднений.
Список источников
1. В Минпросвещения сообщили о первых переходах российских школ на удаленку // РБК. 06.09.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/06/09/2020/5f54a91d9a7947517a a0ad6b (дата обращения: 25.03.2022).
2. COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Правительство России. 19.03.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/883/events/ (дата обращения: 25.03.2022).
3. Оборин М. С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14, № 5 (92). С. 153-163. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10514.
4. Петрулевич И. А., Снежко Г. Е. Социокультурные ресурсы семьи для создания платформы самореализации детей с ОВЗ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 65-72 [Электронный ресурс]. URL: https://online-science.ru/userfiles/file/rzfwf-w64jwuzfcuntvuekpqwhzbukkrq.pdf (дата обращения: 25.03.2022).
5. Пневмония в Китае. Что известно о новом вирусе и насколько он опасен? // ТАСС.
21.02.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7509293 (дата обращения: 25.03.2022).
6. Шутова И. П., Антипова О. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования // Молодой ученый. 2016. № 6.2 (110.2). С. 126-128.
References
1. V Minprosveshcheniya soobshchili o pervyh perekhodah rossijskih shkol na udalen-ku // RBK. 06.09.2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rbc.ru/society/06/09/2020/ 5f54a91d9a7947517aa0ad6b (data obrashcheniya: 25.03.2022). [In Rus].
2. COVID-19. Mery Pravitel'stva po bor'be s koronavirusnoj infekciej i podderzhke ekonomiki // Pravitel'stvo Rossii. 19.03.2020 [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/883/ events/ (data obrashcheniya: 25.03.2022). [In Rus].
3. Oborin M. S. Vliyanie pandemii COVID-19 na obrazovatel'nyj process // Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. T. 14, № 5 (92). S. 153-163. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10514. [In Rus].
4. Petrulevich I. A., Snezhko G. E. Sociokul'turnye resursy sem'i dlya sozdaniya platformy samore-alizacii detej s OVZ // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2018. № 3. S. 65-72 [Elektronnyj resurs]. URL: https://online-science.ru/userfiles/file/rzfwfw64jwuzfcuntvuek-pqwhzbukkrq.pdf (data obrashcheniya: 25.03.2022). [In Rus].
5. Pnevmoniya v Kitae. Chto izvestno o novom viruse i naskol'ko on opasen? // TASS. 21.02.2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7509293 (data obrashcheniya: 25.03.2022). [In Rus].
6. Shutova I. P., Antipova O. V. Socializaciya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami dopolnitel'nogo obrazovaniya // Molodoj uchenyj. 2016. № 6.2 (110.2). S. 126-128. [In Rus].
Информация об авторе
М. С. Панфилов—аспирант департамента педагогики, психологии и развития личности Information about the author
M. S. Panfilov—postgraduate student of the Department of pedagogy, psychology and personal development