Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УЧАСТИЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАЧ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УЧАСТИЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ЗАДАЧА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Т.А.

Актуальность исследования обусловлена востребованностью представления модели формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы посредством взаимодействия учителя-«наставника» и родителя как носителя знаний и обладателя необходимых для осуществления инклюзивной практики компетенций. Так как родители являются полноправными участниками образовательного процесса, на современном этапе возникает необходимость формирования их педагогической готовности к участию в инклюзии, в частности при переходе ребенка из дошкольной образовательной организации в школу. Новизна исследования определяется выявлением средств формирования педагогической готовности родителей в переходный период из дошкольного детства в начальную школу в виде специально разработанной модульной психолого-педагогической программы, включающей компетентностные задачи. В основу легли разработки содержания задач, учет видов деятельности родителей с такими типами заданий. В дальнейшем осуществляется фиксирование эмпирических данных о влиянии освоения программы родителями на уровень их педагогической готовности к обучению детей в инклюзивном классе школы и их анализ. В статье представлены теоретические и эмпирические данные изучения педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивной образовательной среде школы. Определены содержание и технология реализации модульной программы формирования такой готовности. Описаны принципы работы в группе. Важным компонентом при реализации программы выступает решение родителями компетентностных задач. Сделан вывод о необходимости формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы. Материалы статьи могут быть полезны руководителям, специалистам образовательных организаций при формировании программ по взаимодействию и сотрудничеству с родителями обучающихся инклюзивных групп и классов, а также родителям детей дошкольного и начального школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL READINESS OF PRESCHOOL CHILDREN’S PARENTS TO PARTICIPATE IN THE SCHOOL INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS THROUGH SOLVING COMPETENCE PROBLEMS

The relevance of the study is due to the demand for the presentation of the model of formation of the pedagogical readiness of preschool children’s parents to participate in the school inclusive educational process through interaction of the teacher-mentor and the parent as a holder of knowledge and the owner of the necessary competencies to implement inclusive practice. Since parents are full participants in the educational process, at the present stage there is a need to form their pedagogical readiness to participate in inclusion, in particular, when a child moves from a preschool educational organization to a school. The novelty of the study is determined by the identification of the means of forming the pedagogical readiness of parents in the transitional period from preschool childhood to elementary school in the form of a specially developed modular psychological and pedagogical program, including competent tasks. The basis was the development of the content of tasks, accounting for the types of activities of parents with such types of tasks. In the future, empirical data are recorded on the impact of the development of the program by parents at the level of their pedagogical readiness for teaching children in an inclusive school class and their analysis. The article presents theoretical and empirical data on the study of the pedagogical readiness of preschool children’s parents to participate in the school inclusive educational environment. The content and technology of implementing a modular program to form such readiness have been determined. The principles of work in the group are described. The important component in the implementation of the program is solving competent tasks by parents. It was concluded that it is necessary to form the pedagogical readiness of preschool children’s parents to participate in the school inclusive educational process. The materials of the article can be useful to managers, specialists of educational organizations when forming programs for interaction and cooperation with parents of students from inclusive groups and classes, as well as parents of preschool and primary school aged children.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УЧАСТИЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАЧ»

Научная статья УДК 37

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_2_131_44 EDN: HTQZKI

Формирование педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы посредством решения компетентностных задач

Татьяна Александровна Шевцова

Аспирантка института педагогики и психологии, Вятский государственный университет. 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36

tanyushik2007-85@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-8436-0453

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена востребованностью представления модели формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы посредством взаимодействия учителя-«наставника» и родителя как носителя знаний и обладателя необходимых для осуществления инклюзивной практики компетенций. Так как родители являются полноправными участниками образовательного процесса, на современном этапе возникает необходимость формирования их педагогической готовности к участию в инклюзии, в частности при переходе ребенка из дошкольной образовательной организации в школу.

Новизна исследования определяется выявлением средств формирования педагогической готовности родителей в переходный период из дошкольного детства в начальную школу в виде специально разработанной модульной психолого-педагогической программы, включающей компетентностные задачи. В основу легли разработки содержания задач, учет видов деятельности родителей с такими типами заданий. В дальнейшем осуществляется фиксирование эмпирических данных о влиянии освоения программы родителями на уровень их педагогической готовности к обучению детей в инклюзивном классе школы и их анализ.

В статье представлены теоретические и эмпирические данные изучения педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивной образовательной среде школы. Определены содержание и технология реализации модульной программы формирования такой готовности. Описаны принципы работы в группе. Важным компонентом при реализации программы выступает решение родителями компетентностных задач. Сделан вывод о необходимости формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы.

Материалы статьи могут быть полезны руководителям, специалистам образовательных организаций при формировании программ по взаимодействию и сотрудничеству с родителями обучающихся инклюзивных групп и классов, а также родителям детей дошкольного и начального школьного возраста.

Ключевые слова: педагогическая готовность; родители детей-дошкольников; компетентностная задача; инклюзивное образование

Для цитирования: Шевцова Т. А. Формирование педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы посредством решения компетентностных задач // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 44-53. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_44. https://elibrary.ru/HTQZKI

Original article

Formation of pedagogical readiness of preschool children's parents to participate in the school inclusive educational process through solving competence problems

Tatiyana A. Shevtsova

Post-graduate student of institute of pedagogy and psychology, Vyatka state university. 610000, Kirov, Moskovskaya st., 36

tanyushik2007-85@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-8436-0453

Abstract. The relevance of the study is due to the demand for the presentation of the model of formation of the pedagogical readiness of preschool children's parents to participate in the school inclusive educational process through

© Шевцова Т. А., 2023

interaction of the teacher-mentor and the parent as a holder of knowledge and the owner of the necessary competencies to implement inclusive practice. Since parents are full participants in the educational process, at the present stage there is a need to form their pedagogical readiness to participate in inclusion, in particular, when a child moves from a preschool educational organization to a school.

The novelty of the study is determined by the identification of the means of forming the pedagogical readiness of parents in the transitional period from preschool childhood to elementary school in the form of a specially developed modular psychological and pedagogical program, including competent tasks. The basis was the development of the content of tasks, accounting for the types of activities of parents with such types of tasks. In the future, empirical data are recorded on the impact of the development of the program by parents at the level of their pedagogical readiness for teaching children in an inclusive school class and their analysis.

The article presents theoretical and empirical data on the study of the pedagogical readiness of preschool children's parents to participate in the school inclusive educational environment. The content and technology of implementing a modular program to form such readiness have been determined. The principles of work in the group are described. The important component in the implementation of the program is solving competent tasks by parents. It was concluded that it is necessary to form the pedagogical readiness of preschool children's parents to participate in the school inclusive educational process.

The materials of the article can be useful to managers, specialists of educational organizations when forming programs for interaction and cooperation with parents of students from inclusive groups and classes, as well as parents of preschool and primary school aged children.

Keywords: pedagogical readiness; parents of preschool children; competence task; inclusive education

For citation: Shevtsova T. A. Formation of pedagogical readiness of preschool children's parents to participate in the school inclusive educational process through solving competence problems. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023;(2): 44-53. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_44. https://elibrary.ru/HTQZKI

Введение

На сегодняшний день современное образование в России уже имеет форму обучения, социализации и взаимодействия в виде инклюзии, в которой реализуется принцип «вместе» на гуманистической основе. Согласно инклюзивному подходу для обучающихся общеобразовательной школы создаются комфортные адаптивные условия в образовательном пространстве, отвечающие потребностям всех детей без исключения. Отметим, что инклюзивный подход предполагает принятие основ инклюзии всеми участниками образования; понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе; привлечение общественности к решению проблем инклюзии и устранение любой дискриминации в образовании.

Для более успешной организации инклюзивного образования необходимо формирование компетентности у всех участников образовательного процесса:

- у психологов, дефектологов и других узких специалистов образовательных организаций — психолого-дидактической и специальной дефектологической компетентности;

- у педагогов образовательных организаций — психолого-дидактической компетентности;

- у родителей как полноправных участников инклюзивного образования — педагогической компетентно сти.

Изучением понятия педагогической компетентности занимаются ученые, исходя из знаний о компетентности учителя, педагога. Вместе с тем в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ современные родители также должны обладать необходимыми компетенциями, быть гибкими в решении воспитательных задач.

Сегодня к родителям предъявляются высокие требования относительно ответственности за обучение и воспитание детей. Родители должны быть готовы обеспечить образование их детей в любых условиях. Однако не каждый родитель понимает свою первостепенную роль в решении этой задачи и обладает достаточной педагогической компетентностью.

Таким образом, мы поставили перед собой задачу выявить, насколько родители готовы уже в дошкольной образовательной организации участвовать в инклюзивном образовательном пространстве начальной школы. Для решения данной задачи возникла необходимость рассмотреть педагогическую готовность через понятие педагогической компетентности.

Компетентность (от англ. competence) — совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. К пониманию

сущности компетентности, кроме сказанного, сегодня добавляют еще и личностные качества человека, «окрашивающие» совокупность знаний и опыта (умений) в личностные «оттенки». В толковом словаре компетентность представлена как потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием [Большой Российский энциклопедический словарь, 2009]. Родительская же компетентность — очень важная часть самореализации взрослого человека, это педагогическая готовность родителей к тому или иному педагогическому действию.

Термин «педагогическая компетентность», в свою очередь, тесно связан с понятием «педагогическая культура».

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой представлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Педагогическая компетентность родителей как часть педагогической культуры раскрывается в трудах Е. П. Арнаутовой [Арнаутова, 2012], О. Л. Зверевой, А. Н. Ганичевой [Ганичева, 2023], К. Лебедевой [Лебедева, 2016], В. В. Селиной [Селина, 2009]. Они представляют педагогическую компетентность через единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

Детско-родительские отношения имеют теснейшую связь с так называемой готовностью. Наиболее комфортные детско-родительские отношения возникают в семьях «компетентных» в психолого-педагогических отношениях родителей, то есть обладающих соответствующей готовностью: компетентность — это готовность, способность выполнять что-то качественно, квалифицированно и в соответствии с ситуацией. Детско-родительские взаимоотношения — это «система межличностных установок, ориента-ций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада "ребенок — родители") и сверху вниз (диада "родите-

ли — ребенок"), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [Иванова, 2002, с. 95].

Методы исследования

В целях формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы была апробирована модель подготовки родителей, разработана модульная программа как практический инструмент апробации модели. Определены содержание и технология реализации программы формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы.

Апробация модульной программы в ходе формирующей части исследования осуществлялась в течение 9 месяцев на базе дошкольной образовательной организации, центра социального обслуживания населения и образовательной организации с участием 30 родителей будущих первоклассников.

Организация занятий по разработанной модульной программе осуществлялась два раза в месяц. Занятия проводились как в традиционной (лекция, семинар), так и в нетрадиционной форме (мастер-классы, практикумы, работа с кейсами, фокус-групповые исследования, квест и др.).

Методологическим основанием для разработки данной программы стали личностно-деятельностный и аксиологический подходы. Основываясь на положениях аксиологического подхода, укажем, что формирование педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы предусматривало обращение к новым ценностям в отношении детей с ОВЗ и инвалидностью, а через них — и собственных детей. Гуманистические идеи, заложенные в этом подходе, позволили влиять на изменение ценностно-смысловых установок родителей.

Ориентация на положения личностно-деятельностного подхода обеспечивала возможность придать формированию педагогической готовности родителей особую значимость. В контексте данного подхода процесс обучения рассматривается как привлечение родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы.

Результаты

Структурирование программы формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном

образовательном процессе школы по модулям имело существенные преимущества. Во-первых, модульное построение содержания позволило систематизировать информацию на основе выявленных на констатирующем этапе исследования проблем родителей, а также с учетом выделенных в теоретической части негативных и позитивные тенденций развития инклюзивной практики. Во-вторых, выделенные модули соответствовали компонентам, характеризующим педагогическую готовность родителей к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным развитием. В-третьих, модульная структура обеспечивала взаимозависимость целевого, содержательного и технологического компонентов в рамках одного модуля и взаимосвязь между всеми модулями программы.

Целью программы стало формирование педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы.

Реализация программы предусматривает решение ряда задач:

- актуализировать понимание родителями сущности инклюзивного образования, его целевых и ценностных установок;

- способствовать формированию у родителей знаний о психолого-педагогических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей с ОВЗ;

- создавать условия для развития у родителей способности к эмпатии, к корректному и адекватному восприятию детей с ОВЗ;

- содействовать формированию педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе через компонентный состав такой готовности.

Направленность программы касается развития педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы, то есть их способности решать три группы компетентност-ных задач. Во внимание был принят круг проблемных вопросов, характер трудностей, с которыми сталкиваются родители в инклюзивном образовании.

Каждый модуль имеет свою специфику, в то же время в совокупности они обеспечивают формирование мотивационно-личностного, ценностно-смыслового, когнитивного и поведенческого (деятельностного) компонентов педагогической готовности родителей дошкольников к обучению детей в условиях инклюзивного образования. В каждый модуль включены компетент-

ностные задачи, при решении которых родителям предлагалось разработать алгоритм выхода из проблемы, восполнить недостающую информацию, осуществить систематизацию этой информации, провести сравнительные исследования, представить проект или модель решения каждой задачи.

Формулировка компетентностных задач в каждом модуле включает обязательные компоненты: обобщенную формулировку задачи; ключевое задание; контекст решения; задания, которые приведут к решению (получению продукта); критерии оценки продукта.

Раскроем сущность каждого из названных модулей.

Модуль 1. Проблемно-мотивационный

Данный модуль должен познакомить родителей с понятиями «инклюзия», «инклюзивное образование» и с моделями организации инклюзивного образования в отечественной и зарубежной практике. Целью модуля стало развитие у родителей понимания сущности инклюзивного образования, его основных целевых, ценностных установок и условий организации.

Основными задачами данного модуля стали

- знакомство участников;

- установление доверительных отношений;

- создание благоприятного настроя на дальнейшую работу;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающим (участникам реализации программы);

- выявление уровня сформированности педагогической готовности;

- формирование понятий инклюзивного образования.

Содержание одной из компетентностных задач данного модуля следующее:

Комптентностная задача модуля № 1

Обобщенная формулировка задачи

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Однако многие обучающиеся, воспитанники с ОВЗ получают образование в условиях специальных образовательных организаций либо остаются не охваченными системой образования.

Ключевое задание

Дайте описание модели инклюзивного образования в одном из регионов РФ.

Контекст решения задачи

Для организации инклюзивного образования должны быть созданы специальные условия: обеспечение устойчивой государственной политики в регионе; наличие нормативно-правовых основ инклюзивного образования; формирование толерантного отношения социума к проблемам инвалидности; своевременное выявление онтогенетических отклонений и своевременная комплексная помощь; подготовка компетентных педагогов; разработка технологий организации инклюзивного образования; обеспечение «безбарьерной среды»; снабжение современными техническими средствами; организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые обучаются в условиях инклюзии; разработка программно-методического сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

Задания, выполнение которых приведет к решению (получению продукта)

1. Определите, какое теоретическое знание поможет решить задачу.

2. Изучите международные и федеральные нормативные документы, регламентирующие организацию инклюзивного образования.

3. Соберите информацию о том, как решают эту задачу в одном из регионов РФ.

4. Сравните региональную модель организации инклюзивного образования с отечественным и зарубежным опытом. Представьте результаты сравнений в таблице.

5. Выделите критерии и показатели готовности образовательной организации к инклюзивному образованию.

Продукты модуля:

1. Перечень документов, необходимых для организации инклюзивного образования в образовательной организации и понимания родителями основ инклюзии.

2. Сравнительная таблица моделей организации инклюзивного образования в разных регионах РФ.

При решении компетентностных задач данного модуля родители уточняли значение понятий «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «индивидуальный учебный план», «специальные условия». Изучались законы международного и федерального уровня по организации образования детей с ОВЗ; особенности нормативного регламентирования инклюзивных процессов в отечественной и зарубежной образовательной прак-

тике. Дополнительные задания стимулировали активное включение каждого родителя. Так как родительское сообщество нашего исследования достаточно неоднородно (разный возраст, национальности, уровень образования), поскольку родители — это не профессионалы в области инклюзии и образования, конечно, решение задач не всем давалось легко. Некоторые родители для решения конкретного задания обращались за помощью друг к другу, к специалисту и к интернет-источникам.

Контроль за усвоением родителями знаний, умений осуществлялся посредством получения конечных продуктов, то есть по результатам решения компетентностных задач-ситуаций модуля. Круг тем, предложенных в данном модуле, позволил родителям погрузиться в проблему организации инклюзивного образования, а также способствовал формированию представлений о сущности инклюзии.

Модуль 2. Взаимодействие и сотрудничество детей, нормотипично развивающихся, и детей с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном образовании

В соответствии с диагностическими результатами, полученными на констатирующем этапе исследования, мы сочли необходимым включить в модульную программу вопросы изучения особенностей развития взаимодействия детей с ОВЗ и нормотипичных детей в условиях инклюзии. Цель модуля — развитие у родителей как знаний о психофизическом развитии детей с ОВЗ, так и умений выявлять способы конструктивного и толерантного взаимодействия детей всех групп. Основными задачами модуля стали следующие:

1. Познакомить родителей с психолого-педагогическими закономерностями и особенностями возрастного и личностного развития детей с ОВЗ.

2. Дать представление об особенностях взаимодействия.

3. Создавать условия для развития у родителей способности к эмпатии, толерантности, к корректному и адекватному восприятию детей с ОВЗ.

Представим содержание некоторых компе-тентностных задач данного модуля:

Компетентностная задача модуля № 2

Обобщенная формулировка задачи

Ребенок с ОВЗ может взаимодействовать с нормально развивающимся ребенком в разных местах, условиях семьи, если есть братья или сестры, дети, приходящие в гости, в различных

общественных местах (больницы, магазины, детские центры, площадки, театры, кино и многое другое), а также в условиях детского сада или школы.

Ключевое задание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определите наиболее значимые моменты в воспитании и организации совместной работы с детьми разных групп по формированию умения взаимодействия и выработки эмпатии и толерантности

Контекст решения задачи

Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием. Поэтому у детей с ОВЗ необходимо целенаправленно формировать коммуникативные навыки: умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный выбор в обыденных житейских ситуациях.

Задания, выполнение которых приведет к решению (получению продукта)

- Определите, какое теоретическое знание поможет в решении задачи.

- Найдите формы взаимодействия детей с ОВЗ и нормотипичных детей через организацию взрослыми (родителями и педагогами) воспитательного и образовательного пространства.

- Сформулируйте значимые определения, позволяющие определить решение задачи.

- Оформите окончательный вариант решения задачи.

Продукты модуля:

1. Формы взаимодействия детей.

2. Способы, позволяющие организовать конструктивное взаимодействие.

Содержание модуля включает следующую тематику:

- общие и специфические особенности развития детей с ОВЗ;

- характеристика разных категорий детей с ОВЗ;

- формы взаимодействия детей с ОВЗ и нор-мотипичных детей в формировании конструктивного поведения.

Знакомство с данными темами позволило преодолеть дефицит специфических сведений у родителей и обеспечить формирование знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, о темпе их продвижения в образовательном процессе, а также определить основные формы взаимодействия

в организации воспитательного и образовательного пространства. Для решения компетентностных задач-ситуаций модуля в его содержание были включены следующие темы: основные подходы к формированию культуры детского коллектива (А. С. Сиротюк), работа с детскими коллективами по формированию у них толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ, технология вовлечения родителей в образовательный процесс (Д. Митчелл), особенности работы специалистов (педагоги, психологи, тьюторы), задействованных в инклюзивном образовании. Особую значимость приобретает развитие ценностно-смыслового отношения к лицам с ОВЗ, в том числе со стороны детей возрастной нормы и их родителей, педагогических работников школ и детских садов.

Модуль 3. Родительские встречи

В соответствии с задачами исследования нами было принято решение включить в данный модуль решение практических задач-ситуаций на примерах из жизни. Целью данного модуля послужило непосредственное формирование педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы, а в особенности таких психологических составляющих, как развитие мотивационно-личностного, ценностно-смыслового и поведенческого компонентов. В данном модуле выделены следующие задачи:

1. Создание оптимистического настроения у участников.

2. Расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.

3. Повышение самооценки ребенка.

4. Эмоциональное сближение родителей и детей.

5. Развитие чувства эмпатии, релаксация.

В данном модуле в течение нескольких месяцев родители были вовлечены в тренинг детско-родительских отношений, квест и т. д.

В предложенном модуле контроль за усвоением знаний и умений родителей осуществлялся также по результатам решения компетентност-ных задач-ситуаций. Компетентностные задачи третьего модуля представлены следующим образом:

Компетентностная задача модуля № 3

Обобщенная формулировка задачи

Дети с ОВЗ часто испытывают отрицательные эмоции, вызванные неудачей. Такие эмоции могут быть обусловлены как наличием учебных неудач, так и негативным отношением со сторо-

ны нормально развивающихся сверстников и их родителей. Нередко детям с ОВЗ приходится сталкиваться с отторжением и даже враждебностью со стороны окружающих.

Ключевое задание

Что должен сделать родитель, чтобы у него сформировалось толерантное и эмпатийное отношение ко всем детям (с ОВЗ и нормативно развивающимся)?

Контекст решения задачи

В детском коллективе образовательной организации совместно обучаются дети с нормальным и нарушенным развитием. Из 18 детей четверо имеют ОВЗ (речевые нарушения). В класс поступил ребенок с ДЦП, который передвигается на коляске. Дети возрастной нормы с настороженностью отнеслись к этому нему. Сообщили о «странном» ребенке Вам. Каковы Ваши действия?

Задания, выполнение которых приведет к решению (получению продукта)

1. Определите, какое теоретическое знание поможет решить задачу.

2. Дайте определение понятию «толерантность».

3. Подготовьте содержание сообщения, посвященного вопросам отношения общества к лицам с ОВЗ.

Продукты модуля:

1. Алгоритм действия родителя по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ у ребенка, нормативно развивающегося, и у ребенка с иным видом дизонтогенеза.

2. Программа воспитания толерантного отношения нормально развивающихся детей к сверстникам с ОВЗ.

3. Конспект сообщения.

Контроль за усвоением содержания данного модуля осуществлялся посредством решения компетентностных задач-ситуаций, организаци-онно-деятельностных игр. По результатам данного модуля у родителей, участвующих в экспериментальной работе, устанавливался один из трех уровней педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы.

По завершении формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами был проведен контрольный этап, что позволило выявить эффективность реализованной модульной программы и технологии формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к

участию в инклюзивном образовательном процессе школы.

Методики изучения уровня готовности родителей к обучению детей в инклюзивной образовательной среде школы, которые были использованы на констатирующем этапе исследования, не изменились. Процедура оценивания и определения уровня готовности также осталась прежней. Экспериментальной группе респондентов предстояло ответить на 11 вопросов «Анкеты для родителей».

На первый вопрос «Знакомы ли Вы с термином «инклюзия»?» ответ «Да» дали все участники экспериментальной группы.

На второй вопрос «Как вы понимаете, что такое «инклюзивное образование»?» родители давали различные ответы. Многие опирались на знания, полученные в ходе выполнения заданий на родительских встречах. Каждый родитель давал определение, ориентируясь на собственное понимание. Приведем примеры ответов респондентов: «Инклюзивное образование — это образование с учетом состояния здоровья и возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это образование, учитывающее индивидуальные особенности детей-инвалидов, когда дети-инвалиды получают образование с обычными детьми на равных. Это образование для детей с ограниченными возможностями, которое отличается от обычного образования своей доступностью и индивидуальным подходом. Это возможность получать образование независимо от состояния здоровья учащихся; это совместное обучение детей с обычным развитием и детей-инвалидов, чтобы здоровые дети были добры к инвалидам и принимали их, а дети-инвалиды тянулись за здоровыми ребятами» и др.

Третий вопрос анкеты отражает отношение родителей к инклюзивному образованию. В результате опроса выявлены следующие данные: 57 % опрошенных выражают положительную позицию, 1 3 % — негативную, соответственно, 30 % — относятся к инклюзивному образованию нейтрально.

На четвертый вопрос «Посещают ли в детском саду/в школе группу/класс Вашего ребенка дети с инвалидностью или дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)?» все родители дали утвердительный ответ.

Пятый вопрос «Как Вы относитесь к детям с ОВЗ и детям с инвалидностью?» отражает отношение родителей к детям с ОВЗ и инвалидностью. Ответ «Позитивно» дали 50 % опрашиваемых, «Негативно» — 10 %, «Нейтрально» — 40 % респондентов.

На шестой вопрос «Как Вы считаете, каким образом может быть решена проблема адаптации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью к жизни в обществе?» большинство родителей (60 %) выбирают ответ «Такие дети должны расти и развиваться вместе со здоровыми детьми». В то же время 7 % респондентов отмечают, что детей с ОВЗ или инвалидностью «необходимо воспитывать отдельно от других детей».

На седьмой вопрос «Какие условия нужны, чтобы дети с инвалидностью и с ОВЗ чувствовали себя комфортно в детском саду/в школе?» родители дают следующие ответы: необходимо вводить в штатное расписание больше узких специалистов — психологов, тьюторов, логопедов, дефектологов, закупать специальное оборудование и учебную литературу для детей с особенностями в развитии, организовать различные досуговые мероприятия для детей ОВЗ и без особенностей в развитии, создавать в школе комфортные условия.

На 8-11 вопросы анкеты родители могли давать неограниченное количество ответов, что не позволяет определять их в полном процентном соотношении.

На восьмой вопрос «Какие способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ и инвалидностью Вы считаете допустимыми?» ответ «Близкая дружба» дали 83 % родителей, «Совместные игры во дворе и на улице» — 77 %, «Совместное воспитание в одной группе детского сада» — 73 %, «Случайное общение на улице» — 27 % опрашиваемых.

Ответы на девятый вопрос «Какие отрицательные моменты для воспитанников (учеников) могут возникнуть в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ и инвалидностью?» распределились следующим образом: «Снижение у детей интереса к занятиям познавательного цикла» — 13 % родителей, «Снижение успеваемости и темпа развития» — 10 %, «Возникновение конфликтов в детском коллективе» — 20 %, «Нет отрицательных моментов» — 3 %.

На десятый вопрос «Как Вы считаете, какими дополнительными умениями и навыками должны владеть педагоги, воспитатели, работающие в образовательных организациях, где совместно обучаются и воспитываются здоровые дети и дети с ОВЗ и инвалидностью?»: «Они должны любить детей и быть терпимыми» — 100 %, «Необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ и инвалидностью» — 83 %, «Нужны навыки оказания поддержки, предотвращения конфликтов» — 57 %.

На одиннадцатый вопрос «Какие факторы могут помешать инклюзивному образованию?»: «Нежелание ребенка быть среди здоровых сверстников» — 3 %, «Состояние окружающей среды» — 47 %, «Квалификация/отсутствие квалификации педагогов» — 100 %.

Заключение

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень знаний об инклюзивном образовании родителей заметно увеличился. Об этом свидетельствуют положительные ответы респондентов на вопросы, касающиеся отношения родителей к инклюзии вообще и детям с ОВЗ и инвалидностью. Родители дают ответы, касающиеся не только собственных детей, но и общей организации инклюзивного образования. Данные подтверждают эффективность реализуемой модульной программы, направленной на формирование педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы.

Таким образом, для формирования педагогической готовности родителей к участию в инклюзивном образовательном процессе школы мы использовали следующие методические приемы: мозговой штурм, создание ситуаций успеха и стимулирования, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, приемы визуализации, интервьюирования и др.

В программе формирования педагогической готовности родителей дошкольников к участию в инклюзивном образовательном процессе школы представлены

- цель, которая заключается в формирования готовности и рассматривается нами как способность решать три группы компетентностных задач в области инклюзивного образования;

- содержание формирования отражено в модульной программе, включающей три взаимосвязанных модуля, которые выделены нами на основании выявленных тенденций развития инклюзии и компетентностной подготовки родителей;

- технология подготовки рассматривается нами как системный способ организации формирования педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы посредством решения компетентностных задач и включающий на всех этапах ее реализации гуманитарные технологии.

Библиографический список

1. Адеева Т. Н. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей. Кострома : Костромской государственный технологический университет, 2017.

82 с.

2. Алехина С. В. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / С. В. Алехина, А. Ю. Шеманов. Москва : ФГБОУ ВО МГППУ 2022. 218 с.

3. Андреева А. А. Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями : учебное пособие. Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2019. 124 с.

4. Арнаутова Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителям. Москва : Школьная пресса, 2012. 120 с.

5. Большой Российский энциклопедический словарь. Репр. изд. Москва : Большая Российская энциклопедия, 2009. 1887 с.

6. Бреннер Д. А. Актуальные вопросы развития инклюзивного образования / Д. А. Бреннер, Т. В. Сафонова // Практическая дефектология. 2017. № 2 (10). С. 3-7.

7. Ворошнина О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. 204 с.

8. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для среднего профессионального образования / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 291 с.

9. Добрянская М. П. Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме / М. П. Добрянская // Молодой ученый. 2022. № 10 (405). С. 66-68.

10. Иванов А. В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ : учеб. пособ. Москва : Перо, 2019. 111 с.

11. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : учеб. пособие. Череповец : ЧГУ 2002. 150 с.

12. Инклюзивное образование — образование для всех : материалы республиканской науч.-практ. конф. (22 декабря 2017 года, г. Уфа). Уфа : Изд-во ИРО РБ, 2017. 180 с.

13. Коробкова В. Е. Анализ проблем отношения родителей к инклюзивному образованию // Молодой ученый. 2022. № 9 (404). С. 166-168.

14. Лебедева К. М. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С. 119-126.

15. Моргачева Е. Н. Зарубежный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования в отечественной практике // Дефектология. 2018. № 3. С. 59-65.

16. Оценка инклюзивного процесса в образовательной организации : методическое пособие / под ред. С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой. Москва : МГППУ, 2022. 77 с.

17. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова ; под ред. Н. М. Назаровой. Москва : ИНФРА-М, 2017. 335 с.

18. Семенова Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования : учебно-методическое пособие. Саратов : Вузовское образование, 2019. 84 с.

19. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях : методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой. Москва : МГППУ, 2022. 151 с.

20. Харина Е. В. Влияние типа родительского отношения на развитие личности ребенка // На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования». Взгляд педагога и педиатра в рамках XII Всероссийского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» : сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25-26 сентября 2020 г. Санкт-Петербург, 2020. 244 с.

Reference list

1. Adeeva T. N. Psihologicheskaja gotovnost' k inkljuzivnomu obrazovaniju pedagogov i roditelej razlichnyh kategorij detej = Psychological readiness for inclusive education of teachers and parents of children various categories. Kostroma : Kostromskoj gosudar-stvennyj tehnologicheskij universitet, 2017. 82 s.

2. Alehina S. V Filosofskie i metodologicheskie os-novy inkljuzivnogo obrazovanija = Philosophical and methodological foundations of inclusive education: uchebno-metodicheskoe posobie / S. V Alehina, A. Ju. Shemanov. Moskva : FGBOU VO MGPPU, 2022. 218 s.

3. Andreeva A. A. Osnovy inkljuzivnogo obrazovanija detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami : Fundamentals of inclusive education for children with special educational needs: uchebnoe posobie. Tambov : TGU im. G. R. Derzhavina, 2019. 124 s.

4. Arnautova E. P. V pomoshh' vospitateljam DOU v rabote s roditeljam = To help PEI educators in work with parents. Moskva : Shkol'naja pressa, 2012. 120 s.

5. Bol'shoj Rossijskij jenciklopedicheskij slovar' = Great Russian Encyclopedic Dictionary. Repr. izd. Moskva : Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2009. 1887 s.

6. Brenner D. A. Aktual'nye voprosy razvitija inkljuzivnogo obrazovanija = Topical issues in inclusive education development / D. A. Brenner, T. V. Safonova // Prakticheskaja defektologija. 2017. № 2 (10). S. 3-7.

7. Voroshnina O. R. Kliniko-psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja i ih semej v uslovijah ob-shhego (inkljuzivnogo i integrirovannogo) i special'nogo obrazovanija = Clinical and psychological and pedagogical support for children with disabilities and their families in general (inclusive and integrated) and special education : uchebnik / O. R. Voroshnina, A. A. Naumov, T. Je. Tokaeva. Perm' : Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2015. 204 s.

8. Ganicheva A. N. Semejnaja pedagogika i domash-nee vospitanie = Family pedagogy and home education : uchebnik dlja srednego professional'nogo obrazovanija / A. N. Ganicheva, O. L. Zvereva. 3-e izd., ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2023. 291 s.

9. Dobrjanskaja M. P. Vlijanie tipa roditel'skogo vospitanija na adaptaciju rebenka v sociume = Impact of parenting type on child adaptation in society / M. P. Do-brjanskaja // Molodoj uchenyj. 2022. № 10 (405). S. 66-68.

10. Ivanov A. V. Tehnologii psihologo-pedagogicheskoj raboty s roditeljami detej s OVZ = Technologies of psychological and pedagogical work with parents of children with disabilities : ucheb. posob. Moskva : Pero, 2019. 111 s.

11. Ivanova N. V. Formirovanie social'nogo pros-transtva otnoshenij rebenka v uslovijah doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija = Formation of the social space of the child's relations in the preschool educational institution: ucheb. posobie. Cherepovec : ChGU, 2002. 150 s.

12. Inkljuzivnoe obrazovanie — obrazovanie dlja vseh = Inclusive education — education for all : materialy respublikanskoj nauch.-prakt. konf. (22 dekabrja 2017 goda, g. Ufa). Ufa : Izd-vo IRO RB, 2017. 180 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Korobkova V E. Analiz problem otnoshenija roditelej k inkljuzivnomu obrazovaniju = Analysis of parental attitudes towards inclusive education // Molodoj uchenyj. 2022. № 9 (404). S. 166-168.

14. Lebedeva K. M. Model' formirovanija pedagog-icheskoj kompetentnosti roditelej vospitannikov dosh-

kol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija = Model of formation of pedagogical competence of parents of preschool educational institution pupils // Kazanskij peda-gogicheskij zhurnal. 2016. № 2-1 (115). S. 119-126.

15. Morgacheva E. N. Zarubezhnyj opyt inkljuzi-vnogo obuchenija i vozmozhnosti ego ispol'zovanija v otechestvennoj praktike = Foreign experience of inclusive training and the possibility of its use in domestic practice // Defektologija. 2018. № 3. S. 59-65.

16. Ocenka inkljuzivnogo processa v obrazovatel'noj organizacii = Evaluation of the inclusive process in the educational organization : metodicheskoe posobie / pod red. S. V Alehinoj, E. V Samsonovoj. Moskva : MGPPU, 2022. 77 s.

17. Pedagogika inkljuzivnogo obrazovanija = Pedagogy of inclusive education : uchebnik / T. G. Bogdanova, A. A. Gusejnova, N. M. Nazarova ; pod red. N. M. Naza-rovoj. Moskva : INFRA-M, 2017. 335 s.

18. Semenova L. Je. Psihologicheskoe blagopoluchie sub#ektov inkljuzivnogo obrazovanija = Psychological well-being of inclusive education subjects : uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov : Vuzovskoe obra-zovanie, 2019. 84 s.

19. Sozdanie inkljuzivnoj obrazovatel'noj sredy v obrazovatel'nyh organizacijah = Creating inclusive educational environment in educational institutions : metodicheskie rekomendacii dlja rukovodjashhih i peda-gogicheskih rabotnikov obshheobrazovatel'nyh organi-zacij / pod red. S. V. Alehinoj, E. V Samsonovoj. Moskva : MGPPU, 2022. 151 s.

20. Harina E. V Vlijanie tipa roditel'skogo otnoshenija na razvitie lichnosti rebenka = Influence of the type of parental attitude on the development of the child's personality // Na puti k zdorovoj i bezopasnoj shkole: prioritety kachestva obrazovanija». Vzgljad peda-goga i pediatra v ramkah XII Vserossijskogo foruma «Pe-diatrija Sankt-Peterburga: opyt, innovacii, dostizhenija» : sbornik materialov XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 25-26 sent-jabrja 2020 g. Sankt-Peterburg, 2020. 244 s.

Статья поступила в редакцию 18.01.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 23.03.2023.

The article was submitted 18.01.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 23.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.