УДК: 796.077-056.266
ИНКЛЮЗИВНОЕ
образование учашихся с задержкой психического развития и ограниченными возможностями здоровья на основе психофизиологического паспорта
Кандидат биологических наук, профессор В.А. Вишневский Н. Каледа, А. Павлов, Х. Ханмурзаева
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры (СурГУ), Сургут
INCLUSIVE EDUCATION OF MENTALLY RETARDED AND HANDICAPPED PUPILS BASED ON THE USE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL PASSPORT
V.A. Vishnevsky, professor, Ph.D. N. Kaleda A. Pavlov Kh. Khanmurzaeva
Surgut State University, Khanty-Mansiysk Autonomous district Yugra, Surgut
Key words: inclusive education, mentally retarded and handicapped children, psychophysiological passport of pupil.
The integration of children and young students with special educational needs in mass educational institutions is the key factor that contributes to the implementation of social inclusion. To achieve the objectives of inclusive education, the earliest detection of flaws in the development of children and design of an individual trajectory of child's development and education, relying upon the stored functions are required.
The purpose of the present study was to design special psychophysiological passports for this group of students and estimate efficiency of this type of passports. The results of the assessment of the baseline psy-chophysiological indicators suggest that mentally retarded children mainly have a weak and inert nervous system with low lability and the predominance of hemispheric thinking. At the same time, the integrative brain function in the activity on the time and space perception is no different from that of pupils with the normal rate of mental development.
The integration of children with special educational needs in mass educational institutions is a global public process. According to our studies, coeducation at first can cost additional physiological and psychoemotional stress for handicapped children. Thanks to the use of psychophysiological passports can partially optimize the condition of children. At the same time, increased activity of the energy metabolic level and maintained high level of psychoemotional stress indicate the need for making further efforts to reduce the cost of adaptation of this group of pupils.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с задержкой психического развития и ограниченными возможностями здоровья, психофизиологический паспорт учащегося.
Актуальность. Интеграция детей и учащейся молодежи с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения - ключевой фактор, который способствует осуществлению социальной инклюзии. Для реализации задач инклюзивного образования необходимы максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и разработка индивидуальной траектории развития и образования ребенка с опорой на сохраненные функции. В связи с этим возникает необходимость в разработке своеобразных психофизиологических паспортов для этой группы обучающихся. Оценка эффективности такого рода паспортов и является предметом данного исследования.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие учащиеся младшего и среднего звеньев Белоярской СОШ № 3 Сургутского района, имеющих задержку в психическом развитии (ЗПР) и ограниченные возможности здоровья. До и после эксперимента все участники проходили специальное исследование, на основе которого разрабатывались индивидуальные психофизиологические паспорта, включающие показатели учебной деятельности, физиологическое состояние (метод вариационной пульсометрии с использованием диагностического комплекса «ORTO Expert» и программного пакета «Science»), уровень психоэмоционального напряжения, психофизиологические характеристики участников образовательного процесса (программно-аппаратный комплекс «Активацио-метр»), показатели психической работоспособности (корректурный тест Тулуз-Пьерона).
На основе психофизиологических паспортов строились индивидуальные траектории образования для удовлетворения таких особых по своему характеру потребностей, как: максимально раннее начало специального обучения при выявлении первичного нарушения развития; введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в рабочих программах, адресованных здоровым учащимся; использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» особым образом построенного образования; максимально возможная индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства.
Результаты исследования были подвергнуты одномерному и многомерному статистическому анализу с помощью программы Statistica_6 (StatSoft, США). Рассчитывали величины среднего арифметического и стандартного отклонения, статистические гипотезы проверяли с использованием критериев Хи-квадрат, Колмогорова-Смирнова, t-критерия Стьюдента, критерия U Вилкоксона-Манна-Уитни, проводили корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования в условиях традиционно построенного инклюзивного образования уровень психоэмоционального напряжения в изученной группе составил 154,3±90,9 усл. ед., что характеризуется, как чрезмерно высокий. Высокий уровень психоэмоционального напряжения коррелирует с успеваемостью по таким предметам, как литература (r = 0,506, p < 0,01), математика (r = 0,518, p < 0,01), технологии (r = 0,427, p < 0,05) и со средним баллом учебы (r = 0,451, p < 0,01). Стресс-индекс в покое составляет 209,8±201,1 усл. ед., что также соответствует высокому уровню стрессированности. Удовлетворительная физиологическая адаптация была характерна только для 28,9 % изученной группы школьников, у 44,7 % учащихся выявлено напряжение механизмов адаптации, а 26,4 % имели неудовлетворительную адаптацию.
Результаты оценки исходных психофизиологических показателей свидетельствуют, что дети с ЗПР характеризуются в основном слабой и инертной нервной системой с низкой лабильностью и преобладанием правополушарного мышления. В то же время интегративная функция мозга в деятельности по восприятию времени и пространства ничем не отличается от таковой у учащихся с нормальными темпами психического развития.
Скорость обработки информации в изученной группе равнялась скорости у здоровых детей (49,2±9,4 - хороший уровень). В то же время точность обработки информации соответствовала патологическому уровню (0,886±0,092).
Средний балл успеваемости, хотя и уступал уровню у здоровых детей, однако прямых корреляционных связей с показателями психической работоспособности не имел. Наиболее высокий средний
балл успеваемости демонстрировали дети с высокой суммарной активностью полушарий головного мозга (г = 0,451, р < 0,01) и особенно школьники с преобладанием активности левого полушария (левополу-шарные - г = 0,494, р < 0,01, правополушарные - г = 0,381, р < 0,05). Из других психофизиологических показателей, обнаруживших связь со средним баллом, можно отметить лабильность нервной системы (г = 0,374, р < 0,05). Более высокие показатели успеваемости демонстрировали учащиеся, обладавшие лучшим функциональным состоянием организма (г = 0,371, р < 0,05).
Лучшие успехи в математике демонстрировали учащиеся, имеющие высокую суммарную активность полушарий головного мозга (г = 0,518, р < 0,01), и особенно левого полушария (левополушарные - г = 0,518, р < 0,01, правополушарные - г = 0,491, р < 0,01). Успехов в русском языке добивались в основном учащиеся с более низкой активностью симпатических центров продолговатого мозга (г = -0,654, р
< 0,01) и более низким систолическим артериальным давлением (г = -0,366, р < 0,05).
Самые обширные связи с психофизиологическими и физиологическими показателями выявлены для предмета «Изобразительное искусство». Здесь успехов добивались преимущественно девочки (г = 0,472, р < 0,01), учащиеся с высокой подвижностью нервной системы и хорошей ручной координацией (г = 0,505, р
< 0,01), дети, обладавшие повышенной активностью парасимпатического (г = -0,495, р < 0,01) и пониженной активностью симпатического (г = -0,607, р < 0,01) отделов вегетативной нервной системы, с меньшей активностью центральных эрготропных и гуморально-метаболических механизмов регуляции сердечного ритма (г = -0,463, р < 0,01), повышенной активностью гуморального канала регуляции (г = 0,446, р < 0,05).
Успехов в физической культуре добивались дети, имевшие лучшую сократительную способность сердца (г = 0,450, р < 0,01), более высокую активность парасимпатического (г = 0,484, р < 0,01) и более низкую - симпатического (г = -0,393, р < 0,05) отделов вегетативной нервной системы, более высокую активность центральных эрготропных и гуморально-метаболических механизмов регуляции сердечного ритма, отвечающих за адаптацию (г = 0,452, р < 0,01), обладающие высокой лабильностью нервной системы и хорошей ручной координацией (г = 0,375, р < 0,05).
Отсутствие корреляционных связей между результатами учебной деятельности и возрастом свидетельствовало, что основная задача коррекционного образования, связанная с преодолением отставания в психическом развитии, решалась недостаточно эффективно.
Повторные исследования после годичного использования психофизиологических паспортов позволяют говорить о безусловно позитивных результатах исследования (см. таблицу). Так, увеличился общий уровень нейрогуморальной регуляции, снизилась избыточная активность симпатического отдела
Влияние инклюзивного образования на основе психофизиологических паспортов на состояние учащихся, M±c
Показатели Контрольная группа, n = 23 Экспериментальная группа, n = 21
До После До После
Общий уровень нейрогуморальной регуляции
SDNN, мс 0.058±0.034 0.064±0.022 0.046±0.019 0.062±0.022*
TP, мс2 4487±3457 5939±4007* 3661±3073 5602±4703*
Вегетативный баланс
LF / HF, у.е. 2.04±1.46 2.16±0.77 2.38±1.57 2.38±2.50
Состояние симпатического отдела вегетативной нервной системы
Amo, % 34.0±9.5 44.3±21.1* 45.2±14.4 35.7±13.6*
Состояние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы
rMSSD, мс 0.068±0.025 0.066±0.050 0.049±0.028 0.065±0.029*
Вариационный размах, мс 0.303±0.091 0.256±0.103* 0.221±0.092 0.307±0.122*
Состояние энергометаболического уровня
VLF, мс2 1695±1535 2052±1612 1244±825 2198±2048*
Стресс-индекс, у.е. 183±129 174±166 182±111 100±75.5*
Психофизиологические показатели
Переключение внимания, с 240.9±101.6 220.7±91.1 259.6±98.7 191.6±61.8*
Точность в тесте РДО, у.е. 47.4±31.0 41.1±21.3 49.3±27.6 36.5±10.4*
Вариац. размах в тесте РДО, у.е. 91.6±55.1 78.7±46.7 92.8±61.8 65.4±34.4*
Время двигат. реакции (л. рука), мск 283.4±61.1 260.2±29.0* 337.8±74.5 285.0±42.1*
Время двигат. реакции (п. рука), мск 269±41 256±29 337.8±63.9 304.7±29.1*
Активность левого полушария, у.е. 71.1±30.7 73.8±43.0 80.3±40.6 69.4±43.7
Активность правого полушария, у.е. 74.5±44.1 73.2±38.9 78.3±38.2 81.9±40.8
Уровень психоэмоционального напряжения, у.е 202.6±87.9 190.4±98.4 158.6±75.9 151.3±75.9
Психическая работоспособность
Скорость обработки информации 45.01±17.87 49.12±14.16 48.96±9.65 59.47±12.67*
Точность обработки информации 0.940±0.078 0.959±0.055 0.876±0.080 0.912±0.064*
Показатели учебной деятельности
Успеваемость, баллы 4.32±0.41 4.29±0.49 3.57±0.37 3.87±0.33*
* - различия достоверны при р < 0,05.
вегетативной нервной системы и возросла - парасимпатического. Уменьшилась централизация кровообращения. В область нормальных значений вернулся стресс-индекс. В то же время уровень психоэмоционального напряжения достоверно не изменился, хотя и наметилась тенденция к его снижению. Повысилась активность энергометаболического уровня регуляции деятельности сердца. Это свидетельствует о том, что адаптация к условиям и таким образом построенного инклюзивного образования имеет свою энергетическую цену и требует дополнительной здоровьесбере-гающей поддержки учащихся.
Наиболее существенно прогрессировали психофизиологические показатели: улучшились переключение внимания, точность и вариационный размах в реакции на движущийся объект, скорость простой двигательной реакции. Это создало предпосылки для повышения психической работоспособности, результативности образовательного процесса и формирования рационального стиля учебной деятельности.
Заключение. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения - это глобальный общественный процесс. Как свидетельствуют наши исследования, ценой совместного обучения на первых порах может стать дополнительное физиологическое и психоэ-
моциональное напряжение детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование психофизиологических паспортов позволило частично оптимизировать состояние детей. В то же время повышение активности энергометаболического уровня и сохраняющийся высокий уровень психоэмоционального напряжения говорят о необходимости приложения дальнейших усилий к снижению цены адаптации данной группы учащихся.
Использованная литература
1. Вишневский В.А. Динамические характеристики организма как системы на различных этапах школьного онтогенеза. Статистический и синергетический подходы / В.А. Вишневский // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 8. - С. 99-104.
2. Вишневский В.А. Эффективность индивидуальных оздоровительных программ в специальных медицинских группах вуза / В.А. Вишневский, Е.Н. Лопатникова, А.Н. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 8. - С. 91-93.
References
1. Vishnevsky, V.A. Dynamic characteristics of the body as a system at different stages of school ontogenesis. Statistical and synergistic approaches / V.A. Vishnevsky // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2010. - № 8. - P. 99-104. (In Russian)
2. Vishnevsky, V.A. Effectiveness of individual wellness programs in special medical groups in a university / V.A. Vishnevsky, E.N. Lopatnikova, A.N. Mikhaylova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 8. - P. 91-93. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 13.04.2014 г.