УДК: 371.84
ОСОБЕННОСТИ
адаптации детей-мигрантов к условиям образовательного учреждения
Кандидат биологических наук, профессор В.А. Вишневский Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
SPECIFICS OF MIGRANT CHILDREN'S ADAPTATION TO CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION
V.A. Vishnevsky, professor, Ph.D. Surgut state university KhMAR-Ugra, Surgut
Key words: migrant children, constitutional and adaptive abilities, KhMAR-Ugra.
The most ancient evolution of the human species was accompanied by constant migrations to various climate and geographic zones of the planet, but he process is especially active today. Khanty-Mansiisk autonomous region-Ugra is a striking example. Development of natural resources of the Middle Ob region contributed to significant human influx and migration, contributing to specificity to the regional social environment. The population of the region has increased by over 1 million of people for the last 30 years. Representatives of 123 nationalities live on the territory of the region. In some parallels of Surgut educational institutions the share of migrant children reaches 30 %. Such rates and scale of the migration process are unique not only for our country, but for the whole world in general.
Getting to severe environment, migrants face a number of unusual climate and geographic and weather factors. A change of ecologically natural habitats usually raises the demands to body's adaptabilities, provokes substantial critical reorganization and in case of unfavourable conditions creates prerequisites for development of pathological processes. And the question arises how adequate they adapt to new natural climatic and socioeconomic conditions, that has the subject of the special research.
The purpose of the study was to make a comparative analysis of the condition of preteen residents of Surgut and the ones who arrived to the region during the last 3-5 years.
Hence, migrant boys differ from the residents of KhMAR-Ugra of the same age, in respect to both constitutional and adaptive abilities. It is to be taken into account when organizing maintenance of educational and recreational processes.
Ключевые слова: дети-мигранты; конституциональные и приспособительные возможности; ХМАО-Югра.
Актуальность. Древнейшая эволюция человеческого вида сопровождалась постоянными миграциями в различные клима-тогеографические регионы Земли, но особенно активно этот процесс происходит сегодня. С особой наглядностью это демонстрирует Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Освоение природных богатств Среднего Приобъя вызвало значительный приток и миграцию населения, что придало специфичность и социальной среде региона. За последние 30 лет население округа увеличилось более чем на 1 млн человек. На территории региона проживают представители 123 национальностей. В некоторых параллелях образовательных учреждений г. Сургута доля детей-мигрантов достигает 30 %. Такие темпы и масштабы миграционного процесса уникальны не только для нашей страны, но и для всего мира в целом [2].
Попадая в суровые условия, мигранты сталкиваются с рядом непривычных климатогео-графических и погодных факторов. Смена экологически привычных ареалов обитания, как правило, предъявляет повышенные требования к адаптивным возможностям организма, вызывает существенную перестройку жизненно важных систем, а при неблагоприятных условиях создает предпосылки для развития патологических процессов [1, 4]. При этом возникает вопрос, насколько адекватно они приспосабливаются к новым природно-климатическим и социально-экономическим условиям, что и стало предметом специального исследования.
Цель исследования - провести сравнительный анализ состояния детей младшего и среднего школьного возраста, постоянно проживающих в г. Сургуте, и прибывших в регион за последние 3-5 лет.
Организация и методы исследования. Анализ выполнен в рамках комплексного изучения влияния различных сторон учебно-воспитательного процесса на состояние учащихся массовой школы [3]. В исследовании приняли участие дети младшего и среднего школьных возрастов МБОУ №№ 26 и 39 г. Сургута, постоянно проживающие в регионе и прибывшие сюда за последние 3-5 лет. По возможности были стабилизированы такие переменные, как возраст, пол, образовательные учреждения, параллели классов.
Оценивались: темпы и гармоничность физического развития; показатели внешнего дыхания (спирометр «Micro Medical»); приспособительные реакции организма на вегетативном уровне (вариабельность сердечного ритма, диагностический комплекс «ORTO Expert» и программный пакет «Science»); психофизиологические свойства («Активациометр универсальный АЦ-9 К», г. Казань); общая и школьные виды тревожности (шкала явной тревожности SMAS, тест школьной тревожности Филлипса, шкала личностной тревожности А. М. Прихожан); эффективность и устойчивость при мышечной (нагрузочная проба на велоэргометре по замкнутому циклу изменения мощности) и психической (тест Тулуз-Пьерона) деятельности; средний балл успеваемости (по ее результатам за четверть); уровень сформированности и саморазвития культуры здоровья (с учетом мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и результативного компонентов).
Результаты исследования были подвергнуты одномерному и многомерному статистическому анализу с помощью программы Statistica_6 (StatSoft, США). Статистические гипотезы проверяли с использованием t-критерия Стьюдента и U-критерия Вилкоксона-Манна-Уитни.
Результаты исследования. Показатели двух групп мальчиков 8-9 лет представлены в табл. 1
(приведены только достоверно различающие параметры). Результаты анализа свидетельствуют, что по большинству изученных показателей дети-мигранты ничем не отличаются от детей, постоянно проживающих в г. Сургуте. В то же время мальчики-мигранты имеют достоверно меньшую массу тела по сравнению со своими сверстниками. На наш взгляд, это объясняется тем, что большая часть приезжих прибыли из бывших южных республик СССР и имеют соответствующие конституциональные особенности.
Физическая нагрузка требует от детей-мигрантов большей пульсовой стоимости. Они менее устойчивы к сохранению эффективности при изменении мощности нагрузки. В реакциях на движущийся объект (РДО) дети-мигранты менее эффективно проявляют интегративные функции мозга. У них менее совершенны физиологические механизмы, обеспечивающие точность за счет координации многих подсистем (зрительного, слухового, двигательного анализаторов), объединенных для решения поставленной задачи.
Хотя средний балл успеваемости у детей пришлого населения на достаточно хорошем уровне, он ниже, чем у их сверстников. В то же время мальчики-мигранты имеют более низкую тревожность. Однако это вряд ли можно считать признаком недостаточной мобилизации, необходимой для высокой успеваемости. Дело в том, что перевод сырых баллов в стены дает нам 7 стен, что характеризует несколько повышенную тревожность.
Аналогично нами выполнен сравнительный анализ для детей среднего школьного возраста (табл. 2).
Его результаты свидетельствуют, что подростки, постоянно проживающие в г. Сургуте, по сравнению со своими пришлыми сверстниками имеют большую длину и массу тела, окружность грудной
Таблица 1. Сравнительный анализ показателей различных функциональных систем у мальчиков младшего школьного возраста, постоянно проживающих в г. Сургуте и мальчиков-мигрантов
Показатель Мальчики-коренные жители n Мальчики-мигранты n Критериии различий Достоверность различий, р
M±c M±c
Возраст, лет 8,8±1,1 128 8,7±1,3 36 >0,05
Масса тела, кг 33,3±7,8 128 29,8±6,7 36 t = 2,6 < 0,05
Пульсовая стоимость физической нагрузки, уд/Вт/кг 0,126±0,052 128 0,157±0,056 36 t = - 2,8 < 0,05
Устойчивость пульсовой стоимости, у.е. 0,0151±0,0074 128 0,0179±0,0076 36 t = - 2,0 < 0,05
Точность в тесте РДО, у.е. 41±20 122 48±17 36 U = 1622 = 0,009
Вариационный размах в тесте РДО, уе. 90±68 122 109±63 36 U = 1715 = 0,027
Шкала явной тревожности БМАБ, баллы 21,7±8,9 124 18,6±7,7 34 U = 398 = 0,0001
Успеваемость, средний балл 4,19±0,37 128 4,01±0,35 36 t = 2,2 U = 1722 = 0,05
Таблица 2. Сравнительный анализ показателей различных функциональных систем у подростков, постоянно проживающих в г. Сургуте, и подростков-мигрантов
Показатель Мальчики-коренные жители n Мальчики-мигранты n Критерий различий Достоверность различий, р
M±c M±c
Возраст, лет 13,4±1,1 77 13,2±1,1 30 >0,05
Длина тела, см 164,7±9,6 76 156,6±10,2 32 t = 3,8 < 0,01
Масса тела, кг 56,2±11,3 76 49,4±8,7 32 t = 3,3 < 0,01
Окружность грудной клетки, см 80,0±7,7 76 77,1±6,0 32 t = 2,1 < 0,05
FEV.75, л/с 2,50±0,66 77 2,14±0,66 30 t = 2,5 < 0,05
FEV.1, л/с 2,84±0,70 77 2,38±0,73 30 t = 2,9 < 0,01
FV, л 3,09±0,72 77 2,53±0,78 30 t = 3,3 < 0,01
MVV, л/мин 107±26 77 89±27 30 t = 2,9 < 0,01
FIVI, л/с 2,00±0,66 77 1,64±0,54 30 t = 2,8 < 0,05
FIVC, л 2,39±0,64 77 1,84±0,52 30 t = 4,5 < 0,001
PIF, л/мин 154±52 77 132±42 30 t = 2,2 < 0,05
Пульсовая стоимость физической нагрузки, уд/ Вт/кг 0,041±0,019 76 0,052±0,022 31 t = - 2,4 < 0,05
Устойчивость пульсовой стоимости, у.е. 0,0050±0,0027 76 0,0065±0,0028 31 t = - 2,5 < 0,05
Суммарная активность полушарий, у.е. 261±150 75 201±92 31 t = 2,7 < 0,05
Когнитивный компонент культуры здоровья, баллы 13,94±3,74 86 11,68±4,34 29 U = 893,5 = 0,022
Успеваемость, средний балл 3,65±0,39 77 3,66±0,35 30 > 0,05
клетки и ряд параметров внешнего дыхания: объем форсированного выдоха за 0,75 с (FEV.75) объем форсированного выдоха за 1 с (FEV.1) форсированную жизненную емкость легких (FVC) пиковый экспираторный поток (PEF); максимальную произвольную вентиляцию легких (MVV); объем форсированного вдоха (FIFI); форсированную жизненную емкость вдоха (FIVC); пиковый инспи-раторный поток (PIF). Учитывая, что окружность грудной клетки у подростков-мигрантов составляет 96,4 % от таковой их сверстников, постоянно проживающих в г. Сургуте, а объемы форсированного выдоха за 0,75 и 1 с соответственно 85,6 и 86,8 %, можно говорить об увеличении бронхиального сопротивления воздушному потоку у школьников-мигрантов, что может создавать предпосылки для обструктивных нарушений бронхиального дерева.
Итак, к среднему школьному возрасту еще более отчетливо, чем в начальных классах, проявляются конституциональные особенности детей-мигрантов. Так же, как и учащиеся младших классов, подростки-мигранты затрачивают большие усилия на выполнение физической нагрузки при худшей устойчивости пульсовой стоимости. Более низкая суммарная активность полушарий головного мозга, отражающая меньшее психоэмоциональное напряжение, может свидетельствовать о недостаточной мобилизации сил для образовательной деятельности. Хотя достоверных различий в общей успеваемости не обнаружено, подростки-мигранты уступают своим сверстникам в знаниях по основам здоровья и здорового образа жизни.
Заключение. Таким образом, мальчики-мигранты отличаются от своих сверстников, постоянно проживающих в ХМАО-Югре, не только конституциональными, но и приспособительными возможностями. Это необходимо учитывать при организации сопровождения образовательного и оздоровительного процессов.
Литература
1. Агаджанян Н.А. Адаптация, стресс, пути коррекции: монография / Н.А. Агаджанян, С.В. Нотова; РУДН, Москва; Оренбургский гос. Ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2010. - 305 с.
2. Вильгельм В.Д. Особенности формирования здоровья и организация медицинского обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа / В.Д. Вильгельм, О.П. Го-лева, Т.С. Надеина, А.В. Вильгельм. - Ханты-Мансийск; Омск: ООО «Омский дом печати», 2004. - 208 с.
3. Вишневский В.А. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, Д.В. Сердюков, А.А. Варин, Д.Г. Жеребцов. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. -367 с.
4. Карпин В.А. Острая пневмония на Севере / В.Н. Катюхин, В.А. Карпин, Т.В. Зуевская. - Сургут: ИИЦ СурГУ, 2002. - 98 с.
References
1. Agadzhanyan, N.A. Adaptation, stress, ways of correction: monograph / N.A. Agadzhanyan, S.V. Notova; PFUR, Moscow; Orenburg state university. - Orenburg: OSU, 2010. - 305 P. (In Russian)
2. Wilhelm, V.D. Specifics of health build up and organization of medical service of the population of Khanty-Mansiisk autonomous region / V.D. Wilhelm, O.P. Goleva, T.S. Nadeina, A.V. Wilhelm. -Khanty-Mansiisk; Omsk: Omsk publishing house, 2004. - 208 P. (In Russian)
3. Vishnevsky, V.A. System analysis of the children's state of health at the phases of school ontogenesis / V.A. Vishnevsky, V.V. Apokin, D.V. Serdyukov, A.A. Varin, D.G. Zherebtsov. -Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2010. - 367 P. (In Russian)
4. Karpin, V.N. Acute pneumonia in the North / V.N. Kantyukhin, V.A. Karpin, T.V. Zuevskaya. - Surgut: IRC SurSU, 2002. - 98 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 22.06.2013 г.