инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию
Косикова Л.В.
В предлагаемой статье представлен материал по проблеме инклюзивного образования в нашей стране, анализируются результаты анкетирования родителей и педагогов о достоинствах и недостатках образования детей с ограниченными возможностями вместе с обычными детьми.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее десятилетие в систему российского образования все увереннее внедряется так называемое инклюзивное образование, позволяющее детям-инвалидам обучаться в обычных классах, рядом с обычными ребятами. Термин «инклюзивное» в переводе с английского означает «включенное, вовлеченное». Инклюзивное образование охватывает процесс развития и воспитания ребенка в целом, вовлечение его в социум. Инклюзия - это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
Эксперимент по интегрированному образованию начался более 10 лет назад. Он проходит в 11 регионах России. Администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:
- создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции,
- адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- компенсация недостатков дошкольного развития;
- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
- постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
- социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;
- изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии [3]. Благодаря введению инклюзивной системы
образования у родителей детей с ограниченными возможностями просто появился выбор: отдать ребенка в специальную школу, где с ним будут работать квалифицированные профильные педагоги, или же в обычную, где он, возможно, лучше адаптируется к жизни в обществе.
Инклюзивные школы - очень гибкие в этом смысле, так как позволяют учителям и ученикам получать доступ к необходимой поддержке и услугам, тогда и там, где это необходимо. Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа - это способы, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей,
способствовать тому, чтобы дети с инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.
Исследования показывают, что между обычными детьми и детьми-инвалидами в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами.
Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире - он находится в изоляции от социума. Дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой. Инклюзивный подход означает, что учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам, но при этом какие-то группы учеников не отделены от других.
Можно утверждать, что проблема инклюзивного обучения является сложной, многомерной, включающей много составляющих. Следует указать на социальные трудности, заключающиеся в преодолении распространенных предрассудков и педагогических стереотипов, и организационные, связанные с созданием так называемой безбарьерной среды, обеспечения не только эффективного, но и экономного пути развития образования детей с ограниченными возможностями. Особую актуальность приобретают исследования общественного мнения о проблемах образования, представлений школьников, их родителей, учителей о достоинствах и недостатках образования детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения с обычными детьми [2].
Мы провели исследование отношения родителей и педагогов к проблеме инклюзивного обучения. С этой целью была разработана анкета, содержащая в себе несколько логических разделов, внутри которых вопросы были сгруппированы в определенные блоки. Первый раздел был посвящён уровню знакомства с проблемой инклюзивного обучения,
с моделями обучения и отношению родителей и педагогов к совместному обучению детей с проблемами в развитии и обычных детей.
Вопросы следующего блока были направлены на изучение условий, при которых возможно создание комфортности обучения в модели инклюзии. Необходимые условия исследовались с помощью вопросов:
- «Как Вы думаете, какие специалисты вместе с учителем нужны для обучения учащихся с проблемами в развитии и нарушениями здоровья в обычной школе?»;
- «Как, на Ваш взгляд, должна быть организована работа школы с родителями в условиях инклюзивного обучения?»;
- «Считаете ли Вы, что все дети, несмотря на особенности здоровья, могут участвовать во внешкольных мероприятиях?».
Для того, чтобы оценить, в какой мере педагоги образовательных учреждений подмечают признаки эмоционального благополучия учеников, имеющих проблемы в развитии и состоянии здоровья, им было предложено оценить частоту проявления у детей тревожности, раздражительности, агрессивности, позитивного эмоционального настроя (хорошего настроения), стабильности настроения, острых поведенческих и эмоциональных реакций на эмоционально положительные и эмоционально отрицательные события и ситуации школьной жизни [1].
Далее исследовалось, насколько соотнесены учебные требования и возможности учеников в своей школе. Родителей и педагогов просили оценить, ответственно ли подходят учителя их школы к тому, чтобы оказывать максимальную помощь каждому ученику, одинаково ли относятся учителя ко всем учащимся в классе, в том числе к тем, кто имеет проблемы в развитии и состоянии здоровья.
Следующий блок вопросов был направлен на изучение представлений родителей и педагогов о достоинствах и недостатках образования детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения с обычными детьми, трудностей, которые могут встретиться в работе классов инклюзивного обучения, на выявление мировоззренческого отношения к введению инклюзивного образования.
Последний раздел был посвящен сбору информации о родителях (пол, возраст, количество детей в семье) и педагогах (пол, возраст, стаж работы, есть ли опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья).
Всего в анкетировании по желанию приняли участие 50 родителей и 50 педагогов общеобразовательных учреждений г. Ростова-на-Дону. Из них, родители в возрасте от 30 до 50 лет, имеющие в равном соотношении по одному и по два ребёнка в семье, и
педагоги в возрасте от 22 до 60 лет со стажем работы от 5 до 30 лет. 50 % педагогов имели опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а у 50% педагогов такого опыта не было.
На основании анкетирования были выявлены особенности отношения родителей и педагогов к проблеме инклюзивного обучения. Так, знакомы с понятием «инклюзивное обучение» 51 % опрошенных родителей и 88 % педагогов. 56 % родителей считают, то дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться вместе с обычными детьми, причём такое обучение желательно с 1-го по 11-й класс (так считают 65% родителей). Однако, ответы педагогов распределились следующим образом: 62 % положительно относятся к совместному обучению детей с проблемами в развитии и обычных детей, но предпочтение такому обучению отдаётся начальной школе (52 % опрошенных), а за инклюзивное обучение с1-го по 11-й класс высказались 29 % педагогов.
Продолжительность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
тш
родители педагоги родители педагоги родители педагоги
начальная школа
с 1-го по 9-й класс
с 1-го по 11 -й класс
Рис. 1. Оценка родителями и педагогами продолжительности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Ответы родителей свидетельствуют о недостаточной осведомлённости о различных моделях обучения. Напротив, почти половина участвовавших в анкетировании педагогов знакомы с такими моделями обучения, как полная, комбинированная и временная интеграция. Знают о модели инклюзии 39 % педагогов.
Организация инклюзивного обучения предполагает создание определённых условий. Так, большинство родителей и педагогов считает, что для обучения учащихся с проблемами развития и нарушениями здоровья вместе с учителем необходимы педагог-психолог (79 % родителей и 92 % педагогов) и специальный педагог (46 % родителей и 84 % педагогов). Педагоги предлагают включить в этот процесс медицинских специалистов (физиологов, неврологов). Для родителей в школах должны проводиться психологические тренинги (53 % опрошенных родителей) и психологическое консультирование (56 % опрошенных родителей) с целью повышения компетентности в вопросах воспитания и общения с детьми. С точки зрения педагогов, необходимым
условием инклюзивного обучения является организация семинаров и круглых столов для родителей по проблемам социальной защиты детей с нарушениями здоровья и развития, их адаптации к условиям школьной жизни (такое мнение разделяют 65 % учителей). Так же родители и педагоги единодушны в том, что, несмотря на особенности здоровья, все дети могут участвовать во внешкольных, в том числе спортивных мероприятиях. Такое мнение разделяют 67 % родителей и 69 % педагогов, принявших участие в анкетировании.
Результаты оценивания педагогами особенностей эмоционального реагирования детей с ограниченными возможностями здоровья предоставлены в следующей таблице.
Таблица 1
Результаты оценки педагогами эмоциональных характеристик и эмоциональных реакций детей с ограниченными возможностями здоровья
Оцениваемые характеристики эмоционального реагирования Средние суммарные оценки частоты их проявления (в баллах)
Тревожность 3,0
Раздражительность 2,8
Позитивный эмоциональный настрой 2,3
Агрессивность 2,4
Стабильность настроения 2,4
Острые эмоциональные реакции на эмоционально-положительные события 2,9
Острые эмоциональные реакции на эмоционально-отрицательные события 3,2
Примечание: баллом 4 оценивалось постоянное проявление оцениваемого качества, 3 - его проявление в соответствующей ситуации, 2 - редкое проявление, 1 - отсутствие проявлений.
Как видно из приведённых результатов, педагоги оценивают как более часто встречающиеся острые эмоциональные реакции на эмоционально-отрицательные события, а также тревожность и раздражительность. Позитивный эмоциональный настрой, стабильность настроения оцениваются как более редко встречающиеся эмоциональные характеристики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ результатов анкетирования показал, что в целом родители удовлетворены тем, как учителя школы учитывают возможности детей в обучении. 62 % опрошенных считают, что учителя школы ответственно подходят к оказанию максимальной помощи каждому ученику, одинаково относятся ко всем учащимся в классе (41 % опрошенных), а затрудняются ответить на данный вопрос 39 % родителей.
Однако, родители очень осторожны в составлении прогноза относительно влияния инклюзивного обучения на взаимоотношения между детьми. 56 %
родителей затрудняются оценить изменения в отношениях между детьми. В тоже время 50 % педагогов считают, что отношения между детьми в условиях инклюзивного обучения улучшатся.
Среди недостатков инклюзивного обучения участники опроса называют следование модным тенденциям в образовании (18 % родителей и 8 % педагогов) и возможность навредить учащимся с проблемами в развитии и нарушении здоровья, если с ними неграмотно будут организованы занятия (51 % опрошенных родителей и 42 % педагогов). Мнение о том, что обучение станет более эффективным в результате изменений, которое принесёт инклюзивное образование, разделяют 23 % педагогов, принявших участие в анкетировании, и только 10 % родителей.
Результаты анкетирования позволили узнать, как родители и педагоги оценивают возможности инклюзивного образования:
- инклюзивное обучение способствует воспитанию отзывчивости и понимания у детей без инвалидности - 69 % опрошенных родителей и 73 % педагогов,
- инклюзивное образование - это равные возможности для каждого, возможность получить полноценное образование для тех, у кого есть проблемы в развитии - 49 % опрошенных родителей и 81 % педагогов,
- обучение в инклюзивной школе позволит детям приобрести знания о правах человека, что приведёт к уменьшению дискриминации в обществе
-33 % опрошенных родителей и 31 % педагогов.
Возможности инклюзивного
'инклюзивное обучение способствует
'обучение в инклюзивной школе позволит детям приобрести знания о правах человека
'инклюзивное образование — это равные возможности для каждого
'обучение станет более эффективным
'инклюзивное обучение - это следование
'неграмотно организованные занятая могут только навредить
Педагоги "Родители
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рис. 2. Результаты оценки возможностей инклюзивного образования родителями и педагогами
По вопросу о том, должно ли инклюзивное образование стать частью нашей культуры, ответы распределились следующим образом:
- согласны с данным утверждением - 51 % опрошенных родителей и 88 % педагогов,
- не согласны - 3 % опрошенных родителей,
- затрудняются ответить - 46 % опрошенных родителей и 12 % педагогов.
Таким образом, результаты исследования отношения родителей и педагогов к введению инклюзивного образования показали следующее.
1. В целом, родители и педагоги выразили положительное отношение к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных детей. 56 % родителей и 62 % педагогов одобряют идею инклюзивного обучения.
2. Большинство родителей считают возможным инклюзивное обучение с 1-го по 11-й класс (65 %), а половина опрошенных учителей (52%) - только в начальной школе.
3. Важным является тот факт, что родители и педагоги понимают необходимость создания определённых условий для совместного обучения детей с проблемами развития и нарушениями здоровья и обычных детей (совместное участие детей во внешкольных и спортивных мероприятиях, психологические тренинги для родителей, совместная работа социального педагога и учителя и т.д.)
4. Некоторые затруднения родители испытывают при оценке влияния инклюзивного обучения на взаимоотношения между детьми (56 % родителей не уверены, как могут измениться эти отношения).
5. Половина опрошенных родителей разделяет мнение о том, что введение инклюзивного образования должно стать частью нашей культуры, немного меньшая часть (47 % родителей) затрудняется при ответе на этот вопрос. Можно отметить, что педагоги придают особую значимость влиянию инклюзивного обучения на наше мировоззрение (88 % участвовавших в опросе педагогов утверждают, что введение инклюзивного образования должно стать частью нашей культуры).
Приведенные факты убеждают, что введение инклюзивного образования не может быть быстрым и решаемым только в рамках общеобразовательной школы. Нельзя не считаться с тем, что значительная часть детей в соответствии с выбором родителей обучается в специальных школах (школах-интернатах). Требуется система мер по обеспечению открытости этих учреждений образования, установлению контактов с обычными школами в целях создания условий для нормального, естественного развития детей с ограниченными возможностями и повышения толерантного к ним отношения [2].
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. объявлен
Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне.
литература
1. Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Инте-гративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одарённости. - Ярославль: Академия развития, 2007.
2. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями. - Минск: Национальный институт образования, 2005.
3. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. URL: http://edu.resobr.ru/ subscribe/.