Научная статья на тему 'Инклюзивное образование'

Инклюзивное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / DISABLED CHILDREN / СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INCLUSION / COOPERATIVE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жантаева Асель Нуржановна

В рамках инклюзивногo oбразования ставится идеология, которая исключает любую дискриминацию в отношении детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование»

преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Каждый ребенок, приходя на урок, несет с собой какие-то собственные проблемы семейные, некачественно выученный урок, цели обучения которые он не достиг. Вместе с негативными эмоциями ученик приходит и с эмоциональным всплеском: прошедший на «отлично» урок, замечательно написанное эссе, классно решенная задача по математике. И для того чтобы переключиться на другой урок, ему необходимо время. Зачастую это «время» учитель не предоставляет ученику. В результате, в лучшем случае, такой ученик выпадет в начале урока, возможно и с половины урока, но в худшем случае из всего урока. Для создания доброжелательной атмосферы на уроке, переключения и сосредоточения внимания, необходимым условием каждого урока должна быть коллаборативная среда. Основой коллаборативной среды выступает доверие. Создание доверительной обстановки на уроке - это большой процент успешности урока.

В групповой работе сосредоточен большой учебно-формирующий потенциал. Взаимополезная среда, в которой ученики связаны между собой необходимостью общения друг с другом для решения учебных задач, раскрывает весь потенциал, который доселе «дремал». Кроме того, в ходе групповой работы на уроках, с целью повышения познавательного интереса школьников, учитель имеет возможность применять различные стратегии. Так, например, используя стратегии критического мышления, педагоги вовлекают школьников в работу в группах, а применение стратегии диалогового обучения побуждают учащихся к активному обсуждению проблемных вопросов и дискуссии о причинно-следственных связях. Следует обратить внимание и на то, что в коллаборативной среде учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. Таким образом, коллаборативное (групповое) обучение, то есть «...обучение в сотрудничестве, является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы» [3]. Групповая форма работы позволила создать более разносторонние формы взаимодействия между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Работая в маленьких группах, они больше узнавали о содержании учебного материала, обучались рефлексии. Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.

Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание - это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей.

Литература

1. [Электронный ресурс]: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы URL: http://www.nao.kz. (дата обращения:10.04.2016).

2. Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы». М.: Наука, 1991. С. 24 - 57, 60 - 81. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).

3. Рассел Джесси. Формы организации обучения, 2013. 57 с.

4. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Второе издание (2013). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Inclusive education Zhantayeva A. (Republic of Kazakhstan)

Инклюзивное образование Жантаева А. Н. (Республика Казахстан)

Жантаева Асель Нуржановна / Zhantayeva Assel — учитель биологии, Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Кызылорда, Республика Казахстан

Аннотация: в рамках инклюзивного образования ставится идеология, которая исключает любую дискриминацию в отношении детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Abstract: in the framework of inclusive education is put ideology that excludes any discrimination against children , which ensures equal treatment of all people, but creates special conditions for children with special educational needs.

Ключевые слова: анализ, инклюзивное обучение, дети с ОВЗ, совместное обучение. Keywords: analysis, inclusion, disabled children, cooperative learning.

«Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться»

Антуан де Сент-Экзюпери

Включающее, инклюзивное, обучение - это совместное обучение детей с ограниченными возможностями и тех, у кого нет таких ограничений.

Термином «инклюзивное образование» называют развитие системы общего образования в направлении доступности для всех детей и приспособления к особым нуждам школьников с ограниченными возможностями или «особыми потребностями». Такая система развивает методику, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума со особенными потребностями в процессе образования. Для полного соответствия критериям различных категорий учащихся, она должна быть доступной и гибкой. Естественно, особую роль в решении данной проблемы является, создания условия для индивидуального развития от развивающего ребенка до будущего специалиста. Дети имеют различные потребности в обучении, и им должны быть предоставлены соответствующие условия, чтобы они могли продемонстрировать свои способности в процессе обучения. В связи с этим для достижения общих целей учащимся и учителям необходим целый ряд стратегий и тактик при выборе подходящего времени и подхода. Данная политика связана с методами образования, отвечающими специальным образовательным требованиям учащихся и стремящимися предоставить им значимый и равноправный доступ к учебному плану. Даже, у учащихся могут быть различные существенные трудности, которые не всегда отражают их познавательные способности. Учащиеся могут быть одаренными во всем, одаренными в определенных областях или быть одаренными в некоторых областях, но в то же время все еще испытывать трудности и затруднения в учебе в других областях. И еще подготовить учителей к внедрению инклюзивного подхода в УВП в образовательной школе. Потому что, у детей могут быть разные дефекты, например: эмоциональные, поведенческие и речевые трудности, проблемы психического здоровья, нарушение слуха и нарушение зрения, опорно-двигательные проблемы и сложные нарушения, аутизм и тд.

Связи с этими трудностями, в школе должны провести типичные и особые обследования. Например, психологический осмотр, социальное обследование, медицинское обследование, педагогическое обследование, интеллектуальное тестирование, наблюдение дефектолога или логопеда.

Инклюзивное образование, предлагающее качественное обучение с правом выбора, объединяет точки зрения всех заинтересованных сторон. Инклюзия осуществляется на практике посредством дифференциации.

Дифференцирование не только компенсирует процесс обучения отстающих, но и обеспечивает совместное планирование юнита так, чтобы учителя для достижения общих целей могли представить учащимся множество образовательных подходов. Это включает целый ряд действий и ресурсов, соответствующих целям и методам ученика и относящихся к их навыкам и знаниям. Учебные планы нацелены на создание инклюзивной среды обучения и формирование жизненных навыков, принимающих во внимание соответствующие возможности и потребности детей. Школа обеспечивает покровительственный и мягкий способ обучения, избегая требований, превышающих возможности детей с трудностями в обучении, не принимающих в расчет специальные образовательные потребности, не рассматривающих жизненных перспектив детей и их практические потребности. В целях формирования дальнейших знаний и нового обучения используются предварительные знания учеников для дифференциации задач и действий. Информация записана в профиле обучения для использования в будущем, чтобы обеспечить планирование дифференцирования и улучшения практики учителя [1].

В данный момент в нашей стране происходит множество реформ и изменений в сфере образовании. Понятие инклюзивное образование и инклюзивный подход в работе с одаренными детьми уже бурно обсуждают вопрос, применяют на практике, наблюдают и дают рефлективные отчеты по результатам.

Рекомендации:

1. Профессиональная переподготовка кадров и администрации организации или школ. Потому что, педагоги школ обычно демонстрируют принятие инклюзии, но выражают тревогу из-за отсутствия специальной подготовки к работе с детьми с ОВЗ совместно с нормативными обучающимися. Перед

педагогами стоит очень важная задача, связи с этим они должны быть очень терпеливыми и трепетно относится ко всему в процессе обучения.

2. Анализ опыта инклюзивного образования, создание нормативно-правовой базы.

3. Создание инклюзивно-атмосферной среды, особенно родители здоровых детей, даже сами здоровые дети имеют разные (могут и противоположные) мнения по отношению к совместному обучению вместе с детьми с ОВЗ. По этому, тщательно установить моральные, гуманные порядки и коллаборативной среды. Дети, могут быстро адаптироваться той среде котрому, ему комфортно.

4. Создание безбарьерной среды (автомобиль, подъемник, туалеты) [2, с. 128].

5. Поддержка образовательного учреждения со стороны органов управления образования.

6. И конечно же поддержка психологов, родных и родителей важна как никогда, так как они нуждаются в любви и доверенности.

Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!

Мне бы хотелось закончить свои мысли с этой фразой: «Каждый ребенок достоин образования и лучшего!».

Литература

1. [МОН РК, (2011). Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями].

2. [Электронный журнал «Клиническая и специальная психология», 2015. Том 4. № 2 / с. 128 - 132. ISSN: 2304-0394 (online), Вачков И. В. Форум, посвященный инклюзивному образованию].

Analysis of the experimental work on activization of informative activity of pupils at lessons in the school of Economics Pustovalova E. (Russian Federation) Анализ экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в школе Пустовалова Е. В. (Российская Федерация)

Пустовалова Елена Валериевна / Pustovalova Elena — студент, кафедра социально-экономических дисциплин, факультет экономики, истории и права, Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный университет, г. Славянск-на-Кубани

Аннотация: в статье анализируются результаты экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики с применением элементов кейс-технологии. Abstract: the article analyzes the results of an experimental work on activization of informative activity of pupils at lessons of the economy with the use of elements of technology case.

Ключевые слова: анализ, педагогический эксперимент, активизация, познавательная деятельность, альтернативный урок, кейс технологии.

Keywords: analysis, pedagogical exeriment, activization, cognitive activity, alternative lesson, case technology.

Активизация познавательной деятельности учащихся направлена на поддержание содержательного изучения темы «Экономика и ее роль в жизни общества»» на высоком уровне, углубляет и усиливает прикладной аспект школьных знаний, имеет профориентационную направленность и направленность на обеспечение жизненного самоопределения учащихся.

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учеников заключается в развитии их творческих способностей. Поэтому система работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в школе должна строиться с учетом постепенного и целеустремленного развития творческих познавательных способностей учеников, развития их мышления. В ходе проведения эксперимента было выяснено,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.