Научная статья на тему 'Влияние коллаборативной среды на познавательную активность учащихся'

Влияние коллаборативной среды на познавательную активность учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛАБОРАТИВНАЯ СРЕДА / COLLABORATIVE ENVIRONMENT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асилова Шарайна Серикбаевна

В статье рассмотрены особенности коллаборативной среды в процессе преподавания. Анализируется деятельность групповой формы обучения, как одной из самых результативных для учащихся. Актуальность темы определяется тем, что в коллаборативной среде учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние коллаборативной среды на познавательную активность учащихся»

Литература

1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2011.

2. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. Том 1 // под общ.ред. Л. И. Семиной. М.: изд-во «Бонфи», 2002. 239 с.

3. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

4. Зязюн И. А. Совершенствование профессионального развития личности на основе технологизации образования // Школьные технологии, 2006. № 1.

Influence of the collaborative environment on the cognitive activity of students Asilova Sh. (Republic of Kazakhstan) Влияние коллаборативной среды на познавательную активность учащихся Асилова Ш. С. (Республика Казахстан)

Асилова Шарайна Серикбаевна / Asilova Sharayna - учитель русского языка и литературы,

Коммунальное государственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа имени А. Жами, г. Жетысай, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрены особенности коллаборативной среды в процессе преподавания. Анализируется деятельность групповой формы обучения, как одной из самых результативных для учащихся. Актуальность темы определяется тем, что в коллаборативной среде учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане.

Abstract: the article considers peculiarities of collaborative environment in the teaching process. The activity of the groupwork is analyzed as one of the most productive for students. Topicality of the theme defined by the fact that students are developing both socially and emotionallyin a collaborative environment.

Ключевые слова: коллаборативная среда, взаимодействие, социализация. Keywords: collaborative environment, interaction, socialization.

Казахстан является одним из активных участников интеграционных процессов в сфере образования в Центральной Азии и на евразийском пространстве. Для интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство необходимы глубинные преобразования. Образование должно стать стартовой площадкой для будущего процветания нашей страны. Для этого должна произойти смена парадигмы среднего образования, когда мы от традиционной модели школы должны перейти к рациональной модели, которая будет базироваться на личности ребенка. Парадигма современного Казахстанского образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы. Важнейшим направлением в школьной системе выступает реализация личностно-ориентированного подхода в образовании, способного сыграть в жизни школьника значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, создать условия для социализации личности ученика. Наряду с экономическим становлением Казахстана, воспитание и обучение детей было выделено как важное направление внутренней политики. «Наша задача - поднять Казахстан на уровень международного стандарта, и эти люди, подрастая, будут важной элитой, которая будет вести Казахстан в большой глобальный мир» - сказал Президент [1].

Об успешности коллаборативной среды в процессе преподавания и обучения известно и доказано давно. «Коллаборативное обучение (англ. - collaborativeleaming) - образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта [2]. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение - это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения». Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета. Успешность обучения и

87

преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Каждый ребенок, приходя на урок, несет с собой какие-то собственные проблемы семейные, некачественно выученный урок, цели обучения которые он не достиг. Вместе с негативными эмоциями ученик приходит и с эмоциональным всплеском: прошедший на «отлично» урок, замечательно написанное эссе, классно решенная задача по математике. И для того чтобы переключиться на другой урок, ему необходимо время. Зачастую это «время» учитель не предоставляет ученику. В результате, в лучшем случае, такой ученик выпадет в начале урока, возможно и с половины урока, но в худшем случае из всего урока. Для создания доброжелательной атмосферы на уроке, переключения и сосредоточения внимания, необходимым условием каждого урока должна быть коллаборативная среда. Основой коллаборативной среды выступает доверие. Создание доверительной обстановки на уроке - это большой процент успешности урока.

В групповой работе сосредоточен большой учебно-формирующий потенциал. Взаимополезная среда, в которой ученики связаны между собой необходимостью общения друг с другом для решения учебных задач, раскрывает весь потенциал, который доселе «дремал». Кроме того, в ходе групповой работы на уроках, с целью повышения познавательного интереса школьников, учитель имеет возможность применять различные стратегии. Так, например, используя стратегии критического мышления, педагоги вовлекают школьников в работу в группах, а применение стратегии диалогового обучения побуждают учащихся к активному обсуждению проблемных вопросов и дискуссии о причинно-следственных связях. Следует обратить внимание и на то, что в коллаборативной среде учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. Таким образом, коллаборативное (групповое) обучение, то есть «...обучение в сотрудничестве, является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы» [3]. Групповая форма работы позволила создать более разносторонние формы взаимодействия между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Работая в маленьких группах, они больше узнавали о содержании учебного материала, обучались рефлексии. Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.

Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание - это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей.

Литература

1. [Электронный ресурс]: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы URL: http://www.nao.kz. (дата обращения:10.04.2016).

2. Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы». М.: Наука, 1991. С. 24 - 57, 60 - 81. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).

3. Рассел Джесси. Формы организации обучения, 2013. 57 с.

4. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Второе издание (2013). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Inclusive education Zhantayeva A. (Republic of Kazakhstan)

Инклюзивное образование Жантаева А. Н. (Республика Казахстан)

Жантаева Асель Нуржановна / Zhantayeva Assel — учитель биологии, Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Кызылорда, Республика Казахстан

Аннотация: в рамках инклюзивного образования ставится идеология, которая исключает любую дискриминацию в отношении детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.