Научная статья на тему 'Анализ экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в школе'

Анализ экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXERIMENT / АКТИВИЗАЦИЯ / ACTIVIZATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ УРОК / ALTERNATIVE LESSON / КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ / CASE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовалова Елена Валериевна

В статье анализируются результаты экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики с применением элементов кейс-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в школе»

педагогами стоит очень важная задача, связи с этим они должны быть очень терпеливыми и трепетно относится ко всему в процессе обучения.

2. Анализ опыта инклюзивного образования, создание нормативно-правовой базы.

3. Создание инклюзивно-атмосферной среды, особенно родители здоровых детей, даже сами здоровые дети имеют разные (могут и противоположные) мнения по отношению к совместному обучению вместе с детьми с ОВЗ. По этому, тщательно установить моральные, гуманные порядки и коллаборативной среды. Дети, могут быстро адаптироваться той среде котрому, ему комфортно.

4. Создание безбарьерной среды (автомобиль, подъемник, туалеты) [2, с. 128].

5. Поддержка образовательного учреждения со стороны органов управления образования.

6. И конечно же поддержка психологов, родных и родителей важна как никогда, так как они нуждаются в любви и доверенности.

Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!

Мне бы хотелось закончить свои мысли с этой фразой: «Каждый ребенок достоин образования и лучшего!».

Литература

1. [МОН РК, (2011). Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями].

2. [Электронный журнал «Клиническая и специальная психология», 2015. Том 4. № 2 / с. 128 - 132. ISSN: 2304-0394 (online), Вачков И. В. Форум, посвященный инклюзивному образованию].

Analysis of the experimental work on activization of informative activity of pupils at lessons in the school of Economics Pustovalova E. (Russian Federation) Анализ экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в школе Пустовалова Е. В. (Российская Федерация)

Пустовалова Елена Валериевна / Pustovalova Elena — студент, кафедра социально-экономических дисциплин, факультет экономики, истории и права, Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный университет, г. Славянск-на-Кубани

Аннотация: в статье анализируются результаты экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики с применением элементов кейс-технологии. Abstract: the article analyzes the results of an experimental work on activization of informative activity of pupils at lessons of the economy with the use of elements of technology case.

Ключевые слова: анализ, педагогический эксперимент, активизация, познавательная деятельность, альтернативный урок, кейс технологии.

Keywords: analysis, pedagogical exeriment, activization, cognitive activity, alternative lesson, case technology.

Активизация познавательной деятельности учащихся направлена на поддержание содержательного изучения темы «Экономика и ее роль в жизни общества»» на высоком уровне, углубляет и усиливает прикладной аспект школьных знаний, имеет профориентационную направленность и направленность на обеспечение жизненного самоопределения учащихся.

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учеников заключается в развитии их творческих способностей. Поэтому система работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в школе должна строиться с учетом постепенного и целеустремленного развития творческих познавательных способностей учеников, развития их мышления. В ходе проведения эксперимента было выяснено,

что с этой задачей наилучшим образом справляются уроки в альтернативной форме с применением кейс-технологий. Нами было разработано 2 авторских урока по теме «Экономика и ее роль в жизни общества» по программе обществознанию Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой [1] для 8 класса средней школы.

В течение педагогической практики, проходящей в МБОУ СОШ № 3 г. Темрюка Краснодарского края, был проведен эксперимент в тестово-опросной форме по теме «Экономика и ее роль в жизни общества» в 8«А» и 8«Б» классах. В эксперименте принимали участие 25 учащихся 8«А» класса и 25 учащихся 8«Б» класса.

Эксперимент проходил в три этапа:

1. Констатирующая часть эксперимента, в которой оценивался первоначальный уровень знаний учащихся. Количество тестовых заданий - 10.

2. Формирующая часть эксперимента № 1, проводимая после урока изучения нового материала. Количество тестовых заданий - 10.

3. Формирующая часть эксперимента № 2, проводимая после альтернативного урока, с применением элементов кейс-технологии. Количество тестовых заданий - 15.

В результате проведения педагогического эксперимента в МБОУ СОШ № 3 г. Темрюка по теме «Экономика и ее роль в жизни общества» было выявлено, что в 8«А» классе средний уровень знаний учащихся возрастает (рисунок 1). Средняя оценка по формирующей части эксперимента после проведения урока в традиционной форме значительно выше начального уровня знаний по данной теме. В то же время показатели формирующей части эксперимента после проведения урока в альтернативной форме более высокие.

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Рис. 1. Средние оценки

Так, средняя оценка в 8«А» классе за 1-й тест - 2,44 балла, формирующая часть эксперимента (тест № 2) - 3,64 балла, формирующая часть эксперимента после проведения альтернативного урока (тест № 3) - 4,6 балла. Из этого можно сделать вывод, что уроки в традиционной и альтернативной формах лучше преподавать в комплексе, так как теоретический аспект в интеграции с практической работой нацелен на продуктивное восприятие учащимися изучаемой темы.

В 8«Б» классе в ходе эксперимента были получены несколько иные результаты, а именно: уровень знаний по формирующей части эксперимента, проведенной на уроке в традиционной форме, выше начального уровня - средняя оценка по классу увеличилась на 1,64 балла. Уровень знаний, проверенный в конце урока в альтернативной форме, дал более высокий результат. Так, уровень знаний здесь увеличился на 0,66 балла и составил 4,7 балла.

Таким образом, на уроке в альтернативной форме учащиеся более активно вовлекаются в учебный процесс. Основным преимущественным показателем альтернативного урока с применением кейс технологий при изучении темы «Экономика и ее роль в жизни общества» следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов учебной деятельности. Эффективность современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения.

и 8 "А" 1_ 8 "Б"

Результаты Результаты Результаты

констатирующей формирующей части формирующей части части эксперимента эксперимента №1 эксперимента после

проведения альтернативного урока

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение альтернативных уроков с применением кейс технологий в образовательный процесс способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в школе. Применение кейс технологий способствует всестороннему развитию учащихся, повышает познавательный интерес к теме «Экономика и ее роль в жизни общества».

Литература

1. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2014. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.