Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. Вып. 2 (232). С. 54-63. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2024, vol. 2 (232), pp. 54-63.
УДК 378.1
https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-2-54-63
Инклюзивная образовательная среда вуза как необходимое условие успешной социализации студентов с инвалидностью
Валентина Александровна Макарова1, Любава Геннадиевна Астахова2
1 2 Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского,
Калуга, Россия
Аннотация
Получение высшего образования является важным этапом социализации человека. Перед вузами поставлена цель создания такой образовательной среды, которая позволит всем студентам независимо от их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей успешно решить задачи соответствующего этапа социализации. Равный доступ к образованию всем обучающимся, независимо от их разнообразных особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в том числе обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, призвано обеспечить инклюзивное образование. В настоящее время высшее образование в КГУ им. К. Э. Циолковского получают лица 17 лет и старше, среди которых есть обучающиеся, имеющие инвалидность, одаренные студенты, представители разных национальностей, культур, стран и конфессий, студенты из больших и малых городов мира, близких и отдаленных населенных пунктов. Все это актуализирует проблему создания оптимальной инклюзивной образовательной среды в вузе. В КГУ им. К. Э. Циолковского ведется активная работа по созданию инклюзивной образовательной среды, которая призвана способствовать успешной социализации всех студентов, обучающихся в вузе. Инклюзивная образовательная среда рассматривается как совокупность ресурсов (средств, внешних и внутренних условий), обеспечивающих реализацию права каждого человека на образование, включающее обучение, воспитание и личностное развитие, и проектируется на основе таких принципов, как безопасность, насыщенность, доступность и др. Структура инклюзивной образовательной среды КГУ им. К. Э. Циолковского включает пространственно-предметный, организационный, технологический, информационный и социальный компоненты. Каждый компонент имеет свое наполнение. Особе место в данной структуре отведено Центру инклюзивного образования. Центр инклюзивного образования, созданный в университете и призванный обеспечивать горизонтальные связи между подразделениями в вопросах обеспечения инклюзивного образования, способствует устранению несогласованности в действиях подразделений, находящихся на одном уровне иерархии, которая порождается строгой иерархией управленческой модели вуза. Создание инклюзивной образовательной среды университета осуществляется по различным направлениям, среди которых можно выделить совершенствование локальной нормативно-правовой базы, материально-технического оснащения, научно-информационного и кадрового обеспечения инклюзивного образования, повышение архитектурной доступности объектов инфраструктуры вуза для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, повышение качества образования, получаемого обучающимися с инвалидностью и ОВЗ. Моделирование инклюзивной образовательной среды вуза осуществляется всеми участниками образовательного процесса: административными работниками, профессорско-преподавательским составом и самими студентами при активном участии общественных организаций. Систематический мониторинг трудностей, возникающих у студентов, включая студентов с инвалидностью в процессе поступления и обучения в университете, позволяет определять шаги по их преодолению. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию инклюзивной образовательной среды университета.
Ключевые слова: студенты, обучающиеся с инвалидностью, инклюзивная образовательная среда вуза, компоненты инклюзивной образовательной среды
Для цитирования: Макарова В. А., Астахова Л. Г. Инклюзивная образовательная среда вуза как необходимое условие успешной социализации студентов с инвалидностью // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 2 (232). С. 54-63. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-2-54-63
© В. А. Макарова, Л. Г. Астахова, 2024
Inclusive educational environment of the university as a necessary condition for successful socialization of students with disabilities
Valentina A. Makarova1, Lyubava G. Astakhova2
1 2 Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russian Federation
Abstract
Obtaining higher education is an important stage of human socialization. The aim of universities is to create such an educational environment that will allow all students, regardless of their educational needs and individual capabilities, to successfully solve the tasks of the corresponding stage of socialization. Equal access to education for all students, regardless of their diverse special educational needs and individual capabilities, including students with disabilities and disabilities, is designed to ensure inclusive education. Currently, higher education at Tsiolkovskiy Kaluga State University is received by persons 17 years and older, among whom there are students with disabilities, gifted students, representatives of different nationalities, cultures, countries and confessions, students from large and small cities of the world, near and remote settlements. All this actualizes the problem of creating an optimal inclusive educational environment at the university. Tsiolkovskiy Kaluga State University is actively working to create an inclusive educational environment, which is designed to promote the successful socialization of all students studying at the university. Inclusive educational environment is considered by us as a set of resources (means, external and internal conditions) that ensure the realization of the right of every person to education, including training, upbringing and personal development, and is designed on the basis of such principles as safety, saturation, accessibility, etc. The structure of the inclusive educational environment of Tsiolkovskiy Kaluga State University includes spatial-subject, organizational, technological, informational and social components. Each component has its own content. A special place in this structure is assigned to the Center for Inclusive Education. The Center for Inclusive Education, created at the University and designed to provide horizontal links between departments in matters of inclusive education, helps to eliminate inconsistencies in the actions of departments at the same level of hierarchy, which is generated by the strict hierarchy of the university's Management model. The creation of an inclusive educational environment of the University is carried out in various directions, among which it is possible to highlight the improvement of the local regulatory framework, material and technical equipment, scientific, informational and personnel support for inclusive education, increasing the architectural accessibility of the university infrastructure facilities for students with disabilities, improving the quality of education received by students with disabilities. Modeling of the inclusive educational environment of the university is carried out by all participants of the educational process: administrative staff, teaching staff and students themselves, with the active participation of public organizations. Systematic monitoring of difficulties encountered by students, including students with disabilities in the process of admission and study at the University, allows you to determine the steps to overcome them. Currently, work continues to improve the inclusive educational environment of the university.
Keywords: students, students with disabilities, inclusive educational environment of the university, components of inclusive educational environment
For citation: Makarova V. A., Astakhova L. G. Inklyuzivnaya obrazovatel'naya sreda vuza kak neobkhodimoye usloviye uspeshnoy sotsializatsii studentov s invalidnost'yu [Inclusive educational environment of the university as a necessary condition for successful socialization of students with disabilities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2024, vol. 2 (232), pp. 54-63 (in Russian). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-2-54-63
Введение
В эпоху информационного общества и системной трансформации, происходят существенные изменения в способах хранения, переработки и реализации информации и высшей ее формы -знаний, перед человеком стоит задача позитивной, успешной социализации в новых, быстро меняющихся условиях.
Получение высшего образования является важным этапом социализации человека. Вуз является социальным институтом, обеспечивающим активное развитие личности обучающихся и осуществляющим их социальную и правовую
защиту. В процессе обучения в вузе молодой человек завершает стадию дотрудовой социализации и переходит к трудовой стадии социализации [1, с. 171; 2, с. 140].
Перед вузами поставлена цель создания такой образовательной среды, которая позволит всем студентам, независимо от их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, успешно социализироваться на соответствующем ее этапе.
В настоящее время высшее образование получают лица от 17 лет, среди которых есть обучающиеся, имеющие инвалидность, одаренные
студенты, представители разных национальностей, культур, стран и конфессий, студенты из больших и малых городов мира, близких и отдаленных населенных пунктов. Все это актуализирует проблему создания оптимальной инклюзивной образовательной среды в вузе. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование призвано обеспечить равный доступ к образованию всем обучающимся, независимо от их разнообразных особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3].
Одной из важных задач, стоящих перед КГУ им. К. Э. Циолковского (далее - Университет), является создание инклюзивной образовательной среды, которая позволит продолжить студентам успешную социализацию в процессе получения ими высшего образования, развития у них базовых и специальных компетенций. В 2022-2023 учебном году в Университете обучается около 7 тысяч студентов, из которых 74 студента с инвалидностью. В 2022 г. поступило на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры 1 165 человек, из которых 19 человек имеют инвалидность.
Материал и методы
Теоретико-методологической базой в процессе создания инклюзивной образовательной среды выступают следующие подходы к определению образовательной среды: 1) социально-психологический подход, предложенный научными коллективами В. В. Рубцова, В. И. Слободчикова и других, в рамках которого эффективно решаются научные задачи с опорой на методологию социальной и педагогической психологии; 2) пространственно-предметный подход, предложенный учеными эстонской психологической школы (Х. Лийметс, Т. Нийт, М. Хейдметс, Й. Круусвал и др.), продолжившими традиции исследований М. Монтессори, данный подход направлен на анализ обусловленности поведения обучающихся пространственными особенностями образовательной среды; 3) экологический подход, который предложили Е. А. Климов, Г. А. Ковалёв, В. А. Ясвин, подход опирается на зарубежную и отечественную социологическую, психологическую и педагогическую методологию, носит системный характер и имеет обоснованное и апробированное инструментально-методическое обеспечение.
Проектирование инклюзивной образовательной среды осуществляется с опорой на труды С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой [4], М. Ю. Перфильевой, С. А. Прушинского, Ю. П. Симоновой [5] и других в вопросах инклюзивной образова-
тельной среды; В. В. Рубцова [6], В. И. Слободчикова [7], В. А. Ясвина [8, 9] и др. в вопросах проектирования образовательной среды; Н. Е. Жуковой, Е. Н. Палхаевой [10], А. Г. Ряписо-вой [11] и других при анализе проблем инклюзии в высшем образовании; М. В. Берсенева, В. И. Зиновьевой, А. Л. Носовой [12], В. З. Кантора, Ю. Л. Проект [13], М. В. Берсенева, В. И. Зиновьевой, Н. И. Наумовой, М. П. Шульмина [14] и других в вопросах в вопросах проектирования образовательной среды в вузе.
За основу взято определение образовательной среды, данное В. А. Ясвиным, который рассматривает образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [8, с. 14].
Инклюзивная образовательная среда понимается как совокупность ресурсов (средств, внешних и внутренних условий), обеспечивающих реализацию права каждого человека на образование, включающее обучение, воспитание и личностное развитие, способствующих его позитивной социализации. По мнению С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой [4], М. Ю. Перфильевой, С. А. Прушинского, Ю. П. Симоновой [5], В. К. Чернявской, С. А. Ярмакеевой и др., инклюзивная образовательная среда как вид образовательной среды обеспечивает возможности для эффективного саморазвития в условиях отдельной организации всем субъектам образовательного процесса.
Проектирование инклюзивной образовательной среды осуществлялось на основе таких принципов, как безопасность, насыщенность, доступность, трансформируемость, развивающий характер, равноправное участие всех субъектов образовательного процесса и др.
Анализ исследований В. А. Ясвина [9, с. 336], посвященных вопросам компонентов образовательной среды, С. В. Алехиной, Е. В. Самсоно-вой [4], М. Ю. Перфильевой, С. А. Прушинского, Ю. П. Симоновой [5], изучавших создание условий инклюзивной образовательной среды, В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова [2], А. М. Баскакова [15] и др., рассматривавших целостный педагогический процесс в вузе, позволил определить структуру инклюзивной образовательной среды, оптимальную для КГУ им. К. Э. Циолковского. При проектировании инклюзивной образовательной среды были учтены рекомендации, разработанные С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой [4] и др., а также положительный опыт в области инклюзивного обра-
зования различных РУМЦ, включая РУМЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана, а также собственный успешный опыт, накопленный в нашем Университете.
Анализ исследований С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой [4], О. А. Козыревой, О. Шпека [16], В. А. Ясвина [9] позволил выделить успешность социализации студентов, в том числе с инвалидностью, как основной критерий эффективности функционирования инклюзивной образовательной среды.
Результаты и обсуждение
Структура инклюзивной образовательной среды КГУ им. К. Э. Циолковского включает пространственно-предметный, организационный, технологический, информационный и социальный компоненты.
Пространственно-предметный компонент инклюзивной образовательной среды характеризуется тем, что КГУ им. К. Э. Циолковского находится в центре города Калуги, исторической его части, что обеспечивает его транспортную доступность. Университет имеет ухоженную внутреннюю территорию. Студентам-инвалидам предоставляется возможность заехать на внутреннюю территорию на личном транспорте, оставить машину на стоянке для инвалидов и войти в учебный корпус со двора.
Все здания Университета (учебные здания, общежития, здание бассейна) имеют паспорта доступности объекта для инвалидов и предоставляемых на нем услуг в сфере образования в соответствии с нормативными правовыми документами [17], оснащены доступными входными группами, сменными креслами-колясками, пандусами и/или шагающими подъемниками, лифтами (учебный корпус № 1 и общежитие № 4) и т. д.
Университет имеет просторные, светлые кабинеты, обеспеченные современной, удобной мебелью, в том числе столы для студентов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Учебные аудитории оборудованы интерактивными комплексами, мультимедийными досками, кафедрами с микрофонами, телевизорами, видеокамерами и звуковыми колонками; лингафонные кабинеты оснащены наушниками; в лекционных аудиториях имеется мобильная индукционная модель для слабослышащих VERT-80 и др. Всю подробную информацию студенты с инвалидностью могут найти в разделе «Доступная среда» сайта Университета.
Университет имеет актовые залы, спортивные и тренажерные залы, зеркальный зал, бассейн, рекреационные зоны, комнату для релаксации,
ботанический сад, научную библиотеку, столовую, буфеты и др.
Большой читальный зал научной библиотеки соответствует современным требованиям и расположен на втором этаже первого корпуса. В читальном зале научной библиотеки имеются стационарные компьютеры и ноутбуки с возможностью выхода в Интернет (в стенах Университета все студенты и преподаватели имеют возможность выхода в Интернет через Wi-Fi КГУ им. К. Э. Циолковского). Для студентов с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата) оборудованы автоматизированные рабочие места. Имеются специальные компьютерные программы альтернативного доступа к электронной информации и базам данных, осуществляется адаптированный доступ к сети Интернет, официальному сайту вуза, электронному каталогу КГУ им. К. Э. Циолковского, ЭБС «IPRbooks», образовательной платформе Юрайт, ЭБС «Консультант студента», электронной медицинской библиотеке «Консультант врача» и др.
Рекреационные зоны корпусов продуманы, эстетически оформлены, имеют привлекательный дизайн интерьеров. Каждая зона имеет свою индивидуальность. В нее включены мягкие кресла различных форм и цветов, столы (маленькие и большие, круглые и прямоугольные), кофемаши-ны и т. д.
Вплотную к зданию выстроено 14-этажное общежитие для студентов, отвечающее современным требованиям и предоставляющее возможность проживания, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Все созданные в Университете предметно-пространственные условия служат цели обеспечения права каждого человека на получение образования, а также создания комфортных благоприятных условий для обучения, воспитания, развития личности всех субъектов образовательного процесса и их успешной социализации.
Организационный компонент инклюзивной образовательной среды находит отражение в иерархической управленческой структуре Университета и включает следующие подразделения (рис. 1).
Управленческая модель со строгой иерархией может порождать несогласованность в действиях подразделений, находящихся на одном уровне иерархии. Центр инклюзивного образования призван обеспечивать горизонтальные связи между подразделениями в вопросах обеспечения инклюзивного образования.
Созданная и функционирующая система взаимодействия Центра инклюзивного образова-
ния со структурными подразделениями Уни- ния напрямую взаимодействуют с преподавате-
верситета в процессе создания инклюзивной лями Университета и студентами, имеющими
образовательной среды отражена на рис. 2. инвалидность или ограниченные возможности
Специалисты Центра инклюзивного образова- здоровья.
Рис. 1. Иерархическая управленческая структура Университета
Рис. 2. Система взаимодействия Центра инклюзивного образования и структурных подразделений
КГУ им. К. Э. Циолковского
Специалисты Центра инклюзивного образования координируют деятельность служб Университета по организации и осуществлению психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, что обеспечивает качество инклюзивной образовательной среды.
Технологический компонент инклюзивной образовательной среды представлен формами, методами и средствами организации и осуществления воспитательно-образовательного взаимодействия, которое направлено на реализацию поставленных целей, решение задач, освоение содержания педагогического процесса. Система высшего образования является мощным институтом, способным превратить человеческий потенциал в человеческий капитал. Университет призван давать образование высокого качества, обеспечивать различные сферы общества кадрами, создавать и распространять фундаментальное знание, производить инновации и т. д. [18, с. 16-17].
В вузе в учебные планы всех основных образовательных программ введена обязательная дисциплина «Социальная инклюзия», для направления подготовки «Педагогическое образование» - факультатив «Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей с различными нозологиями».
Информационный компонент инклюзивной образовательной среды обеспечивается возможным доступом всех участников образовательных отношений к различной информации для абитуриентов, студентов, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их родителей, преподавателей и т. д. В Университете предоставлен доступ всем участникам образовательных отношений к электронным библиотекам, в том числе через Wi-Fi Университета. Информационный компонент инклюзивной образовательной среды представлен также циркуляцией информации между Центром инклюзивного образования и структурами Университета, обеспечивающей достижение образовательных целей и принятие оптимальных управленческих решений.
Социальный компонент инклюзивной образовательной среды характеризуется тем, что в Университете обучается почти 7 тысяч студентов из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, среди которых есть студенты с особенностями в развитии, представители разных национальностей, культур, стран и конфессий, студенты из больших и малых городов, мегаполисов и деревень. В Университете ведется работа по созданию толерантной инклюзивной образовательной среды, необходимой для формирования
гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности адекватно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуального сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ введена система тьюторского сопровождения, которое делится на два вида: тьюторское сопровождение адаптации первокурсников (для всех студентов) и тьюторское сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Социальный компонент инклюзивной образовательной среды Университета обеспечивается гуманистическим и демократическим характером взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, создает условия для формирования отношений взаимного доверия, удовлетворения потребностей в безопасности, признания со стороны студентов и преподавателей, сохранения и развития адекватной самооценки, раскрытия личностных потенциалов, т. е. условий для удовлетворения комплекса социально ориентированных потребностей и позитивной социализации. С целью оптимизации учебного процесса и налаживания контактов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с окружающими проводится консультативно-просветительская работа со студентами-инвалидами, членами их семей, однокурсниками, преподавателями вуза и другими категориями заинтересованных лиц.
Таким образом, совокупность пространственно-предметного, организационного, технологического, информационного и социального компонентов обеспечивает инклюзивную образовательную среду, способствующую реализации инвалидами своего права на получение высшего образования, а также их дальнейшей успешной профессиональной социализации.
В процессе создания инклюзивной образовательной среды Университета работа осуществляется по таким направлениям, как совершенствование локальной нормативно-правовой базы, материально-технического оснащения, научно-информационного и кадрового обеспечения инклюзивного образования, повышение архитектурной доступности объектов инфраструктуры вуза для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, повышение качества образования, получаемого обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.
Моделирование инклюзивной образовательной среды вуза осуществляется всеми участниками образовательного процесса: административными работниками, профессорско-препода-
вательским составом и самими студентами при активном участии общественных организаций, таких как Калужская областная организация общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» и Калужское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».
Особое место в проектировании инклюзивной образовательной среды вуза занимает организация работы со студентами, осуществление психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью с привлечением к этой работе их сокурсников. С этой целью был разработан и включен в программу обучения студентов-тьюторов модуль по этике взаимодействия с лицами с инвалидностью. Выстроенное взаимодействие со студентами позволило более успешно осуществлять социализацию студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также оказывать помощь этим студентам в разрешении возникающих у них проблем.
В Университете реализуется также программа повышения квалификации «Обеспечение доступности предоставляемых услуг в сфере высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ» для профессорско-преподавательского состава.
Проводимая работа обеспечивает и сохранение контингента студентов с инвалидностью и ОВЗ, и совершенствование пространственной среды и материально-технической базы, обеспечивающих доступность для студентов с инвалидностью и ОВЗ объектов Университета, и участие студентов с инвалидностью не только в учебной, но и других видах деятельности, реализуемых в Университете.
Результаты опросов студентов показали, что: 1) студенты устанавливают и поддерживают коммуникации между собой, независимо от образовательных потребностей и индивидуальных возможностей друг друга; 2) студенты, нуждающиеся в поддержке в процессе обучения, получают ее и от других студентов, и от преподавателей, и от общественных организаций, включая профсоюз; 3) в Университете создаются условия для вовлечения всех студентов, в том числе с инвалидностью во все сферы жизни: образовательные, научные, досуговые, правовые и т. д.; мероприятия, проводимые в вузе, объединяют всех студентов; 4) образовательный процесс в Университете способствует сохранению своеобразия и уникальности каждого участника образовательного процесса - и обучающихся, и препода-
вателей. Таким образом, функционирование созданной в Университете инклюзивной образовательной среды способствует успешной социализации студентов, в том числе студентов с инвалидностью.
Кроме этого, анализ результатов анкетирования студентов, включая студентов с инвалидностью, позволил выявить трудности, возникающие у них в процессе поступления и обучения в Университете, а также определить шаги по их преодолению. В частности, была обновлена информация в разделе «Доступная среда» об условиях обучения и проживания студентов с ОВЗ и инвалидностью, расширено осуществление системы тьюторства и сопровождения первокурсников в период адаптации в вузе специально подготовленными старшекурсниками. Особое внимание уделяется сопровождению студентов, у которых возникают трудности в обучении, проведению работы преподавателями по преодолению выявленных трудностей, индивидуальному консультированию студентов по возникающим у них вопросам.
Заключение
Таким образом, в настоящее время структура инклюзивной образовательной среды КГУ им. К. Э. Циолковского представлена пространственно-предметным, организационным, технологическим, информационным и социальным компонентами.
Работа по совершенствованию инклюзивной образовательной среды Университета продолжается, в частности, это касается таких вопросов, как планировка корпусов и их интерьеров, обеспечивающих комфорт для всех видов деятельности студентов (учебы, аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы, общения, научной, общественной, спортивной, досуговой и других видов деятельности); социокультурной среды Университета, которая включает медиа-центр, актовые залы, коворкинг-зоны и пр., и обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса, развитие общекультурных и социально-личностных компетенций обучающихся. Особое внимание обращено на работу Центра инклюзивного образования, осуществляющего координирующую функцию в вопросах обучения, воспитания и развития студентов с инвалидностью, поиска средств обучения, в том числе специальных для обучающихся с инвалидностью, решение вопросов взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Список источников
1. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.11.2022).
4. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2022. 151 с.
5. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования (рабочая версия). URL: https://narfu.ru/upload/iblock/4fd/uchastie-obrshchestvennykh-organizatsiy-invalidov-v-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 22.11.2022).
6. Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) // Материалы 2-й Российской конференции по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.; Самара: Изд-во МГППИ, 2001. С. 77-81.
7. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-я Российская конференция по экологической психологии: тезисы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 172-176.
8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
9. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.
10. Палхаева Е. Н., Жукова Н. Е. Проблемы инклюзии в высшем образовании: обзор современных гуманитарных исследований // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26954 (дата обращения: 22.11.2022).
11. Ряписова А. Г. Инклюзивное образование как системная инновация // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2017. Т. 7, № 1. С. 7-20. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.01
12. Зиновьева В. И., Берсенев М. В., Носова А. Л. Инклюзивное образование и вуз: анализ мнений и факторы развития // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: История. 2020. № 67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-i-vuz-analiz-mneniy-i-faktory-razvitiya (дата обращения: 22.11.2022).
13. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-vysshee-obrazovanie-sotsialno-psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov (дата обращения: 22.11.2022).
14. Зиновьева В. И., Наумова Н. И., Берсенев М. В., Шульмин М. П. Формирование позитивной атмосферы в отношении лиц с ограниченными возможностями в образовательном пространстве // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: История. 2019. № 61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pozitivnoy-atmosfery-v-otnoshenii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 22.11.2022).
15. Баскаков А. М. Сущность, структура и закономерности целостного педагогического процесса в вузе // Вестник ЧГАКИ. 2007. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura-i-zakonomernosti-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 10.10.2022).
16. Козырева О. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. № 1 (142). С. 112-115. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21138903 (дата обращения: 22.11.2022).
17. Письмо Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196554/ (дата обращения: 22.11.2022).
18. Университеты на перепутье: высшее образование в России / под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фруми-на. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2019. 320 с.
References
1. Andreyeva T. V. Semeynaya psikhologiya: uchebnoye posobiye [Family psychology: studies. stipend]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2004. 244 p. (in Russian).
2. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Pedagogy: Textbook for students. higher. ped. studies. institutions]. Ed. V. A. Slastenin. Moscow, Akad-emiya Publ., 2002. 576 p. (in Russian).
3. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (v deystvuyushchey redaktsii) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (as amended)] (in Russian). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 22 November 2022).
4. Alekhina S. V., Samsonova E. V. (eds) Sozdaniye inklyuzivnoy obrazovatel'noy sredy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh: metodicheskiye rekomendatsii dlya rukovodyashchikh i pedagogicheskikh rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [Creating an inclusive educational environment in educational organizations: methodological recommendations for managers and teaching staff of educational organizations]. Moscow, MGPPU Publ., 2022. 151 p. (in Russian).
5. Perfil'eva M. Yu., Simonova Yu. P., Prushinskiy S. A. Uchastiye obshchestvennykh organizatsiy invalidov v razvitii inklyuzi-vnogo obrazovaniya (rabochaya versiya) [Participation of public organizations of disabled people in the development of inclusive education (Working version)] (in Russian). URL: https://narfu.ru/upload/iblock/4fd/uchastie-obrshchestvennykh-organizatsiy-invalidov-v-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya.pdf (accessed 22 November 2022).
6. Rubtsov V. V. O probleme sootnosheniya razvivayushchikh obrazovatel'nykh sred i formirovaniya znaniya (k opredeleniyu predmeta ekologicheskoy psikhologii) [On the problem of the correlation of developing educational environments and the formation of knowledge (to the definition of the subject of environmental psychology)]. In: Materialy 2-y Rossiyskoy konferentsiipo ekologicheskoy psikhologii (Moskva, 12-14 aprelya 2000 g.) [Materials of the 2nd Russian Conference on Environmental Psychology (Moscow, April 12-14, 2000)]. Moscow; Samara: Izd-vo MGPPI Publ., 2001. P. 77-81 (in Russian).
7. Slobodchikov V. I. O ponyatii obrazovatel'noy sredy v kontseptsii razvivayushchego obrazovaniya [On the concept of the educational environment in the concept of developing education]. In: 2-a Rossiyskaya konferentsiya po ekologicheskoy psikhologii: te-zisy (Moskva, 12-14 aprelya 2000 g.) [2nd Russian Conference on Environmental Psychology. Theses. (Moscow, April 12-14, 2000)]. Moscow, Ekopsitsentr ROSS Publ., 2000. P. 172-176 (in Russian).
8. Yasvin V. A. Obrazovatel 'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow, Smysl Publ., 2001. 365 p. (in Russian).
9. Yasvin V. A. Shkol'naya sreda kakpredmet izmereniya: ekspertiza, proektirovaniye, upravleniye [School environment as a subject of measurement: expertise, design, management]. Moscow, Narodnoye obrazovaniye Publ., 2019. 448 p. (in Russian).
10. Palkhayeva E. N., Zhukova N. E. Problemy inklyuzii v vysshem obrazovanii: obzor sovremennykh gumanitarnykh issledovaniy [Problems of inclusion in higher education: a review of modern humanitarian studies]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 5 (in Russian). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26954 (accessed 22 November 2022).
11. Ryapisova A. G. Inklyuzivnoye obrazovaniye kak sistemnaya innovatsiya [Inclusive education as a systemic innovation]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University, 2017, vol. 7, no. 1, pp. 7-20 (in Russian). doi: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.01
12. Zinov'eva V. I., Bersenev M. V., Nosova A. L. Inklyuzivnoye obrazovaniye i vuz: analiz mneniy i faktory razvitiya [Inclusive education and university: analysis of opinions and development factors]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Istoriya, 2020, no. 67 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-i-vuz-analiz-mneniy-i-faktory-razvitiya (accessed 23 November 2022).
13. Kantor V. Z., Proekt Yu. L. Inklyuzivnoye vyssheye obrazovaniye: sotsial'noye blagopoluchiye studentov [Inclusive higher education: socio-psychological well-being of students]. Obrazovaniye i nauka - The Education and Science Journal, 2019, no. 2 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-vysshee-obrazovanie-sotsialno-psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov (accessed 23 November 2022).
14. Zinov'eva V. I., Naumova N. I., Bersenev M. V., Shul'min M. P. Formirovaniye pozitivnoy atmosfery v otnoshenii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami v obrazovatel'nom prostranstve [Formation of a positive atmosphere in relation to persons with disabilities in the educational space]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Istoriya, 2019, no. 61 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pozitivnoy-atmosfery-v-otnoshenii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-obrazovatelnom-prostranstve (accessed 23 November 2022).
15. Baskakov A. M. Sushchnost', struktura i zakonomernosti tselostnogo pedagogicheskogo protsessa v vuze [The essence, structure and regularities of the holistic pedagogical process at the university]. Vestnik ChGAKI - Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2007, no. 2 (12) (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura-i-zakonomernosti-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa-v-vuze (accessed 22 November 2022).
16. Kozyreva O. A. Sozdaniye inklyuzivnoy obrazovatel'noy sredy kak sotsial'no-pedagogicheskaya problelma [Creation of an inclusive educational environment as a socio-pedagogical problem]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 112-115 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21138903 (accessed 22 November 2022).
17. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 12 fevralya 2016 g. N VK-270/07 "Ob obespechenii usloviy dostupnosti dlya invalidov ob''ektov i uslug v sfere obrazovaniya" [Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated February 12, 2016 N VK-270/07 "On ensuring conditions of accessibility for disabled people of objects and services in the field of education"] (in Russian). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196554/ (accessed 22 November 2022).
18. Platonova D. P., Kuz'minov Ya. I., Frumin I. D. (eds.). Universitety na pereput'e: vyssheye obrazovaniye v Rossii [Universities at the crossroads: higher education in Russia]. Moscow, Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki Publ., 2019. 320 p. (in Russian).
Информация об авторах
Макарова В. А., доктор педагогических наук, профессор, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (ул. Степана Разина, 26, Калуга, Россия, 248023). E-mail: [email protected]
Астахова Л. Г., старший преподаватель, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (ул. Степана Разина, 26, Калуга, Россия, 248023). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Makarova V. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Adaptation and Organization of Work with Youth, Tsiolkovskiy Kaluga State University (ul. Stepana Razina, 26, Kaluga, Russian Federation, 248023). E-mail: [email protected]
Astakhova L. G., Senior Lecturer, Tsiolkovskiy Kaluga State University (ul. Stepana Razina, 26, Kaluga, Russian Federation, 248023).
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.03.2023; принята к публикации 01.02.2024 The article was submitted 02.03.2023; accepted for publication 01.02.2024