Научная статья на тему 'Инициативы местных органов власти по привлечению инвестиций'

Инициативы местных органов власти по привлечению инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов В.Н.

Как привлечь инвестиции в регион? Для муниципальных образований это вопрос номер один. Свои ответы на него находят в городе Калуге, где разработаны и утверждены ряд постановлений, касающихся инвестиционной политики. Одним из основных документов является Положение "Об условиях инвестирования в Калуге", которое принято в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и законом Калужской области "О местном самоуправлении в Калужской области", на основании ст.35 и ст.65 Устава Муниципального образования "Город Калуга". С целью создания в Калуге условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Городская Дума приняла Постановление № 130 от 23.06.1998 г. "О предоставлении льгот по уплате налогов и сборов, зачисляемых в бюджет Калуги субъектам инвестиций в рамках инвестиционных проектов, реализуемых Положение "Об условиях инвестирования в Калуге".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инициативы местных органов власти по привлечению инвестиций»

ИНВЕСТИЦИИ

ИНИЦИАТИВЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ

В.Н. КРУГЛОВ Российская академия государственной службы при Президенте РФ

В начале, как известно, было слово. Этим традиционным путем решили пойти и в г. Калуге, где накоплен определенный положительный опыт по привлечению инвестиций в регион. В частности, разработаны и утверждены ряд постановлений, касающихся инвестиционной политики. Одним из основных документов является Положение «Об условиях инвестирования в Калуге», которое принято в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и законом Калужской области «О местном самоуправлении в Калужской области», с учетом требований ст. 35 и 65 Устава муниципального образования «Город Калуга».

С целью создания в Калуге условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Городская Дума приняла Постановление № 130 от 23.06.1998 г. «О предоставлении льгот по уплате налогов и сборов, зачисляемых в бюджет Калуги субъектам инвестиций в рамках инвестиционных проектов, реализующих Положение «Об условиях инвестирования в Калуге».

На основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий иорганизаций»вредакции, создаваемой Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые

законодательные акты Российской Федерации о налогах», закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий», закона Российской Федерации «О плате за землю», в соответствии с п. 3 ч. I ст. 30 и ч. 8 ст. 63 Устава муниципального образования «Город Калуга», 28.11.2000 г. Городская Дума г. Калуги утвердила Постановление «О предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков льгот по уплате местных налогов и сборов, действующих на территории муниципального образования «Город Калуга», а также льгот по уплате налога на прибыль предприятий и организаций и налога на имущество предприятий в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования «Город Калуга». В этом документе устанавливаются льготы по уплате налогов и сборов субъекту инвестиций, предоставляются льготы по уплате местных налогов и сборов отдельным категориям налог оплательщиков.

В дальнейшем было принято Постановление «Об утверждении Порядка предоставления бюджетного кредита» № 265-п от 03.07.2002 г. Бюджетный кредит в соответствии с настоящим Порядком предоставляется из городского бюджета юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, и государственному или муниципальному унитарному предприятию на условиях возмездное™ и возвратности. Бюджетный кредит предоставляется в пределах лимита, утвержденного при принятии бюджета на очередной финансовый год и ограничений по

субъектам использования. Взимание процентов за предоставленный бюджетный кредит осуществляется в следующем порядке. В случае предоставления бюджетного кредита проценты начисляются в размере 1/3 учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за. период договора о бюджетном кредите, но не более 15 % годовых. Государственному или муниципальному унитарному предприятию бюджетный кредит предоставляется процентный или беспроцентный. Критерием для определения размера процента, взимаемого за пользование бюджетным кредитом, служит срок, на который предоставляется такой кредит, социальная значимость проектов. Отметим, что в бюджете города на 2003 г. не было предусмотрено данного вида кредита.

Одновременно Городским Главой принято Постановление «Об утверждении Порядка предоставления налогового или инвестиционного налогового кредита» № 266-п отОЗ .07.2002 г., в котором утвержден порядок предоставления налогового или инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в городской. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с настоящим порядком предоставляются в части сумм налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в городской бюджет. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется в пред ел ах лимита, утвержденного при принятии бюджета на очередной финансовый год. В случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов, а также пени, зачисляемых в бюджет в форме налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, устанавливается предоставление ряда дополнительных документов. В случае предоставления инвестиционного налогового кредита проценты устанавливаются по ставке не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Критерием для определения размера процента, взимаемого за пользование инвестиционным налоговым кредитом, служит срок, на который предоставляется такой кредит, а именно: в течение первых двух лет - 1/2 ставки, в последующие годы — 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Инвестиционная поддержка субъектов хо-

зяйствования осуществляется в рамках Положения «Об условиях инвестирования в Калуге». Данное положение было утверждено Постановлением Городской Думы № 29 от 10.02.1998 г. В данном Положении определяется порядок создания условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики муниципального образования с целью развития производств, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры территорий. Была определена классификация инвестиций, целью которой являлось определение срока действия инвестиционного договора в зависимости от лимита уровня окупаемости.

Все инвестиции в вышеуказанном положении классифицируются следующим образом: по видам; по абсолютной величине; по социальной значимости; по сроку полной окупаемое™ инвестиции.

Срок полной окупаемости инвестиции исчисляется как сумма срока непосредственного вложения инвестиции и срока окупаемости, рассчитываемого исходя из фактической рентабельности, но не менее установленного норматива рентабельности:

1) для производственной сферы: — 10 %;

2) для непроизводственной сферы: - 20 %.

Рентабельность определяется как отношение планируемой балансовой прибыли к сумме чистых инвестиций (активов).

Инвестиционный проект должен содержать информацию о целях, величине, сроке окупаемости инвестиции и иную информацию, позволяющую произвести оценку инвестиции, а также в нем должны быть указаны:

1) величина инвестиции;

2) социально-экономическая значимость инвестиции для развития Калуги;

3) проектная мощность по окончании реализации инвестиционного проекта;

4) поквартальный график вложения инвестиции с привязкой к техническим мероприятиям;

5) график погашения задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами;

6) согласие гаранта (поручителя) на заключение договора банковской гарантии (поручительства);

7) экономические показатели, необходимые для расчета лимита уровня окупаемости инвестиции и срока действия, предоставляемых субъекту инвестиции льгот (Постановление Городской Думы г. Калуги в редакции от

23.06.1998 г. № 129);

8) заключение экологической экспертизы на представленный инвестиционный проект;

9) предлагаемые инвестором условия инвеста ционного договора.

Субъект инвестиции должен быть самостоятельным юридическим лицом либо филиалом, имеющим обособленный баланс, и должен быть зарегистрирован в качестве налогоплательщика в г. Калуге.

Инвестиционный договор составляется на основании положительного решения Городской Думы. Сторонами по инвестиционному договору являются: управа; гарант; инвестор; субъект инвестиции.

Гарант и инвестор могут быть одним лицом. Контроль за исполнением инвестиционного договора и инвестиционного проекта осуществляют: налоговая инспекция, в которой зарегистрирован субъе кт и н вестици и, Городская управа г. Калуги, Городская Дума и гарант. Предоставляемые налоговые льготы уменьшают налоговую составляющую себестоимости выпускаемой продукции, что сокращает срок окупаемости инвестиций, а следовательно, и риск невозврата данных средств. Кроме того, решение о предоставлении налоговых льгот под инновационные инвестиционные проекты формирует положительный имидж г. Калуги у руководителей предприятий, которые чувствуют поддержку города. Такая ситуация позволяет перейти на качественно новый уровень взаимодействия органов городской власти и руководства предприятий, решать совместно многие важные для города социальные задачи.

8 апреля 2003 г. были предоставлены три инвестиционных налоговых кредита следующим предприятиям:

1) ОАО «Автоэлектроника»насумму3,05 млн руб. на срок 16 месяцев;

2) ООО НГ1П «АВТЭЛ» на сумму 3.7 млн руб. на срок 18 месяцев;

3) ОАО НПП «Тайфун» на сумму 10,2 млн руб. на срок 21 месяц.

Для всех вышеуказанных предприятий утвержден процент, взимаемый за пользование инвестиционным налоговым кредитом, по ставке 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на момент подписания договора.

Инвестиционная поддержка в рамках Положения «Об условиях инвестирования в Калуге» имеет определенные результаты и в

рамках поддержки инвестиционных проектов, инициируемых малыми предприятиями. Так. за период с 1999 по 2002 гг. количество реализованных инвестиционных проектов малых предприятий составило 15, общая сумма инвестиций в эти проекты — 90,1 млн руб., прирост налоговых поступлений в бюджет муниципального образования — 35 572 тыс. руб. Каждый рубль налоговых льгот привлек 3,7 руб. инвестиций в экономику города, количество вновь созданных рабочих мест — 614.

С целью дальнейшего совершенствования механизма поддержки инвестиционных проектов в г. Калуге местными специалистами предлагается:

1. Продолжать финансовую поддержку инвестиционных проектов путем предоставления налоговых льгот за счет средств бюджета муниципального образования «Город Калуга». Комитету экономического развития подготовить предложения в органы законодательной власти Калужской области о делегировании права муниципальному образованию предоставлять налоговые льготы по регулирующим налогам, в части зачисляемой в бюджет муниципального образования.

2. ИспользоватьправовсоогветствиисБюджетным кодексом РФ, дающее возможность представительным органам местного самоуправления предоставлять субъектам предпринимательства налоговые льготы (статья 64), бюджетные кредиты (ст. 76), бюджетные инвестиции (ст. 80).

3. Комитету экономического развития Городской Управы совместно с Государственным фондом поддержки малогопредпринимагельства Калужской области необходимо создать банк данных инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации субъектами малого предпринимательства, а также проводить экспертную опенку представляемых проектов.

4. При Комитете экономического развития Городской Управы создать конкурсную комис-с и ю дл я о тбора и н вести ц и о н н ы х прое кто в, в ы н о-симых на утверждение Городской Думы, отдавая предпочтение проектам, носящим инновационный характер, а также проектам, реализация которых позволит производить импортозамещающую продукцию, продукцию, производимую на экспорт.

5. Шире использовать возможности Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Калужской области в части

финансирования инвестиционных проектов малых предприятий, имеющих социальную значимость, реализуемых в сфере ЖКХ.

6. Комитету экономического развития Городской Управы совместно с Калужской торгово-промышленной палатой содействовать продвижению товаров, производимых предприятиями города, на рынки ближнего и дальнего зарубежья. Для этого необходимо привлекать местные предприятия для участия в городских, межрегиональных и международных выставках-ярмарках; подробную информацию о проводимых мероприятиях и об их участниках размещать на сайте Межрегионального маркетингового центра « Калуга- Мое ква» и на сайге Кал уж -ской торгово-промышленной палаты.

7. Органам муниципального самоуправления оказывать всестороннюю поддержку лизинговым компаниям, образованным на территории города и работающим с субъектами хозяйствования города Калуги.

8. Городской Управе предусмотреть статью расходов в бюджете муниципального образования «Город Калуга» на создание гарантийного фонда, деятельность которого обеспечит динамичное развитие малого предпринимательства. Результатом формирования такого фонда является привлечение дополнительных ресурсов в финансирование субъектов мало-

го бизнеса, в том числе средств финансово-кредитных учреждений и прочих инвесторов, посредством предоставления гарантий кредитования инвестиционных программ и проектов в сфере малого предпринимательства.

Примеру Калуги следуют и другие муниципальные образования Калужской области. Так, в Жуковском районе в целях формирования благоприятных условий для инвестиционной деятельности принято Положение «О порядке и условиях предоставления режима наибольшего благоприятствования с целью привлечения инвестиций в МО «Жуковский район», согласно которому предоставляются налоговые льготы в части зачисления в местный бюджет. Для повышения инвестиционной привлекательности издана брошюра «Инвестиционные проекты Жуковского района», характеризующая район и его инвестиционные проекты. В целях упрощения и ликвидации административных барьеров при организации новых предприятий принято Постановление главы администрации № 90 от 15.02.1001 г. о работе разрешительных органов на территории МО «Жуковский район». Это должно позволить привлечь в развитие экономики района порядка 0,5 млрд руб. А главное — достигнутое не является пределом. Надо только энергичнее идти вперед...

тШМ

Ш№

У'ШЫ¡г!"* I® т I«11 *Ш ** • хл

^ >15- >

шшШшщШшш

л.« ,

кукто»;

ИчИЯВ

■в

ш

МОСКОВСКОЕ ^ЖАНСОВОЕ ШОУ

>= йЯЯШй

он ный потенциал региона« России»

II Международная конференция

"Банки. Инвиетиции. Страхование, Консалтинг,*

Оргкрмингп +7(093) 249-91-92 +7(095)545-09-41 .

+7(095)3*3-09-42 КНТерЭаКС

«-твЫ* 1пРв®> blsk.ru „ .

www.bisk.ru Информационные партнеры

ЖИР9"1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.