Научная статья на тему 'Государственной регулирование инвестиционной деятельности: сравнительная характеристика налоговых инструментов регионов Южного федерального округа'

Государственной регулирование инвестиционной деятельности: сравнительная характеристика налоговых инструментов регионов Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ / STRATEGIC INITIATIVES AGENCY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / REGIONAL INVESTMENT STRATEGY / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / НАЛОГОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / TAX INVESTMENT VEHICLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токмачева Надежда Викторовна

Современные тенденции развития экономики России определяют необходимость повышения эффективности управления инвестиционными процессами. Активизация инвестиционной деятельности способствует обновлению материально-технической базы, расширению производства, укреплению конкурентных преимуществ как отдельных предприятий, так и отраслей, регионов и страны в целом. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и улучшения качества жизни населения. В статье представлены налоговые инструменты повышения инвестиционной привлекательности регионов Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Токмачева Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY: COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF TAX INSTRUMENTS THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

Modern trends in the Russian economy determine the necessity of improving the management of the investment process. Growing investment activity contributes to the renewal of the material and technical base, expansion of production, strengthen the competitive advantages of individual companies and sectors, regions and the country as a whole. The influx of investment, both foreign and domestic, is vital to achieving medium-term goals exit off the modern social and economic crisis, to overcome the decline in production and improve the quality of life of the population. The article presents the fiscal instruments to increase the investment attractiveness of the regions of the Southern Federal District.

Текст научной работы на тему «Государственной регулирование инвестиционной деятельности: сравнительная характеристика налоговых инструментов регионов Южного федерального округа»

УДК 336.02

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГУЛИРОВАНИЕ!: ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Токмачева кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения

Надежда и бухгалтерского учета,

Викторовна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

Современные тенденции развития экономики России определяют необходимость повышения эффективности управления инвестиционными процессами. Активизация инвестиционной деятельности способствует обновлению материально-технической базы, расширению производства, укреплению конкурентных преимуществ как отдельных предприятий, так и отраслей, регионов и страны в целом. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и улучшения качества жизни населения. В статье представлены налоговые инструменты повышения инвестиционной привлекательности регионов Южного федерального округа.

Ключевые слова: агентство стратегических инициатив, региональная инвестиционная стратегия, инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвестиционная активность, налоговые инвестиционные механизмы.

Одной из основных задач экономической политики Правительства РФ на данном этапе является стимулирование роста инвестиционной активности, что отражается во всех государственных программных документах. В этой связи первостепенно значимой задачей налоговой реформы является налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации.

Инвестиционная активность в настоящее время - главное условие наращивания экономического потенциала страны и ее регионов, обеспечивающая рост валового национального продукта и его производных и способствующая повышению качественных характеристик экономического роста. Принимая решение об инвестировании в регион, инвесторы оценивают интегральные показатели его инвестиционной активности. Чем выше уровень инвестиционной активности, тем масштабнее инвестиционная деятельность и благоприятнее инвестиционный климат.

Инвестиционная активность включает три основных характеристики [1, с. 107]:

• как степень интенсивности протекания инвестиционных процессов;

• как реальное инвестиционное развитие в данном периоде времени;

• как результат инвестиционной привлекательности региона.

На протяжении двух последних десятилетий регионы Российской Федерации формируют собственные инвестиционные механизмы, призванные обеспечить привлечение инвестиционных ресурсов в экономику. Некоторые субъекты РФ делают ставку на «выбивание» средств федерального бюджета. Инвестиционная политика других регионов ориентирована на использование для этого собственных бюджетных доходов. Однако реализация подобного подхода к осуществлению инвестиционной деятельности была затруднена вследствие постоянного пересмотра федеральным центром условий распределения расходных полномочий между уровнями бюд-

жетной системы РФ и закрепления за территориальными бюджетами все большего объема социальных расходов [2, с. 3].

Наиболее продуктивным и эффективным является подход, направленный на активизацию и привлечение частного инвестиционного капитала. Такая стратегия предусматривает создание продуманного регионального инвестиционного законодательства, прописывающего механизмы и инструментарий инвестиционной деятельности. Современный этап развития инвестиционного инструментария связан с созданием высокоэффективной системы администрирования инвестиций. Данная работа осуществляется Агентством стратегических инициатив (АСИ).

В последние два года руководством России совместно с АСИ, ведущими бизнес-объединениями: «Деловая Россия», «ОПОРА России», РСПП, ТПП разработан и внедрен ряд мер федерального и регионального уровня, направленных на улучшение условий ведения бизнеса. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в Российской Федерации и национальная предпринимательская инициатива на федеральном уровне, Региональный инвестиционный стандарт - на региональном уровне [3, с. 54].

Одной из задач АСИ стало формирование действенной системы администрирования инвестиций в субъектах РФ. Следует отдать должное той работе, которая была проведена АСИ по налаживанию инвестиционного процесса в регионах. Предложенные АСИ положения о разработке и реализации инвестиционной деятельности в субъектах РФ стали основой для принятия региональных инвестиционных стратегий и формирования инвестиционной политики. Одним из результатов данного процесса было изменение рейтинга РФ по условиям осуществления инвестиционной деятельности. По итогам 2014 г. Россия в ежегодном рейтинге Doing Business, посредством которого оценивается климат для деловой среды в 189 странах, оказалась на 62-м месте, поднявшись сразу на 30 позиций [4].

Также АСИ в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» подготовило Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее Стандарт), в котором сделана попытка описать механизмы и инструменты взаимодействия региональных властей и инвесторов. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик по трем ключевым направлениям, а именно [5, с. 121]:

• разработка стратегии субъекта Российской Федерации в области обеспечения благоприятного инвестиционного климата (3 позиции);

• создание условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в субъекте (7 позиций);

• предоставление гарантий инвесторам (5 позиций).

Одним из основных направлений реализации положений Стандарта является разработка налоговых стимулов повышения инвестиционной привлекательности регионов.

В настоящее время в стране существуют два инструмента привлечения инвестиций: налоговые и бюджетные.

При этом второй метод, связанный с распределением межбюджетных трансфертов, хотя и относится к неналоговым методам, благодаря реализации механизма распределения средств фондов финансовой поддержки способствует активизации деятельности региональных властей по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала своих территорий, что должно привести к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Объемы налоговых доходных источников зависят от деятельности региональных (муниципальных властей) и составляют 80-90% общей величины консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации.

Параллельно этому ведется поиск новых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах РФ. В настоящее время готовится к принятию закон о территориях опережающего развития.

Проанализируем ситуацию, складывающуюся в региональном законодательстве в части установления налоговых преференций, оказывающих влияние на инвестиционный климат в некоторых регионах Южного федерального округа.

Наибольшая доля в совокупной величине налоговых льгот приходится на налог на прибыль организаций (табл. 1).

Таблица 1

Преференции по налогу на прибыль в регионах ЮФО

Регион Содержание преференций Срок предоставления

Ростовская область Ставка 13,5% (не зависимо от размера и динамики финансово-экономических показателей инвесторов) [6]. Предоставляется на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет.

Краснодарский край Ставка 13,5% (не зависимо от размера и динамики финансово-экономических показателей инвесторов) [7]. Устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 5лет.

Волгоградская область Предоставление пониженных ставок зависит от роста налоговой базы[8]. Льгота применяется на срок не более пяти лет в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта[9].

Астраханская область Ставка 13,5% применяется в отношении организаций, осуществляющих реализацию проектов, имеющих статус «особо важные инвестиционные проекты» Указанная ставка действует до полной окупаемости вложенных средств, но не более расчетного срока окупаемости (срока возврата привлекаемого кредита) согласно соглашению между участниками проекта и Правительством Астраханской области и на срок не более 10 лет [10].

Ставропольский край 17,5% в зависимости от вида деятельности; 16,5%-15,5% в зависимости от объема инвестиции. Действуют с начала налогового периода, в котором заключено соглашение и до начала налогового периода, в котором получена прибыль от реализации инвестиционного проекта [11].

Значительными преимуществами обладают регионы в предоставлении инвесторам льгот по налогу на имущество организаций. Особый порядок обложения налогом организаций компаниями-инвесторами может осуществляться как в форме полного освобождения от уплаты налога, так и в форме применения пониженной ставки (табл. 2).

В Краснодарском крае предоставляется полное освобождение от уплаты транспортного налога на срок пять лет, для резидентов ОЭЗ, созданной на территории края, в то время как в других регионах ЮФО властями такое не предусмотрено [17].

Еще одной налоговой преференцией регулирующей инвестиционную деятельность является инвестиционный налоговый кредит. В Налоговом кодексе установлено, что данная льгота может быть предоставлена как по налогу на прибыль, так и по региональным или местным налогам. Регионы сами определяют на какие налоги может распространяться данная льгота (таблица 3).

Таблица 2

Налоговые преференции по налогу на имущество организаций в регионах ЮФО

Регион Содержание преференций Срок предоставления

Ростовская область Применяется пониженная ставка в размере 1,1% либо освобождаются от уплаты налога, если инвестпроекты с объемом капитальных вложений 300 млн. рублей и более [12]. Данные льготы применяются в течении действия соглашения, но не более чем на 5 лет.

Краснодарский край Инвестор освобождается от уплаты налога на имущество организаций[13]. Предоставляется на срок окупаемости проекта, но не более трех лет фактического использования льгот.

Волгоградская область Освобождаются от налогообложения в части налога, зачисляемого в областной бюджет. Льгота применяется на срок не более пяти лет в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта [14].

Ставропольский край Ставка налога установлена в размере 2,2%. Ставка 0,9% устанавливается в отношении имущества налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость [15]. Данная льгота применяется на срок фактической окупаемости инвестиционного проекта но не более трех лет.

Астраханская область от 0,2 % в отношении имущества организаций, имеющих статус "особо важный инвестиционный проект" [16]. Указанные ставки действует до полной окупаемости вложенных средств.

Таблица 3 Налоговые преференции по инвестиционному налоговому кредиту в регионах ЮФО

Регион Содержание преференций Срок предоставления

Ростовская область Предоставляется по налогу на прибыль организаций, по региональным (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог) [6]. От одного года до пяти лет, в особых случаях - до 10 лет.

Краснодарский край Льгота предоставляется по налогу на прибыль организаций и региональным налогам в части, поступающей в краевой бюджет. На срок окупаемости проекта, но не более пяти лет [18].

Волгоградская область Предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [19]. От одного года до пяти лет, в особых случаях - до 10 лет.

Астраханская область Предоставляется только по налогу на имущество организаций. В зависимости от объема инвестиций и выполнения установленных требований

Ставропольский край Предоставляется только по налогу на имущество организаций. От одного года до пяти лет.

Также регионами предоставляются льготы за аренду земельных участков. Они представлены в табл. 4.

Таблица 4

Налоговые преференции по земельной арендной плате в регионах ЮФО

Регион Содержание преференций

Ростовская область Размер ставки арендной платы зависит от кадастровой стоимости земли [20].

Краснодарский край Размер ставки арендной платы зависит от кадастровой стоимости земли на период проектно-изыскательских работ и строительства, одобренные администрацией края.

Волгоградская область Размер ставки арендной платы зависит от кадастровой стоимости земли на период проектно-изыскательских работ и строительства, одобренные администрацией области [21].

Астраханская область Размер ставки составляет 1,5 - 2% от кадастровой стоимости.

Ставропольский край Инвесторам предоставляется право снижение на 70-95% ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности края

Кроме этого, в рассматриваемых регионах осуществляется:

• предоставление государственных гарантий инвесторам, которое проводится на конкурсной основе;

• субсидирование из регионального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным инвесторами в кредитных организациях;

• субсидирование части затрат на уплату процентов по привлечённым кредитам и займам в российских кредитных организациях, а также другие меры государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

По итогам национального рейтинга, составленным Агентством стратегических инициатив, показывающего состояние инвестиционного климата в субъектах РФ в 2014г Краснодарский край занял 7 место, Ростовская область 11 место и Ставропольский край 19 место из 21 региона. Данный рейтинг можно увидеть в таблице «Результаты пилотного апробирования в 21 регионе» [22].

Журнал «Генеральный директор» опубликовал рейтинг регионов «Где делать бизнес в 2015 году». В данном исследовании участвовали 82 региона России. Рейтинг учитывал шесть комплексных параметров:

1) рабочую силу (число, стоимость и квалификацию);

2) наличие спроса на повседневные товары;

3) наличие спроса на товары длительного пользования (объем рынка и его динамика);

4) состояние экономики в регионе;

5) состояние инфраструктуры (дороги, недвижимость);

6) региональную налоговую политику.

По сравнению с 2014 г. Краснодарский край и Ростовская область опустились на одну позицию, тем самым заняв 5-е и 7-е место, однако данные субъекты продолжают оставаться в десятке лучших регионов России. Ставропольский край занял 15-е место, поднявшись на три ступени. Астраханская область заняла 17-е место, потеряв 8 позиций. Волгоградская область 47-е место минус 5 позиций [23].

Анализируя современную статистику регионов по инвестиционному климату на примере ЮФО, необходимо выделить два региона, которые обладают наиболее благоприятной бизнес-средой - это Краснодарский край и Ростовская область. Данные регионы уделяют особое внимание инвестиционной политике, в частности вопросам исследования возможных направлений улучшения инвестиционной привлекательности муниципальных образований, продуманным механизмом налоговых льгот и выработки соответствующих предложений и рекомендаций в данной области.

На сегодняшний момент налоговое регулирование является одним из основных инструментов косвенного регулирования инвестиционной деятельности. Так, снижение налоговой нагрузки

позволяют налогоплательщику увеличивать объем свободных денежных средств. Налоговое регулирование воздействует на все стадии воспроизводственного процесса. Установление общего налогового бремени на хозяйствующие субъекты является инструментом воздействия государства на процесс производства. От величины общей налоговой нагрузки зависят степень инвестиционной активности и возможность дальнейшего развития. На практике складывается ситуация, при которой государство предоставляет льготы в тех отраслях экономики, в развитии которых оно заинтересовано в большей степени.

В целом можно сделать вывод о том, что в России наблюдается постоянное расширение перечня (соответственно и развитие) инструментов стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности: от предоставления налоговых льгот (самый распространенный инструмент, используемый на региональном уровне), до появления таких инструментов, как возмещение расходов по созданию инфраструктуры инвестиционного проекта и выделение приоритетных в инвестиционном плане территорий региона, в том числе под реализацию отдельного конкретного проекта.

Литература

1. Севрюкова Л.В., Трусова Н.С. Государственная политика стимулирования инвестиционной активности регионов // Економiчний часопис - XXI = Economic Annals - XXI : наук. журн. № 9-10. С. 106-109.

2. Шваков Е.Е. Ретроспективный анализ формирования инвестиционного инструментария в субъектах Российской Федерации // Финансы и кредит. 2014. № 44 (620). С. 2-9.

3. Крючков В.Г., Крючкова Т.В., Пирогов Н.Ю. Механизмы управления процессом формирования благоприятного инвестиционного климата на муниципальном уровне / Проблемы налогообложения, предпринимательства и менеджмента. - Ростов н/Д: Мини Тайп, 2015.

4. Россия поднялась в рейтинге лучших стран для ведения бизнеса [Электронный ресурс]. Официальный сайт Российской газеты. - Режим доступа: http://www.rg.ru/20l4/10/29/business-site.html

5. Гончаренко Л.И., Савина О.Н. Актуальные вопросы формирование инвестиционной привлекательности региона на современном этапе развития российской экономики // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 5. С. 117-125.

6. Областной закон от 10.05.2012 № 843-3C «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области»// СПС Консультант-Плюс

7. Закон Краснодарского края от 6 февраля 2008 года № 1378-K3 Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края// СПС Консультант-Плюс

8. Закон Волгоградской области 17.12.199 N 352-ОД «О ставках налога на прибыль организаций» (в ред от 29.11.2011 N 2254-ОД) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Волгоградской областной думы. - Режим доступа: http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakony-i-postanovleniya

9. Закон Волгоградской области 02.03.2010 № 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории волгоградской области» (в ред от 14.07.2015 № 133-ОД) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Волгоградской областной думы. - Режим доступа: http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakony-i-postanovleniya

10. Закон Астраханской области по Закон Астраханской области от 16.11.2009 № 83/2009-ОЗ (ред. от 25.09.2012) «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»//СПС Консультант-Плюс

11. Закон Ставропольского края по сост. на от 13.06.2013г. № 55-кз о внесении изменений в закон Ставропольского края "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае. Официальный сайт Думы Ставропольского края: http://www.dumask.ru/component

12. Областной закон от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области». Официальный портал Правительства Ростовской области: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=128483&mid=134977&itemId=187

13. Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ О налоге на имущество организаций (в ред от 06.04.2015 г. )

14. Закон Волгоградской области 28.11.2003 № 888-ОД «О налоге на имущество организаций» (в ред от 30.11.2010) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Волгоградской областной думы. - Режим доступа: http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakony-i-postanovleniya

15. Закон Ставропольского края по сост. на 19.04.2013 N 40-кз (в ред 28.11.2014) «О налоге на имущество организаций»//СПС Консультант-Плюс

16. Закон Астраханской области "О налоге на имущество организаций" 92/2009-0З (в ред. от 18.10.2013 N54/2013^) //СПС Консультант-Плюс

17. Закон Краснодарского края о транспортном налоге на территории Краснодарского края по сост. на 11.12.2012 N 2614-КЗ// Консультант-Плюс

18. Закон Краснодарского края. от 2 июля 2004 г. N 731 -КЗ. О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае (Закон в ред от 28.11.2014 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Закон Волгоградской области 02.03.2010 № 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории волгоградской области» (в ред от 14.07.2015 № 133-ОД) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Волгоградской областной думы. - Режим доступа: http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakony-i-postanovleniya

20. Постановление Правительства Ростовской области от 02.03.2015 № 135 ( с изменениями на 18.09.2015)<Юб арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области» // Официальный портал Правительства Ростовской области: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=128483&mid=134977&itemId=259

21. Постановление Администрация Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п (с изменениями на: 28.07.2014) «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области»// СПС Консультант-Плюс

22. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://asi.ru/regions/rating/

23. Где делать бизнес в 2015 году? [Электронный ресурс]. Рейтинг электронного журнала «Генеральный директор». - Режим доступа: http://www.gd.ru/rating2015/

Tokmacheva Nadezhda Viktorovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of taxation and accounting, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY: COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF TAX INSTRUMENTS THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT Abstract

Modern trends in the Russian economy determine the necessity of improving the management of the investment process. Growing investment activity contributes to the renewal of the material and technical base, expansion of production, strengthen the competitive advantages of individual companies and sectors, regions and the country as a whole. The influx of investment, both foreign and domestic, is vital to achieving medium-term goals - exit off the modern social and economic crisis, to overcome the decline in production and improve the quality of life of the population. The article presents the fiscal instruments to increase the investment attractiveness of the regions of the Southern Federal District.

Keywords: Strategic Initiatives Agency, a regional investment strategy, investment policy, investment climate, investment activity, tax investment vehicles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.