ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ
УДК 338.49
ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУ РЕГИОНОВ
Ж.А. ЗАХАРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: [email protected] Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В статье проанализированы основные меры государственной поддержки частного бизнеса в различных субъектах Российской Федерации. Выявлены проблемы и сформулированы дополнительные условия привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты регионов на основе концессионных соглашений.
Ключевые слова: концессия, регион, инфраструктура, условия привлечения инвестиций
В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в инфраструктурных сферах, в соответствии с которыми правительства передают во временное и долгосрочное пользование объекты общественной инфраструктуры частному бизнесу, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью [7]. Наиболее распространенной формой вовлечения частного бизнеса в развитие инфраструктуры являются концессии. По данным Международного банка реконструкции и развития, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на концессии приходится 66% заключа-
емых контрактов в сфере транспортной инфраструктуры, также лидируют концессии в коммунальном хозяйстве [12].
Однако в Российской Федерации в реализации инфраструктурных проектов концессии используются крайне редко. Основными инициаторами инфраструктурных проектов в регионах РФ являются либо органы государственной власти, реализующие масштабные общенациональные проекты (например, строительство спортивных и других объектов в рамках подготовки к XXII зимним Олимпийским играм в г. Сочи), либо органы государственной власти субъектов Федерации с высоким уровнем бюджетной обеспеченности. Даже такие регионы, являясь нетипичными для всей страны (13 из 85 субъектов РФ), могут реализовывать крупные инфраструктурные проекты при значительном объеме ассигнований средств из федерального бюджета. Концессионные механизмы получили развитие в основном либо в тех регионах, которые являются экономически развитыми (донорами), либо в тех, где были созданы соответствующие условия для привлечения частных инвестиций.
В настоящее время современные экономисты справедливо отмечают, что интересы частного капитала высоко коррелируют с общественными интересами при наличии большого числа особых условий (льгот, преференций, субсидий, гарантий со стороны государства и т.д.) [4, 9, 13]. При этом создание таких условий создает благоприятные факторы для заключения концессионных соглашений.
Таким образом, органам государственной власти необходимо сделать акцент на развитии инфраструктуры в каждом регионе и совершенствовать существующие системы привлечения капитала с учетом специфики и возможностей каждого региона. Поэтому необходимо понять, какие условия для привлечения частного капитала есть и используются в регионах и какие именно условия необходимы для привлечения частных инвесторов в инфраструктурные проекты на основе концессионных соглашений.
Основные условия, которые используют регионы для привлечения частных инвестиций, отражены в региональном законодательстве. В большей степени эти условия касаются финансовой поддержки посредством различных механизмов [11]. Так, на территории Владимирской области основным документом, регулирующим условия привлечения инвестиций, является закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области»1. Согласно подобным законодательным актам на территории различных субъектов РФ для инвесторов, реализующих одобренные инвестиционные проекты, предусмотрена государственная поддержка инвестиционной деятельности в следующих формах:
1) налоговые льготы, в том числе:
— снижение налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет региона, до 13,5%;
— освобождение от уплаты налога на имущество организаций;
2) государственные гарантии;
3) субсидии из бюджета субъекта РФ в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в
1 О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области: закон Владимирской области от 02.09.2002 № 90-03 (ред. от 13.05.2013).
связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, в том числе:
— на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию одобренных инвестиционных проектов;
— на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг с целью создания инфраструктуры по одобренным инвестиционным проектам;
— на компенсацию затрат на уплату налогов инвесторам, реализующим стратегические инвестиционные проекты;
4) бюджетные инвестиции;
5) бюджетные кредиты.
Среди перечисленных мер финансовой поддержки инвестиционной деятельности в большинстве регионов РФ основную роль играют налоговые льготы и субсидирование процентных ставок.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности на основе анализа действующих механизмов и режимов льготного налогообложения в субъектах РФ представлена в табл. 1.
Снижение ставки налога на прибыль до 13,5% в региональной части, а также освобождение от уплаты налога на имущество организаций используются практически во всех регионах. В Воронежской, Рязанской, Томской и Ярославской областях в качестве условий для привлечения инвестиций используются льготы по транспортному налогу. В Воронежской, Калужской, Ярославской, Московской, Рязанской и других областях применяется инвестиционный налоговый кредит.
Один из основных принципов, лежащий в основе формирования действующих систем льготного налогообложения в субъектах Российской Федерации, заключается в том, что чем больше капитальных вложений в проект осуществляет инвестор, тем больше налоговых льгот он получает. Так, например, согласно закону Калужской области от 29.12.2009 № 621-032 право на применение пониженной налоговой ставки (13,5%) имеют инвесторы, осуществившие в течение первых трех лет с момента реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в течение определенного
2 О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области: закон Калужской области от 29.12.2009 № 621-О3.
Источник: составлено по данным сайтов: http://www.tverinvest.ru/Investors/information; http://www.admoblkaluga.ru/sub/ econom/invest/gospod; http://www.lipradm.ru/doc/the_region_investment_memorandum2013.pdf; http://www.mininvest.ru/; http://www. investintomsk.ru/putevoditel_investora/normativnaya_baza_old/; http://mineconom.ryazangov.ru/direction/invest/gospodderjka/; http:// invest-orel.ru/; http://invest.mymosreg.ru/support/discount/.
* Плюсами отмечены регионы, в которых оказывается поддержка инвестиционной деятельности.
Таблица 1
Режимы льготного налогообложения в регионах*
Регион Налог на прибыль Налог на имущество Транспортный налог Налоговый кредит
Владимирская область + + - -
Воронежская область + + + +
Волгоградская область + + - -
г Санкт-Петербург + + - +
г Москва + + - -
Калужская область + + - -
Ленинградская область + + - -
Липецкая область + + - -
Московская область + + - +
Нижегородская область + + - +
Орловская область + + - -
Республика Татарстан + + - +
Рязанская область + + + +
Тверская область - - - -
Томская область + + - +
Тульская область + + - -
Ульяновская область + + + -
Ярославская область + + + +
Таблица 2
Условия применения пониженной налоговой ставки для частных инвесторов
Суммарный объем фактически осуществленных капитальных вложений в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта, млн руб. Период применения пониженной налоговой ставки (количество последовательных налоговых периодов)
От 100 до 500 включительно 1
Свыше 500 до 1 000 включительно 2
Свыше 1 000 до 2 000 включительно 3
Свыше 2 000 4
количества последовательных налоговых периодов (табл. 2).
В соответствии со ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации3 организациям, реализующим инвестиционные проекты инновационного характера и проводящим модернизацию/перевооружение основных фондов (в частности, проекты, направленные на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ и оказания услуг), могут предоставляться инвестиционные налоговые кредиты. Такие кредиты представляют
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция от 05.04.2013).
собой отсрочку налоговых платежей по налогу на прибыль организаций.
Однако инвестиционный налоговый кредит используется не во всех регионах. Для его применения необходимо активизировать работу органов государственной власти субъекта РФ, в результате чего должны быть приняты законы и подзаконные нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок и сроки предоставления инвестиционного налогового кредита в части уплаты региональных налогов, в частности региональной составляющей налога на прибыль организаций. Кроме того, в регионах, где используется этот механизм, законодательством субъекта устанавливается дополнительное основание предоставления инвестиционного налогового кредита (реализация стратегического инвестиционного проекта на территории субъекта)
Таблица 3
Системы субсидирования инвестиционной деятельности в регионах РФ*
Регион Компенсация затрат на уплату налогов Возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры Возмещение части затрат на уплату кредитных платежей Возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей Возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения
Владимирская область + + + - -
Воронежская область + + + - +
г. Санкт-Петербург + - - - -
Калужская область + - - - -
Ленинградская область - - - - -
Липецкая область - - - - -
Московская область - - + - -
Нижегородская область - - + - -
Орловская область - - + - -
Республика Татарстан - - + + -
Рязанская область - - + - +
Тверская область + - + - -
Томская область - - + + +
Источник: составлено по данным сайтов: http://www.tverinvest.ru/Investors/information; http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/ invest/gospod/; http://www.lipradm.ru/doc/the_region_investment_memorandum2013.pdf; http://www.investintomsk.ru/putevoditel_ investora/normativnaya_baza_old/; http://mineconom.ryazangov.ru/direction/invest/gospodderjka/; http://mert.tatarstan.ru/rus/info. php?id=432521; http://invest-orel.ru/; http://invest.mymosreg.ru/support/discount/; http://dvs.avo.ru/. * Плюсами отмечены регионы, в которых оказывается поддержка инвестиционной деятельности.
и формируются конкретные условия предоставления данного кредита.
В настоящее время практически не активизирован процесс предоставления государственных гарантий, что необходимо преимущественно при реализации инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, в приоритетных сферах.
Анализ действующих в субъектах РФ систем субсидирования инвестиционной деятельности (табл. 3) позволяет сделать вывод, что в ряде регионов РФ создана система субсидирования инвестиционной деятельности с целью возмещения части затрат на производство (реализацию) товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Основные виды субсидий направлены:
— на возмещение части затрат на уплату кредитных платежей (в 8 регионах, в том числе во Владимирской области);
— на компенсацию затрат на уплату налогов в части налоговых платежей, поступающих в региональный бюджет (в 6 регионах, в том числе во Владимирской области);
— на возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения (в 3 регионах);
— на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей (в Томской области, в Республике Татарстан);
— на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (во Владимирской и Воронежской областях, в большинстве регионов — в рамках создания зон опережающего развития).
В настоящее время бюджетная поддержка частного бизнеса в реализации общественно значимых проектов возможна за счет средств федерального, областного бюджета и Инвестиционного фонда РФ. Также в некоторых регионах создаются региональные инвестиционные фонды. Ранее невозможность создания таких фондов была связана с тем, что в законодательстве не было закреплено финансирование таких фондов на уровне регионов. В настоящее время такое законодательное поле есть, и с 01.01.2014 во Владимирской области такой инвестиционный фонд создан4.
Однако в модели взаимоотношений Инвестиционного фонда РФ государство является инвестором
4 Об инвестиционном фонде Владимирской области: закон Владимирской области от 12.08.2013 № 82-ОЗ.
в необходимую бизнесу для реализации проекта инфраструктуру из расчета окупаемости осуществляемых бюджетных затрат за счет будущих доходов бюджета в виде налоговых и других отчислений от реализации частных проектов. В этом случае не возникает рычага, так как никто из участников проектов не управляет взаимными рисками, и в случае положительного решения государства и негативного изменения экономической конъюнктуры, разнесенных во времени событий, такая дорога пойдет в никуда, государственные средства будут израсходованы неэффективно [5].
Кроме того, бюджетная поддержка инвестиционных проектов может осуществляться в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), адресных инвестиционных программ (АИП), областных целевых программ (ОЦП) и государственных программ. Например, во Владимирской области на 2014 г. в рамках областной адресной инвестиционной программы предполагается расходование средств на развитие инфраструктуры в размере 4 619 226,2 тыс. руб., что составляет 10,1% от бюджета Владимирской области, запланированного на 2014 г. в размере 45 594 672,8 тыс. руб. Для планирования расходов бюджета используется программно-целевой метод. Бюджет Владимирской области в настоящий момент запланирован в рамках 31 государственной программы. Доля программных расходов в общем объеме бюджетных средств на 2014 г. составляет 93,6% (42 667 399,9 тыс. руб.). Из них на развитие инфраструктуры направлены мероприятия следующих программ Владимирской области:
— «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014-2018 годы»5;
— «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области»6;
— «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014-2025 годы»7;
— «Развитие инфраструктуры воздушного
5 Об утверждении долгосрочной целевой программы «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014-2018 годы»: постановление губернатора Владимирской области от 18.09.2013 № 1046.
6 Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области»: постановление губернатора области от 17.12.2013 № 1390 (ред. от 01.04.2014).
7 Об утверждении государственной программы «Дорожное
хозяйство Владимирской области на 2014-2025 годы»: поста-
новление губернатора Владимирской области от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 14.03.2014).
транспорта во Владимирской области в 2014-2016 годах»8.
На обеспечение модернизации коммунальной инфраструктуры запланировано 99 798, 3 тыс. руб., в рамках средств АИП составляет 2,2%, что весьма незначительно ввиду высокого износа этих объектов. Более всего средств запланировано в рамках указанной программы «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014-2025 годы» — 2 136 380 тыс. руб.
Ввиду того, что в процессе разработки и согласования ФЦП и АИП инициаторы в основном руководствуются нормами Бюджетного кодекса РФ9, остается малопроработанным экономическое обоснование объемов бюджетных инвестиций. Кроме того, при разработке указанных программ органы государственной власти рассчитывают на то, что, профинансировав тот или иной объект, частный инвестор вложит более половины от общего объема финансирования проектов. Однако непонятны условия, на которых основаны экономические ожидания органов государственной власти. А при таких подходах частные партнеры не торопятся вкладывать свои средства в инфраструктурные проекты.
Поэтому необходимо решение таких задач, как совершенствование законодательной базы партнерства. Необходимы дополнительная законодательная доработка правовых актов, регламентирующих порядок разработки и согласования ФЦП и АИП (например, включение в схему ФЦП или АИП заключения инвестиционного договора, четко регламентирующего права и обязанности государства и частного инвестора), а также смягчение рисков проектов ГЧП. Высокие риски связаны прежде всего с тем, что по бюджетному законодательству ФЦП формально не влекут за собой обязательств государства действительно выделять предусмотренные ассигнования, и, кроме того, в любой момент ФЦП могут быть изменены. К рискам также относятся длительные сроки окупаемости и недостаточная компетентность органов власти [8].
Итак, анализ основных мер поддержки для привлечения частных инвестиций позволяет сделать вывод о том, что в регионах чаще всего
8 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Развитие инфраструктуры воздушного транспорта во Владимирской области в 2014-2016 годах»: постановление губернатора Владимирской области от 11.07.2012 № 765.
9 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2014).
используются такие инструменты поддержки, как налоговые льготы (по налогу на прибыль, налогу на имущество, инвестиционный налоговый кредит), субсидирование инвестиционной деятельности (на возмещение части затрат на уплату кредитных платежей, на компенсацию затрат на уплату налогов в части налоговых платежей, поступающих в региональный бюджет), бюджетное софинансирование в рамках федеральных целевых программ, адресных инвестиционных программ, государственных программ в субъектах РФ, а также за счет средств Инвестиционного фонда РФ и региональных инвестиционных фондов. Однако недостаточно часто используются такие меры, как установление льгот по транспортному и земельному налогам, предоставление гарантий и субсидий, направленных на возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, субсидий на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Перечисленные факторы создают общие благоприятные условия для осуществления инвестиционного процесса. Однако специфика концессионных соглашений требует наличия дополнительных параметров, которые будут рассмотрены далее.
Кроме финансовых условий для привлечения частного бизнеса в региональную инфраструктуру особое значение имеют порядок предоставления земли и величина арендной платы за землю.
Практика показывает, что порядок предоставления земли не является прозрачным в ряде субъектов Федерации. Основные проблемы, с которыми сталкиваются частные инвесторы в реализации инфраструктурных проектов, — это подготовка территорий, предоставление земельных участков и переустройство коммуникаций. Стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными Ульяновская, Калужская, Свердловская, Липецкая, Кировская и Нижегородская области, Республика Татарстан. Возможность длительной аренды земельных участков для инвесторов предусмотрена в Московской, Ярославской, Брянской и Пензенской областях.
Оптимальные решения по величине арендной платы за землю нашли следующие регионы:
— Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчета величины
арендной платы в зависимости от категории зе-
мель10;
— Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов;
— Москва, где практикуется освобождение от аренды на этапе строительства объектов.
Также в отдельных субъектах основой для привлечения частных инвестиций к участию в проектах с использованием государственно-частного партнерства является создание единого координирующего и регулирующего органа в данной сфере и устойчивой правовой среды, что служит гарантией стабильных условий работы частного партнера в регионе. Примеры таких институтов можно отметить в Волгоградской области (Совет по развитию государственно-частного партнерства, состоящий из представителей администрации Волгоградской области, Волгоградской областной думы и представителей институтов развития государственно-частного партнерства) [10]. В Калужской области на базе государственного автономного учреждения Калужской области «Агентство регионального развития Калужской области» создан центр развития государственно-частного партнерства, задачами которого являются:
— поиск и структурирование проектов;
— подготовка конкурсной документации и юридическое сопровождение проектов;
— проведение конкурсов;
— сопровождение реализации проектов.
Приоритетными объектами для применения
механизмов государственно-частного партнерства преимущественно концессионных соглашений являются:
— автомобильные дороги;
— объекты здравоохранения;
— объекты образования, культуры, спорта и объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, а также другие объекты социально-культурного назначения;
— объекты коммунальной инфраструктуры.
Поэтому для повышения эффективности реализации инфраструктурных проектов, основанных на
10 Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду: постановление правительства Калининградской области от 12.04.2006 № 222.
принципах государственно-частного партнерства, существует необходимость создания в регионах России специальной структуры, отвечающей за сопровождение и развитие инфраструктурных проектов, заключаемых на основе концессионных механизмов и других механизмов государственно-частного партнерства.
Также особую роль в качестве благоприятных условий для привлечения частного бизнеса в реализации инфраструктурных проектов на основе концессионных механизмов играют преференции, которые устанавливаются федеральным законодательством для отдельных сфер деятельности. Такие механизмы предусмотрены в федеральных законах «О концессионных соглашениях»11 и «О платных автомобильных дорогах»12. В частности, устанавливаются некоторые дополнительные гарантии для инвесторов, участвующих в финансировании проектов по строительству, реконструкции и эксплуатации платных автодорог.
Например, в 2012 г. ОАО «Владимирские коммунальные системы» («дочка» ОАО РКС) и администрация Владимира заключили концессионное соглашение в области коммунальной инфраструк-туры13. Соглашение, вступившее в силу 01.06.2012, предусматривает вложение в объекты теплового хозяйства более 8,7 млрд руб. из различных источников за период до 2035 г. Аналогичное концессионное соглашение сроком до 2035 г. и объемом вложений свыше 4,75 млрд руб. подписано в отношении электросетевого комплекса между администрацией города и ОАО «Владимирская областная электросетевая компания (20% плюс -1 акция принадлежат ОАО «Владимирские коммунальные системы»). ОАО «Владимирские коммунальные системы» работает
11 О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013 № 438-ФЗ).
12 Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 03.02.2014).
13 Постановление администрации г. Владимира от 30.12.2011 № 4360 «Об условиях концессионного соглашения в отношении
муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему теплосетевого хозяйства» (в ред. постановления администрации г. Владимира от 05.03.2012 № 968); Решение Совета народных депутатов г. Владимира от 23.12.2011 № 239 «О заключении концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему электросетевого и теплосетевого хозяйства, без проведения конкурса».
в городе с 2003 г. на условиях аренды объектов коммунальной инфраструктуры. Компания успешно реализовала ряд крупных инвестиционных проектов, в том числе с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Суммарный объем вложений в реконструкцию и обновление фондов превысил 550 млн руб. Основной формой такого сотрудничества с 2003 г. была аренда. В 2012 г. после внесения поправок в концессионное законодательство14 у участников государственно-частных партнерств появилась возможность трансформации арендных договоров в концессионные соглашения без проведения конкурсных процедур.
Отмена внесения концессионной платы (если концессионер выполняет работы и услуги по регулируемым тарифам) и возможность заключения концессионного соглашения без проведения конкурсных процедур (если объекты концессионного соглашения находились в аренде добросовестного арендатора до 01.01.2010) послужили своего рода условиями для использования частными инвесторами концессионных соглашений в коммунальной инфраструктуре [6]. Таким образом, преференции, установленные федеральным законодательством, и эффективная работа органов государственной власти субъекта РФ позволили на период более 20 лет обеспечить приток частных инвестиции в коммунальную инфраструктуру.
Поэтому, говоря о привлечении инвестиций на основе концессионных соглашений и других механизмов государственно-частного партнерства в развитии инфраструктурных проектов региона, можно сформулировать следующие рекомендации в части создания соответствующих условий.
В дальнейшей перспективе необходимо предусмотреть:
— расширение региональной линейки налоговых льгот за счет введения льгот по транспортному налогу, а также проработку возможности введения льгот по земельному налогу (совместно с органами местного самоуправления);
— использование инвестиционного налогового кредита для реализации стратегических инфраструктурных проектов, в том числе реализуемых на основе концессионных соглашений;
14 О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.07.2010 № 152-ФЗ.
— актуализацию применения механизма гарантий возврата вложенных частным инвестором средств в инфраструктурные проекты;
— субсидии, направленные на возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
— субсидии на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Дополнительные условия:
— обеспечение юридической чистоты объектов, по которым заключается концессионное соглашение;
— освобождение от концессионной платы в части платежей, зачисляемых в областной или муниципальный бюджет для реализации приоритетных инфраструктурных проектов;
— освобождение от концессионной платы при реализации приоритетных или стратегических инфраструктурных проектов, использующих модель «строительство, передача в собственность государству/муниципалитету, эксплуатация» на этапе строительства объекта концессионного соглашения;
— включение в схему ФЦП или АИП заключения инвестиционного договора, четко регламентирующего права и обязанности государственного и частного партнера;
— создание в субъектах РФ института, на который возлагаются функции координации и регулирования отношений при реализации инфраструктурных проектов, реализуемых на основе концессионных соглашений и других соглашений о государственно-частном партнерстве;
— использование преференций, установленных в рамках федерального законодательства (дополнительные гарантии при реализации проектов транспортной инфраструктуры, освобождение от концессионной платы при реализации проектов по регулируемым тарифам и др.).
Список литературы
1. Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора социально-экономического развития: монография. Иваново: ПресСто. 2013. 174 с.
2. Баженов А.В. Использование механизма ГЧП как катализатора антикризисного потенциала развития инфраструктуры. URL: http://www. ebrd.com/downloads/legal/concessions/framewk.pdf. C.24-32.
3. Захарова Ж.А. Система управления муниципальным имуществом предприятий коммунального комплекса на основе концессии: монография. Владимир: изд-во «Транзит-ИКС», РАНХиГС. 2012. 144 с.
4. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации: учебное пособие. М.: Дело, РАНХиГС. 2012. 120 с.
5. Кабашкин В.А. Риски как объект управления для администраций регионов в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства // Проектное финансирование — International and russian project finance. 2010. № 6. C. 13-28. URL: http://www.anspa.ru/files/project_finance_006.pdf.
6. Ключевые проблемы развития хозяйственной территории депрессивного типа (по материалам Ивановской области): монография. Иваново: ПресСто. 2014. 212 с.
7. Косинова Н.Н., СавченкоД.А. Использование механизма государственно-частного партнерства в реализации промышленной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 38. С. 47-51.
8. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник. М.: Экономика. 2013. 495 с.
9. Социальные аспекты инновационного развития регионов: монография. Иваново: ИвГУ. 2013. 332 с.
10. Экономика: учебное пособие. Иваново: ИвГУ. 2008. 576 с.
Region investment policy
OPTIMIZATION OF CONDITIONS TO ATTRACT PRIVATE INVESTMENT IN REGIONAL INFRASTRUCTURE
Zhanna A. ZAKHAROVA
Abstract
The article considers the problems of government support of private business in various subjects of the Russian Federation. The author reveals and formulates additional conditions to attract private investments in infrastructure projects of regions on a basis of concession agreements.
Keywords: concession, region, infrastructure, conditions, attract, investment
References
1. Aktual'nye problemy regional'noi ekonomiki i aktivizatsiia territorial'nogo faktora sotsial'no-eko-nomicheskogo razvitiia: monografiia [Actual problems of the regional economy and activation of a territorial factor of social and economic development: a monograph]. Ivanovo, PresSto Publ., 2013, 174 p.
2. Bazhenov A.V. Ispol'zovanie mekhanizma GChP kak katalizatora antikrizisnogo potentsiala razvitiia infrastruktury [Use of the PPP mechanism as a catalyst of anti-recessionary potential of an infrastructure's development]. Available at: http://www. ebrd.com/downloads/legal/concessions/framewk.pdf. (In Russ.)
3. Zakharova Zh.A. Sistema upravleni-ia munitsipal'nym imushchestvom predpriiatii kommunal'nogo kompleksa na osnove kontsessii: monografiia [A control system of municipal property of enterprises of a municipal complex on the basis of concession: a monograph]. Vladimir, Tranzit-IKS, RPANEPA Publ., 2012, 144 p.
4. Kabashkin V.A. Gosudarstvenno-chastnoe part-nerstvo v regionakh Rossiiskoi Federatsii: uchebnoe posobie [Public-private partnerships in the regions of the Russian Federation: a manual]. Moscow, Delo, RPANEPA Publ., 2012, 120 p.
5. Kabashkin V.A. Riski kak ob'ekt upravle-niia dlia administratsii regionov v protsesse realizatsii
proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Risks as an object of management for administration of regions in the course of implementation of public-private partnership projects]. Proektnoe finansirovanie — International and Russian project finance — Project financing—International and Russian projectfinance, 2010, no. 6, pp. 13-28. Available at: http://www.anspa. ru/files/project_finance_006.pdf. (In Russ.)
6. Kliuchevye problemy razvitiia khoziaistvennoi territorii depressivnogo tipa (po materialam Ivanovskoi oblasti): monografiia [The key problems of development of a depressive type economic territory (materials on the Ivanovo region): a monograph]. Ivanovo, PresSto Publ., 2014, 212 p.
7. Kosinova N.N., Savchenko D.A. Ispol'zovanie mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v realizatsii promyshlennoi politiki regiona [Use of a mechanism of public-private partnership for realizing a region's industrial policy]. Regional 'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 38, pp. 47-51.
8. Kushlin V.I. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: uchebnik [Government regulation of the economy: a textbook]. Moscow, Ekonomika Publ., 2013,495 p.
9. Sotsial'nye aspekty innovatsionnogo razvitiia regionov: monografiia [Social aspects of regions' innovation development: a monograph]. Ivanovo, Ivanovo State University Publ., 2013, 332 p.
10. Ekonomika: uchebnoe posobie [The Economy: a manual]. Ivanovo, Ivanovo State University Publ., 2008, 576 p.
Zhanna A. ZAKHAROVA
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir Branch, Vladimir, Russian Federation [email protected]