Научная статья на тему 'Совершенствование механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности в Калужской области'

Совершенствование механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности в Калужской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Л.А., Витютина Т.А.

В данной статье проводится анализ и совершенствование мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Калужской области, обосновывается необходимость кластерного подхода в развитии экономики региона. Характерно, что здесь наблюдаются высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в экономику региона увеличился с 1,7 млрд рублей в 1998 году до 12,5 млрд рублей в 2005 году, т.е. более чем в семь раз. Финансирование инвестиций осуществляется, главным образом, за счет привлеченных средств, доля которых в общем объеме инвестиций составляла в 2005 г. 64,2 %. Поддержка субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области является одним из главных приоритетов государственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности в Калужской области»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.А. ХАРИТОНОВА, кандидат экономических наук, профессор

Т.А. ВИТЮТИНА

Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ

Калужская область, как показывают независимые рейтинговые исследования [2], в 2006 г. занимала 48-е место среди регионов РФ по инвестиционному потенциалу и 23-е место по инвестиционному риску.

Как показал анализ, основными факторами, обеспечивающими инвестиционный потенциал Калужской области, являются:

1) выгодное географическое положение и близость к экономическому и финансовому центру страны;

2) развитые системы транспорта, связи и телекоммуникаций;

3) высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров;

4) уникальный опыт интеграции науки и производства;

5) благоприятные экологические условия;

6) относительно спокойная криминогенная обстановка;

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

1998

2000

2002

2004

2005

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал в Калужской области

7) высокий культурный и уникальный природный потенциал;

8) полная газификация северных и центральных районов области, устойчивое энергоснабжение;

9) активное содействие инвесторам со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Как следствие этого наблюдаются высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в экономику региона увеличился с 1,7 млрд руб. в 1998 г. до 12,5 млрд руб. в 2005 г., т. е. более чем в семь раз (рис. 1). Финансирование инвестиций осуществляется, главным образом, за счет привлеченных средств, доля которых в общем объеме инвестиций составляла в 2005 г. 64,2 % [3].

Поддержка субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области является одним из главных приоритетов государственной деятельности. Анализ позволил выявить следующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности:

1. Рекламно-информационная поддержка. Так, например, для более полного информирования отечественных и зарубежных деловых кругов о возможностях области и ее потенциале отделом инвестиций Министерства экономического развития Калужской области подготовлены такие материалы, как «Справочник инвестора. Калужская область», «Инвестиционный паспорт Калужской области», «Инвестиционные предложения предприятий Калужской области», представительский буклет «Инвестиционные возможности Калужской области», мультимедийный диск «Калужская область — ваш деловой пар-

Годы

0

тнер», представительская папка-буклет «Калужская область. Инвестиционный потенциал». Инвестиционный потенциал и продукция предприятий области представляются на международных конференциях в Голландии, Финляндии, Сербии, Германии, в посольствах и представительствах иностранных государств с целью установления деловых контактов и привлечения иностранных инвестиций. С 2004 г. в Калужской области ежегодно проводится инвестиционный форум, целями которого являются формирование благоприятного имиджа и повышение инвестиционной привлекательности региона.

2. Льготный режим налогообложения предприятий, привлекающих инвестиции, осуществляющих техническое перевооружение и реконструкцию производства, включает в себя:

• понижение ставки налога на прибыль с 17,5 до 13,5 % для организаций, вложивших инвестиции в сельскохозяйственное производство;

• понижение ставки налога на имущества в 2 раза (с 2,2 до 1,1 %) для имущества, используемого для переработки сельскохозяйственной продукции и для предоставления услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также для вновь приобретенного или модернизированного имущества в течение налогового периода;

• освобождение от налога на имущество организаций, которые реализуют на территории области инвестиционные проекты с объемом инвестиций от 100 до 300 млн руб. — на два налоговых периода, от 301 до 500 млн руб. — на три налоговых периода, свыше 500 млн руб. — на четыре налоговых периода;

• предоставление отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в областной бюджет в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ;

• предоставление субвенций на возмещение расходов по уплате суммы налога на прибыль организаций, зачисленной в областной бюджет. Субвенции предоставляются в случаях планируемого объема вложений инвестиций за первые три года с момента начала реализации проекта не менее 50 млн руб.;

• субсидирование на конкурсной основе части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с уплатой процентов по привлеченным кредитам, оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и страны-экспортера, арендой выставочных

площадей при участии в выставках-ярмарках за рубежом. Конкурс проводится в рамках проекта «Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта», который Калужская область реализует совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ.

3. Правовое содействие инвестиционной деятельности заключается в принятии и реализации следующих областных законов: «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности», «О предоставлении государственных гарантий Калужской области», «Об условиях и порядке предоставления субвенций инвесторам на возмещение расходов по уплате суммы налога на прибыль организаций, зачисленной в областной бюджет»;

4. Организационное содействие инвестициям осуществляется отделом инвестиций Министерства экономического развития Калужской области и инвестиционным советом, функциями которого являются: 1) разработка предложений по приоритетным направлениям развития области; 2) анализ хода и результатов реализации инвестиционной политики области; 3) выработка рекомендаций по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию инвестиционной активности в регионе; 4) разработка единых требований к основным критериям инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета; 5) предварительное рассмотрение инвестиционных предложений по отраслям экономики и социальной сферы для включения в каталог инвестиционных проектов Калужской области.

Данные меры распространяются также на иностранных инвесторов и организации, созданные с привлечением иностранного капитала. Дополнительно к предоставляемым областным законодательством льготам в ряде муниципальных образований области также приняты нормативные правовые акты, предоставляющие льготы по местным налогам (рис. 2).

Порядок отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку или размещение новых предприятий, представлен на рис. 3.

Сильными сторонами инвестиционной политики

в области являются:

• открытость, гласность и регламентация проведения конкурсов по выбору инвестиционных проектов;

• поддержка тех хозяйствующих субъектов, которые добиваются успеха в конкурентной борьбе;

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

67

Рис. 2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности и ее результаты в Калужской области

• наступательная стратегия за привлечение российских и иностранных инвесторов и инвестиций;

• использование разнообразных методов поддержки инвестиционной деятельности;

• создание соответствующей институциональной структуры (законы, советы, конкурсы, фонды). Вместе с тем авторы полагают, что недостатком

региональной инвестиционной политики является отсутствие в ней системного подхода, рассматривающего инвестиции как одно из средств достижения макроэкономических целей: рост валового регионального продукта на душу населения, повышение качества продукции и услуг, снижение уровня инфляции, повышение уровня занятости населения, повышение уровня внутренней конкуренции. Исходя из этого, оценка и отбор инвестиционных

проектов должны проводиться не только с позиции наибольшей сравнительной эффективности (нормы рентабельности, срока окупаемости и др.), но и с учетом мультипликационного эффекта, т. е. влияния на другие отрасли и секторы экономики. Например, количество новых предприятий-смежников, поставщиков сырья, комплектующих деталей, объектов производственной, транспортной, социальной инфраструктуры, улучшение условий и оплаты труда, которые будут созданы в дальнейшем в результате реализации данного инвестиционного проекта. Отобранные инвестиционные проекты должны стать «точкой роста» как новых, так и существующих предприятий, прямо или косвенно связанных с предприятием-победителем в конкурсе инвестиционных проектов. Это станет возможным, если в основу государственной инвестиционной политики положить кластерный подход.

Создание кластера вокруг существующих предприятий позволяет экономить бюджетные средства на создание инфраструктуры, стимулировать учреждение родственных и поддерживающих предприятий (поставщиков, перерабатывающих предприятий, конечных потребителей), оптимизировать транспортные потоки, иметь общую информационную, научно-техническую, образовательную инфраструктуру, осуществлять общими усилиями маркетинговую деятельность, расширять рынки сбыта, внедрять системы управления качеством по всей цепочке: проектирование — снабжение —производство—сбыт—послеторговое обслуживание [4, 5, 6, 7]. Особенно следует подчеркнуть, что развитие экономики по кластерному типу повышает интенсивность внутренней конкуренции, создает благоприятную среду для формирования новых видов экономической деятельности, повышает эффективность действия формальных и неформальных механизмов за счет сведения вместе участников кластера.

В формировании кластеров важную роль играет политика регионального правительства, основными направлениями которой должны стать:

Рис. 3. Порядок отбора инвестиционных проектов в Калужской области

> разработка административных и институциональных норм, необходимых для успешного развития кластера;

> стимулирование местного спроса на продукцию и услуги, поставляемые кластером;

> инвестиционная поддержка, включая предоставление государственных гарантий кредиторам организаций-инвесторов;

> содействие организации подготовки кадров для нужд кластера;

> ведение базы данных информационных технологий, специализированной инфраструктуры для предприятий и организаций кластера;

> выделение земельного участка под промышленную застройку.

В Калужской области соглашения о реализации крупных инвестиционных проектов заключаются в результате работы с зарубежными партнерами таких стран, как Германия, Голландия, Франция, Люксембург, Сербия, Швейцария, Китай, Бельгия, Индия и др. Так, например, в мае 2006 г. концерном «Фольксваген», Министерством экономического развития РФ и Калужской областью было подписано соглашение о строительстве завода по производству автомобилей в г. Калуге. В поисках месторасположения своего завода концерн выбирал из 8 регионов: Владимирской, Ленинградской, Ярославской, Тверской, Свердловской, Московской, Калужской и Санкт-Петербурга. В жесткой конкурентной борьбе за право размещения на своей территории завода «Фольксваген» победила Калужская область, которая предложила наилучшие условия для инвестиций, а именно:

1) земельный участок, который на 90 % соответствует требованиям завода: близко расположен к городу, имеет идеальные условия, для того чтобы создать там примыкание автомобильных и железнодорожных средств сообщения и подвести все коммуникации;

2) высококвалифицированное руководство области, которое действительно было готово бороться за

то, чтобы выиграть в этом конкурсе;

3) высокий уровень образования и квалификации специалистов в г. Калуге и Калужской области.

Авторами предлагается создать в Калужской области автомобильный кластер (рис. 4), в котором разместятся предприятия, выпускающие комплектующие для завода «Фольксваген». Кластер позволит производить автомобильные компоненты, которые первоначально будут импортироваться, использовать рабочую силу г. Калуги и Калужской области, привлечь дополнительные инвестиции, увеличить доходы бюджета области. Предпосылками для создания автомобильного кластера является

то, что в Калуге уже существуют предприятия, спе-

РБгионАльнАя экономика: теория и практика 69

Рис. 4. Кластер автомобильной промышленности Калужской области

циализирздощиесяна производстве автомобильной электроники (ОАО «Автоэлектроника», НПП «АВТЭЛ», НПП «ИНСЭЛ», ОАО «Автоприбор», ОАО «КЗАМЭ»). Кроме того, исторически в городе размещено много машиностроительных предприятий, для которых была создана специальная образовательная база: Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана), машиностроительные колледжи и лицеи.

В кластере предлагается создать литейное производство, производство лакокрасочных изделий, выхлопных систем, шин и резинотехнических изделий, стекол, осветительных приборов. Производство автомобильной электроники можно осуществлять на базе существующих в городе предприятий. Так, 51 % акций управляющей компании «Автоэлектроника» в октябре 2006 г. выкуплено концерном «Сименс». Таким образом, являясь поставщиком автомобильной электроники завода «Фольксваген» в Европе, «Сименс» планирует и в Калужской области такое сотрудничество.

Для создания кластера области необходимо:

• привлечь зарубежных и российских инвесторов для открытия на территории региона производств, соответствующих специализации кластера;

• оценить возможности предприятий промышленности области с точки зрения производства комплектующих для завода «Фольксваген»;

• провести оценку потенциала местных образовательных учреждений подготовки кадров по машиностроительным специальностям.

Создание автомобильного кластера окажет комплексное влияние на социально-экономическое развитие Калужской области:

1) возрастет объем промышленной продукции;

2) снизится число безработных;

3) будут созданы условия для развития компаний-поставщиков автомобильных компонентов, зарегистрированных в Калужской области;

4) будет дан импульс развитию инженерной инфраструктуры и профессиональных образовательных учреждений;

5) дополнительный эффект будет получен от компаний, оказывающих различные услуги для предприятий промышленной зоны в рамках субконтракции и аутсорсинга;

6) послужит положительным сигналом для инвесторов, в результате чего ожидается дополнительная активизация инвестиционной деятельности в Калужской области.

Взаимодействие органов власти региона с концерном «Фольксваген» будет осуществляться на основе заключенного соглашения, согласно которому область создает за счет бюджетных средств промышленную зону для завода «Фольксваген» и других предприятий кластера. В течение 2006 — 2008 гг. для создания промышленной зоны предполагается привлечь 2,5 млрд руб., в том числе 2,4 млрд руб. за счет областного бюджета и 174,2 млн руб. из внебюджетных источников. В целом ожидается, что инвестиционные затраты областного бюджета окупятся к 2013 г. за счет увеличения налоговых поступлений компаний, разместивших свои предприятия в промышленной зоне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Калужской области от 28.06.2006 № 211-ОЗ «О губернаторской инвестиционной программе по развитию технопарка «Грабцево» в Калужской области»;

2. Инвестиционный рейтинг российских регионов в 2005 — 2006 годах // Эксперт. - 2006. № 44. С. 105 - 125;

3. Калужская область в 2005 году. Стат. сб. / Калугастат. — Калуга, 2006. — 375с.

4. ПортерМ. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.

5. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 608 с.

6. Рябцев В. М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа: Монография. — Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2002. — 128 с.

7. Тихомирова Е. И., Чаплыгин С. И. Многомерный сравнительный анализ конкурентоспособности Самарской области в системе регионов Волго-Уральской зоны. — Самара: Изд-во гос. экон. акад., 2003. — 140с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.