Научная статья на тему 'Инфраструктуры развития человека как фактор повышения инновационного потенциала региона'

Инфраструктуры развития человека как фактор повышения инновационного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТЕХНОЛОГИЯ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INNOVATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL NETWORKS / THE TECHNOLOGY / THE NEW EDUCATIONAL PROGRAMS / DEVELOPING TRAINING / MODELS OF THE MANAGEMENT / OPEN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарева Т. А.

В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере профессионального образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены характеристики постиндустриальной эпохи, требующие изменений в организации системы образования, с опорой на профессиональные сети и имеющийся опыт внедрения новых форм организации учебно-образовательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURES OF DEVELOPMENT OF THE PERSON AS THE FACTOR OF INCREASE OF INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION

In work modern contexts of innovative activity in sphere of vocational training, a problem and reference points of its development are described, the characteristics of a postindustrial epoch demanding changes in the organization of an education system, with a support on professional networks and possessed experience introductions of new forms of the organization of educational activity of students are allocated.

Текст научной работы на тему «Инфраструктуры развития человека как фактор повышения инновационного потенциала региона»

Рассматриваемая нами методика использования в стороны экономических явлений (событий, процессов),

обучении профессионально-ориентированных задач с либо межпредметное содержание задачи проявляется в

экономическим содержанием основывается на том, что процессе ее решения.

эти задачи подразделяются на два типа: В заключении мы приводим примеры профессио-

I. Профинформирующие задачи, для формулировки нально-ориентированных физических задач с экономи-

«сюжетов» задач используются словесные модели собы- ческим содержанием. При этом уместно отметить, не

тий (процессов) профессиональной деятельности в сфере исключена возможность использования типовых задач-

экономики, в смежных областях физики и экономики. ников по физике, имеющихся в любой школе, добавляя

II. Профактивизирующие задачи, в формулировке в них дополнительные данные и вопросы, связанные с

задач присутствуют словесные модели количественной экономикой.

Библиографический список

1. Арбузова, Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся //Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Омск, 1997.

2. Балл, Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии — 1970. — № 6.

3. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990.

4. Далингер, В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений. Пособие для учителей. — Омск, 1991.

5. Далингер, В.А. Экономическое образование учащихся на уроках математики // Менеджмент в социальной сфере; Межвузовский

сборник научных трудов. — Омск: ОмПГУ, 1999.

6. Ивков, А.С. Элементы рыночной экономики на уроках физики // Физика в школе. — 2002. — № 4.

7. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1984.

8. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1981.

9. Новиков, П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах: Для преподавателей средних профтехучилищ. — Мн.: Высш. шк., 1987.

10. Усова, А.В. Межпредметные связи в преподавании наук в школе. — Челябинск, 2005.

11. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М.: Педагогика, 1977.

12. Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. — М.: Просвещение, 1990.

Статья поступила в редакцию 25.05.08

УДК 371:351.851

Т.А. Зубарева, соискатель ГАГУ, г. Междуреченск, Кемеровской области

ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере профессионального образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены характеристики постиндустриальной эпохи, требующие изменений в организации системы образования, с опорой на профессиональные сети и имеющийся опыт внедрения новых форм организации учебно-образовательной деятельности студентов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, профессиональные сети, технология, новые образовательные программы, развивающее обучение, модели управления, открытое образовательное пространство.

Сегодня задачу формирования современного человека и подготовки специалистов, способных работать в условиях инноваций решают не только образовательные учреждения. Крупные компании, муниципалитеты создают новые образовательные структуры, такие как: корпоративные университеты, тренинг-центры для запуска образовательных процессов, считая их главным механизмом эффективности деятельности и инновационным потенциалом организаций. Так, например, схема организации образовательного пространства для муниципальных управляющих в Красноярской мэрии представляет собой систему аналитических и проектных сессий с встроенными дискурс-лекциями, открытыми дискуссиями, процедурами самоопределения, целеполагания, проблематизации, а также презентаций, предметных семинаров, рефлексивных отчетов и эссе [1, с. 139].

Такой тип подготовки специалистов и управленцев к принятию решений в условиях инновационной деятельности стал актуален в период глобальных перемен, когда Россия догоняет мир, вступивший на рубеже 70-х годов прошлого века в постиндустриальную эпоху, которая характеризуется «растущим уровнем информационнокоммуникационных возможностей, существенным изменением социально-экономической «среды обита-ния»[2, с. 21].

Важные характеристики современности мы находим в тезисах исследовательской группы «Конструирование Будущего» (С. Переслегин и Н. Ютанов), вводящими и оперирующими таким понятием как «Социосистема». Социосистема — это то, что возникло с появлением человека и исчезнет вместе с ним. Человек способен использовать социосистему, и действовать в ней, осуществлять деятельность с информацией, превращать информацию в родукт, перерабатывать ее, превращать в ресурс. С. Переслегин, эксперт Центра стратегических разработок ЦСР «Северо-Запад», выделяет цивилизационную функцию физических технологий, создающих «техносферу» — искусственный материальный мир. Вводит понятие гуманитарных технологий, включающих в себя и образовательные технологии, как технологии, помогающие человеку осваивать «техносферу». Он выделяет их цивилизационную функцию, как согласование и взаимная адаптация «техносферы» и человека.

Человек должен быть подготовлен к жизни в технологично устроенном мире, в современных структурах потребления. Система образования должна оснастить человека умениями, знаниями, совместимыми с инновационными процессами, происходящими в «техносфере», научить культуре пользования, употребления и изготовления нового. Новые образовательные програм-

мы должны наращивать в человеке индивидуальный (интеллектуальный и деятельностный) «комплекс-комплект» взрослости: знаний, опыта, компетенций

Еще один фактор, лежащий в основе изменений в структуре деятельности учреждений высшего профессионального образования, — это рынок труда. Требования работодателей к выпускникам вуза сегодня являются вопросом диалога между работодателями, преподавателями и выпускниками вузов. Система образования должна научиться находить баланс между внешними, рыночными, корпоративными запросами и внутренними возможностями и ресурсами, в ориентации на инновационный характер деятельности предприятий и бизнес-структур.

Важным фактор современной ситуации является и потребность региональной промышленности в образовательных программах нового поколения, повышающих конкурентоспособность региона на мировых рынках.

В федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) одним из приоритетных направлений является внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

При старом, кафедральном, устройстве российского университетского образования, заявленные выше цели трудно достижимы. Целесообразно, не отказываясь от кафедрального принципа, создать иную функцию теоретического знания по отношению к действительности и практике — функцию расширения количества альтернатив предполагаемого действия, расширение зоны пробного действия. Тем самым обеспечить переход от старой педагогической схемы «описание-предписание-действие» [3, с. 43], сложившейся в другой социокультурной ситуации, к новой схеме «замысел-проект-реали-зация», повышающей шансы включенности человека в социокультурные процессы, учитывающей мотивы и потребностей самого человека, помогающей «строить» человеку собственное продуктивное действие, используя свои «личностные структуры» [4, с. 42].

Эта задача может быть тем полем действия, которое дает возможность активизировать студентов и аспирантов, создает пространство новых возможностей для получения опыта ответственного индивидуального и коллективного действия, осуществления пробы сил, проверки имеющихся знаний и умений. Возвращает ценность индивидуальному движению человека в освоении знаний, способов деятельности, компетенций, через его самоопределение к ситуации, позиции и деятельности. И в тоже время создает инновационный потенциал для существующих сфер производства и промышленности в регионе.

Что может стать ресурсом для решения данной задачи?

Во-первых. Опыт разработок идеи и технологий индивидуально-ориентированной педагогики и открытого образования развивающего обучения, практики проведения организационно-деятельностных игр (ОДИ), опора на основные концептуальные идеи А.Н. Леонтьева [5], П.Я. Гальперина [6], В.В. Давыдова [7], Г.П. Щедровиц-кого [8, 9], П.Г. Щедровицкого [10,11], Д.Б. Эльконина [12], Б.Д. Эльконин [13, 14] и др.

Во-вторых, важно отойти от жестких, иерархических, линейно-функциональных моделей управления, сменив ориентиры на использование и вовлечение в деятельность творческого потенциала коллективов. Эффект совместных действий не является простой суммой индивидуальных усилий, благодаря эффекту синергизма новые идеи, взаимодействуя с имеющимися знаниями, приводят к эффекту креативности мышления, а значит обеспечивают постоянное воспроизводство инноваций.

П.В. Малиновский в работе «Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим

потенциалом» [15], опираясь на опыт многолетних исследований Центра изучения руководства Бингхэмтонско-го университета (штат Нью-Йорк, США) Б.М. Басс [16], описывает синергетический эффект от взаимодействия в фазах эволюции организации совместной деятельности. Настоящий период он называет «веком командной работы и самопомощи», эпохой «постиндустриальной революции», которая связана с автоматизацией производства, возрастанием роли сервисных сфер экономики, информатизацией, широким использованием многофункциональных команд, появлением инженерии знаний, с доминирующей совместно-творческой деятельностью. Он выделяет следующие принципы организации совместно-творческой деятельности: принцип индивидуального творчества, предусматривающий постоянное развитие способностей каждого индивидуума, через обучение действием, включенностью в системы непрерывного образования и самообразования; принцип социального творчества, предполагающий разработку, институционализацию и становление социальных структур, необходимых для решения стоящих задач; принцип культурного творчества, как ориентирование на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательства; принцип морального творчества означает готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе.

В зависимости от того, как скоро эти принципы организации совместно-творческой деятельности будут распространяться, будут расти не только открытые (творческие) корпорации, но и профессиональные ассоциации, имеющие сетевые структуры.

В-третьих, ценность сетевого взаимодействия сегодня уже осознана педагогической элитой, наработан опыт внедрения инновационных технологий.

Важные характеристики профессиональной сети.

1) Многообразие сфер деятельности, где используются практики технологии индивидуализации.

2) Расширение позиций и появление новых специализаций в профессиональных сферах (наставник, тьютор-предметник, эксперт, консультант, тренер и др.).

3) Наличие ассоциации, как способа управления, основанного на демократизации, профессиональном и компетентностном принятии решений.

4) Результаты совместной деятельности формируют инновационные интеллектуальные и образовательные продукты.

5) Наличие описания опыта и технологий деятельности.

Таким образом, сети профессионалов представляют собой совокупность коллективов и индивидуальных субъектов различных образовательных структур, связанных едиными деятельностными основаниями и целью. Наличие такой сети является необходимым ресурсом для модернизации системы образования и в тоже время инновационным капиталом территории, способной «стянуть» под задачи развития территории ресурсы профессиональных сетей.

Чтобы произвести изменения в системе образования важно создать инновационное, открытое для возможностей, образовательное пространство студентов и аспирантов, через освоение культуры проектного и программного управления. Это позволит создать условия для инновационной деятельности образовательного учреждения за счет:

- смены масштаба и изменения границ действия;

- изменения форм представления результатов деятельности (студента, преподавателя, аспиранта);

- появления новых позиций в организации образовательного процесса;

- недрения новых образовательных и информационных технологий;

- увеличения количества направлений взаимодействия, через включение в образовательную работу представителей других сфер деятельности из сфер бизнеса,

промышленности и других сфер, разработку техноло- На Выездной Школе производится поиск новых направле-гий поиска партнеров и других сетевых ресурсов. ний деятельности университета, разрабатывается новое зна-

Такой системный подход, на наш взгляд, делает про- ние, вводятся новые современные контексты и представле-

странство вуза открытым и создает необходимое усло- ния о ситуации, чтобы сменить стереотипы мышления и

вие для сетевого взаимодействия в целях эффективной действия и создать новые ориентиры для деятельности, как

разработки новых образовательных программ и образо- студентов, так и преподавателей.

вательных форматов. Чтобы содействовать разработанным инновационным

Для определения новой миссии и направлений изме- программам и новым исследовательским направлениям

нений университета нами был организован цикл выездных института был создан Центр управления проектами,

Школ студентов «Выбор поколения: старт в новых услови- как навигатор, для определения пространства возможно-

ях». Школы организуются в форме семинара-тренинга, стей и способов осуществления инновационной деятель-

сконструированного на основе организационно-деятельнос- ности в вузе и определения направлений сотрудничества

тной игры [17,18] как способа перевода проблемных ситуа- сферы образования с предприятиями и бизнес-структу-

ций в направления профессиональных и предметных задач. рами на территории.

Библиографический список

1. Иванова, Л.В. К вопросу о построении системы профессионального развития для муниципальных управляющих / Л.В. Иванова,

Г.И. Блинов, Е.Б. Бухарова, Н.В. Фирюлина, О.Н. Никитина. Красноярск: инновации, партнерство и согласие. Сборник аналитических, нормативных материалов и статей о городе, проектов органов городского самоуправления, городских сообществ. — Красноярск, 2005.

2. Неклесса, А.Н. Стратегическая матрица / А.Н. Неклесса. Серия «Социокультурные проблемы глобализации». Вып.2 / Научный Совет РАН «История мировой культуры». М.: Комиссия по социокультурным проблемам глобализации, 2002.

3. Цукер, А.А. Открытость как принцип образования и педагогической науки: обозначение темы // А.А. Цукер. Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции (12-14 февраля 1998г.) и региональных семинаров / Отв.Ред. И.Д. Проскуровская, А.О. Зоткин. Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 1999.

4. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения / О.И. Генисаретский. — М.: Путь, 2002.

5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения, Т.1 // А.Н. Леонтьев, — М.,1983

6. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. — М.,1998.

7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения // В.В. Давыдов. — М.: ИНТОР,1996.

8. Шедровицкий, Г.П. Знак и деятельность. В З кн. Кн. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г./ Г.П.Щедро-вицкий; составитель Г.А. Давыдова. — М.: Вост. лит., 2005.

9. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г.П. Щедровицкого, Т.9(1) / Г.П. Щед-ровицкий. — М.: Наследие ММК, 2004

10. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / Г.П.Щедровицкий. — М., 1993.

11. Щедровицкий, П.Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании (об исследовательской программе тьюторства)

/ П.Г. Щедровицкий // Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции и региональных семинаров// Отв.ред. И.Д.Проскуровская, А.О Зоткин. — Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 1999.

12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.

13. Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

14. Эльконин, Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы // Б.Д. Эльконин. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. — Красноярск, 2003.

15. Малиновский, П.В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом [электронный ресурс] Режим доступа: http://prometa.rU/policy/capital/reports/3.

16. Bass, B.M. Continuity and change in the évolution of the work and human resource management // Human resource management. —

Ann Arbor, 1994. — Vol. 33, №1.

17. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов(1) / Из архива Г.П. Щедровицкого Т.9(1) / Г.П. Щедровицкий. — М.: Наследие ММК, 2004.

18. Алексеев, Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения. / Н.Г. Алексеев, Б.А. Злотник, Ю.В. Громыко. — М.: Вестник высшей школы. — №7.

Статья поступила в редакцию 12.04.08

УДК 378.18

Н.В. Долгова, канд. пед наук, зав.НИРС ГАГУ, г. Горно-Алтайск

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье четко сформулированы основные характеристики социокультурной ситуации в стане, и их влияние на качество подготовки специалистов, кроме того, рассмотрены компетенции, которыми должен обладать современный специалист. В работе обозначены направления государственной политики в области поддержки научной деятельности молодежи, а также ее участие в научных мероприятиях как способ повышения качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: качество, специалист, научная деятельность, социокультурныая ситуация, компетенция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, ключевыми характеристиками которой являются «мобильность», «информатизация» и «динамичность» предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной и профессиональной подготовки специалистов.

Мобильность означает, что в течение активной жизни специалисту требуется неоднократно менять вид и род

своей деятельности, даже в рамках одной профессии. При этом и сам перечень актуальных, востребованных обществом профессий достаточно быстро меняется.

Под информатизацией понимаются два одновременно происходящих процесса — активное внедрение информационных технологий и систем во все сферы общественной жизни и непрерывный рост собственно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.