Научная статья на тему 'Участие молодежи в научных мероприятиях как способ повышения качества подготовки специалистов'

Участие молодежи в научных мероприятиях как способ повышения качества подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СПЕЦИАЛИСТ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫАЯ СИТУАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIOCULTURAL SITUATION / COMPETENCES / SCIENTIFIC ACTIVITY / SPECIALISTS / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Н. В.

В статье четко сформулированы основные характеристики социокультурной ситуации в стане, и их влияние на качество подготовки специалистов, кроме того, рассмотрены компетенции, которыми должен обладать современный специалист. В работе обозначены направления государственной политики в области поддержки научной деятельности молодежи, а также ее участие в научных мероприятиях как способ повышения качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE YOUTH IN SCIENTIFIC ACTIVITY AS THE WAY OF IMPROVING THE FUTURE SPECIALISTS PROFICIENCY

In the article the basic characteristics of sociocultural situation in the country and their influence on the vocational training of the future specialists have been formulated and the competences a modern specialists should master are considered. The main tendencies of the state policy in supporting the scientific activity of the youth and the participation of the young people in scientific activity as the way of improving the future specialists, proficiency are mentioned.

Текст научной работы на тему «Участие молодежи в научных мероприятиях как способ повышения качества подготовки специалистов»

промышленности и других сфер, разработку техноло- На Выездной Школе производится поиск новых направле-гий поиска партнеров и других сетевых ресурсов. ний деятельности университета, разрабатывается новое зна-

Такой системный подход, на наш взгляд, делает про- ние, вводятся новые современные контексты и представле-

странство вуза открытым и создает необходимое усло- ния о ситуации, чтобы сменить стереотипы мышления и

вие для сетевого взаимодействия в целях эффективной действия и создать новые ориентиры для деятельности, как

разработки новых образовательных программ и образо- студентов, так и преподавателей.

вательных форматов. Чтобы содействовать разработанным инновационным

Для определения новой миссии и направлений изме- программам и новым исследовательским направлениям

нений университета нами был организован цикл выездных института был создан Центр управления проектами,

Школ студентов «Выбор поколения: старт в новых услови- как навигатор, для определения пространства возможно-

ях». Школы организуются в форме семинара-тренинга, стей и способов осуществления инновационной деятель-

сконструированного на основе организационно-деятельнос- ности в вузе и определения направлений сотрудничества

тной игры [17,18] как способа перевода проблемных ситуа- сферы образования с предприятиями и бизнес-структу-

ций в направления профессиональных и предметных задач. рами на территории.

Библиографический список

1. Иванова, Л.В. К вопросу о построении системы профессионального развития для муниципальных управляющих / Л.В. Иванова,

Г.И. Блинов, Е.Б. Бухарова, Н.В. Фирюлина, О.Н. Никитина. Красноярск: инновации, партнерство и согласие. Сборник аналитических, нормативных материалов и статей о городе, проектов органов городского самоуправления, городских сообществ. — Красноярск, 2005.

2. Неклесса, А.Н. Стратегическая матрица / А.Н. Неклесса. Серия «Социокультурные проблемы глобализации». Вып.2 / Научный Совет РАН «История мировой культуры». М.: Комиссия по социокультурным проблемам глобализации, 2002.

3. Цукер, А.А. Открытость как принцип образования и педагогической науки: обозначение темы // А.А. Цукер. Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции (12-14 февраля 1998г.) и региональных семинаров / Отв.Ред. И.Д. Проскуровская, А.О. Зоткин. Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 1999.

4. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения / О.И. Генисаретский. — М.: Путь, 2002.

5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения, Т.1 // А.Н. Леонтьев, — М.,1983

6. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. — М.,1998.

7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения // В.В. Давыдов. — М.: ИНТОР,1996.

8. Шедровицкий, Г.П. Знак и деятельность. В З кн. Кн. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г./ Г.П.Щедро-вицкий; составитель Г.А. Давыдова. — М.: Вост. лит., 2005.

9. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г.П. Щедровицкого, Т.9(1) / Г.П. Щед-ровицкий. — М.: Наследие ММК, 2004

10. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / Г.П.Щедровицкий. — М., 1993.

11. Щедровицкий, П.Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании (об исследовательской программе тьюторства)

/ П.Г. Щедровицкий // Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции и региональных семинаров// Отв.ред. И.Д.Проскуровская, А.О Зоткин. — Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 1999.

12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.

13. Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

14. Эльконин, Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы // Б.Д. Эльконин. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. — Красноярск, 2003.

15. Малиновский, П.В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом [электронный ресурс] Режим доступа: http://prometa.rU/policy/capital/reports/3.

16. Bass, B.M. Continuity and change in the evolution of the work and human resource management // Human resource management. —

Ann Arbor, 1994. — Vol. 33, №1.

17. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов(1) / Из архива Г.П. Щедровицкого Т.9(1) / Г.П. Щедровицкий. — М.: Наследие ММК, 2004.

18. Алексеев, Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения. / Н.Г. Алексеев, Б.А. Злотник, Ю.В. Громыко. — М.: Вестник высшей школы. — №7.

Статья поступила в редакцию 12.04.08

УДК 378.18

Н.В. Долгова, канд. пед наук, зав.НИРС ГАГУ, г. Горно-Алтайск

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье четко сформулированы основные характеристики социокультурной ситуации в стане, и их влияние на качество подготовки специалистов, кроме того, рассмотрены компетенции, которыми должен обладать современный специалист. В работе обозначены направления государственной политики в области поддержки научной деятельности молодежи, а также ее участие в научных мероприятиях как способ повышения качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: качество, специалист, научная деятельность, социокультурныая ситуация, компетенция.

Социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, ключевыми характеристиками которой являются «мобильность», «информатизация» и «динамичность» предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной и профессиональной подготовки специалистов.

Мобильность означает, что в течение активной жизни специалисту требуется неоднократно менять вид и род

своей деятельности, даже в рамках одной профессии. При этом и сам перечень актуальных, востребованных обществом профессий достаточно быстро меняется.

Под информатизацией понимаются два одновременно происходящих процесса — активное внедрение информационных технологий и систем во все сферы общественной жизни и непрерывный рост собственно

«информационной составляющей» — роли информационных ресурсов во всех сферах общественной жизни и индустрии, непосредственно связанной с информационными и процессами.

Динамичность выражается в резком сокращении времени между проявлением новых факторов общественной жизни и реакцией на них соответствующих институтов общества.

В таких условиях обновляются и повышаются требования к подготовке выпускников высших учебных заведений, к уровню их интеллектуального и личностного развития, измеряемые совокупностью профессиональных и социальных задач, которые должен уметь решать специалист. Наряду с этим обозначенные условия предполагают прочные системные знания, владение технологиями педагогической деятельности и исследования, умение ориентироваться в различных сферах науки и культуры, умение преодолевать имеющиеся стереотипы, а самое главное, быть готовым к интеллектуальной инновационной деятельности.

Поэтому, современный специалист, способный решать задачи инновационного характера должен обладать:

- широкими знаниями и профессиональными компетенциями, выходящими за рамки образовательного стандарта;

- дополнительными профессиональными компетенциями в смежных областях знаний, обусловленными целевым характером подготовки, которые могут быть получены путем изучения курсов и программ, выходящих за рамки учебного плана;

- общими компетенциями: управление инновациями, профессиональная и социальная мобильность, способность к профессиональному и личностному самосовершенствованию, навыки стратегического управленческого мышления, навыки работы в команде.

В этой связи образование должно быть ориентировано на развитие определенных качеств личности, способной овладеть не только знаниевыми компетентностями обучения, но и способами деятельности, позволяющими специалисту продуктивно действовать в постоянно изменяющейся среде.

Не требует доказательства тот факт, что решению указанных проблем способствует вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность, которая не только развивает способности к продуктивной деятельности, но и формирует такие качества личности, как «...самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность и системность мышления, что необходимо специалисту в любой деятельности, даже если он не стал научным работником» [1, с. 28].

Разработанная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в приоритет образовательной политики ставит создание условий для повышения качества профессионального образования, повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу определяют среди важнейших направлений, такие как сохранение и развитие кадрового потенциала, создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную деятельность.

Государственная политика, в области поддержки научной деятельности студентов, молодых ученых вузов призвана обеспечить условия для их участия в процессе обучения, приобретения научных и профессиональных знаний, развития своих духовных и физических качеств. Такую политику государство проводит на федеральном уровне, способствуя созданию структур, разви-

тию различных путей, форм и методов ее реализации. Перспективным направлением преобразований в государственном секторе науки может быть интеграция научных организаций и вузов.

Одним из первых крупных проектов, направленных на создание подобных организационных структур по реализации научно-образовательной деятельности, была федеральная целевая программа (ФЦП) «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2001 годы», позже «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». Цели программы — развитие научнотехнического и кадрового потенциала России и адаптация его к рыночной экономике; формирование нового профессионального мышления в постиндустриальном обществе. Среди задач программы — обеспечение совместной деятельности научных, образовательных организаций и структур в подготовке высококвалифицированных кадров и проведении научных исследований; развитие общей учебной, опытно-экспериментальной и приборной базы; привлечение талантливой молодежи в сферу науки являлась приоритетной. Более того, в ней предусматривалось развитие инновационно-исследовательской системы подготовки кадров как наиболее прогрессивной и конкурентоспособной в условиях рыночной экономики [2]. Горно-Алтайский государственный университет принимал участие в этой программе с 1999 года, когда финансировался всего 1 исследовательский проект. С 2000 увеличилось количество участников с 1 до 25 в 2004 году по программному мероприятию 1.2 «Использование потенциала ведущих научных центров страны для стажировок молодых исследователей, аспирантов и докторантов высших учебных заведений». По итогам открытого конкурса в 2004 году на выполнение работ по реализации федеральной целевой программы университет занял 3 место среди ведущих вузов России. На первом Московский инженерно-физический институт (технический университет), на втором Томский государственный университет. Что составляет 6,6%, 10,5% , 7,4% соответственно (от общего числа выигранных проектов по Российской Федерации). С 2003 возобновилось участие вуза в программном мероприятии 2.10 «Поддержка экспедиционных и полевых исследований, проводимых совместно вузами и научными организациями с участием студентов, аспирантов, докторантов», в котором получил финансовую поддержку 1 исследовательский проект на 2 года.

В 2004 расширилось участие ученых университета в программных мероприятиях Федеральной целевой программы «Интеграция». Так, по направлению 2.7 «Проведение научных конкурсов, школ и конференций для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников вузов и научных организаций» было подано 3 заявки, но получила поддержку только одна (проведение конференции совместно с институтом филологии СО РАН «Сохранение и развитие языков коренных народов Сибири»).

Выполнение вузом программных мероприятий, связанных с проведением совместных фундаментальных и поисковых исследований, позволяет привлечь талантливую молодежь в сферу науки и образования. Это положительно сказывается как на повышении престижа вузовской науки, так и на повышении рейтинга университета как образовательного центра. Использование потенциала ведущих научных центров страны (посещение лекций и семинаров «маститых» ученых, работа в фондах научных библиотек и архивов) для подготовки студентов, аспирантов и докторантов вуза по приоритетным направлениям науки и техники, необходимо, как для вуза в целом (повышение % «остепененных» специалистов), так и для самих молодых ученых, так как это

способствует росту их профессионального уровня. Одним из важнейших итогов участия в программе «Интеграция» стала защита восьми кандидатских диссертаций, сразу по окончании, либо через год-два после прохождения стажировки.

За годы существования Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы», получила одобрение и активную поддержку академического и вузовского сообщества России.

Другим крупным проектом, существенно продвинувшим вузы в построении современных организационных форм научно-образовательной деятельности, была организация целевых конкурсов поддержки научных следований молодых ученых в возрасте до 35 лет, организованных Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований.

Горно-Алтайский государственный университет в 2007 году по итогам конкурса РГНФ финансовую поддержку получил 1 проект на командировку молодого ученого для работы в библиотеках и архивах России; по итогам конкурса РФФИ по программе «Мобильность молодых ученых» было поддержано 32 проекта на стажировку в ведущих вузах страны, что составило 38 % от общего числа поддержанных проектов по России.

Проанализировав положительный опыт участия Горно-Алтайского государственного университета в проектах, направленных на:

• повышение образовательного уровня молодых исследователей и стимулирование их интереса к научно-исследовательской деятельности;

• обеспечение условий для коммуникации молодых ученых, их общение с ведущими специалистами в соответствующей области науки;

• создание условий для представления научных результатов молодых ученых, их обсуждения и опубликования;

• содействие практическому внедрению научных результатов, полученных молодыми учеными;

• выявление наиболее способных молодых ученых, содействие их профессиональному росту

Можно сказать, что они является действенным инструментом в повышении качества подготовки специалистов. В этой связи особую важность приобретает задача переосмысления места и роли российского высшего образования, которое располагает значительным интеллектуальным, научно-производственным потенциалом и в ближайшей перспективе может стать одним из центров инновационного развития страны.

Библиографический список

1. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2002.

2. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки

на 1997-2000 годы»: Утверждена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1062 // Собр. закон.........—

1996.— №38.

3. Беляков, С. А., Жуклин, В. Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С. А. Беляков, В. Ж. Жуклин // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 3.

4. Долгова, Н. В. Научная деятельность Горно-Алтайского государственного университета в реализации ФЦП «Интеграция» / Н. В. Долгова // Организационные и экономические условия развития научно-исследовательской работы студентов и научнотехнического творчества молодежи: мат-лы Всерос. семинара-совещания. — Саранск, 2004.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 07-06-90809)

Статья поступила в редакцию 3.06.08

УДК 159.922 + 159.96

М.П. Долговых, старший преподаватель ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ПСИХОДИНАМИКА ДЕВОЧЕК ЖЕНЩИН ПОДВЕРГШИХСЯ СЕКСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ

В рамках виктимного поведения жертвы рассматриваются защитные механизмы психики. Анализируется развитие механизма идентификации и интроекции, а так же стадии реакции на изнасилование. Все это рассматривается через призму влияния травматических факторов на Я-концепцию.

Ключевые слова: идентификация, интроекция, адаптированность, Я-концепция.

Сексуальное насилие в детстве рассматривается в литературе, как детская травма, равная пытке или военному заключению. Возникает вопрос, что в сексуальном насилии столь разрушительно действует? Что, травматично при сексуальном насилии, когда оно связано с принуждением, ещё можно представить, но, что вызывает травму при отсутствии насилия как такового?

Травма — это душевная рана. Травматично действуют явления, которые неожиданно и со сверхъестественной интенсивностью влияют и охватывают организм. Инстанция, которая защищает психику от перевозбуждения, — это Я.

Ферруччи П. выделяет набор защитных механизмов человека которых характеризует уровень адаптированно-сти личности. «Языковое непонимание между детьми и взрослыми, как разницу между нежностью и страстью» [1, с. 65]. Он приводит пример: девочка предлагает отцу игру, в которой она перенимает роль матери. При этом она подразумевает «нежность», в то время как отец реагирует «со страстью». Он использует игру, для того, чтобы получить через дочь сексуальное удовлетворение. Девочка в этой ситуации не готова ни к каким защитным мерам. «В этой ситуации она из-за чрезвычайного страха

парализована и неспособна протестовать даже в мыслях». В этом страхе она стремиться подчинить себя агрессору и последовать каждому его желанию, при этом, она идентифицирует себя полностью с агрессором» [1, с. 91].

Представим себе игровую ситуацию из жизни ребёнка. Отец играет с дочерью в типичную для 3-5-летних детей игру «дочки-матери». Для ребёнка эта игра без всякой особой цели, просто игра. Отец же использует игру в своих целях, он обращает внимание девочки на свой оголённый пенис. Девочка следует «игре» без замешательства и может даже с интересом (вызванным не сексуальным интересом, а детским любопытством ко всему новому). В этот момент возрастает сексуальное возбуждение мужчины. Отец изменяется, из-за возбуждения, в своем виде и поведении: у него краснеет лицо, глаза становятся большими, дыхание тяжёлое и дрожащее. Ещё доверенный отец, становится в этой расслабляющей ситуации игры, для ребёнка абсолютно чужим, к чему он не готов. При этом, она остаётся с «чужим» наедине и от страха, как парализована.

Отец, видя замешательство и страх дочери, не перестаёт своё действо, как бы сделал не преступник. Напротив: страх девочки повышает его возбудимость. Он про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.