Общество, культура, а наука, образование
Методологические основы исследовательской деятельности
Методология проектно-рефлексивного подхода к психолого-педагогическому обеспечению образования
Семенов
Игорь Никитович,
(НИУ ВШЭ, Москва) доктор психологических наук, профессор
Проектно-рефлексивный подход в инновационном образовании в сущностном плане означает, что его инновацион-ность базируется на научном психолого-педагогическом исследовании всех аспектов (целей, содержания, форм, методов) и субъектов целостной педагогической деятельности (учителей, учащихся, их окружения и родителей) как необходимой рефлексивно-организационной предпосылки социокультурного проектирования образовательного процесса, реализующего предлагаемые новые формы и рефлетехнологии обучения и воспитания, адекватные современным цивилизационно-эконо-мическим условиям развития общества.
При этом в аксиологическом плане обеспечиваемое про-ектно-рефлексивным подходом интеллектуально-личностное развитие субъектов образовательного процесса направлено на формирование у них приемов рефлексивно-продуктивного мышления и средств проектирования как собственной Я-концепции, так и реализующих ее способов поведения и деятельности. В методологическом плане проектно-рефлек-сивный подход представляет собой междисциплинарное дву-единство параллельного проектирования и организации образовательного процесса обучения и воспитания, а также его системного (теоретико-эмпирического) исследования и научного (психолого-педагогического) обеспечения, естественно, при соответствующем институциональном (нормативно-организационном) рефлексивном управлении в современном (социокультурном) контексте.
В историко-культурном плане проектно-рефлексивный подход реализует две базовых парадигмы современного научного мышления - его направленность на проектирование
Семенов Игорь Никитович
(планирование) и организацию (управление) образовательной реальности. Если организация является исходной максимой европейского рационализма (восходящего в Античности к Сократу и Аристотелю, в Ренессансе к Бэкону и Декарту, а в Новое время к Галилею и Канту), то проектирование - конструктивным достижением этого рационализма в Новейшее время рубежа ХХ-ХХ1 веков.
Наработанные в архитектуре и технике, дизайне и эргономике, кибернетике и информатике средства научно-проектировочного мышления стали на рубеже 1960-1970 годов предметом методологической рефлексии и эпистемологического конструирования прежде всего усилиями членов (О.И. Генисаретский, В.Я. Дубровский, И.С. Ладенко, Б.В. Сазонов, Л.П. Щедровиц-кий, Э.Г. Юдин и др.) Московского методологического кружка (ММК) Г.П. Щедровицкого, под руководством которого они начали применяться также и в «Педагогике и логике» (1968, 1993) Н.Г. Алексеевым, Н.И. Непомнящей, В.М. Розиным.
Следует отметить, что в классической педагогике и психологии в тот же период разрабатывались близкие к проектной парадигме подходы - например, концепция ориентировки как предмета психологии П.Я. Гальперина и разработанный им метод исследования психических процессов (прежде всего, мышления) посредством поэтапно-планомерного формирования умственных действий и научных понятий ряда базовых школьных дисциплин. Важно подчеркнуть, что восходящие к эпохе Просвещения классические концепции воспитания также имплицитно базировались на идеях социокультурного проектирования образовательного процесса в целях формирования личности, обладающей свойствами, значимыми для того или иного общества на конкретном этапе его развития.
Позднее, в 1980-1990-е годы членами и последователями ММК (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, М.В. Кларин, В.В. Краевский, И.С. Ладенко, В.Е. Лепский, Н.И. Непомнящая, В.М. Розин, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, А.А. Тюков, И.Д. Фрумин, Б.А. Хасан, Г.П. и П.Г. Щедровицкие, Б.Д. Эльконин и др.) стали разрабатываться методологические принципы проектирования применительно к модернизации различных видов школьного, вузовского, профессионального образования и управления, а также в сфере спортивной, шахматной, экономической и политологической подготовки специалистов и менеджеров. Так, например, одними из наиболее конструктивных прецедентов эффективной реализации проектного подхода в педагогическом дизайне и менеджменте являются предложенная Н.Г. Алексеевым, Ю.В. Громыко, В.В. Рубцовым, В.И. Слобод-чиковым и др. «Программа развития столичного образования»
Георгий Петрович
Щедровицкий
(1929 - 1994)
фото с сайта www.fondgp.ru
Никита Глебович Алексеев (1932 - 2003) фото А. Обухова
Методологические основы исследовательской деятельности
Владимир Петрович Зинченко (1931 - 2014) фото А. Обухова
Нинель Понтелеевна Непомнящая
фото А. Обухова
и разработанная О.С. Анисимовым, А.А. Деркачем, А.К. Марковой, Р.Л. Кричесвским, И.Н. Семеновым, Ю.В. Синягиным и др. психолого-акмеологическая концепция оптимизации профессиональной деятельности и профессионального образования госслужащих, удостоенная в 2000 г. Премии Президента РФ в области образования.
Важно отметить, что именно междисциплинарное взаимодействие классической педагогической психологии творческого мышления и инновационной методологии проектирования образовательных систем привело на рубеже ХХ-ХХ1 вв. к формированию двуединого проектно-исследовательского подхода в системно-психологических изысканиях и педагогических разработках Н.Г. Алексеева, А.В. Леонтовича, Н.И. Непомнящей, А.Н. Поддьякова, В.В. Рубцова, И.Н. Семенова, В.И. Слобод-чикова и др. Другими прецедентами конструктивной реализации проектного подхода в человекознании являются разработка средствами инновационной методологии деятельности (Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин) системно-деятельностной эргономики (Н.Г. Алексеев, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, И.Н. Семенов, В.Д. Шадриков и др.) и субъектно-ориентирован-ной трактовки роли рефлексии в управлении (Н.Г. Алексеев, О.И. Генисаретский, В.А. Лефевр, В.Е. Лепский, В.А. Петровский, М.А. Розов, И.Н. Семенов и др.) и образовании (О.С. Аниси-мов, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, А.В. Карпов, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, А.А. Тюков и др.).
Концептуально-методологической особенностью развиваемого нами проектно-рефлексивного подхода к непрерывному личностно-ориентированному профессиональному образованию является акцент на использование - по принципу дополнительности - рефлексивно-психологического подхода для исследования субъектов образовательного процесса и его проектирования и управления в контексте интеллектуализации и гуманизации современного образования. Ибо именно социокультурная рефлексия организационно-методологически обеспечивает конструктивное взаимодействие исследования и проектирования педагогического процесса в инновационных образовательных системах. Перейдем к рассмотрению с позиций развиваемой нами с коллегами рефлексивной психологии, рефлеакмеологи и рефлепедагогики прецеденты рефлексивно-психологического исследования и рефлексивно-педагогического проектирования взаимодействия субъектов инновационного обучения и воспитания на всех ступенях непрерывного личностно-ориентированного образования -дошкольного, школьного, дополнительно-досугового, высшего, профессионально-дополнительного последипломного.
Семенов Игорь Никитович
Проектно-исследовательский подход реализуется здесь на материале изучения такой актуальной в современных социально-экономических условиях проблематике, как рефлексивное развитие человеческого капитала в инновационных образовательных системах средней и высшей школы. При этом человеческий капитал трактуется нами (И.Н. Семенов, 2006, 2009) с рефлексивно-психологических и акмеолого-педагогиче-ских позиций несколько шире, чем это традиционно рассматривается в социологической экономике. Ибо приносимая работником работодателю прибыль не только определяется экономическими условиями трудовой деятельности, но и во многом зависит от интеллектуально-личностных качеств ее субъектов, в особенности от их профессионально-знаниевых компетенций и рефлексивно-творческого потенциала как компонентов человеческого капитала. Именно творческий потенциал специалистов вкупе с профессиональными компетенциями могут реально обеспечить инновационное развитие общества, основанного на знаниях. Представленные здесь ниже прецеденты рефлексивно-психологической разработки и рефлексивно-педагогической реализации проектно-иссле-довательского подхода осуществлялись на различных опытно-экспериментальных площадках инновационного образования -школах и гимназиях, университетах и академиях.
Исходя из концептуальных позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества, первым прецедентом реализации проектно-рефлексивного подхода в образовании явилось изучение нами с Н.Г. Алексеевым, В.К. Зарецким, Н.Б. Ковалевой-Сазонтьевой, С.Ю. Степановым и др. рефлексивной регуляции творческого мышления (на материале экспериментального исследования дискурсивного поиска решения) и проектирование - с учетом установленных психологических закономерностей структурно-уров-невой организации и рефлексивно-личностной регуляции мыслительной деятельности - путей и способов развития у учащихся творческого мышления на материале формирования у школьников и студентов приемов продуктивного решения нестандартных «задач на соображение». Разработанные нами для этих теоретико-экспериментальных исследований системные методы (логико-психологического анализа текстов творческих задач, категориально-нормативного анализа мыслительной деятельности по их решению и структурно-функционального анализа дискурсивного процесса мышления) использовались нами не только для проектирования развития творческого мышления (путем формирования продуктивных приемов решения творческих задач), но и для дальнейшего
Виктор Иванович Слободчиков
фото А. Обухова
Виктор Кириллович Зарецкий
фото А. Обухова
Методологические основы исследовательской деятельности
Нататья Борисовна Ковалева
фото А. Обухова
Александр Владимирович Леонтович
фото А. Обухова
изучения интеллектуальной деятельности в процессах поиска и принятия решения, в т.ч. в управлении.
Вторым прецедентом явилось изучение нами с А.В. Со-ветовым специфики рефлексивной организации собственно проектировочного мышления на материале экспериментального исследования указанными системно-психологическими методами решения инженерами, конструкторами, эргономистами и дизайнерами (в сравнении с гуманитариями) проектно-творческих задач. С учетом экспериментально установленных и теоретически обобщенных закономерностей рефлексивности проектировочного мышления были разработаны и апробированы в специально спроектированном экспериментальном обучении программы профессиональной подготовки инженеров-конструкторов и эргономистов-дизайнеров путем формирования у них приемов решения проектно-творческих задач, что было описано в ряде публикаций.
Третьим прецедентом стало психолого-акмеологическое изучение нашими системными методами рефлексивной организации профессиональной деятельности современных управленцев (на материале решения ими различных проблемных задач в исследованиях с И.М. Войтик, С.В. Кузнецовым, О.И. Лаптевой, А.В. Лосевым) и проектирование модернизации различных компонентов системы их профессионального образования в Российской академии госслужбы (РАГС) и ее филиалах (в Брянске, Новосибирске, Орле, Сыктывкаре) с использованием рефлетехнологий игрорефлексики (И.Н. Семенов, 1990) и рефлепрактики (С.Ю. Степанов, 1990) в целях развития профессионального мастерства, рефлексивной компетентности (в исследованиях с И.В. Байер, О.А. Полищук, С.Ю. Степановым) и личностного роста (в работах с В.Г. Аникиной, Г.И. Давыдовой, О.Д. Ковшуро).
Четвертым прецедентом явилось социокультурное проектирование В.М. Дюковым с И.Н. Семеновым инновационного обучения учащихся разных возрастов (школьников, студентов, взрослых-профессионалов) решению экономических задач и принятию эффективных решений в условиях перехода к рыночной экономике. С учетом этого проектировалось и организовывалось инновационное обучение (с соответствующим рефлексивно-психологическим обеспечением) в Красноярском региональном образовательном центре в контексте гуманизации непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования.
Пятым прецедентом явилось социокультурное проектирование перехода от традиционного школьного обучения к инновационному гимназическому на материале экспериментальной площадки столичной гимназии № 1526 (ее директор
Семенов Игорь Никитович
член-корреспондент АПСН, Заслуженный учитель РФ Т.Г. Бол-дина и научный руководитель академик АПСН, профессор ГУ ВШЭ И.Н. Семенов). Здесь с позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики были разработаны и реализованы оригинальными рефлетехнологиями проекты, учебные планы, программы профессиональной переподготовки учителей и инновационного обучения школьников в контексте проводимого в стране процесса модернизации современной образовательной системы.
Шестым прецедентом стало проектирование В.М. Дюко-вым и И.Н. Семеновым модернизации в Красноярске системы инновационного дошкольного личностно-ориентированного образования и разработка учебно-методического комплекса из серии учебных и методических пособий по психолого-педагогическому обеспечению подготовки дошкольников к школьному обучению в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Седьмым прецедентом явилось психолого-педагогическое проектирование Н.Н. Костюковым модернизации высшего медицинского образования и обобщение с И.Н. Семеновым этого инновационного педагогического опыта с позиций про-ектно-развивающего (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов) и рефлексивно-психологического (Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов) подходов и его апробирование в процессе подготовки студентов и переподготовки врачей на экспериментальной площадке Российского государственного медицинского университета. Здесь были разработаны учебные планы, учебные программы и педагогические технологии формирования медицинских компетенций и профессионального самосознания студентов в процессе их инновационного профессионального образования. (При поддержке Гранта Научного Фонда НИУ ВШЭ 2012 г. ). CT
Литература:
1. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении //Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении /Отв. ред.-сост. И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина. М. ИРПТиГО. 2003 С. 51-65
2. Алексеев Н.Г., Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Слободчиков В.И. Программа развития столичного образования //Россия - 2010.
3. АлексеевН.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., ФоминаЛ.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. 2002. N 1. С. 24-33
4. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Швырев В.С. Философия образования// Высшее образование в России. 1996. N 3
5. Байер И.В., Семенов И.Н, Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионализма кадров управления. / Под ред. А.А. Деркача, Э.А. Манушина. М.: РАГС. 1997
Петр Яковлевич Гальперин
(1902 - 1988)
фото с сайта www.psy.msu.ru
Василий Васильевич Давыдов (1930 - 1998) фото с сайта www.dvv.interro.ru
Методологические основы исследовательской деятельности
6. Берулава М.Н., Семенов И.Н, Берулава Г.А. и др. Концепция и программа развития общеобразовательной школы. Сочи.: НОЦ РАО. 1998
7. Дюков В.М, Семенов И.Н. Социокультурный проект «Российский перд-приниматель» (опыт работы школ Красноярского края) //Школа будущего рождается сегодня. Международный проект «Россия - США: Образование для будущего». М.: РАО. 1995. с. 109 - 121
8. Дюков В.М., Семенов И.Н. Рефлексивно-деятельностное проектирование развития дошкольников в обновлении непрерывного образования //Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Материалы научной конференции. М.: РАО-АПСН-МПСИ. 2009
9. Кларин М.В., Семенов И.Н. (ред.). Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М.: РАО. 1995
10. Костюков Н.Н., Семенов И.Н. Междисциплинарное обеспечение модернизации профессионального образования: проектно-рефлексив-ный и развивающий подходы //Современные направления развития педагогической мысли и педагогики Е.И. Шварца. Материалы международной научно-практической конференции. Пермь: ПГПУ. 2009
11. Ладенко И.С., Семенов И.Н, Советов А.В. Рефлексивная организация проектировочного мышления. Новосибирск: НГУ. 1990
12. Пономарев Я.А., Семенов И.Н, Алексеев Н.Г. и др. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука. 1983
13. Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М. 1997
14. Семенов И.Н. Опыт экспериментального исследования интеллектуальной деятельности на материале решения творческих задач //Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 10 /Под ред. В.П.Зинченко. М. 1976
15. Семенов И.Н. Поликультурное образование как ключевое направление решения миграционных проблем //Известия АПСН. Вып. ХП. М. 2007
16. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука. 1982
17. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г., Непомнящая Н.И, Розин В.М. Педагогика и логика. М. 1968; М.: Касталь. 1993