Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ КАК ДРАЙВЕР ФИНАНСОВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ КАК ДРАЙВЕР ФИНАНСОВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфраструктурные облигации / фондовый актив / социально-экономическое развитие / государственно-частное партнѐрство / бюджетное финансирование / проектная деятельность / infrastructure bonds / stock asset / socio-economic development / public-private partnership / budget financing / project activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д Я. Родин, К Е. Шамрай, А С. Гришечкина

Актуальность исследования заключается поиске новых форм финансирования проектной деятельности в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз. Авторы ставят проблему эффективности использования инфраструктурных облигаций как одного из ключевых механизмов государственно-частного партнерства в России. В статье проанализированы механизмы использования инфраструктурных облигаций в реализации социально-экономических проектов на территории российских регионов. Представлена отечественная практика применения данных ценных бумаг в строительстве востребованных объектов современной инфраструктуры субъектов РФ. Рассмотрены преимущества и проблемные стороны диверсификации использования данных механизмов в реализации инфраструктурных проектов. Предложены направления, способствующие повышению эффективности применения инфраструктурных облигаций в инвестиционном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д Я. Родин, К Е. Шамрай, А С. Гришечкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE BONDS AS A DRIVER OF FINANCIAL INVESTMENT IN PROJECT ACTIVITIES

The relevance of the research lies in the search for new forms of financing project activities in the context of external and internal challenges and threats. The authors pose the problem of the effectiveness of using infrastructure bonds as one of the key mechanisms of public-private partnership in Russia. The article analyzes the mechanisms of using infrastructure bonds in the implementation of socio-economic projects in the Russian regions. The article presents the domestic practice of using these securities in the construction of demanded objects of modern infrastructure of the subjects of the Russian Federation. The advantages and problematic aspects of diversifying the use of these mechanisms in the implementation of infrastructure projects are considered. The directions that contribute to improving the efficiency of the use of infrastructure bonds in the investment process are proposed.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ КАК ДРАЙВЕР ФИНАНСОВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рисунок 2 - Динамика начислений и поступлений налога на прибыль организации в Российской Федерации, тыс. руб.

Таким образом, резюмируя, можно заключить, на примере налоговой политики Российской Федерации в 2023 г. доказано, что протекционизм является только одним из эффективных стимулов экономического роста, способствующий увеличению оборотов и выручки отечественного производства. Государство должно применять налоговый протекционизм для защиты и развития национальных отраслей экономики, что является особенно актуальным в условиях международной конкуренции и санкций, когда местные производители могут столкнуться с трудностями из-за недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний. Таким образом, применение протекционизма способствует укреплению экономической независимости страны и улучшению ее социально-экономического положения.

Источники:

1. Левшукова, О.А. Совершенствование подходов к налоговому контролю при налогообложении доходов физических лиц / О.А. Левшукова // В сборнике: итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. 2018. С. 493-494.

2. Крапивин К.П. Возможности и ограничения реализации политики импортозамещения: обобщение опыта латиноамериканских, европейских и азиатских стран / Крапивин К.П. // Финансовые рынки и банки. 2023. №5. С. 394-404.

3. Полинская, М. В. Анализ динамики налоговых льгот по специальным налоговым режимам, оценка их эффективности / М. В. Полинская, К. С. Балюкова, П. И. Псалом // Вестник Академии знаний. - 2022. - №> 51(4). - С. 434-442.

4. Полинская, М. В. Налоговые инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / М. В. Полинская. - Краснодар : Издательство "Магарин Олег Григорьевич", 2023. - 100 с. - ISBN 978-5-907663-46-6.

5. Полинская М.В., Колесникова К.В. Эффективность налоговых механизмов решения экономических проблем РФ // Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Краснодар. - 2021. - С. 141-144.

6. Российский статистический ежегодник. 2023: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2023 - 701 с.

7. Степанова А.А. Реформация налоговой системы РФ: компьютеризация и программные комплексы // Вестник науки. 2024. N°2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformatsiya-nalogovoy-sistemy-rf-k;ompyuterizatsiya-i-programmnye-kompleksy (дата обращения: 20.05.2024).

8. РИА Новости (Официальный сайт) Глава "Опоры России" призвал зафиксировать параметры налоговой системы URL: https://ria.ru/20240520/nalogi-1947217720.html (дата обращения: 20.05.2024).

EDN: RULISH

Д.Я. Родин - д.э.н. доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

D.Ya. Rodin - Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Monetary Circulation and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

К.Е. Шамрай - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

K.E. Shamray - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

А.С. Гришечкина - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.S. Grishechkina - student of the Faculty of Economics of the Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ КАК ДРАЙВЕР ФИНАНСОВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ INFRASTRUCTURE BONDS AS A DRIVER OF FINANCIAL INVESTMENT IN PROJECT ACTIVITIES

Аннотация. Актуальность исследования заключается поиске новых форм финансирования проектной деятельности в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз. Авторы ставят проблему эффективности использования инфраструктурных облигаций как одного из ключевых механизмов государственно-частного партнерства в России. В статье проанализированы механизмы использования инфраструктурных облигаций в реализации социально-экономических проектов на территории российских регионов. Представлена отечественная практика применения данных ценных бумаг в строительстве востребованных объектов современной инфраструктуры субъектов РФ. Рассмотрены преимущества и проблемные стороны диверсификации использования данных механизмов в реализации инфраструктурных проектов. Предложены направления, способствующие повышению эффективности применения инфраструктурных облигаций в инвестиционном процессе.

Absrtract. The relevance of the research lies in the search for new forms of financing project activities in the context of external and internal challenges and threats. The authors pose the problem of the effectiveness of using infrastructure bonds as one of the key mechanisms of public-private partnership in Russia. The article analyzes the mechanisms of using infrastructure bonds in the implementation of socio-economic projects in the Russian regions. The article presents the domestic practice of using these securities in the construction of demanded objects of modern infrastructure of the subjects of the Russian Federation. The advantages and problematic aspects of diversifying the use of these mechanisms in the implementation of infrastructure projects are considered. The directions that contribute to improving the efficiency of the use of infrastructure bonds in the investment process are proposed.

Ключевые слова: инфраструктурные облигации, фондовый актив, социально-экономическое развитие, государственно-частное партнёрство, бюджетное финансирование, проектная деятельность.

Keywords: infrastructure bonds, stock asset, socio-economic development, public-private partnership, budget financing, project activities.

В условиях беспрецедентного санкционного давления, трансформации мировых товарных рынков, дезорганизации логистических цепочек и запрета на финансовую деятельность иностранного капитала ряда стран на территории Российской Федерации существует острая необходимость поиска новых возможностей для диверсификации российского бизнеса. Отечественная экономика столкнулась с новой системой вызовов и угроз, которая оказывает негативное влияние на макроэкономическую систему в целом, тем самым ослабляя инвестиционный климат. Под инвестиционным климатом прежде всего понимают совокупность экономических, социальных и правовых факторов, определяющих привлекательность страны для потенциальных инвесторов. К ухудшению инвестиционной привлекательности приводят всевозможные риски, обусловленные социальной напряжённостью в обществе, эскалацией военных конфликтов, изменением в законодательстве и налоговыми реформами. Раскручивание инфляционной спирали и как следствие проведение жёсткой денежно-кредитной политики ЦБ лишает бизнес доступа к дешевым кредитам, оборотному капиталу.

В этих условиях наряду с банковским кредитованием формами бюджетного финансирования значимую роль играют и инструменты фондового рынка, которые являются драйвером развития проектной деятельности в РФ. Российский фондовый рынок несмотря на свою молодость, тесно связан с политикой и мировой экономикой, где прямо или косвенно отражаются на стоимости активов [10]. Ключевая задача проектной деятельности заключается в разработке и создании государственных проектов, направленных на достижение национальных целей, проведение социально-ориентированной политики, которая является неотъемлемым элементом улучшения уровня и качества жизни граждан.

Наиболее целесообразным и перспективным механизмом проведения социально-ориентированной политики является развитие системы государственно-частного партнёрства (ГЧП). Государственно-частное партнёрство представляет собой систему реализации инвестиционных проектов на взаимовыгодных условиях как для бизнеса, так и для государства. В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрены 2 формы ГЧП:

1. Концессионные соглашения.

2. Соглашения о государственно-частном партнерстве (СГЧП), соглашения о муниципально-частном партнерстве (СМЧП).

Согласно концессионному соглашению бизнес в течение определённого времени получает право эксплуатировать государственные объекты для коммерческого производства товаров и услуг. При этом право собственности на объект всегда сохраняется за государством. В рамках СГЧП И СМЧП право собственности на объект гражданской инфраструктуры возникает у частного партнёра. Следует отметить, что классификация форм ГЧП по Л. Шарингеру включает 5 моделей, что представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Функционирующие модели государственно-частного партнёрства (визуализирована авторами [6])

Модель Характеристика Финансирование Собственность Управление

Оператора Четкое разделение ответственности между партнёрами Частное Смешанная Частное

Кооперации Неточное определение услуг Смешанное Смешанная Смешанное

Концессии Длительный срок реализации проектов. Передача прав собственности исключается Смешанное Государственная Смешанное

Договорная Инвестиции ориентированы на снижение трансакцион-ных издержек Частное Смешанная Частное

Финансового Лизинга При строительстве общественных зданий Смешанное Частная Смешанное

Следовательно, любая модель ГЧП требует привлечение частных источников финансирования, особенно в современных реалиях, сопровождающихся дефицитом государственного бюджета, который сужает горизонт планирования национальных проектов. Динамика инвестиций ГЧП на национальном рынке капитала представлена на рисунке 1.

2018ГОД 1019 год 2020ГОД 2421 гол 2022ГОД 2023™

™ OoiDRR Объём ииеестнпнй Члстяые jnTIfCTBDBB -ЛнПМПТЯЯ (ОЙШПН ООЫ Ч пRF,r rTil-|.;iin

Рисунок 1 - Инвестиции государственно-частного партнёрства национальную экономику, млрд. руб. [1]

Анализируя информационные потоки рисунка 1, можно отметить, что совокупный объём инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства имеет широкий диапазон колебаний от 231,7 млрд. руб. до 742,2 млрд. руб. Наибольший размах этого показателя наблюдался в 2018 г., в котором наибольшую долю в 91,40 % составляют частные инвестиции. В 2022 г. объём общих инвестиций был минимальным за период 2018-2023 гг. Прежде всего данная отрицательная динамика обусловлена дефицитом государственного бюджета по итогам года, который составил 3,3 трлн. руб. По итогам 2023 г. объём инвестиций составил 720 млрд руб., что является наилучшим результатом относительно параметров предшествующих четырех лет. При этом отмечается рост доли частных инвестиций в 2023 г. до 65,25 %.

Приоритетным направлением современной проектной деятельности является её социальная ориентированность. На рисунке 2 представлена отраслевая структура проектов.

■ Благоустройство общественных пространств

Рисунок 2 - Отраслевая структура финансового обеспечения проектной деятельности

посредством механизмов ГЧП [11]

Анализируя данные рисунка 2, можно сделать вывод, что по итогам 2023 г. наибольшее количество проектов численностью 2777 единиц функционирует в сфере ЖКХ и городской среды, что составляет 79,12 % от общего количества. В тоже время практически отсутствуют проекты в сфере социальной защиты, которые составляют менее 0,5 %. На рисунке 3 авторами проведен анализ проектной деятельности ГЧП по источникам финансирования.

Рисунок 3 - Источники финансирования проектов ГЧП в России в 2023 г., млрд. руб. [11]

Анализируя информационные потоки рисунка 3, отмечаем, что приоритетным направлением с точки зрения инвестиционной активности является транспортно-логистическая сфера. Инвестиции в данную отрасль по итогам 2023 г. составили 2 678,3 млрд. руб., из которых доля частных и государственных инвестиций достигла отметки 62,28 % и 37,72 % соответственно. Наблюдается низкий объём вложений в здравоохранение, социальную защиту и образование, и науку, что несёт за собой серьёзные структурные риски социально-экономической безопасности государства.

Вместе с тем поиск новых механизмов расширения бизнеса за счет привлечения дополнительного капитала представляется весьма востребованным для научного теоретического и практического анализа. Внешнеэкономические санкции оказывают влияние на трансформацию финансового рынка, который испытывает давление и вынужден замедлять интенсивность своей деятельности (рис.1) [5]. Особенно в тяжелом положении находятся предприятия торговли, АПК и строительной индустрии, так как их деятельность напрямую зависит от заемного финансирования [2].

Как отражают информационные потоки рисунка 4, воздействие санкционного давления задаёт новый тренд в формировании новых инструментов инвестирования, среди которых наибольшую значимость имеют инфраструктурные облигации (далее - ИО). По своей экономической природе ИО являются инструментом долгового финансирования портфельных инвестиций по созданию реальных инфраструктурных объектов, обращающихся в виде ценных бумаг. Атрибутивными характеристиками инфраструктурных облигаций являются: эмиссионный процесс; целевое назначение; поддержание ликвидности их обращения.

Рисунок 4 - Воздействие внешнеэкономических санкций на финансовый рынок

Основными бенефициарами программ выпуска инфраструктурных облигаций выступают регионы и муниципальные образования. Данный вид ценных бумаг позволяет привлечь дополнительные средства для строительства или модернизации объектов изношенной инфраструктуры, строительства новых дорог, улучшение состояния объектов социальной и инженерной сфер [9]. Схема обращения инфраструктурных облигаций представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Механизм реализации инфраструктурных облигаций в России

(Составлено авторами с использованием источника [3])

Следовательно, СОПФ (специализированное общество проектного финансирования), предназначенное для финансирование долгосрочных инвестиционных проектов путем приобретения денежных требований по обязательствам, выдаёт заем дочернему хозяйственному обществу Субъекта РФ. В дальнейшем происходит либо самостоятельное строительство, либо при помощи застройщика (частного бизнеса) с выдачей займа на строительство инфраструктуры.

Основными преимуществами финансирования ИО как способа инвестирования в ценные бумаги являются следующие:

- высокий уровень надежности, т.к. в основном эмитентом выступает государство, определен единый оператор реализации проектов с инфраструктурными облигациями - «ДОМ.РФ»;

- использование процентной ставки, которая является более низкой в сравнении с аналогичными параметрами кредитного рынка;

- наличие постоянного дивидендного потока на всем протяжении строительства объекта и его эксплуатации;

- проявлении социального эффекта, заключающегося в развитии институциональной инфраструктуры, мобильности трудовых ресурсов, что приводит к повышению качество жизни на территориях опережающего роста. По данным проектам строятся платные скоростные дороги, мосты и другие необходимые элементы современной инфраструктуры.

Региональные и муниципальные власти заинтересованы в применении данных финансовых инструментов, снижении бюджетной нагрузки за счет привлечения дополнительные финансовые средства. Ключевые параметры использования механизма обращения инфраструктурных облигаций в сфере жилищного строительства представлены на рисунке 2 [4].

Как следует из информационного потока рисунка 6, объемы привлечения средств посредством ИО достаточно велики. Данный механизм рассматривается как инновационный и эффективный для реализации новых проектов на территории регионов. Следует отметить, инфраструктурные облигации предполагают долгосрочную стратегию развития объектов социальной инфраструктуры.

Рисунок 6 - Объемы и контрольные показатели механизма использования инфраструктурных облигаций в отрасли жилищного строительства[4]

Общий объём финансирования проектов ГЧП при помощи использования инфраструктурных облигаций составляет до конца 2024 года порядка 150 млрд. руб. Размещения инфраструктурных облигаций за период 2021-2023 гг. имеет неоднородную динамику. В 2021 г. объём выпуска составил 20 млрд. руб., в 2022 г. - 25 млрд. руб., в 2023 г. - 15 млрд. руб.

Конкурентное преимущество инфраструктурных облигаций для инвесторов - переход собственности на определённый срок в рамках концессионного соглашения, польза для государства - низкая ставка доходности, что позволяет рационально использовать бюджетные средства в условиях жёстких ограничений в связи со сложившимся дефицитом. На сегодняшний момент рыночная ставка привлечения инфраструктурных облигаций составляет 5,75-6,25 %, а с учётом налоговых льгот ставка составляет 2,5-3,0 %.

Таблица 2 - Практический опыт применения инфраструктурных облигаций в сфере промышленного строительства [8]

Наименование проекта Компания (холдинг), реализующая проект = инициатор Отрасль, в которой реализуется проект Субъект РФ Общая сумма инвестиций, млн. руб. Период реализации проекта

Медицинский кластер «Академический» ГК «КОРТРОС» Здравоохранение Свердловская Область 32 000 2022-2030

ТЛЦ « Екатеринбург» Правительство Свердловской области Транспорт и логистика Свердловская область 14 700 2020-2035

Кампус НГУ Правительство Новосибирской области Наука и образование Новосибирская область 11 400 2022-2025

ЖК в Тюмени ДОМ РФ Строительство Тюменская область 810 2022-2032

Канатная дорога через Оку ГК «Урбантех» Транспорт Новгородская область 4 300 2023-2025

Как следует из данных таблицы 2 исследуемый вид долговых ценных бумаг наиболее реалистичен в сфере источника финансирования социально-экономического развития регионов. Следует отметить, что инфраструктурные облигации позволяют региональным властям регулировать бюджетную нагрузку, способствуют результативному хозяйствованию, управлению материальными и финансовыми ресурсами. Одним из значимых проектов данного источника финансирования является строительство медицинского кластера «Академический» в г. Екатеринбург, который будет способствовать повышению доступности медицинских услуг для всех групп населения, повышению качества проведения научных исследований в области фармакологии. Сметная стоимость данного объекта составит порядка 32 млрд руб, из которых уже освоено 3,5 млрд. Терминальный логистический центр (ТЛЦ) «Екатеринбург» планируют вывести на проектную мощность до 2035 года, стоимость объекта составит 14,7 млрд. руб. ТЛЦ позволит расширить рынки сбыта, сэкономить на транспортных перевозках. Кампус мирового уровня Новосибирского Госуарственного университета является одним из приоритетных объектов в рамках национального проекта «Наука и университеты». Проект включает строительство новых учебных корпусов, научно-исследовательских центров, комплекса общежитий для студентов. Данный объект призван дать новый виток развития научной деятельности в регионе. Кампус НГУ планирует ввести в эксплуатацию в 2025 г., стоимость проекта составила 11, 4 млрд. руб. В Тюмени при поддержке АО «ДОМ РФ» осуществляется строительство жилого комплекса для более чем 8 500 семей. Данный объект направлен на улучшение жилищных условий в области, поддержке молодых семей, как одного из инструментов осуществления демографической политики государства. Проект планирует полностью ввести в эксплуатацию в 2032 г., его стоимость 810 млн. руб.

Наряду с конкурентными преимуществами финансового обеспечения экономического роста через ИО, можно выделить негативное воздействие финансовых и рыночных рисков. К числу наиболее значимых данных рисков относят - риск снижения денежных потоков; негативное влияние которого отражается на величине прибыли, которая ниже уровня от операций с другими ценными бумагами, а также увеличения срока окупаемости. Проектные риски обусловлены тем, что при реализации проекта возможно увеличение его стоимости, наличие административных и бюрократических издержек.

В контексте влияния данных факторов риска ЦБ проводит протекционистскую политику в разработке управленческих стратегий в условиях внешнего санкционного давления. На основании проведённых исследо-

ваний, авторами предложены мероприятия по улучшению результативности обращения инфраструктурных облигаций в социально-экономическом развитии:

1) внедрение налоговых льгот и каникул для институциональных инвесторов в данные инфраструктурные облигации, что повысит их привлекательность, а также стабильность внешних источников инвестиционных проектов;

2) расширение поля использования инфраструктурных облигаций в сфере финансовых технологий и информационной экономики;

3) при помощи агентств «АКРА» и «РА Эксперт» проводить регулярные процедуры присвоения кредитных рейтингов всем инфраструктурным облигациям, что способствует снижению рыночных рисков для инвесторов.

Практическое внедрение, предложенных мероприятий, позволит реализовать инновационную составляющую проектной деятельности и поддержание социального предпринимательства в российских регионах через привлечения дополнительных инвестиций для строительства инфраструктурных объектов.

Источники:

1. В.Э Ревина. Анализ механизма государственно-частного партнёрства на примере детских садов/ Ревина В.Э.// Научный журнал « Бизнес и общество» № 2( 42). 2024 г.

2. Ворошилова И.В. Влияние кризисных явлений на модернизацию финансирования реального сектора региональной экономики / И.В. Ворошилова, Д.Я. Родин// Финансы и кредит. - 2009. - № 5(341). - С. 64-70.- EDN JVWSIV.

3. Дом РФ. Концепция социальных облигаций ООО « СОПФ « Инфраструктурные облигации». Протокол 07.09.2021 г.№ 6/42.

4. Дом РФ[ Электронный доступ].- Режим доступа: // https://дом.рф

5. Инвестиции в России [ Электронный ресурс] .-Режим доступа:https://procenty-po-vkladam.ru/investitsii-v-rossii-2022.

6. Исаев Н.В. Проблема классификации форм государственно-частного партнерства / Исаев Н.В.// Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 1. 2020 г. с. 134.

7. Основные направления развития финансового рынка РФ на 2024-2026 г.г.[Электронный доступ].- Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/155957/onrir_2024-26.pdf.

8. РБК. Ключевые объекты медицинского кластера. [ Электронный доступ]. - Режим доступа: https://ekb.rbc.ru/ekb/freenews/ 665569cd9a79473039e3e1af.

9. Риски и возможности развития регионов России в условиях санкционного давления / Под ред. д-ра экон. наук Ю. Г. Лавриковой/ — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2022.

10. Родин Д.Я. Стратегии управления портфелем ценных бумаг / Д.Я. Родин, А.Б. Паршин, К.И. Терпицкая // Вестник Академии знаний.- 2022.- № 50 (3).- С. 455-464.- EDN ACXHXB.

11. Центр ГЧП. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2023 года. Аналитический дайджест. 2023 г. с. 14.

EDN: MLOOMC

Н.В. Фалина - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

N.V. Falina - candidate of economic sciences, associate professor, Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

А.А. Макарова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.A. Makarova - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

П.А Тарабанова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

P.A. Tarabanova - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК MAIN TRENDS AND STRATEGIC PRIORITIES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY

Аннотация. В работе отмечено, что успешное функционирование агарной сферы стимулирует рост инновационных разработок и введение в эксплуатацию сельскохозяйственной техники с применением инновационных технологий. Отмечено, что на инновационное развитие АПК осуществляется как в условиях поддержки государства, так и в условиях частного партнёрства. Внимание со стороны государства с каждым годом увеличивается. В условиях обеспечения долгосрочного развития агропромышленного комплекса, для сокращения импорта сельскохозяйственной продукции, разнообразия направлений экспорта, цифровой трансформации опирается на элементы стратегического планирования. Прогнозные показатели развития АПК России указывают на ожидаемое улучшение показателей в сельском хозяйстве страны, включая цифровизацию и повышение эффективности производства. В агропромышленном комплексе прогнозируется внедрение новых отечественных технологий, которые сократят поставку зарубежной техники и технологий, что приведет к поддержке отечественного производителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The paper notes that the successful functioning of the agar sector stimulates the growth of innovative developments and the commissioning of agricultural machinery using innovative technologies. It is noted that the innovative development of the agro-industrial complex is carried out both in terms of state support and in terms of private partnership. The attention from the state is increasing every year. In terms of ensuring the long-term development of the agro-industrial complex, in order to reduce imports of agricultural products, a variety of export directions, digital transformation relies on elements of strategic planning. The forecast indicators of the development of the Russian agro-industrial complex indicate the expected improvement in the country's agriculture, including digitalization and increased production efficiency. The agro-industrial complex is projected to introduce new domestic technologies that will reduce the supply of foreign equipment and technologies, which will lead to the support of the domestic manufacturer.

Ключевые слова: инновации, агропромышленный сектор, финансирование, государственная программа, целевые показатели.

Keywords: innovations, agro-industrial sector, financing, government program, targets.

В свете глобальных экономических тенденций, усилившегося с 2022 года внешнего геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, осно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.