Научная статья на тему 'Инфраструктурные изменения рынка страховых услуг'

Инфраструктурные изменения рынка страховых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные изменения рынка страховых услуг»

РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЫНКА

СТРАХОВЫХ УСЛУГ

В.М. ЖЕЛТОНОСОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и финансов Кубанского государственного университета

П.Г. МАРТЫНЕНКО сотрудник НИЧ Кубанского государственного университета

(г. Краснодар)

Сегодня во всем мировом экономическом хозяйстве происходят глобальные изменения, связанные с новейшими технологиями. Особое место в финансовой инфраструктуре занимает Интернет. Не осталось в стороне от этого процесса и страхование.

Некоторые страховщики рассматривают Ин-тернет-страхование лишь со стороны маркетинга, а не как реальный канал сбыта. Вот как это комментирует О.И. Бирючев, работник САО «Росгосстрах-Подмосковье»: «Однако вряд ли стоит серьезно говорить о влиянии всемирной паутины на страхование, ибо Интернет-страхование влияет или будет влиять лишь на маркетинговую политику страховых компаний, а не на собственно страхование. В самом деле, в свое время появление и распространение телефона не оказало серьезного влияния на само страхование. Более того, это эпохальное в свое время событие не затронуло серьезным образом и институт страховых агентов»1.

На взгляд авторов, данный подход не раскрывает всей сути происходящего в инфраструктурном обеспечении рынка страховых услуг. Прежде всего это касается Интернет-услуг, связанных с проявлением современных рыночных финан-

1 Бирючев О. И. Страхование: пути развития// Финансы. 2000. № 12. С. 59-63.

1 Интернет-страхование набирает обороты // http:// internet.ru/lentanews/9934 l.esp.

3 Шмидт М. Рынок финансовых Интернет-услуг // http:// www.internetfinance.ru/publications/read/5 8 .stm.

совых отношений, обуслоатенных наличием внутренних взаимосвязей рынка финансовых услуг с информационными технологиями. Эти связи выступают единой основой в применении финансовыми институтами инноваций, в том числе работающими.

Интернет-страхование — это сегмент финансового рынка, экстраполирующий в процессе использования Интернет-технологий, выраженных на первом этапе в виртуальном общении клиента со страховой компанией (непосредственно через ее сайт), в дальнейшем предполагающий выбор нужного продукта страхования и в последующем - текущего обслуживания и получения страхового возмещения от организации.

Началом применения Интернет-страхования в России можно считать 30 ноября 1999 г., когда «Группа Ренессанс Страхование» приступила к реализации «RENFNS.COM - страхование on-line». До этого ряд сайтов, начиная, выполняли представительскую функцию и являлись электронной визиткой, в которой были перечислены контактные данные страховой компании, имеющиеся у нее лицензии, реже - даны краткие характеристики продаваемых продуктов2.

Перспективы развития Интернет-страхования в России очевидны. Как отметил М. Шмидт3, эти перспективы, связанные с тем, что рынок страховых услуг достаточно емок и крупнейшие участники рынка располагают сайтами, которые предоставляют пользователям возможность совершения покупок в режиме of-line с предложением

заполнить анкету в E-mail, оставить контактный телефон и т.п. То, что эта деятельность успешна, согласно мнению автора, подтверждает то, что «Группой Ренессанс Страхование» был создан виртуальный офис с возможностью совершения сделок в режиме on-line. Таким образом, был осуществлен первый и очень существенный шаг в широкомасштабной компании на рынке современных технологий.

По ряду оценок, суммарный объем страховых премий, собранных российскими страховщиками через предоставление услуг в сети Интернет, к 2005 г. может достичь 1-2% от общей суммы страховых сборов на территории России4. В 2000 г. компаниями, предоставляющими Интернет-услуги, собрано через Интернет 1 млн дол. США страховой премии, что не превышает 1% всех сборов на страховом рынке России. В 2001 г. страховые компании оказали через Интернет страховых услуг более чем на 2 млн дол. США. Хотя это составляет всего 0,02% от всей собранной премии, для рынка, которому всего два года от роду, это не такой плохой результат.

По оценке специалистов «Группы Ренессанс Страхование», емкость рынка Интернет-страхо-вания в России в 2002 г. составила около 3,5 млн дол. США. Положительная динамика в 2003 г. сохранится, и емкость рынка Интернет-страхова-ния вырастет до 5 млн дол. США5.

Таблица 1

Развитие рынка Интернет-страхования в России

Год 2000 2001 2002 2003

Собранные премии в Интернете, млн. дся. 1 2 3,5 =4,5-5

Численность российской аудитории в Интернете, тыс. чел.* 3 400 4 200 5 100 =7 500

* Источник: http://www.comcon-2.com

Данные табл. 1 свидетельствуют о бурном росте Интернет-страхования и о колоссальном увеличении заинтересованности населения во всемирной информационной сети. Дело в том, что происходит резкое удешевление Интернет-ресур-сов (стоимость пересылки одного гигабайта информации с 1970 по 2000 г. снизилась в 1,25 млн

4 Страховая премия российских страховщиков от операций через Интернет к 2005 г. может достичь 1-2% от всех страховых сборов //Дайджест-финансы. 2001. № 3.

s Интернет-страхование набирает обороты // http:// internet .ru/lentanews/99341. esp.

6 http://www.pragmas.ru.

раз). И те компании, которые понимают важность нового сегмента финансового рынка, станут опережающими в деле внедрения новых финансовых технологий.

На основе данных компании «Прагмас-го-ризонт»6, осуществляющей профессиональную брокерскую деятельность на рынке страховых услуг, о компаниях, имеющих представительства в сети Интернет, авторами выполнены группировки страховых компаний по степени их участия в системе финансовых Интернет-услуг. Все представленные Интернет-сайты можно разделить на 4 группы.

К первой группе относятся сайты компаний, которые не открылись, видимо, в связи, с не очень качественной разработкой программистов и ошибками во всемирной информационной сети. Чтобы не заниматься антирекламой и дать шанс этим компаниям в дальнейшем проявить себя с лучшей стороны в непростом начинании, мы не будем их называть.

Ко второй группе можно отнести сайты, находящиеся на реконструкции: Жива, Наста-Ро-текс, ОАО «Страховая Компания «Москва», СО-ГАЗ. Надеемся, что после реконструкции эти компании наберут высокие рейтинги.

К третьей группе принадлежат сайты, которые выполняют информационную функцию, — показан перечень услуг компаний, место нахождения, но не совершаются собственно on-line продажи, максимум можно написать на почтовый ящик письмо: AIG LIFE, Аура, Балва (хотя написано, что из Санкт-Петербурга, на самом деле офис находится в Латвии), Дина, Инкасстрах, Русь, Северная Казна, Цюрих-Русь и другие компании.

Четвертая ipynna включает сайты, при помощи которых можно осуществить сделку. Вот наиболее крупные из них: Авикос, Альфастрахова-ние, Ариадна, ВСК, РЕСО-Гарантия, Гефест, Ренессанс-Страхование, ГУТА-Страхование, Интер-рос-Согласие, Ингосстрах, КАНЭ, Промышленно-страховая компания, РОСНО, Спасские ворота, Стандарт-Резерв, Энергогарант и другие.

Например, на сайте Ингосстраха наряду с рекламной информацией возможно получение страховых полисов по следующим видам: страхование имущества городских и загородных строений, гражданской ответственности; страхование выезжающих за рубеж и путешествующих по России; страхование автогражданской ответственности; страхование средств транспорта, гражданской ответственности и мест в средстве транспорта. Основу для Интернет-ресурсов Ингосстраха составляет информационная система, созданная сотрудниками страховой компании с

использованием программных продуктов Oracle и Borland. Она позволяет централизованно хранить все договоры и работать со всеми видами страхования. При покупке в сети Интернет предусмотрена скидка - 5-10%.

Развитие рынка Интер!

В обобщенном виде классификация видов Интернет-страхования в разрезе российских компаний представлена в табл. 2. Суть этой классификации состоит в том, что большинство российских компаний практически могут оказывать

Таблица 2

-страхования в России

Страховые компании Web - сайт Виды страховых услуг Скидки при покупке полиса в Интернете

личное имущественное грузов ответственности обязательное

Авикос www.avicos.ru - - есть - выезжающих за рубеж и путешествующих 5%

Альфастрахование www.alfastrah.ru от несчастного случая; медицинскому; накопительному страх, жизни им-ва юридич. лица; домашнего им-ва; дома/дачи; страхованию квартиры - - автострахование 10%

Ариадна www.ariadna-sk.ru медицинское; по программе "Помощь в трудную минуту" по программе "Защита дома" - - выезжающих за рубеж нет

АСК-Петербург www.ask-petersburg.com - - - автогражданской - нет

век www.vsk.ru жизни строений, квартир, отделки помещений; строительно-монтажных рисков; им-ва юридич. лиц; сотрудников частных охранных предприятий есть владельца жилого помещения; нотариусов; риэлторов; аудиторов; оценщиков - нет

Гефест www.gefest.ru/ от несчастного случая; профессиональная ответственность строителей - - автогражданской - нет

ГУТА- Страхование www.gutains.ru/ - - - - автострахование нет

Ингосстрах www.ingos.ru - городских и загородных строений; средств транспорта - гражданской; автогражданской; мест в средстве транспорта выезжающих за рубеж и путешествующих по России 5-10%

Интеррос-Согласие www.soglasie.ru - жилых помещений; личного имущества и строений - гражданской ответственности автовладельца автотранспорта; выезжающих за рубеж нет

КАНЭ www.kane.ru от несчастных случаев; медицинскому; жизни имущества - - автострахование; выезжающих за рубеж нет

Промышленно-страховая компания (сейчас - Ни-койл) www.iic.ru жизнь, здоровье квартиру, дачу, имущество, гараж, машину, семью, детей, финансы - - отдых, командировку ! Нет

Ренессанс-Страхование www.renins.com медицинскому; страхованию жизни; от несчастных случаев есть судов и грузов - автотранспорта; граждан во время деловых, частных и туристических поездок 5-10%

РЕСО-Гарантия www.reso.ru - квартир "Домовой"; индивидуальных жилых строений "Загородный дом" - КАСКО; гражданской ответственности автовладельца; "Зеленая карта" горнолыжников; в СНГ, странах Балтии и России 5%

РОСНО www.rosno.ru от несчастных случаев; медицинское страхование; ДМС -стоматология, мед-экспресс домашнего им-ва; квартир и внутренней отделки; дачных строений; мобильных телефонов; компьютеров - автогражданской; гражданской ответственности квартиросъемщика автострахование; выезжающих за рубеж; путешествующих по России и СНГ; "Зеленая карта" 5-12%

Спасские Ворота www.svinsurance.ru медицинское; от несчастных случаев имущества граждан - гражданской ответственности автовладельцев при поездках за рубеж 5%

Стандарт-Резерв www.st-rez.ru медицинское; от несчастных случаев сделок с недвижимостью; дайверов - автогражданской авгострахование; туристов 5-10%

УРАЛ-АИЛ http: //ural-ail.freeservers.com от несчастного случая домашнего имущества - гражданской ответственности автовладельцев - нет

Энергогарант www.energogarant.r u - - - - для выезжающих за рубеж; авто-страхование нет

основные виды страховых услуг, используя сетевые коммуникации глобального характера.

Страховые компании не только действуют самостоятельно в непростом начинании, но и объединяются в совместные Интернет-проекты.

Компания ОАО «РОСНО» реализует проект по внедрению новых компьютерных технологий по страхованию гостиничных предприятий. А. Ка-уров считает, что с помощью этого портала пользователь глобальной сети может выбрать наиболее подходящий ему отель и найти нужную информацию относительно пребывания в Москве, также прорабатывается возможность внедрения системы онлайнового бронирования гостиничных номеров. Также РОСНО имеет лицензию на оказание услуг по страхованию от преступлений в сфере компьютерной информации и электронных средств связи. При помощи этого можно застраховать информационные ресурсы и системы в целом, отдельные аппаратные и программные составляющие серверы, сетевые устройства, рабочие станции, компьютерную информацию от несанкционированной модификации, блокирования и уничтожения в результате различных противоправных действий7.

«Группа Ренессанс Страхование» создала несколько Интернет-проектов.

1. Health.renins.com, посвященный добровольному медицинскому страхованию («Малыш» и «Здоровый ребенок», «Медицинский адвокат» и «Семейный врач», «Радуга здоровья», «Доверенный врач»; «Поликлиника»).

2. 528-проект Travel.Renins.com, комплексная программа для туристических компаний по страхованию через Интернет туристов, выезжающих за рубеж.

15 декабря 2000 г. после длительной паузы, связанной с реконструкцией и сменой концепции, начал работу новый вариант сайта «Всероссийского союза страховщиков»8. Старая версия, открытая еще в 1998 г., представляла собой исключительно информационный ресурс. Как рассказал советник ВСС В. Балог, благодаря сайту страховые компании, входящие в состав союза, могут проводить интернет-конференции, посвя-

7 Кауров А. Интернет-революция на рынке страхования // Отель. 2001. № 9.

8 http://www.ins-union.ru.

9 «Всероссийский союз страховщиков» возобновил активность в Интернете // http://internet.ru/lentanews/n_ux02.esp.

10Страховщиков собрали воедино в сети // http://internet.ru/ lenta news/n_ho52. esp.

11 Страхование в сети Интернет: возможности и перспективы. Сб. статей / Под ред. А.Б. Знаменского, К.А. Байкова. -СПб.: Представительство ВСС в СЗФО, 2001.

щенные готовящимся законам о страховом бизнесе9. В организацию «Всероссийского союза страховщиков» входят практически все страховые компании России.

Страховая брокерская компания ООО «Страховой Сервис» запустила Интернет-проект «Страховая биржа Онлайн» с участием шести крупнейших страховых компаний России: Ингосстрах, РЕСО-Гарантия, Спасские Ворота, Альфастрахо-вание, Ренессанс-Страхование, страховая группа «Согласие».

Новинкой данного проекта, как заявляет www.mternet.ru, является сервис «Виртуальный брокер», который позволяет любому пользователю Интернет, зарегистрировавшись на ресурсе, в режиме on-line приобретать полисы для третьих лиц и с каждого проданного полиса получать определенную комиссию. Приятным сюрпризом для Интернет-компаний может стать тот факт, что помимо 11 видов страхования впервые в России стало возможным страхование WEB-ресурсов10.

Что касается использования коллективных Интернет-ресурсов, авторы склоняются к точке зрения работников ВСС А.Б. Знаменского и К.А. Байкова, которые считают, что использование коллективных Интернет-ресурсов является лишь паллиативом проблемы представления страховой компании в Интернете. Решение данной проблематики возможно только при помощи создания собственного сайта11.

Существует несколько проблем развития электронного бизнеса в области страхования:

1) нехватка специалистов. В Российской Федерации недостаточно специалистов, разбирающихся в страховании и информационных технологиях. Существует немало случаев, когда в страховых организациях один и тот же работник отвечает за Интернет и за какой-нибудь другой отдел. Для решения данной проблемы страховым организациям нужно дополнительно обучать своих специалистов электронной торговле;

2) нужен полнофункциональный Интернет-магазин. Для расширения своей деятельности в электронном бизнесе страховым компаниям необходимо иметь полнофункциональный Интернет-магазин, который будет существенно увеличивать продажи;

3) пытаться увеличивать объем продаж страховых продуктов. На сегодняшний день не все страховые продукты могут быть проданы через мировую информационную сеть. Для этого страховым компаниям нужно создать систему новых Интернет-технологий;

4) создать технологию прямого общения в Интернете. В страховании немаловажный момент

имеет прямой контакт (во время встречи) между представителем страховой организации и клиентом. Существует ряд примеров, когда страховщик сумеет убедить клиента в необходимости страхования не только того полиса, который страхователь собирался приобрести вначале, но и еще одного или нескольких других продуктов. Поэтому организациям надо разработать программу, которая позволила бы общаться с клиентами через Интернет;

5) повышать страховую культуру населения. В нашей стране уровень страховой культуры достаточно низок. Для решения данной проблемы нужно ввести в школьную программу предмет по данной проблематике;

6) снижать первоначальные вложения в проект;

7) повышать срок возврата инвестиций от проекта;

8) борьба с мошенничеством. В этом деле огромную роль сыграло принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», что существенно должно снизить мошенничество.

При существующих проблемах есть громадные выгоды, которые содержит в себе мировая информационная сеть для страховых компаний: 1) оперативное получение клиентом информации об организации — в любой момент времени человек, войдя на сайт, может узнать

последние новости о компании, ее финансовую отчетность и окончательно сделать выбор о покупке продукта;

2) большой охват потенциальных клиентов — компания не может рассказать всем о своей продукции. При помощи Интернет-сайта, практически не зная, кто зашел на ее сайт, она может быть уверена — дополнительные продажи ей обеспечены;

3) неограниченное время покупки — Интернет-сайты работают круглые сутки;

4) минимальный расход на продавцов — организации не надо дополнительно платить работникам за привлечение новых клиентов, так как тот нашел их сам;

5) снижаются издержки — за счет использования новых каналов дистрибуции страховой организации не надо платить за аренду, за комиссионное вознаграждение. Конечно, не все так безоблачно выглядит в

российском Интернет-страховании, но с каждым годом все больше и больше открывается сайтов в мировой информационной сети, все больше и больше компании собирают страховых премий при помощи электронной коммерции. И если удастся решить указанные в данной статье проблемы, то Интернет станет главным источником пополнения не только страховых организаций, но и всей финансовой инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.