Научная статья на тему 'Новая парадигма Российского автострахования: кэш любой ценой'

Новая парадигма Российского автострахования: кэш любой ценой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

На рынке автострахования все чаще упоминается слово "демпинг". Неискушенному автовладельцу сложно отличить экономически обоснованное снижение цен по полисам "автокаско" от откровенного демпинга. "Ценопад" в сегменте "автокаско" сулит острые разочарования страхователям и повлечет банкротства слабых игроков. Та же политика в ОСАГО свидетельствует о мошенничестве. Как автостраховщикам сохранить доверие клиентов в эпоху депрессии? Этот вопрос обсуждают специалисты компаний и независимые и эксперты, но не приходят к общему мнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая парадигма Российского автострахования: кэш любой ценой»

обзор «оойосооык статен

5 11731 -2009

НОВАЯ ПАРАДИГМА РОССИЙСКОГО АВТОСТРАХОВАНИЯ: КЭШ АМБОЙ ЦЕНОЙ*

На рынке автострахования все чаще упоминается слово «демпинг». Неискушенному автовладельцу сложно отличить экономически обоснованное снижение цен по полисам «автокаско» от откровенного демпинга. «Ценопад» в сегменте «автокаско» сулит острые разочарования страхователям и повлечет банкротства слабых игроков. Та же политика в ОСАГО свидетельствует о мошенничестве. Как автостраховщикам сохранить доверие клиентов в эпоху депрессии? Этот вопрос обсуждают специалисты компаний и независимые эксперты, но не приходят к общему мнению.

Автостраховщики создают спецотделы сопротивления выплатам

Завершив 2008 г. с прибылью, обеспеченной бешеным приростом продаж автомобилей, российские автостраховщики начали затягивать пояса потуже. Ремонтники перешли на расчеты, индексированные по валюте, что подняло стоимость импортных запчастей и нормо-часа на 30—40%. Наблюдая спад автопродаж и пересыхание потоков автокредита, страховщики укрепились в сознании своей значимости и начали понемногу «выкручивать руки» партнерам в автосервисах. Дескать, имейте совесть, снизьте аппетиты, кризис на дворе, вы от страховщиков и так половину премий по договорам «автокаско» новых автомобилей обратно получаете в виде заказов на ремонт. Да еще минимум 10 % от всего объема таких премий достается автосалонам в виде агентских вознаграждений.

Согласно данным, приведенным заместителем генерального директора Ингосстраха Игорем Ямовым, в 2008 г. от продаж новых отечественных автомобилей было получено 6,5 млрд долл., а от продажи новых иномарок — $62,5 млрд. При этом, полагает И. Ямов, до 50% новых иномарок страхуется. В категории автомобилей, проданных в кредит, страхуется по «автокаско» 100% транспортных средств, а в категории новых иномарок, приобретенных без привлечения кредита, — до 30—35 %. Доля застрахованных по «автокаско» отечественных автомобилей составляет порядка 6 %.

* Москва. 9 апреля. Служба финансово-экономической информации. иКЪ: Ш1р://Ьи8те88@т1е1Гах. ги, йпапсе@т1ейах. ги

«Из 176 млрд руб., собранных, например, в 2008 г. автостраховщиками по страхованию транспорта, примерно 100 млрд руб. возвращается партнерам по автомобильному бизнесу», — предполагает И. Ямов.

Естественно, сервисным центрам ужесточение политики со стороны страховщиков не нравится. Дипломатические баталии ужесточаются, идет пересмотр списка партнеров. Тем не менее стороны осознают, что в принципе обречены на партнерство.

Попытки страховщиков вести разговор с позиции силы удаются не всем. Ряд компаний из-за проблем с ликвидностью задерживают авансовые перечисления ремонтникам. Жертвами споров все чаще оказываются автовладельцы, которые, дождавшись своей очереди на сервисе, встречают отказ в приеме автомобиля из-за неоплаты счетов страховщиком.

Отсутствие свободных денег заставляет страховщиков вести внутреннюю экономию расходов, ужимать сервисный пакет услуг в «эконом-классе», ставить строгие фильтры на чрезмерные выплаты автовладельцам. Становятся строже подходы при оценке принимаемых рисков, снижается лояльность к клиентам при определении размера выплаты автовладельцам.

Тревожная информация стала поступать с рынка автострахования: в ряде компаний создаются спецотделы, смысл существования которых — под любыми предлогами отказать клиенту в выплате или снизить ее. Чуть замешкался с извещением о страховом событии — отказ, обращайтесь в суд. Впрочем, деньги можно получить немедленно, но с 40 %-ным дисконтом от начисленного. Не хочешь — опять же в суд.

«Подъем на бедро»

С развитием финансового кризиса все настраивало на рост цен в автостраховании. А клиенты, как дети — просят у страховщиков скидок, скидок и скидок. Пожалуйста. Некоторое время продолжалось затишье, а затем вдруг на рынке начался обвал тарифов по «автокаско». Одни компании по просьбам трудящихся обеднили пакет услуг до предела и предложили его дешево, другие просто опустили цены, дойдя до предела рентабельности,

третьи откровенно демпинговали в надежде на то, что к ним побегут клиенты и завтра будет лучше. Все чаще звучит слово «демпинг». В бизнесе страхования, где компании продают обещания позже урегулировать убыток, это означает строительство финансовых пирамид и невыплаты.

С начала года автостраховщики вели ревизию «корзины услуг» и тарифов (сбрасывалось лишнее в стандартном пакете), активизировалась реклама франшизы — клиентам предлагалось минимальное соучастие в покрытии убытков для удешевления полисов.

Первым из крупных игроков заметно снизил тарифы Ингосстрах. В компании это объясняют тем, что в урожайные годы удалось набрать резерв прочности, сформировать прибыльный портфель договоров и статистику, позволяющую точно определить порог возможного понижения цены в каждом отдельном случае. Снижение тарифов по «автокаско» всегда дорогого Ингосстраха должно, по замыслу авторов, привлечь клиентов и усилить позиции и влияние страховщика на рынке. Оно, по словам И. Ямова, опирается на филигранный математический расчет.

Специалист опасается подражательства со стороны игроков, которые не имеют для этого финансового ресурса и вынуждены вовлекать автовладельцев в проекты строительства финансовых пирамид. При этом И. Ямов признал затруднительность для неискушенного человека отличить демпинговое предложение по «автокаско» от экономически обоснованного.

Следом за Ингосстрахом весеннее предложение опубликовала РЕСО-Гарантия для обеих столиц и прилегающих к ним областей. На апрель компания вводит специальную программу комплексного страхования автомобилей не старше 1997г. выпуска. Акция действует для клиентов, покупающих или продлевающих в РЕСО-Гарантии полис ОСАГО и вместе с ним оформляющих полисы РЕСОавто с рисками «только хищение», РЕСОавто-помощь и добровольное страхование автогражданской ответственности (ДГО) с любым лимитом. При оформлении такого комплекта три дополнительных добровольных полиса обойдутся клиенту на 30 % дешевле, чем если покупать каждый из них по отдельности.

При этом в полис РЕСОавто-помощь включены услуги «аварийный комиссар», «эвакуация при повреждении», «экстренная помощь при поломке надороге» и «скорая медицинская помощь».

Простое «автокаско» РОСНО считает антикризисной программой и называет «Сказкой» из-за тарифа 2,2% (при среднем уровне тарифа в 2008 г. полного «автокаско» 7-8%). Предложение

всероссийское, подразумевает франшизу в размере 2 % от стоимости транспортного средства (но не менее 25 тыс. руб.). Выложить в случае убытка такую сумму из своего кармана для водителя чувствительно, потому предложение интересно безаварийным водителям, поскольку в некоторых случаях позволяет экономить половину страхового взноса. «Сказочный» полис ориентирован на владельцев транспортных средств, стоимость которых не превышает 100тыс. долл., а возраст — не более 9 лет с момента выпуска. В перечне рисков — «угон», «ущерб», «пожар» по всей территории России.

За кулисами сказки — проза. Она заключается в том, что экономный автовладелец не получит направления на ремонт, но исключительно денежный расчет. Если авторемонт окажется дороже калькуляции страховщика, доплачивать опять-таки понадобится из своего кармана. И аварийный комиссар, кстати, «сказочному» персонажу РОСНО также не положен, как и бесплатный эвакуатор — только телефонные консультации на эту тему и дистанционная поддержка в организации процессов урегулирования. Правда, ограничения на хранение автомобиля в ночное время не вводились, а выплата возмещения обещана в короткие сроки.

Реки, полные вина

Не мудрствуя с комбинациями условий, зовет клиентов для покупки дешевых полисов «автокаско» по программе «Аккуратный водитель» в апреле компания «Ренессанс страхование», обещает 10 %-ную скидку обладателю полиса любой другой страховой компании при условии не более одного ДТП за последний страховой год. Перечень дополнительных услуг, предупреждает компания, «может не полностью соответствовать дополнительным услугам предыдущего договора, но в любом случае включает в себя страхование от «угона» и «ущерба». Предложение действует до июля и не распространяется на полисы, купленные в рамках спецпред-ложений и акций, а также на полисы с франшизой 50тыс. руб. Рассрочка платежи не допускается.

Расчет тарифа «от конкурента» возмутил ведущих автостраховщиков и взволновал последователей. Директ-страховщик «Интач страхование» объявил апрельскую акцию «Гарантированно дешевле» по полисам «автокаско». Суть предложения заключается в том, что при покупке полиса «автокаско» в «Интач страховании» автовладельцы гарантированно получают цену ниже, чем цена на продление полиса в их текущей страховой компании. Про аккуратность уже ничего не говорится, и требуется только «скальп конкурента» — полис «автокаско» из предыдущей страховой компании. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, предложение распространяется на жителей Самары.

Обещания недавнего дебютанта на российском рынке автострахования гораздо щедрее, чем у конкурентов: он предусматривает выезд аварийного комиссара на место аварии, две эвакуации по каждому страховому случаю плюс опцию «автомобиль на замену», благодаря которой компания готова бесплатно предоставить подменное транспортное средство, если автомобиль после аварии не может двигаться своим ходом.

Пока лидеры автострахования трудились над математическими расчетами возможных уступок, малые мира сего пустились во все тяжкие. По словам И. Ямова, «опыт пережитых ранее кризисов подсказывает, что наиболее простым выходом из сложившейся ситуации для ряда игроков окажется демпинг».

На самом деле небольшие страховые компании через брокеров и агентов начали предлагать на только дешевое «автокаско», но и полисы ОСАГО со скидкой 25—50 %. Возражения в стиле «это же запрещено» легко парировались продавцами: «Да, все правильно. Но мы получили от Российского союза автостраховщиков (РСА) эксклюзивное право продавать полисы ОСАГО по таким низким ценам».

«Это ложь», — заявил вице-президент РСА Андрей Батуркин, комментируя возможность раздачи такого рода эксклюзивных прав. «Во-первых, РСА никак не вмешивается в коммерческие продажи страховых компаний, не устанавливает никаких отношений ни с брокерами, ни с агентами страховщиков. Во-вторых, расходы на ведение дел (РВД) федеральным законом об ОСАГО определены автостраховщикам в размере не более 20%. Если скидки превышают данный предел, покупателю есть о чем задуматься. Нормативными документами РСА сообществу рекомендована маржа до 10 % для посредников при продаже полисов. В-третьих, если установленный 20 %-ный предел РВД нарушается, об этом следует сообщать в РСА. Эта информация впоследствии будет передаваться в правоохранительные органы», — отметил А. Батуркин.

«Ис ними дядька черномор»

Чего можно требовать от рядовых страхователей, если государственным чиновникам демпинг представляется делом благим, задается вопросом главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. ФАС России предложила частично либерализовать базовый тариф в ОСАГО, отпустив нижнюю границу тарифа. При этом ФАС не предусмотрела никаких наказаний за злоупотребления и нарушения закона об ОСАГО. Идея совсем не понравилась Минфину России, который недавно вынужден был корректировать тариф ОСАГО в сторону повышения на территориях, где убыточность превышала 100%. «Ведомство не поддерживает

такую инициативу, на предложение ФАС России, скорее всего, поступит отрицательное заключение», — сообщил источник в Минфине России.

«Такая идея и в благополучные времена выглядела весьма парадоксально, а в кризис ее реализация просто опасна для рынка», — полагает А. Долгополова. «Сегодня в условиях острого дефицита ликвидности соблазн решить сегодняшние проблемы посредством демпинга и строительства финансовых пирамид как никогда велик. До сих пор эти тенденции сдерживались законодательными требованиями по строгому соблюдению ценовых параметров в ходе продажи полисов ОСАГО. Убрать нижний ограничитель цены в ОСАГО — означает подтолкнуть рынок к ускорению банкротств страховщиков», — убежденааналитик.

ФАС России, покровительствуя демпингу, исходила из того, что сами страховщики ОСАГО снижают против базового тарифы цены при составлении предложений для тендеров по обязательному автострахованию.

«Страховщики вынуждены делать это, поскольку по Федеральному закону №94 о гарантиях по госзаказу требуется на тендер представить кандидатом конкурентное предложение по цене. В то же время закон об ОСАГО резко ограничивает такие возможности. Вот страховщики и оказываются «на шпагате» из-за законодательных нестыковок», — пояснили в Федеральной службе страхового надзора (ФССН) РФ. Может быть, лучше не усугублять ситуацию, а выровнять законодательные акты, — отметила аналитик.

Впервые ФАС России обсуждала идею частичной либерализации тарифа в ОСАГО в 2006 г. Возглавлявший ранее ФССН Илья Ломакин-Румянцев в ответ на инициативу предложил ввести ценовой коридор в ОСАГО с коррекцией верхней границы. И. Ломакин-Румянцев предложил следующую идею: сформулировать для страховщиков жесткий перечень услуг по ОСАГО и в соответствии с этим набором услуг рассчитать тариф. «Далее страховщик должен иметь возможность при предоставлении дополнительных услуг повысить тариф, тогда будет иметь место и ценовая, и качественная конкуренция», — отмечал он.

Однако все эти предложения не были воплощены в жизнь, лишь время от времени представители различных ведомств вспоминали об этой идее, предлагая вернуться к ее обсуждению.

Для страховой системы России в целом демпинговые игры в автостраховании особенно опасны, поскольку этот вид страхования занимает в портфелях большинства компаний 50—60%. Резкое ухудшение в этой сфере может полностью погубить страховщика, если остальной бизнес не

сверхприбылей, а в кризис это именно так. Кроме того, подпитка от инвестиционных операций в кризис очень скромна и ею залатать серьезные финансовые прорехи не удастся.

Да и законодательство, как на грех, лояльно к расхитителям страховых резервов из числа пира-мидостроителей. Сегодня они могут безнаказанно «пуститься в бега», растратить взносы страхователей, игнорировать требования РСА. «По действующему закону в связи с такими действиями сложно даже возбудить уголовные дела при наличии состава. Попытки Российского союза автостраховщиков воз-

будить такие дела встречали отказ правоохранительных органов в связи с затруднениями в обнаружении финансово ответственных лиц, ответственных за разорение страховщика», — отметила А. Долгополова. «Увы, оперативно принять поправки о банкротстве в закон об организации страхового дела не удастся», — добавила аналитик. В первой декаде апреля в Госдуму РФ было направлено отрицательное заключение на законопроект с этими поправками. А страхователям в сложившейся ситуации остается уповать на собственный здравый смысл и интуицию при выборе страховщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.