Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК'

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белухин В.В., Кочубей Е.И.

В статье рассматриваются проблемные аспекты инновационных подходов к обустройству национальных инфраструктур, жёсткой расстановке приоритетов их модернизации в условиях ускорения процессов реиндустриализации. Выявлены некоторые её отличительные особенности в странах Запада и России, раскрыты соответствующие направления инфраструктурной трансформации под влиянием Четвертой промышленной революции. По результатам проведенного анализа обсуждаются возможные направления инфраструктурного обеспечения новой индустриализации в России с учётом сложившихся глобальных трендов, и новых вызовов, стоящих перед страной, в части достижения научно-технологического суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURAL CONTENT OF REINDUSTRIALIZATION PROCESSES NATIONAL ECONOMIES

The article deals with the problematic aspects of innovative approaches to the development of national infrastructures, the strict prioritization of their modernization in the context of accelerating the processes of reindustrialization. Some of its distinctive features in the countries of the West and Russia are revealed, the corresponding directions of infrastructural transformation under the influence of the Fourth Industrial Revolution are revealed. Based on the results of the analysis, possible directions for infrastructural support of new industrialization in Russia are discussed, taking into account the current global trends and new challenges facing the country in terms of achieving scientific and technological sovereignty.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК»

EDN: LJOKHS

B.B. Белухин - к.э.н., доцент кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, Краснодар, Россия, alenbi@rambler.ru,

B.B. Belukhin - candidate of economics, associate professor, department of business processes and economic security, Institute of Digital Economy and Business Process Management, Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT, Krasnodar, Russia;

Е.И. Кочубей - к.филос.н., доцент кафедры экономики и управления, Международный инновационный университет, Сочи, Россия, 219924@mail.ru,

E.I. Kochubey - candidate philosophical sciences, associate Professor, Economics and Management, International Innovative University, Sochi, Russia.

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК INFRASTRUCTURAL CONTENT OF REINDUSTRIALIZATION PROCESSES NATIONAL ECONOMIES

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты инновационных подходов к обустройству национальных инфраструктур, жёсткой расстановке приоритетов их модернизации в условиях ускорения процессов реиндустриализации. Выявлены некоторые её отличительные особенности в странах Запада и России, раскрыты соответствующие направления инфраструктурной трансформации под влиянием Четвертой промышленной революции. По результатам проведенного анализа обсуждаются возможные направления инфраструктурного обеспечения новой индустриализации в России с учётом сложившихся глобальных трендов, и новых вызовов, стоящих перед страной, в части достижения научно-технологического суверенитета.

Abstract. The article deals with the problematic aspects of innovative approaches to the development of national infrastructures, the strict prioritization of their modernization in the context of accelerating the processes of reindustrialization. Some of its distinctive features in the countries of the West and Russia are revealed, the corresponding directions of infrastructural transformation under the influence of the Fourth Industrial Revolution are revealed. Based on the results of the analysis, possible directions for infrastructural support of new industrialization in Russia are discussed, taking into account the current global trends and new challenges facing the country in terms of achieving scientific and technological sovereignty.

Ключевые слова: инфраструктура, реиндустриализация, инновации, технологии, обрабатывающая промышленность, модернизация, инвестиции, промышленная революция.

Keywords: infrastructure, reindustrialization, innovation, technology, manufacturing industry, modernization, investment, industrial revolution.

С окончанием финансового кризиса 2007-2009 гг. мировое сообщество вошло в период дегло-бализации, знаменуя начало перехода к децентрализованной экономической модели мироустройства. Протекционизм и торговые войны, обострение геополитических конфликтов, проведение новой промышленной политики вызвали необходимость концентрации государствами усилий и ресурсов на обеспечение экономического суверенитета национальных экономик, изменения их структуры, воссоздания промышленной базы и реорганизации глобальных цепочек добавленной стоимости (ГЦС), потребовали формирования инфраструктуры, адекватной этим переменам.

Усиление процессов дивергенции экономического потенциала в мире внесло в повестку дня вопрос об изменении места ведущей сферы производства - обрабатывающей промышленности и её инфраструктуры в различных мирохозяйственных подсистемах. Деиндустриализация явилась характерной чертой глобального функционирования мировой обрабатывающей промышленности и вызвала необходимость новых теоретических обоснований трансформации производственной инфраструктуры.

События 70-х годов ХХ века в старо-промышленных анклавах ряда стран Западной Европы, связанные с банкротством предприятий, не выдержавших международного конкурентного противостояния, положили начало процессам деиндустриализации. Вплоть до 2000 года либерализация рынков и рост глобальной конкуренции стимулировал перенос промышленного капитала из постиндустриальных стран на Восточноазиатскую и Латиноамериканскую периферию, вызвав ускоренную экспортно-ориентированную индустриализацию в этих странах. В результате страны-доноры столкнулись с различной по своей скорости и масштабам эрозии промышленного потенциала, снижением занятости активного населения, нарастанием социально-имущественных диспропорций, особенно, в странах Западной Европы [1].

Процесс деиндустриализации западных экономик одновременно сопровождался формированием в них спекулятивно-финансовой модели неспособной к эффективной трансформации частных

инвестиций в модернизацию производственной инфраструктуры для обеспечения потребительского спроса и стимулирования предложения, сохранения рабочих мест, противодействия иностранным конкурентам. Мировой экономический и финансовый кризис ухудшил условия финансирования отраслей производственной инфраструктуры и привёл к углублению несоответствия уровня их развития современным экономическим потребностям. Прогнозирумый инвестиционный разрыв в мире за 2021-2040 гг. составит 13 трлн долл. США, причём объём недоинвестирования в инфраструктуру России достигнет 625 млрд долл. США [2].

Реакцией на деформацию национальных инфраструктур, встроенных в ГЦС и обслуживающих интересы ТНК явилось возникновение структурных диспропорций в обеспечении воспроизводственных процессов в ряде секторов постиндустриальных экономик. Их обострение побудило западные страны к использованию различных форм решоринга и модернизации отраслей инфраструктуры с целью нивелирования спада и предотвращения падения занятости в обрабатывающей промышленности, стимулирования технологических инноваций и повышения экологической устойчивости экономического развития [3].

Если исходить из теории волн Кондратьева, в мировой экономике процессы структурной и инфраструктурной трансформации характеризуются неравномерностью, цикличностью, усилением неустойчивости, спадом производства и соответствующим моральным износом инфраструктуры [4]. Возвращение к пониманию приоритета реального сектора по отношению к финансовому наметило переход к реиндустриализации, способной обеспечить развитым странам конкурентные технологические преимущества в удержании лидирующих позиций в глобальном инновационно-индустриальном комплексе. Перевод производства в страну базирования означает его привязку к территориальной и отраслевой инфраструктуре, перемещение технологических новаций в производственную сферу. Все эти процессы соответствуют периоду деглобализации, совпадающего с истекающей «Б-фазой» и приходящей «А-фазой» следующего кондратьевского цикла.

Под влиянием Четвертой промышленной революции происходит наложение понижательной волны пятого и повышательной волны шестого технологических укладов друг на друга, что приводит к изменению пропорций распределения рабочей силы, территориальной и воспроизводственной структуры, а также соответствующей им производственной, социальной и институциональной инфраструктуры. В результате наблюдается последовательность неблагополучных трансформаций, связанных с моральным и физическим старением инфраструктуры, её полным несоответствием современным требованиям технологического обновления.

С одной стороны, исходной платформой и импульсом происходящих изменений становится исчерпание возможностей снижения издержек ТНК за счёт вывода производственных процессов за рубеж и создания более конкурентоспособной продукции посредством повышения уровня её иннова-ционности. С другой, изношенная инфраструктура стран-доноров неспособна обеспечить повышение рентабельности репатриированного производственного капитала, поскольку она выступает прямым фактором производства, либо взаимозаменяемым элементом других факторов производства.

В решении этой проблемы большая часть активности принадлежит государству, которое выполняет ключевую роль в финансировании модернизации инфраструктуры. Учитывая, что в развитых странах показатели состояния инфраструктурных отраслей оказались хуже, чем экономики в целом, процессы их модернизации стали рассматриваться, как важнейший инструмент политики реинду-стриализации, различающейся по своему характеру от проводимой промышленной и финансовой стратегии развития этих стран.

В США, например, ежегодные экономические потери от эксплуатации, пребывающих в ненадлежащем техническом состоянии, автомобильных дорог и мостов, оцениваются в 160 млрд долл. Согласно «Плану Байдена» инвестиции в 2021-2029 гг. в создание и модернизацию ряда объектов магистральной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры составят 1,2 трлн долл. и послужат стимулом для экономии трудовых и транспортно-логистических издержек при переносе в США из Китая производственных мощностей предприятий электротехнической, легкой и текстильной промышленности, транспортного машиностроения. В рамках инфраструктурного пакета на финансирование ремонта дорожных покрытий и сооружений будет направлено 110 млрд долл., модернизацию железнодорожного парка - 105 млрд долл., расширение инфраструктуры мобильной связи и интернета - 65 млрд долл. [5].

Одним из факторов перехода США к политике реиндустриализации явилось увеличение издержек управления логистической инфраструктурой, порождаемой удаленностью производства от потенциального рынка сбыта. Диверсификация рисков в глобальной логистической системе товаро-

движения путём формирования альтернативных (резервных) цепочек стоимости приводила к иммобилизации большей части оборотного капитала ТНК в страховые и товарные запасы, что повышало логистические издержки до 10 и более процентов от величины дохода [6]. Релокация производственных операций в страну-метрополию не только снижает затраты на логистику, связанные с существенной протяженностью и сложностью глобальных цепочек стоимости, но и стимулирует создание рабочих мест, новых технологий, снижения затрат за счёт инфраструктурного эффекта городской агломерации, выраженного синергией системного взаимодействия факторов производства.

Как подчёркивают специалисты Массачусетского технологического института (MIT), концентрация промышленных предприятий на определённой территории формирует инфраструктурную среду, благоприятствующую инновациям. Данный вывод усиливает аргументацию в пользу целесообразности возврата производств в США и формирования промышленно-предпринимательской инфраструктуры основанной на принципах кооперации. По мнению исследователей, кооперация должна сосредотачиваться вокруг территориальных органов власти, бизнеса и науки, а её центром могут выступать, как производственная, посредническая, так и властная структура [7].

Характерной особенностью процессов реиндустриализации в Европе является их ориентация на энергонезависимость и экологичность модернизируемых экономик, поэтому инвестиционной программой Green Deal предполагается структурная и инфраструктурная трансформация энергетического комплекса ЕС в размере 1 трлн. евро с целью достижения углеродной нейтральности к 2050 г. [8]. Основанная на создании трансграничных электрических, нефте-газовых коридоров и независимая от сторонних поставщиков, объединённая энергетическая инфраструктура стран ЕС призвана стать ключевым фактором конкурентоспособности европейской промышленности и устойчивости к кризису.

В отличие от США, для ЕС характерен перенос производств в основном из стран Восточной Европы с концентрацией производственной и научной инфраструктуры в непосредственной близости от конечных потребителей - автомобилестроителей и производителей телекоммуникаций. Инфраструктурная поддержка реиндустриализации в европейских странах ориентирована в основном на создание высокотехнологичных индустриальных кластеров. Её особенностью является создание единой европейской инфраструктуры, состоящей из трансграничной сети технопарков, технополисов, инновационно-технологических центров, ориентированных на развитие прогрессивных технологий, создание наднационального научного пространства, повышение конкурентоспособности промышленности предприятий и создание новых рабочих мест для граждан европейских стран [9].

Исходной платформой и импульсом реиндустриализации в России являются с одной стороны, современные тенденции в экономике западных стран, связанные с возвращением индустриальных производств из-за рубежа и их инфраструктурным обустройством. С другой - жизненная необходимость преодоления последствий глубокой деиндустриализации 90-х годов прошлого столетия и восстановления инфраструктуры в условиях современных геоэкономических и геополитических противостояний.

В противоположность западной деиндустриализации, в России промышленное производство не переносилось за рубеж, его технологическая деградация вместе с исчезновением значительной части производственной инфраструктуры произошла из-за разрушительной политики либерализации цен и внешней торговли. В условиях антироссийских санкций в рамках новой индустриализации стоят задачи удешевления сырьевой и энергетической базы промышленности, её технологической модернизации и сокращения импортной зависимости. Необходимым условием проведения индустриализации является преодоление инфраструктурных ограничений в реализации инвестиционных проектов ведущими компаниями ТЭК (низкая производительность трубопроводной сети), производителями металлопродукции (низкая пропускная способность железнодорожной сети и портового хозяйства), предприятиями машиностроения (высокие затраты по подключению к энергосетям) и др.

Индустриализация должна опираться на качественную, надёжную и стойкую инфраструктуру, как на региональном, так и трансграничном уровнях. Поэтому реализация нацпроектов, как программных документов по развитию инфраструктуры, будет содействовать всеохватной и устойчивой индустриализации в России. Самым крупным среди них является план по развитию магистральной инфраструктуры с общим бюджетом 6,4 трлн руб., предназначенным на финансирование модернизации железных и автомобильных дорог, аэропортовой и портовой инфраструктуры, судоходства, логистики и т.д. На реализацию нацпроекта «Безопасность и качество автомобильных дорог» выделено 4,8 трлн руб., что вместе с бюджетом на финансирование магистральной инфраструктуры составит 43,6 % от общего объёма инвестиций в развитие инфраструктуры [10].

Приоритет в развитии транспортной инфраструктуры в России является общемировым трендом,

в котором инвестиции в энергетику занимают второе место, а в сферу инфо-коммуникационных технологий - третье. Важность развития транспортной составляющей в настоящее время определяется изменением динамики конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, разворотом торговых потоков и всей глобальной экономической активности с Запада на Восток, в более растущие регионы. Вместе с тем, необходимо поддерживать и развивать транспортный потенциал средне- и высокотехнологичной импортной продукции, как из ЕАЭС, так и развитых стран, способной влиять на процессы индустриализации. В условиях западных санкций обустройство инфраструктуры «безфабричных производств», основанной на формировании кооперационных цепочек между странами ЕАЭС, позволило бы России увеличить долю добавленной стоимости за счёт разработки, продажи и послепродажного сервиса конечного продукта, как для внутреннего потребления, так и для экспорта [11].

Большое значение для наиболее эффективного включения аккумулированного научно-технологического потенциала в глобальные цепочки создания стоимости имеет инфраструктура развития инновационной деятельности, представленная такими российскими институтами развития, как Российский научный фонд, Фонд содействия инновациям, Сколково, Роснано и др.

С их помощью решаются задачи использования научно-технических достижений для обеспечения конкурентоспособности продукта, целесообразности их коммерциализации, поддержки создания и продвижения технологических стартапов.

Перспективы индустриализации в стране в значительной степени зависят от развития межотраслевой инфраструктуры, обеспечивающей потребности промышленных предприятий. Речь идёт о насыщении промышленным комплексом потребительские рынки схожими продуктами с помощью развития межотраслевой инфраструктуры производственных услуг. В данном случае предполагается образование новых видов деятельности в результате синергетических эффектов и горизонтальной интеграции отраслей. Примером может служить связывание технологий производства одежды в текстильной промышленности и имеющихся компетенций в химической промышленности, технологий производства продуктов питания и фармацевтических изделий в пищевой и фармацевтической промышленности.

Происходящие в развитых экономиках технологические сдвиги в сторону наукоёмких производств, снижающаяся эффективность транспортно-логистических систем в условиях применения механизма международных экономических санкций, обострение конкуренции на мировых рынках отражают насущную потребность в восстановлении промышленной базы на новой технологической основе. Появившиеся технологии и бизнес-модели, обеспечивающие реиндустриализацию в различных странах, отличаются разнообразием и обуславливают необходимость формирования соответствующей инфраструктурной среды, способствующей созданию инновационной продукции и технологий её производства. Некоторые эксперты считают, что общий эффект реиндустриализации зависит от инфраструктурной обустроенности реализации её ключевых направлений. В России к ним следует отнести модернизацию транспортной инфраструктуры, создание сервисной инфраструктуры в рамках кооперационных цепочек между дружественными странами ближнего зарубежья, а также инфраструктуры развития инновационной деятельности. Эффект от инфраструктурных преобразований позволит переориентироваться на внутренние факторы роста высокотехнологического сектора промышленности и обеспечить достижение технологического суверенитета страны.

Источники:

1. Лапина Н. Стоит ли мир на пороге деглобализации. URL: https://www.ng.ru/ideas/2020-05-11/7_7857_world.html.

2. Официальный сайт Global Infrastructure Hub Ltd URL: https://www.gihub.org/

3. Кондратьев В.Б. Решоринг как форма индустриализации //Мировая экономика и международные отношения, 2017. - Т. 61. - № 9. - С. 54-65.

4. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.:КомКнига, 2006. - 456 с.

5. President Biden Announces Support for the Bipartisan Infrastructure Framework. URL: https://www.whitehouse.gov/ brief-ing-room/statements-releases/2021/06/24/factsheet-president-biden-announces-support-for-the-bipartisaninfrastructure -framework/ (дата обращения: 20.01.2023).

6. Залётов Ю.С. Реиндустриализация промышленно развитых экономик как глобальный тренд// Теоретическая экономика, 2020.-№ 2.- С. 51-59.

7. Побываев С.А. Реиндустриализация в США и ЕС /С.А. Побываев, С.А. Толкачев// Мир новой экономики. 2015. -№ 2.- С. 29-36.

8. Леонард М., Пизани-Ферри Ж., Шапиро Д., Тальяпиетра С., Вульф Г. Геополитика «Зеленой сделки» Европейского союза // Вестник международных организаций, 2021. - Т. 16. - № 2. - С. 204-235.

9. Василенко Н.Д. Инновационная политика ЕС: теоретико-правовой аспект деятельности технопарков и технополисов / Н.Д. Василенко // Вестник Волгоградского государственного университета. 2013.- № 2 (19). - С. 166-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.