УДК 615.001.76
Узумаки А.М., Ситников Е.В., Скорик А.В.
РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Узумаки Алиса Минатовна, студентка 1 курса магистратуры по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Ситников Евгений Викторович, к.э.н., доцент кафедры экономической теории.
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 125047, Москва, Миусская площадь, д.9, e-mail: [email protected]
Скорик Анатолий Викторович, старший бренд-менеджер АО «Акрихин», Россия, 142450, Московская область, Ногинский район, г. Старая Купавна, Кирова, д. 29
В настоящее время уточняется направление будущего развития России с учетом происходящих трансформаций в мировой экономике. Фармацевтическая индустрия, являясь одной из важных подотраслей промышленности, формирует основу лекарственной безопасности страны. В нашей работе рассматриваются вопросы реиндустриализации фармацевтических производств, переход на новую технологическую основу с использованием инновационного потенциала.
Ключевые слова: реиндустриализация, фармацевтика, продуктовое и технологическое импортозамещение, инновационное развитие.
THE REINDUSTRIALIZATION OF INDUSTRIAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY
Uzumaki A.M., Sitnikov E.V., Skorik A.V.*
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia *AKRIKHIN, Moscow region, Russia
The direction of the future development of Russia is currently being specified, considering ongoing transformations in the global economy. Pharmindustry - one of the most important industrial sub-sector, forms the basis of drug safety (pharmacovigilance or PV or PhV). In our text, we considering reindustrialization of pharmindustry, transition to a new technological basis using innovative capacity.
Keywords: reindustrialization, pharmacy, product and technology import substitution industrialization, innovation development.
Глобальная мировая экономика переживает непростые времена. Ее характерной особенностью на фоне падения темпов роста в традиционных отраслях промышленности является одновременно протекционизм, как защита от жесточайшей конкуренции, так и глобализм, в форме сотрудничества в рамках отдельных групп стран. Для России при этом важно определиться с главным стратегическим направлением развития на ближайшие десятилетия, позволяющим выйти на новую траекторию, темпы и качество роста, решить задачу повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках на новой технологической основе с использованием инновационного потенциала. Успех в решении этой задачи зависит от тесного взаимодействия науки, производства, финансовой, денежно-кредитной и торговой политики. Интеграция этих сфер является ключевой и по мнению многих российских специалистов должна осуществляется с учетом приоритета промышленной политики, которой в последние годы уделялось недостаточно внимания. В то же время индустриальное обновление в развитых странах происходит на основе формирования промышленной базы шестого технологического уклада, что становится индустриальным трендом экономической стратегии, взамен исчерпавшей себя модели офшорно-аутсорсингового развития. С учетом этого
одним из рассматриваемых направлений стратегического развития страны является реиндустриализация, которая трактуется
специалистами как:
- новая индустриализация или модернизация, направленная на создание новой обрабатывающей промышленности [1];
- ускоренное развитие в современных условиях технологического, программного и организационного комплексного обеспечения технологического развития России с централизованным управлением и государственной поддержкой прорывных технологий [2];
- восстановление ликвидированных или реанимация устаревших производств на новой технологической основе, воссоздание высокотехнологичных производственных цепочек на базе технологических платформ и кластерных образований [3];
- возврат промышленных предприятий на собственную территорию, ускоренное развитие с государственной поддержкой обрабатывающей промышленности на новой технологической основе
[4];
- как некий общий ориентир, выражающийся в необходимости иметь крепкую материально-техническую базу суверенного развития и набор конкретных мероприятий (восстановления связей в рамках технологических цепочек, возрождения еще
не утративших своей важности производств) в качестве реакции на масштабную и необдуманную деиндустриализацию российской экономики в условиях перехода к рынку [5];
- проведение экономической политики, представляющей собой набор мероприятий по восстановлению роли и места промышленности в экономике страны в качестве ее базовой компоненты на основе нового, передового технологического уклада путем решения комплекса взаимосвязанных экономических, организационных и иных задач в рамках модернизации России» [6] и др.
Общим в этих определениях является выход на новый научно-технический и производственный уровень (передовой технологический уклад) ведущих отраслей российской экономики, позволяющий преодолеть имеющиеся отставания и занять достойное место на мировом рынке при безусловном обеспечении России национальной безопасности, неприкосновенности ресурсов, внутреннего рынка и статуса мировой державы. С учетом вышесказанного альтернативы развития этому направлению не просматривается.
Фармацевтическая промышленность производит социально значимую продукцию для здоровья и жизни населения и формирует основу лекарственной безопасности страны. Долгие годы отечественная фарминдустрия оказалась неспособной обеспечить население лекарственными средствами в необходимом объеме и ассортименте. По состоянию на 2012 год более 60% потребляемых в Российской Федерации лекарств приходилось на устаревшие, дешевые и малоэффективные лекарственные препараты [7].
Доля импорта в фармацевтической и медицинской промышленности доходила до 80% [5], что требовало продуктового и технологического импортозамещения. В последние годы, в особенности после принятия Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [8] и «Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года» [9] заметен прогресс. Российский фармацевтический рынок по объему продаж в первой десятке мирового рейтинга, что составляло 1,3 трлн. руб. в 2015 г. по сравнению с 0,74 трлн. руб. в 2010 г. Расширился ассортимент товаров за счет ввода в действие новых фармацевтических производств и предприятий, выпускающих лекарства в основном дорогого ценового сегмента, а также жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) по доступным ценам [11]. Доля последних в 2016 году достигла 76%.
Министерство промышленности и торговли России оказывает поддержку в разработке технологий и организации производства синтетических и биотехнологических ЖНВЛП. Поддержано 26 проектов импортозамещения гормонов. Ожидается, что к 2018 году отечественные ЖНВЛП займут 90% рынка [12]. В то же время следует отметить, что при росте емкости фармацевтического рынка в стоимостном
выражении, в натуральном выражении в 2015 году из-за кризиса рынок опустился до уровня 2006-2007 гг., при этом доля фармацевтического рынка в ВВП не увеличилась. В третьем квартале 2016 г. произошел незначительный рост продаж, отечественных препаратов в сравнении с импортными [11].
Вместе с тем, по мнению специалистов, осуществляемые в России радикальные реформы, необходимые для перехода к цивилизованной рыночной экономике, ставят отечественных производителей перед необходимостью
формирования новой стратегии развития. В настоящее время сформировалась ситуация, в которой исследуемая отрасль находится в неблагоприятных, с точки зрения конкуренции, условиях по сравнению с аналогичными производителями зарубежных стран. Кроме того, продолжается процесс субсидирования
отечественных фармпроизводителей, для создания и расширения инжиниринговых центров,
индустриальных парков, в которых будут разрабатываться и производиться лекарственные средства и др.
Тем не менее, в секторах фарм- и биотехнологий в целом сформирована инновационная инфраструктура ведущих институтов развития, реализуется концепция создания инновационных территориальных кластеров, ориентированных на производство и локализацию иностранных компаний и др. Конечной целью этих направлений, является коммерциализация научных инновационных разработок для решения актуальных социально-демографических проблем.
Кроме того, повысилось количество препаратов, соответствующих международному стандарту качества GMP. Однако, только небольшое количество предприятий, в основном со смешанным капиталом и первоначально построенных в соответствии с международными стандартами качества, полностью работают по этим стандартам. На других предприятиях работают по GMP отдельные участки. С началом эксперимента по маркировке лекарств, отслеживающих их движение от производителя до аптеки или больницы, продолжает усиливаться борьба с контрафактом и фальсификатом.
Главным направлением Федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года является переход на инновационную модель развития. Вместе с тем, отличительной чертой российского
фармацевтического рынка является доминирование дженериков (аналогов), не обладающих патентной защитой, удельный вес которых составляет около 80 %, что в 2-2,5 раза выше, чем на рынках развитых стран. Однако, в последние годы российские компании увеличивают инвестиции в разработку аналогов зарубежных лекарственных средств, в том числе при финансовой поддержке государства. Вновь выпускаемые дженерики в России относятся к инновационным лекарственным препаратам, однако их поставка на экспорт затруднена и не дает возможности повысить эффективность
отечественных фармацевтических производств. Небрендированные дженерики распространяются в основном на внутреннем рынке, где рентабельность производства и продаж ниже, чем за рубежом [11]. Кроме того, относительно низкая цена ряда дженериков по сравнению с оригинальными препаратами характеризуется более низкой эффективностью применения [13].
Сохраняются основные барьеры для производства отечественной инновационной продукции. Финансирование долговременных научных исследований, результаты которых высокорисковые, осуществляется в небольших объемах. К тому же, в фарминдустрии по ряду проектов прибыль в первые два-три года отрицательна, а финансирование при этом осуществляется за счет средств инвестора и амортизационных отчислений. Реинвестирование прибыли при этом затягивается, что сказывается на модернизации основных производственных фондов, увеличении объемов производства и тем более на исследованиях. Инвесторы и предприятия отдают предпочтение проектам с быстрой окупаемостью, в то время как вложения в сферу НИОКР не отвечает этим требованиям. Следует отметить также, что большинство отечественных дженериков использует в качестве основы дешевые субстанции, импортируемые в основном из КНР и Индии. Для производства антибиотиков, где доминируют иностранные игроки, используется устаревшая номенклатура субстанций. Государство
предоставляет лицензии и отдает приоритеты компаниям на разработку и производство отечественных фармацевтических субстанций.
Таким образом, государственная поддержка отечественных фармпроизводителей в значительной степени определяет инвестиционный и инновационный процесс. Однако цели государства, собственников фармацевтических предприятий и потребителей лекарственных препаратов весьма различны и даже в чем-то кардинально противоречивы, что накладывает отпечаток на инвестиционный и инновационный процесс. На наш взгляд, ошибочно предполагать, что, найдя средства на проведение НИОКР за счет государственной поддержки, привлечения зарубежных инвесторов, создания совместных предприятий, а также принятия преференций для разработчиков оригинальных лекарственных средств, можно проводить реиндустриализацию фарминдустрии. Это будет только базовая основа запуска активной политики внедрения инновационных продуктов и технологий. Вместе с тем, необходимы кардинальные изменения на всех стадиях жизненного цикла фармацевтической продукции, поскольку для производства новых лекарств нужны также инвестиции в оборудование и строительно-монтажные работы, снижение процентных ставок за кредиты, новые виды сырья, материалов, других ресурсов, необходим платежеспособный спрос населения на фармацевтическую продукцию и мн. др. Коммерциализация новых лекарств требует также изменений и в торговой политике. Реиндустриализация в фармацевтике, как и в других отраслях промышленности, должна учитывать
требования всех основных участников на всех стадиях разработки, производства, реализации и потребления инновационного продукта.
Список литературы
1. Проблемы и стратегические направления реиндустриализации экономки России. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». - 2014. - №3.
2. Мельников В.П., Смоленцев В.П., Васильева Т.Ю. Реиндустриализация и приоритеты технологического развития России // Итоговый сборник докладов «Технодоктрина 2014». - 2014. - С. 219-225.
3. Дьяченко О.В., Зарубежнов Е.С. Мировые тренды реиндустриализации: первоначальный опыт и современные противоречия // Экономическое возрождение России - 2015. - №3. - С. 62-75.
4. Толкачев С.А. Государственная политика содействия реиндустриализации экономики США // Итоговый сборник докладов «Технодоктрина 2014». -2014. - С. 450-453.
5. Кульков В.М. Сборник материалов международного конгресса «Возрождение производства, науки и образования в России: вызовы и решения», [под ред. Бодрунова С.Д.]. - М.: ЛЕНАНД, -2014. - С. 150.
6. Бодрунов С.Д., Сборник материалов международного конгресса «Возрождение производства, науки и образования в России: вызовы и решения», [под ред. Бодрунова С.Д.]. - М.: ЛЕНАНД, -2014. - С. 96.
7. Фармацевтический рынок России // DSM Group. - 2011.
8. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Постановление правительства РФ от 15.04.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://pharma-2020.ru/ (дата обращения 22.05.2017).
9. Федеральная целевая программа «Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года». Постановление правительства от 24.04.2012. [Электронный ресурс]. URL:
http://economy.gov.rU/minec/activity/sections/innovations/d evelopment/doc20120427_06 (дата обращения 22.05.2017)
10. Литвиненко М.А., Макаренко М.В. Проблемы управления инновационным развитием фармацевтической промышленности Российской Федерации // Вестник химической промышленности. -2013. - №5(74). - С. 58-63.
11. Фармацевтический рынок России // DSM Group. - 2015-2016.
12. Обзор основных тенденций биотехнологии. Раздел биофармацевтика и биомедицина. Исследование компанией Frost & Sullivan в сотрудничестве с рынком инноваций и инвестиций Московской биржи и Российской венчурной компанией - ОАО «РВК», 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/e21/20141020_Russia_Bi otechnology_Market_fin.pdf (дата обращения 25.05.2017).
13. Вдовенко З.В., Шабашев В.А. Управление конкурентоспособностью химико-фармацевтических предприятий // Монография. Кемерово. С. 83.