Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение повышения конкурентоспособности туризма'

Инфраструктурное обеспечение повышения конкурентоспособности туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение повышения конкурентоспособности туризма»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 23 (62). 2010 г. № 3. С. 72-80.

УДК 338.48:009.12

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИЗМА

Вершицкий А.В., Вершицкая Е.Р.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: vershitsky@ukr.net

Проведен сравнительный анализ и дано определение понятий инфраструктура туризма, инфраструктура рынка туристических услуг, инфраструктура индустрии туризма. Определена роль и значение инфраструктуры в повышении конкурентоспособности регионально туризма. Ключевые слова: инфраструктура туризма, индустрия туризма, конкурентоспособность.

Введение. Развитие туризма в Украине сдерживает недостаточно развитая инфраструктура, которая должна обеспечивать необходимые условия для предоставления туристических услуг и, соответственно, высокое качество обслуживания туристов [12].

В настоящее время снижается роль конкурентных преимуществ развитых стран, базирующихся на природно-экономических факторах. Многие развивающиеся страны уже имеют достаточно квалифицированную для работы во многих отраслях экономики рабочую силу, а также базисную инфраструктуру (дороги, связь, порты и т.д.), необходимую для международной конкуренции. Успех в международной конкуренции определяют не столько сами факторы, сколько их эффективное использование.

Уже сегодня осуществляются первые шаги для содействия развитию гостиничной инфраструктуры. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины № 2468-VI от 08.07.2010 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины о развитии и подготовке гостиничной инфраструктуры к проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 по футболу", которым предусмотрено на протяжении 10 лет, начиная с 1 января 2011 года, освободить от налога на прибыль предприятия, предоставляющие гостиничные услуги в гостиницах категории 3*, 4* и 5*, в случае, если они будут введены в эксплуатацию до 1 сентября 2012 года [4]. Завершается срок реализации Программы развития туристической инфраструктуры по направлениям национальной сети международных транспортных коридоров и основных транспортных магистралей на 2004-2010 гг. В числе первоочередных мероприятий по созданию транспортных коридоров предусмотрено обустройство их туристической инфраструктурой и другими объектами сервиса [10].

Создавая благоприятные инфраструктурные условия, страна обеспечивает себе лидерство в международной конкуренции и экономический рост в целом.

Теоретические и прикладные проблемы развития инфраструктуры туризма исследованы в работах Боголюбова В.С., Орловской В.П. [1], Горишевского П. [2], Кабушкина Н.И. [5], Квартальнова В.А. [6], Кифяк В.Ф. [7], Кузнецовой А.И. [8], Любицевой О.А. [9], Ткаченко Т.И. [12], Чудновского А.Д. [13], Школы И.Н. [14] и других авторов. Однако в опубликованных работах рассматриваются отдельные аспекты определения понятия и содержания понятия инфраструктура, отсутствует

анализ структуры данного понятия, комплексный подход к определению воздействия развития инфраструктуры туризма на уровень конкурентоспособности туризма. Поэтому организация инфраструктурного обеспечения повышения конкурентоспособности развития туризма требует новых теоретических и прикладных разработок, что предопределяет актуальность темы исследования.

Целью статьи является уточнение определения и содержания понятия инфраструктура туризма, определение взаимосвязи уровня развития инфраструктуры с уровнем конкурентоспособности туризма на региональном и национальном уровне.

Изложение основного материала. В экономической литературе встречаются два основных методологических подхода к определению сущности и содержания инфраструктуры: отраслевой и функциональный. При отраслевом подходе инфраструктура определяется как совокупность отраслей, обеспечивающих общие условия общественного воспроизводства. Функциональный подход предполагает рассмотрение инфраструктуры как особой совокупности организационных, производственных, социальных функций. Термин инфраструктура (от лат. infra -ниже, под и structura - строение, расположение, устройство) обозначает объекты, находящиеся на более низком иерархическом уровне по отношению к вышестоящей функциональной системе. Инфраструктура - это иерархически организованная совокупность организационно обособленных подразделений народного хозяйства, основным назначением которых является не производство новой материально-вещественной продукции, а обеспечение и обслуживание деятельности базисных отраслей материального производства и непроизводственной сферы [8].

Доступность туристского ресурса, комфортность пребывания туриста в месте посещения обеспечивает развитая инфраструктура [13]. Необходимо отметить, что туризм в народнохозяйственном комплексе сам относится к инфраструктурной сфере, в частности, к социально-культурной инфраструктуре. Он обеспечивает потребности человека в отдыхе, развлечениях и т.п. Но, в то же время, как вид экономической деятельности, туризм не может существовать без соответствующей обеспечивающей его инфраструктуры.

На данный момент в научной литературе нет единого и однозначного определения понятия «инфраструктура туризма», помимо него рассматриваются термины «туристическая инфраструктура», «инфраструктура туристической деятельности» и другие.

Квартальнов В. А. рассматривает туризм как «диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию» [6]. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые другие авторы, не всегда давая четкое определение, но указывая состав инфраструктуры туризма. Например, Кифяк В.Ф. под «туристской инфраструктурой» понимает отели, мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории, учреждения питания, транспортные средства, учреждения для развлечений, аттракции и др. [7]. Любицева О.А. под «туристической инфраструктурой» понимает предприятия размещения, питания, транспорта, экскурсионного

обслуживания, проведения досуга и др. [9].

По нашему мнению отождествление понятия «инфраструктуры туризма» и «индустрии туризма» не совсем правомерно.

Действительно, в центре инфраструктуры туризма как системы находится человек, и, следовательно, инфраструктура туризма - это вся совокупность коммерческих и некоммерческих институциональных структур, а также ресурсный потенциал, которые в комплексе создают условия для осуществления туристской деятельности (перемещения туристов) и туристической деятельности (как бизнеса) [12]. Ткаченко Т.И. рассматривает рыночную инфраструктуру туризма, которая является понятием более узким и охватывает ту часть учреждений обеспечения туристической деятельности, которая определяется экономическими рыночным отношением (предоставление платных, т.е. коммерческих, услуг, а также производство и реализация товаров). Эта дефиниция близка по значению к термину "туристическая индустрия", которая представляет собой совокупность учреждений, основная деятельность которых относится к характерным видам туристической деятельности. Перечень учреждений по видам деятельности, которые удовлетворяют спрос туристов на коммерческой основе (независимо от источников происхождения и возмещения собственные средства граждан или фонды специального назначения) значительно шире понятия индустрия туризма [12]. Понятие «инфраструктура туризма» является при этом еще более широким.

Существует и другой узкий подход к определению инфраструктуры. Например, Боголюбов В.С. и Орловская В.П. под «инфраструктурой туризма» понимают «...совокупность путей сообщения (дороги, подъездные пути, аэродромы, вокзалы, порты), а также иные объекты и коммуникации (коммуникационные сети и системы), системы связи, учреждения сферы обслуживания (бытового, медицинского, спортивного) и иных систем, объектов, предприятий, необходимых для обеспечения туризма» [1]. Горишевский П. под «инфраструктурой туризма» понимает «. комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежные индустрии туризма предприятия, которые обеспечивают нормальный доступ туристов к туристским ресурсам, и их надлежащее использование с целью туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма». Это - автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные сети и другое. Развитие инфраструктуры туризма -важный этап планирования процесса использование туристских ресурсов. Каким привлекательным не был бы туристский ресурс, а доступ к нему значительной мерой зависит от возможности свободного доступа к нему потребителя-туриста. Если к природному ресурсу нет удобной дороги, то массовая посещаемость объекта становится нелегкой, а часто и вообще невозможным [2].

С учетом рассмотренных точек зрения, определение туризма, в соответствии с Законом Украины «О туризме» [3], «.туризм - временный выезд лица с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-

деловых или других целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте пребывания...», то, по нашему мнению, следует разделять следующие понятия:

- инфраструктура туризма;

- инфраструктура рынка туристических услуг;

- инфраструктура индустрии туризма;

- инфраструктура субъекта хозяйствования туризма.

Нами предлагается следующее определение: инфраструктура туризма -иерархически организованная совокупность взаимосвязанных структур и ресурсный потенциал, которые в комплексе создают условия для туризма и обслуживают туристическую деятельность. При этом в состав инфраструктуры туризма входят как коммерческие, так и некоммерческие институциональные структуры, которые в комплексе создают условия для осуществления туристской деятельности.

Инфраструктура рынка туристических услуг является понятием более узким и охватывает ту часть учреждений обеспечения туристической деятельности, которая определяется коммерческими (рыночными) отношениями (предоставление платных услуг, производство и реализация товаров). Инфраструктура рынка туристических услуг - совокупность предприятий, учреждений, организаций и институтов, обслуживающих рынок туристических услуг и обеспечивающих нормальный режим его функционирования. Инфраструктура рынка туристических услуг включает общую инфраструктуру (учреждения и ресурсы, которые обслуживают разные сферы экономической деятельности, и доходы которых не в полной мере зависят от туристской деятельности) и специальную инфраструктуру (учреждения и ресурсы, которые обслуживают субъектов туристической деятельности, и доходы которых формируются за счет затрат туристов в связи с удовлетворением потребностей туристов) [12].

Инфраструктура индустрии туризма - совокупность взаимосвязанных структур и ресурсный потенциал, которые в комплексе создают условия для функционирования предприятий индустрии туризма. Инфраструктура индустрии туризма, по нашему мнению, включает общую инфраструктуру и инфраструктуру, обусловленная развитием туризма. Содержание двух последних понятий рассматривает Кабушкин Н.И., который в составе туристского предложения выделяет общую инфраструктуру (пути сообщения, коммуникации, газо-, водо- и электроснабжение, очистные сооружения, учреждения культуры и досуга), и инфраструктуру, обусловленную развитием туризма (дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей) [5]. Общая инфраструктура туризма рассматривается и в работах других авторов, например, по мнению Школы И.Н. общая инфраструктура охватывает все элементы, которые существуют независимо от туристического движения: средства связи, коммуникации предприятий торговли и культуры, коммунальное хозяйство. Во многих случаях общая инфраструктура служит целям удовлетворения потребностей туристов, но при этом необходимое дополнительное развитие инфраструктуры в туристических целях [14].

Инфраструктура субъекта хозяйствования туристической отрасли охватывает комплекс учреждений, которые обеспечивают выполнение туристическими

предприятиями их главных производственных функций. То есть, это все контрагенты финансово-хозяйственных операций (банковские учреждения, коммунальные службы, гостиничные и транспортные предприятия, медицинские и страховые организации, консалтинговые, юридические, информационные предприятия, представительства МИД, консульства, МВД и др.), центральные и местные органы исполнительной власти и др. [12].

Инфраструктуру туризма можно представить в виде следующей модели (рис.

1).

г

у

л

с

у

х и к с е

т с

и р

ту

а к н

ы р

а р

уктур

у

тр

ас р

ф н

Субъекты туристической деятельности

(турагенты и туроператоры)

Специальная инфраструктура

(учреждения и ресурсы, которые | обслуживают субъектов туристической деятельности, и доходы которых формируют за счет затрат туристов в связи с удовлетворением потребностей туристов)

| Общая инфраструктура

(учреждения и ресурсы, которые

обслуживают разные сферы экономической деятельности, и доходы которых не в полной мере зависят от туристской деятельности)

Инфраструктура

субъекта хозяйствования туристической отрасли

« а

и К

а р

уктур

у

тр

с

а р

ф

н И

з

и р

ту

и

и тр

с

у

Рис. 1. Модель инфраструктуры рынка туристических услуг

Элементы инфраструктуры могут классифицироваться по различным

признакам. По критерию пространственной принадлежности выделяют: международную, национальную, региональную, городскую инфраструктуру. По критерию сферы деятельности разграничивают технологическую, управленческую и социальную инфраструктуру. По критерию фактора времени выделяют: синхронную, опережающую, запаздывающую инфраструктуру [13].

Любая из составляющих инфраструктуры имеет собственную внутреннюю структуру, обусловленную спецификой технологии производственной деятельности, видом туристического рынка и другими факторами, которые требует изучения и научной систематизации.

Общая закономерность зависимости эффективности развития туризма от уровня развития инфраструктуры очевидна: чем выше уровень развития инфраструктуры, тем эффективнее развивается туристическая деятельность. Инфраструктура оказывает также непосредственное влияние на социальную обстановку в стране, регионе. Чем выше уровень развития инфраструктуры, тем быстрее экономическое развитие страны или региона, выше уровень жизни населения, лучше социальная обстановка. И наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем ниже уровень жизни людей.

Модель «конкурентного ромба» Портера М., отражающая систему детерминант национальных конкурентных преимуществ формирования среды, в которой конкурируют национальные компании, подчеркивает важность инфраструктуры для конкурентоспособности региона. Из четырех основных детерминант модели две непосредственно связаны с развитием инфраструктуры - это смежные и поддерживающие отрасли (конкурентоспособными становятся не только отдельные отрасли, но и целые группы отраслей, кластеры, в которых компании интегрированы по вертикали, либо по горизонтали) и факторные условия (к ключевым/специализированным факторам производства относится инфраструктура).

Специализированные факторы предполагают значительные, устойчивые инвестиции, окупаемые в долгосрочной перспективе. Их трудно дублировать, поэтому они создают конкурентное преимущество. Анализ факторных условий показывает, что устойчивые конкурентные преимущества создаются только в той стране, где одновременно и своевременно созданы специализированные и основные факторы.

Государственная политика с точки зрения влияния на систему детерминант в равной степени может подорвать конкурентные преимущества страны или усилить их. Государство должно поддерживать развитие инфраструктуры снижая бремя налогов, стимулируя НИОКР и инновации, осуществляя контроль над стандартами качества, проводя жесткую антимонопольную политику.

К сожалению, в настоящее время Украина, как и другие страны СНГ, развивающиеся страны мира находятся на факторной стадии - когда в наличии имеются только основные факторы, страна развивается благодаря им. При этом количество отраслей, в которых национальные компании могут конкурировать на мировом рынке, ограничено. Экономика, зависящая только от факторных условий,

не способна поддерживать непрерывный рост и совершенствование производства. Для дальнейшего развития доходы, полученные от экспорта сырья, трудоемких и материалоемких товаров, должны направляться на инвестиции в собственную индустриальную, технологическую и инфраструктурную базу. Только тогда государство сможет переместиться на следующие стадии конкурентоспособности.

Развитие инфраструктуры требует серьезных финансовых вложений и не может обойтись без участия государства и государственных учреждений. Развитие инфраструктуры туризма прямо влияет на состояние дел в социально-экономическом развитии регионов. Если структура инвестиций внутри страны (или региона) оказывается несбалансированной, какие-либо сектора экономики или районы инвестируются активно, а другие остаются практически без инвестиций, то это может быть обусловлено недостаточным инфраструктурным обеспечением конкретного вида бизнеса.

Это совершенно справедливо по отношению к туризму: его развитие в максимальной степени зависит от развития инфраструктуры. В АР Крым неравномерность развития туризма и курортов по курортным регионам во многом зависит от неравномерности развития инфраструктуры туризма (рис. 2) [11].

2000 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

Рис. 2. Распределение организованных туристов в АР Крым по курортным регионам в 2000-2009 гг.

Инфраструктура может создаваться как сверху (органами государственной власти и местного самоуправления), так и снизу (представителями туристского бизнеса, инвесторами). Крайне важно найти правильный баланс между различными

участниками и обеспечить трансформацию от централизованной системы организации туризма к децентрализованной, при которой государственные структуры помогают предпринимателям найти и реализовать их собственные решения. Инфраструктура туризма должна создаваться в соответствии с рыночными требованиями, она должна быть комплексной, т.е. предоставлять всестороннее обеспечение туристическому бизнесу.

Что первично для развития туризма туристические потоки или инфраструктура, то есть, строить ли гостиницы, дороги там, куда едут неорганизованные туристы, или лучше обеспечить инфраструктурой перспективный район, а потом привлекать туда туристов - это вопрос дискуссионный. Предпринимательство подразумевает два основных начала - инновационность и риск, который следует оценивать. И прежде, чем решать вопрос о вложениях в инфраструктуру, необходимо оценить уровень ее развития и степень возможного риска. Это является перспективной темой дальнейших научных исследований.

Выводы. На данный момент в научной литературе нет единого и однозначного определения понятия «инфраструктура туризма». Необходимо разграничивать понятия: «инфраструктура туризма», «инфраструктура рынка туристических услуг», «инфраструктура индустрии туризма», «инфраструктура субъекта хозяйствования туризма».

По нашему мнению инфраструктура туризма - иерархически организованная совокупность взаимосвязанных структур и ресурсный потенциал, которые в комплексе создают условия для туризма и обслуживают туристическую деятельность.

Достижение в Крыму конкурентоспособного уровня развития туризма невозможно без создания соответствующей ему инфраструктуры. Развитие инфраструктуры требует значительных денежных инвестиций при медленной их окупаемости.

Развитие туристической инфраструктуры, увеличение объемов туристических услуг и повышение их качества, будут оказывать содействие дополнительным поступлениям в бюджеты всех уровней, и сопровождаться положительными изменениями в структуре занятости населения.

Список литературы

1. Боголюбов В.С. Экономика туризма / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. - М.: Академия, 2005. -192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Горшевський П. Сшьський зелений туризм: оргашзацш надання послуг гостинносп / П. Горшевський, В. Васильев, Ю. Зшько. - 1вано-Франювськ: М1сто НВ, 2003. - 148 с.

3. Закон Украши "Про внесення змш до Закону Украши "Про туризм" ввд 18.11.2003 р. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу:

М1р://7акоп1.га<1а^оу.иа^ьЬт/1амг8/тат^1?т^=1282-15. - 30.11.2010.

4. Закон Украши «Про внесення змш до деяких закошв Украши щодо розвитку та тдготовки готельно! шфраструктури до проведення в Украш фшально! частини чемтонату Свропи 2012 року з футболу» ввд 8 липня 2010 року N 2468-У1. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу:

Шр://7акоп1.гаёа^оу.иа^ьЫп/1алг8/тат^1?т^=2468-17. - 30.11.2010.

5. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: [учебник] / Н.И. Кабушкин. - Мн.: Новое знание, 2004. -409 с.

6. Квартальнов В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

7. Кифяк В.Ф. Оргашзацш TypncTMHHOï дiяльностi в Украш / В.Ф. Кифяк. - Чершвщ: Книги-ХХ1, 2003. - 300 с.

8. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход / А.И. Кузнецова. - М.: КомКнига, 2006. - 456 с.

9. Любщева О.О. Ринок туристичних послуг (геопросторовi аспекти) / О.О. Любщева. - К.: «Альтерпресс», 2002. - 436 с.

10. Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши ввд 12 травня 2004 р. N 612 «Про затвердження Програми розбудови туристичноï iнфраструктури за напрямками нацiональноï мережi мiжнародних транспортних коридорш та основних транспортних магiстралей у 2004-2010 роках». - [Електронний ресурс]. - Режим доступу:

http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=612-2004-%EF. - 30.11.2010.

11. Статистичний щорiчник Автономноï Республжи Крим за 2009 рiк. - ^мферополь: Головне управлiння статистики в Автономий Республiцi Крим, 2010. - 560 с.

12. Ткаченко Т.1. Сталий розвиток туризму: теорш, методолопя, реалiï бiзнесу: [монографш] / Т.1. Ткаченко. - К.: Кшв. нац. торг.-екон. ун-т, 2006. - 537 с.

13. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство / А.Д. Чудновский. - М.: ЮРКНИГА, 2005. -448 с.

14. Школа 1.М. Менеджмент туристичноï iндустрiï: [навчальний посiбник] / 1.М. Школа. - Чернiвцi: ЧТЕ1 КНТЕУ, 2003. - 662 с.

Поступила в редакцию 01.12.2010 г.

Вершицький А.В. 1нфраструктурне забезпечення тдвищення конкурентоздатност туризму / А.В.

Вершицький, О.Р. Вершицька // Вченi записки ТНУ. Серiя: Економша та управлшня. - 2010. - Т. 23 (62), № 3. - С. 72-80.

Проведено поршняльний аналiз i дано визначення поняття iнфраструктура туризму, шфраструктура ринку туристичних послуг, шфраструктура шдустри туризму. Визначено роль i значення гнфраструктури у пiдвищеннi конкурентоспроможносп регiонально туризму. KnwHoei слова: шфраструктура туризму, шдустрш туризму, конкурентоспроможнiсть.

Vershyts'ky A.V. Infrastructural Maintenance of Increase of Tourism Competitiveness /

A.V. Vershyts'ky, E.R. Vershyts'ka // Uchenye zapiski TNU. Series: Economy and management. - 2010. -Vol. 23 (62), # 3. - Р. 72-80.

Comparative analysis has been made; the definitions of such concepts as tourism infrastructure, infrastructure of tourism services market, infrastructure of tourism industry have been given in the article. The role and importance of infrastructure at increase of regional tourism competitiveness has been defined. Key words: tourism infrastructure, tourism industry, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.