Научная статья на тему 'Территориальная структура туристического рынка'

Территориальная структура туристического рынка Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / РАЙОНООБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

В статье дается попытка описания структуры туристического рынка с точки зрения регионального влияния, а также внутри регионального проникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial structure of the tourism market

The article presents an attempt to describe the structure of the tourism market in terms of regional influence, as well as within the regional penetration.

Текст научной работы на тему «Территориальная структура туристического рынка»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 23 (62). 2010 г. № 3. С. 321-328.

УДК 332.122:379.84

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

Швец Ю.Ю.

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: jurijswets@yahoo.com.

В статье рассмотрена территориальная структура туристического рынка. Рассмотрены причины, факторы районообразования, процесс туристического районообразования. Проанализированы различные типы рекреационной деятельности в соответствии соразмерных рекреационных пространств.

Ключевые слова: туристический рынок, районообразование, туризм.

Постановка проблемы. Во многих странах мира существенно возрос уровень развития производительных сил, что стало мощным фактором активных поисков новых форм их территориальной организации с целью получения дополнительных доходов от выгодного взаиморасположения экономических субъектов. Среди них едва ли не наибольший интерес вызывают такие новейшие формы производительных сил, как технопарки, технополисы, логистические центры, еврорегионы, которые зарекомендовали себя как эффективно функционирующие территориальные образования благодаря концентрации в их пределах различных видов экономической деятельности, главное место среди которых принадлежит туризму. Специфика сегодняшней ситуации состоит в том, что уже произошло осознание важности развития туризма, как эффективного средства значительных валютных поступлений, создания новых рабочих мест, стимула для развития социальной и рыночной инфраструктуры, потенциального объекта инвестирования и т.д. Ведь туризм является не только одной из форм человеческой жизнедеятельности, но также и важным общественно-хозяйственным явлением современного мира.

Туризм - это динамичная и многоплановая деятельность, которая присутствует в общественной, культурной, психологической, пространственной и экономической сферах. Туризм относится к услугам быстро развивающимся.

Туризм играет важную роль в стимулировании хозяйственного развития и приносит существенную выгоду регионам. Развитие туризма является одним из приоритетных направлений повышения эффективности функционирования тех или иных территориальных образований. Трудно переоценить роль туристической деятельности в реализации современной европейской парадигмы социально-экономического развития, конечной целью которой является улучшение условий жизнедеятельности человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Организация досуга, отдыха и оздоровления населения будет способствовать формированию в обществе новой меры ценностей - качества жизни людей.

Анализ публикаций. В течение ХХ века туризм превратился из формы развлечений представителей высшего социального слоя общества в неотъемлемую сферу его жизнедеятельности. Потребность человека в насыщенном

положительными эмоциями досуге сейчас занимает главное место, сразу после физиологических потребностей и стремления к социальной самореализации. Мироненко Н.С. и Твердохлебовым И.Т. были [8] разграничены понятий «отдых» и «рекреация».

Туризм превратился в динамично растущий сектор мирового хозяйства. В нем занят каждый десятый экономически активный житель развитых стран. Эта сфера охватывает межотраслевой сектор производства услуг и товаров туристического потребления, а также около двадцати так называемых сопутствующих и обслуживающих туризм отраслей экономики. Для определения этого межотраслевого сектора хозяйства западные ученые используют понятие "туристическая индустрия", что по смыслу близко понятию "межотраслевой туристический комплекс" [3].

Современные объемы внутреннего туристического потребления и экспорта национального турпродукта на внешние рынки, уровни развития национальной сети рекреационных и гостиничных заведений, разветвленной структуры компаний турпосредников, турперевозчиков и производителей "средств производства" и товаров туристического потребления дают основания считать межотраслевой туристический комплекс одним из приоритетных секторов экономической специализации Украины [2].

В условиях расширения ЕС вплотную к украинским границам и активизации евроинтеграционных процессов в Украине на государственном и региональном уровнях существует насущная необходимость в концептуальном переосмыслении геопространственных и функциональных черт туристического региона [1, 4]

Структурная трансформация общественно-экономических отношений 1990-х годов обусловила упадок, нерентабельность, отставание от стандартов сервиса и затяжную стагнацию исторически составленной в КР сети заведений рекреации. Ее результатам за период 1991 - 2000 годов. Стало свертывание сети учреждений рекреации и гостиниц, освобождение свыше 25 тыс. работников рекреационной сферы и т. д. На этом этапе рыночной организации регионального туристического комплекса чрезвычайно актуальными являются исследования явлений, процессов, закономерностей и тенденций его геопространственной перестройки [5, 7], отраслево-структурной реорганизации, особенностей функционирования и перспективных "полюсов роста"[6].

К актуальным направлениям общественно-географического изучения туристической сферы принадлежит обоснование роли рыночно-экономических, потребительско-социальных, коммуникационных, имиджевых и других факторов, которые наряду с природными и историко-культурными ресурсами определяют географию туристических потоков в регионе [9], формируют черты современной геопространственной организации регионального туристического комплекса и его соподчиненных таксономических единиц [10].

Однако концептуальные основы формирования туристических регионов противоречивы, методология стратегического развития туристических регионов разработана недостаточно, отдельные особенности этих регионов при формировании долгосрочных программ их развития учитываются не в полной мере.

Это не позволяет на практике осуществлять целенаправленное планирование развития туризма на отдельных территориях.

Целью данной статьи является исследование территориальной структуры регионального туристического рынка.

Основные результаты исследования. Фундаментальной причиной районообразования является процесс освоения территорий в социокультурных образованиях. Это явление носит фундаментальный характер и детерминирует массу частных проявлений в пространстве. Социокультурное освоение территорий -первопричина формирования любых отраслевых и интегральных районов. Из нее вытекают более конкретные следствия, в частности определение именно тех специализаций районов, которые и находят место в реальности [11].

Туристическое районообразование связано с определенным типом освоения территории, которая приобретает рекреационные функции и, следовательно, специализацию в рамках общего разделения труда целостного пространства региона или страны. Процессы районообразования носят достаточно долговременный характер даже в случае определения рекреационной специализации, которая, как правило, не играет особенно значимой роли в хозяйстве и не является доминирующей даже в самих рекреационных районах [11].

Процесс туристического районообразования проходит четыре этапа. На первом этапе предполагается существование не освоенной, но стратегически важной территории с потенциальными туристическими ресурсами. Второй этап предполагает быстрый рост нового рекреационного или туристического района, сопровождающийся формированием установки в массовом сознании на уникальность туристических ресурсов данной территории. Третий этап характеризуется достижением туристским районом пика своего развития, за которым следует снижение туристической популярности. В рамках четвертого этапа происходит стабилизация и переориентация туристического района. Район становится полифункциональным, и рекреация начинает губить в нем рекреацию. Тем не менее, рекреационная специализация района не теряется, она лишь трансформируется и становится либо дополняющей по отношению к другим, более важным отраслям, либо доминантной по отношению к ним.

На развитие туристических районов существенное влияние оказывают многие факторы, например: уровень экономического развития территории; транспортная доступность, наличие достаточного количества трудовых ресурсов; существование системы расселения. Это реальные факторы конкретного процесса развития района. С другой стороны, их отсутствие не играет столь уж существенной роли и не снимает задачи освоения определенного района в качестве рекреационного или туристического.

Различным типам рекреационной деятельности соответствуют соразмерные рекреационные пространства, представляющие собой "... часть социального пространства объединяющего совокупность взаимосвязанных между собой природных и социально-экономических условий, используемых для рекреации" [12, с. 6]. Размер и состав внутренней организации рекреационного пространства имеет иерархическую структуру (табл. 1).

Таблица 1

Таксонометрическая система рекреационных районов*_

Таксонометрический ранг Таксонометрическая единица Размер территории

V Рекреационная зона Сотни тысяч, десятки 2 тыс. км

IV Рекреационный район Сотни тысяч, десятки тыс. км2

III Рекреационный подрайон Тысячи, сотни км

II Рекреационный микрорайон Сотни км , тысячи га

I Рекреационный пункт Десятки, сотни га

*Источник: [13 с. 131].

Под туристическим районированием понимается процесс членения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых рекреационных признаков и выделяются туристические районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков [14].

Туристическое районирование территории является довольно важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, и при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристического районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще неосвоенных местах; выделять и создавать новые туристические районы различного порядка; правильно определять их туристскую специализацию, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристическим районам.

Крачило М.П. отметил, что за основу туристического районирования взяты территориальные туристические комплексы. Туристический район формируется вследствие территориального разделения труда в сфере услуг туризма [15, с. 72]. Ученый выделил такие таксономические туристические единицы: туристическая зона - туристический регион - туристический район - туристический узел -туристический комплекс - туристический центр - туристическое предприятие [5. с. 73].

Туристический район - это целостная территориальная часть туристического хозяйства страны со своей специализацией в системе территориальной дифференциации и интеграции труда и комплексным развитием на принципах рационального использования природных и общественных факторов. В системе других наук сложилась такая генерализованная иерархия территориальных таксономических образований: страна - район - узел - центр - пункт. Эту иерархию в целом можно принять и для географии туризма. Для туризма особенно важны

следующие подразделы: зона - подзона - район, как районные комплексы, в отличие от локальных туристических образований.

Рекреационное пространство рядом ученых разделяется на организованное и неорганизованное [16, 11]. К первому относят пространство, имеющее организованную систему управления условиями рекреационной деятельности, главной целью которой есть повышение ее эффективности, обусловленное наличием характерных, локальных пространств разного масштаба; ко второму -пространство, в котором система условий для рекреационной деятельности регулируется человеком в целях удовлетворения его личных потребностей.

Объединение предприятий в пределах населенного пункта формирует рекреационный пункт и определяет его специализацию [12, с. 48]. Территориальная специализация по выполнению туристско-рекреационной функции базируется на имеющихся конкурентных преимуществах территории таких, как: наличие и типы рекреационных ресурсов, их сочетаемость; уровень развития рыночной, производственной инфраструктуры, а также сопутствующих видов деятельности. Преобладание в структуре культурно-исторических ресурсов создает основу формирования туристско-экскурсионной специализации элемента территориальной структуры в территориальном разделении труда, а природно-рекреационных -туристско-рекреационной или курортной.

Следует отметить, что все туристические районы разделяются на районы широкой и узкой специализации [17].

В туристической отрасли внимание организаторов и посредников туристических мероприятий сконцентрировано, в основном, на организации отдыха в сезон отпусков. Туристические регионы широкой специализации важны также для делового туризма. К таким туристским местам относятся транспортные, образовательные и промышленно-административные центры. Образовательные центры - это места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера.

Туристические регионы узкой специализации отличаются от регионов широкой специализации тем, что основная причина их посещения - желание исследовать данные места. Туристические места узкой специализации подразделяются на места отдыха и места, располагающие туристскими достопримечательностями.

В зависимости от специализации, элементов территориальной структуры, концентрации туристической деятельности, они могут быть представлены пунктами, центрами, узлами, как дискретными, так и ареальными (табл. 2).

Всемирная туристическая организация определяет туристический регион как территорию, располагающую большой сетью специализированных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления, которые продаются туристу или группе туристов производителем услуг [18]. Из этого определения вытекает, что туристический регион - это цель путешествия, туристический продукт и конкурентоспособный субъект.

Таблица 2

Территориальная структура туристического рынка_

Элемент территориальной специализации рынка потребителя Элементы территориальной специализации рынка производителя Форма элементов территориальной специализации

посредника продуцента туристско-экскурсионных услуг продуцента курортных услуг

Пункт Пункт Экскурсионный пункт Дискретные Стандартное предложение, узкая специализация, сезонность, населенный пункт до 10 тыс. чел.

Центр Центр Туристско- экскурсионный центр Дискретные Дифференцированное предложение, узкая специализация, сезонность, населенный пункт до 100 тыс. чел.

Узел Узел Туристско-рекреационный узел Курорт Дискретные ареальные Дифференцированное и уникаль-ное предложение, сглаженная сезонность, населенный пункт свыше 100 тыс. чел.

Курортная местность Ареальные Узкая специализация, уникальное предложение, сглаженная сезонность, населенный пункт до 10 тыс. чел.

Курортный район Ареальные Дифференцированное и уникальное предложение, сглаженная сезонность, населенный пункт до 100 тыс. чел.

Курортная зона Ареальные Дифференцированное и уникаль-ное предложение, сглаженная сезонность, населенный пункт свыше 100 тыс. чел.

* Источник: [17, с. 49].

Выводы. Туристический регион - цель путешествия и туристический продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее.

1. Данное определение должно исходить из интересов потребителя: решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу. Довольно часто такие территории нарушают исторически сложившиеся политические границы.

2. То, чем туристический регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей.

3. Регион как "место с набором аттракционов и приспособленными под них туристскими сооружениями и услугами" представляет для туриста продукт, состоящий из комплекса услуг. В таком же виде туристический регион является единицей конкуренции въездного туризма.

Стратегической целью региона как конкурентной единицы является обеспечение конкурентоспособности на длительный период. Конкурентные преимущества регионального туристического рынка зависят от влияния: социально-экономической системы, туристической политики, государственных интересов, интересов бизнеса, населения, состояния внешнего и внутреннего спроса, наличия и состояния ресурсов, экологической системы.

Список литературы

1. Багрова Л. А. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятий) / Л.А. Багрова, Н.В. Багров, В.С. Преображенский // Известия Академии наук СССР. - 1977. - № 2. - С. 5-12.

2. Бережна 1.В. Нацюнальш прюритети та регюнальни детермшанти соцiально-економiчного зростання (на матерiалах АР Крим): [монографiя] / 1.В. Бережна. - Львш: 1РД НАНУ, 2004. - 640 с.

3. Гудзь П.В. Економiчнi проблеми розвитку курортно-рекреацшних територш / П.В. Гудзь. -Донецьк: 1ЕПД НАН Украши, ТОВ «Юго-Восток, ЛТД», 2001. - 270 с.

4. Свдокименко В.К. Регюнальна политика розвитку туризму (Методолопя, формування, мехашзми реатзацп) / В.К.Свдокименко - Чернiвцi: Прут, 1996. - 288 с.

5. Конщева Н.1. Методичнi пiдходи до оцiнки сощальних, економiчних та екологiчних наслiдкiв туризму / Н.1. Конщева, Н.О. Кушiровiч // Туристично-краезнавч дослiдження. - К.: Кармалгга, 1999. - Вип. 2. - 656 с.

6. Мамутов В.К. Рекреация: социально-экономические и правовые аспекты / [В.К. Мамутов, А.И. Акмола, Т.Н. Дементьева и др.]. / Академия наук Украины, Институт экономики промышленности. -К.: Наукова думка, 1992. - 141 с.

7. Мацола В.1. Рекреацшно-туристичний комплекс Украши: [монографш]/ В.1.Мацола. - Львiв: 1РД НАН Украши, 1997. - 259 с

8. Тверлохлебов И.П. Проблемы территориальной организации туризма и отдыха / И.П. Тверлохлебов, В.М. Шумский. - Ставрополь: Ставрополье, 1988. - 110 с.

9. Цьохла С.Ю. Трансформащя рекреацшно! дiяльностi та розвиток ринку курортно-рекреацшних послуг (методолопя, анатз i шляхи вдосконалення): [монографш.] / С.Ю. Цьохла - ймферополь: Таврш, 2008. - 352 с.

10. Николаенко Д. В. Рекреационная география / Д. В. Николаенко. - М.: Владос, 2003. - 288 с.

11. Кусков А.С. Рекреационная география / А.С.Кусков, В.Л.Голубева, Т.Н. Одинцова. - М: Флинта, 2005. - 493 с.

12. Любимцева О.О. Ринок туристичних послуг (геопросторовi аспекти) / О.О. Любимцева [3-е вид., перероб. та доп.]. - К.: "Альтерпрес", 2005. - 436 с.

13. Димитром С. Экономика и организация туризма / С. Димитром. [пер. с болг.]. - М.: Прогресс, 1972. - 192 с.

14. Дмитревский Ю. Д. Туристические районы мира \ Ю. Д. Дмитревский. - Смоленск: СГУ, 2000. - с. 248

15. Крачило Н.П. География туризма / Н.П. Крачило. - К.: Вища шк., 1987. - 208 с.

16. Мамутов В.К. Рекреация: социально-экономические и правовые аспекты / В.К. Мамутов, А.И. Акмола, Т.Н. Дементьева [и др.]. - К.: Наукова думка, 1992. - 141 с.

17. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма / Н. И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2001. - 432 с.

18. Устойчивое развитие туризма: пособие для специалистов по местному планированию [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //www.world-tourizm.org/ruso.

Поступила в редакцию 01.12.2010 г.

Швець Ю.Ю. Територiальна структура туристичного ринку / Швець Ю.Ю // Вчеш записки ТНУ. Серiя: Економжа та управлгння. - 2010. - Т. 23 (62), № 3. - С. 321-328.

У статп розглянута терил^альна структура туристичного ринку. Розглянуто причини, фактори районування, процес туристичного районування. Проанатзовано рiзнi типи рекреацшно! дiяльностi вдаовдао рекреацшному простору. KnwHoei слова: туристичний ринок, районування, туризм.

Shvets Y.Y. The territorial structure of the tourist market / Y.Y Shvets. // Uchenye zapiski TNU. Series: Economy and management. - 2010. - Vol. 23 (62), # 3. - Р. 321-328.

The article describes the territorial structure of the tourist market. The causes, factors creation of district process tourist creation of district. Analyzed various types of recreational activities in accordance commensurate recreational space. Key words: tourist market, creation of district, tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.