ИНФРАСТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТАМОЖНИ: СОСТОЯНИЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
А.В. Сергеев, студент Н.В. Буховец, студент А.С. Костичев, студент
Научный руководитель: Т.В. Дорожкина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-3-44-47
Аннотация. В настоящее время активно реализуются программы перехода к интеллектуальной таможне, посредством осуществления ряда мероприятий, нацеленных на развитие оперативной коммуникации ФТС с иными федеральными структурами, автоматизации таможенных процессов и цифровизации всех сфер деятельности таможенной службы. В статье представлен анализ результатов развития инфраструктурного и программного обеспечения в разрезе мероприятий по цифровизации ФТС. В заключении приводятся направления дальнейшего совершенствования информационной структуры таможенной службы РФ.
Ключевые слова: система управления рисками, автоматизация, цифровизация, инфраструктура, межведомственное взаимодействие, ФТС РФ.
В связи быстроразвивающимися технологиями и возможностями, важно оперативно реагировать на необходимость изменения привычного уклада деятельности федеральных органов исполнительной власти, в частности ФТС РФ. Цифровизация и автоматизация уже несколько лет подряд стоит одним из ведущих ориентиров развития деятельности таможенной службы согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (далее - Стратегия-2030) [1].
Стратегия 2030 определяет ведущие векторы цифровизации и модернизации таможенной инфраструктуры посредством:
- активного использования «искусственного интеллекта», который в свою очередь будет способен обрабатывать большие массивы информации в короткие сроки;
- модернизации системы управления рисками (далее - СУР), в том числе при помощи разработки и внедрения новых методов организации работы СУР;
- автоматизации в части совершения таможенных операция на пунктах пропуска и зонах таможенного контроля;
- развития иных сфер деятельности ФТС РФ, влияющих на показатели выполнения таможенной службой своих функций [2].
В рамках реализации ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 20222024 годы продолжается работа по созданию и последующему использования сервиса анализа на основе искусственного интеллекта (ИИ) рентгеноскопических изображений, полученных с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Данная работа была начата еще в 2021 году [3].
Реализация перехода к цифровой таможне также связана с ведомственной и межведомственной коммуникацией, поскольку одной из приоритетных задач цифровой трансформации таможенной службы является создание и бесперебойное использование цифровых сервисов и платформ. Для осуществления данной задачи в первую очередь необходимо определить правила и порядок использования такой платформы, что достигается путем применения уже имеющейся ведомственной онтологической модели предметной области - регулируемой сферы ВЭД [4].
Особое внимание при построении информационной инфраструктуры уделяется формированию отказоустойчивых телекоммуникационных узлов, обеспечиваю-
щих бесперебойный информационный обмен между таможенными органами. Данные о создании таких каналов связи представлены на рисунке 1.
600 557
500 400 300 200 100 0
2020г. 2021г. 2022г.
■ Построено отказоустойчивых телекоммуникационных узлов
Рис. 1. Динамика введения отказоустойчивых телекоммуникационных узлов в 20202022 гг. [5]
■dfiiS
1ЛЧ
По статистическим данным, приведенным выше, отмечается положительный тренд создания отказоустойчивых телекоммуникационных узлов. Количество созданных телекоммуникационных узлов в 2022 году достигло 557 ед., превысив показатель 2021 года на 91 объект (темп прироста 23,8%), по сравнению с 2020 годом количество созданных узлов увеличилось на 394 объекта (темп прироста 214,7%) [5].
Развитие коммуникации между таможенными органами посредством использования отказоустойчивых телекоммуникационных узлов положительно повлияет на своевременность получения необходимой информации и в связи с ней принятия верного решения в той или иной ситуации.
Что касается информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов, то в 2022 году была создана мобильная версия АПС «Личный кабинет». Данная программа включает в себя различные сервисы и функции, например сервис для заполнения пассажирской таможенной декларации физическими лицами (ПТД), а для должностных лиц в данной программе содержится сервис для оформления акта таможенного досмотра, в том числе вне постоянных зон таможенного контроля.
Следующим результатом модернизации информационных программ в части дея-
тельности ФТС РФ, в 2022 году был усовершенствован программный сервис «Постконтроль», после чего объекты проверок, проводимых таможенными органами по номеру государственного регистрационного знака транспортного средства, будут проходить в автоматизированном режиме их выбора [6].
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что в 2022 году 92% участников ВЭД были удовлетворены функционированием электронных сервисов ФТС России, и это при условии, что некоторые программы функционируют в тестовом или неполном режиме.
На конец 2022 года в информационном поле ФТС РФ содержалось:
- 43 информационные системы;
- 36 информационных ресурсов.
Все 79 информационных программ обеспечивали обработку более 800 миллионов различных сообщений в сути и более 300 тыс. электронных документов разного характера.
К 2024 году планируется запустить Центр обработки данных (ЦОД - Тверь) в полномасштабном формате, а не в тестовом. По причинам технических недочетов и повреждений, иногда случилась перезагрузка системы каналов связи или исполнительского плана. Иногда причины связаны с обновлением программного про-
дукта. Так, на данный момент основные возможностей и мощностей российской системы программного обеспечения рабо- экономики и производства. Нас сегодняш-тают на продукте, страной происхождения ний день переход к цифровой таможне яв-которого является Россия, но часть обору- ляется целевым ориентиром ФТС РФ, дования по-прежнему остается иностран- главной проблемой, которая может тормо-ного производства за счет отсутствия зить процесс цифровизации, является то, мощностей и технологий для покрытия что в условии наличии рисков в сфере спроса на создание отечественного обору- ВЭД для выполнения планового задания дования в 1Т-сфере [7]. по взиманию таможенных платежей, необ-
Таким образом, цифровизация деятель- ходимо создавать условия для оперативности таможенной службы проходит со- ной организации внешнеэкономических гласно планам ведомства, а также с учетом потоков с дружественными странами.
Библиографический список
1. Бондаренко А.О. Цифровая трансформация деятельности таможенных органов Российской Федерации на примере технологии автоматического выпуска // Вестник университета. - 2021. - №11. - С. 24-30. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-11-24-30.
2. Стратегия развития ФТС России до 2030 года // Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 01.11.2023).
3. Приказ ФТС России от 13.01.2022 N 7 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_408569/e879cc11dcbd3c51131fd2d1e750 7c29d5946b14/ (дата обращения: 02.11.2023).
4. Дорожкина Т.В., Щербакова Е.С., Татарченко К.Р., Новиков Ф.А. Таможенная инфраструктура как фактор развития таможенной деятельности // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 2 (46). - С. 90-93.
5. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sborniktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 01.11.2023).
6. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 02.11.2023).
7. Глава ФТС Владимир Булавин: таможня уже давно часть ИТ-сектора. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/94362/ /(дата обращения: 02.11.2023).
INTELLECTUAL CUSTOMS INFRASTRUCTURE: STATE AND PROSPECTS
A.V. Sergeev, Student N.V. Bukhovets, Student A.S. Kostychev, Student
Supervisor: T.V. Dorozhkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. Currently, programs for the transition to intelligent customs are being actively implemented through a number of measures aimed at developing operational communication between the Federal Customs Service and other federal structures, automating customs processes and digitalizing all areas of activity of the customs service. The article presents an analysis of the results of the development of infrastructure and software in the context of measures to digi-talize the Federal Customs Service. In conclusion, the directions for further improvement of the information structure of the customs service of the Russian Federation are given.
Keywords: risk management system, automation, digitalization, infrastructure, interdepartmental cooperation, Federal Customs Service of the Russian Federation.