Scientist
Scientist, 2023, 2(24), 26-30._
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОРОДА БАРНАУЛА В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Устинова А. А., Янаки П. В., Кириенкова Е. А., Рихтер А. А.
В представленной статье приведён анализ информированности обучающихся высшихучебных заведений города Барнаула в вопросах гигиены и профилактики различных стоматологических заболеваний. В основу работы легло анкетирование студентов некоторых специальностей педагогического и медицинского университетов, проводимое без предварительной подготовки респондентов, с целью повышения качества дальнейшей санитарно-просветительской работы.
Ключевые слова: гигиена, профилактика стоматологических заболеваний, санитарно-просветительская работа, анкетирование, предметы и средства гигиены полости рта.
Введение
Профилактика в стоматологии - это определённые мероприятия, направленные на предотвращение развития имеющихся стоматологических заболеваний, лечение, восстановление образовавшихся дефектов зубочелюстной системы [2, 3]. В настоящее время направление профилактики является приоритетным в стоматологии [1]. Многолетняя мировая практика показала, что внедрение современных программ профилактики существенно снижают интенсивность развития кариеса зубов, его осложнений, заболеваний пародонта, а также позволяет снизить риски ранней потери зубов в молодом возрасте [2].
Профилактические мероприятия являются ведущими факторами, заложенными в основу здоровья полости рта. Правильный и регулярный уход за полостью рта предупреждает развитие стоматологических заболеваний и обеспечивает благоприятное их течение в дальнейшем.
Оценка начального уровня осведомленности обучающихся об уходе за полостью рта, питании является неотъемлемой частью профилактики стоматологических заболеваний. Приостановить рост стоматологической заболеваемости поможет активное внедрение современных методов профилактики: разработанные рекомендации следует включать в перечень, выдаваемых пациентам, и мотивировать пациентов в их использовании.
Цель исследования: оценить уровень знаний по основам гигиены полости рта у студентов высших учебных заведений (педагогического и медицинского университетов) г. Барнаула.
Материалы и методы
Для исследования составлены анонимные анкеты, состоящие из 13 вопросов, предполагающие указание только пола и возраста. Всего в анкетировании приняли участие 90 студентов медицинского и педагогического университетов города Барнаула, из которых 21 мужчина, 69 женщин.
Результаты и обсуждения. Среди опрошенных 44 человека обучались на 4 курсе лечебного факультета Алтайского государственного медицинского университета, 46 - на 3 курсе Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета. Возраст испытуемых составил от 19 до 27 лет независимо от специальности.
В ходе обработки полученных в результате анкетирования данных значимых различий не было выявлено: из 44 анкетированных студентов лечебного факультета 2 раза в день чистят зубы 42 человека (95,5%), 1 раз в день - 2 человека (4,5%); из 46 анкетированных студентов Института психологии и педагогики 44 человек (94,6%) чистят зубы 2 раза в день, 2 человека (5,4%) - 1 раз в день.
На вопрос о рекомендованном времени проведения чистки зубов среди опрошенных ответы разделились примерно равным образом: студенты лечебного факультета уделяют чистке зубов 1 минуту - 2 человека (4,5%),
2 минуты - 22 человека (50%), 3 минуты и более - 20 человек (45,5%); среди студентов Института педагогики и психологии результаты были следующими: 1 минуту - 3 человека (6,4%), 2 минуты - 23 человека (50%),
3 минуты и более - 21 (45,6%) человек.
На вопрос о предмете гигиены, предназначенном для очищения поверхности языка, дали правильный ответ на вопрос 36 студентов лечебного факультета (81,8%), 4 человека (9,1%) воздержались от ответа, 4 человека (9,1%) не знали ответ; среди обучающихся Института психологии и педагогики 40 человек (86,9%) правильно ответили на вопрос; 2 человека (4,3%) воздержались, 2 человека (4,3%) не знали ответ, 2 человека (4,3%) дали неверный ответ.
Студенты Института психологии и педагогики более осведомлены в вопросах правильной техники чистки зубов: 42 (91,3%) студента Института психологии и педагогики дали верный ответ, в то время как среди студентов лечебного факультета только 34 студента (77,3%).
Из опрошенных студентов лечебного факультета 12 человек (27,3%) чистят зубы до завтрака, 32 (69,7%) - после завтрака. Среди студентов Института психологии и педагогики ответы разделились практически одинаково: 22 человека (47,8%) чистят зубы до завтрака, 24 человека (52,2%) - после завтрака.
При ответе на вопрос, суть которого заключалась в выборе полезных продуктов питания для зубов, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. Так, в рейтинге самых популярных для здоровья полости рта оказался «творог» - набрал 90,9% среди студентов медицинского университета (40 человек) и 95,6% (44 человека) среди студентов Института психологии и педагогики. Незначительно меньше набрал ответ «молоко»: 36 (81,8%) - выбор медиков; 42 (91,3%) - психологов и педагогов. Достаточно многие посчитали полезным для тканей зубов такой продукт, как «сыр»: 28 (63,6%) представителей медицины и 36 обучающихся (78%) педагогического университета. Небольшое количество респондентов в обеих группах посчитало полезным «мясо»: 16 студентов-медиков (36,4%)
и 20 студентов (43,5%) педагогического университета. Двое студентов Института педагогики и психологии (4,3%) решили, что «мармелад» благоприятно влияет на стоматологическое здоровье.
Полученные данные по вопросу о сроках необходимости менять зубную щетку у студентов-медиков разделились: между ответами «один раз в месяц и чаще - 18 человек (40,9%) и «один раз в три месяца» - 26 человек (59,1%). 28 будущих педагогов (60,9%) убеждены, что зубную щетку можно менять раз в три месяца, треть респондентов придерживаются того, что необходимо чаще менять зубную щетку - 16 (34,8%), и двое (4,3%) признались, что не знают.
В обоих университетах на вопрос о степени жесткости щетинок зубной щетки превалирующее большинство (81,8%) студентов медицинского университета и педагогического университета (82,6%) считают, что рекомендовано использовать зубную щетку средней жёсткости, остальные обучающиеся 18,2% и 17,4% соответственно своих университетов отмечают необходимость использовать мягкую зубную щетку.
Следующий вопрос требовал написания ответа и звучал следующим образом: «Для чего предназначен ирригатор?». Так, 28 респондентов лечебного факультета (63,6%) дали верный ответ, 14 (31,8%) воздержались от ответа, 2 (2,3%) написали неверный ответ и также 2 (2,3%) признались, что не знают. Большая часть студентов педагогического университета - 20 (43,5%) сразу отметили, что не знают назначение ирригатора, 16 (34,5%) учащихся дали правильный ответ, а 10 (22%) вообще воздержались от ответа.
Все 44 (100%) студента медицинского университета и 46 (100%) педагогического ответили верно о роли флосса (зубной нити) в личной гигиене полости рта ответили верно.
В вопросе о регулярности посещения кабинета врача-стоматолога мнение будущих врачей разделилось следующим образом: 24 (54,5%) отметили, что визиты должны быть не реже, чем один раз полгода, тогда как 20 (45,5%) считают, что достаточно одного раза в год. Среди
обучающихся Института психологии и педагогики больший процент ответил верно на этот вопрос: 36 (78,3%), причем 8 (17,4%) собираются посещать стоматолога только один раз за год, два студента-педагога (4,3%) считают, что необходимо обращаться только по причине острой боли.
Выводы. Анализ результатов, полученных при анкетировании, показал, что в целом гигиенические знания и навыки по вопросам гигиены и профилактики стоматологических заболеваний среди опрошенных студентов на хорошем уровне, но все же требуют проведения санитарно-просветительских работ с целью полноценного усвоения информации о правилах гигиены полости рта.
Регулярно проводимые санитарно-просветительские работы среди обучающихся вузов города Барнаула, а также информирование и мотивация пациентов на стоматологическом приёме, должны повысить уровень осведомлённости в вопросах профилактики стоматологических заболеваний как среди конкретных групп, так населения в целом.
Список литературы:
1. Аврамова О. Г., Кулаженко Т. В., Шевченко О. В. [и др.] Улучшение стоматологического здоровья населения в результате приоритета профилактики, диспансеризации и воспитания здорового образа жизни. Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 19(3): 9-12. https://doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-3-9-12
2. Добровольская П. Э., Ковалёва А. С. Профилактика стоматологических заболеваний в современном обществе. Международный журнал экспериментального образования. 2015; 11(6): 840-847.
3. Окунева А.Е., Лыткина А.А., Зейберт А.Ю. Оценка эффективности санитарно-просветительской работы в улучшении показателей индивидуальной гигиены рта у детей. Scientist. 2022; 2(20): 48-51. https://thescientist.ru/wp-content/uploads/48-51.pdf
Как цитировать:
Устинова А.А., Янаки П.В., Кириенкова Е.А., Рихтер А.А. Информированность обучающихся высших учебных заведений города Барнаула в вопросах профилактики стоматологических заболеваний. Scientist. 2023; 2 (24): 26-30.