Научная статья на тему 'Уровень стоматологического просвещения у студентов Г. Н. Новгорода'

Уровень стоматологического просвещения у студентов Г. Н. Новгорода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
342
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ / ОПРОС / ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ПРОФИЛАКТИКА / УРОВЕНЬ ГИГИЕНЫ / СТУДЕНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / HYGIENE PRODUCTS / SURVEY / ORAL HYGIENE / PREVENTION / HYGIENE LEVEL / STUDENTS / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Успенская Ольга Александровна, Калинкин Кирилл Игоревич

Предмет. Полученные в результате проведенного анкетирования студентов данные позволили определить уровень знаний о гигиене полости рта. Цель провести сравнительную оценку знаний о методах профилактики заболеваний полости рта у студентов разных вузов г. Н. Новгорода. Методология. На базе кафедры терапевтической стоматологии Приволжского исследовательского медицинского университета проведены анкетирование и стоматологическое обследование студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Приволжского исследовательского медицинского университета. Общее количество обследованных составило 500 человек. Анкета содержала вопросы, касающиеся основ правильного питания, правил гигиены полости рта и пользования зубной щеткой. Результаты. По данным анкетирования, большинство опрошенных прислушиваются к советам стоматолога и гигиениста, чистят зубы два раза в день, меняют зубную щетку 3-4 раза в год и используют зубную щетку средней жесткости (студенты Приволжского исследовательского медицинского университета 92,8; 69,6; 38,4 и 88 %, Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского 72; 56,8; 40 и 84 % соответственно). Не пользуются дополнительными средствами гигиены 52 % респондентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, используют дополнительные средства 43,2 % опрошенных Приволжского исследовательского медицинского университета. Выводы. Очевидно, что уровень стоматологического здоровья напрямую зависит от уровня стоматологического просвещения. Существует необходимость в большей информированности населения за счет средств просвещения (книг, брошюр, плакатов, журналов, рекламы), проведения санитарно-просветительских работ и уроков здоровья в школах.Subject. The data obtained from the student questionnaire determined the level of knowledge of oral hygiene. The purpose of this work was to carry out a comparative assessment of knowledge about methods of prevention of oral diseases in students of different universities of the city of Nizhny Novgorod. Methodology. On the basis of the Department of Therapeutic Dentistry of FSBOU "PIMU" of the Ministry of Health of the Russian Federation used a questionnaire-survey method of research and determined the hygiene index Green-Wermillion and PMA among students of the National Research Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky and Volga Research Medical University. The total number surveyed was 500. The questionnaire contained questions about the basics of proper nutrition, the rules of use of the toothbrush, the basic rules of oral hygiene. Results. As a result of the questionnaire it was revealed that the majority of respondents listen to the advice of the dentist and hygienist, namely among students of PIMU it amounted to 92.8 %, among students of NNSU 72 %. According to the questionnaire, the majority of respondents brush their teeth twice a day, namely 69.6 % of PIM students and 56.8 % of NSU students. Most of the surveyed students of PIMU (38.4 %) and NSU (40 %) change the toothbrush 3-4 times a year. It also turned out that the majority of respondents use a toothbrush of medium rigidity, namely 84 % of students of NSU and 88 % of PIMU. As a result of the questionnaire, it was revealed that the majority of respondents to the NSU (52 %) do not use additional hygiene products, while in the PIM 43.2 % of respondents use additional products. Conclusions. The student questionnaire findings determined the level of knowledge of oral hygiene. This level is higher for PIMU students than for students of Lobachevsky NSU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Успенская Ольга Александровна, Калинкин Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень стоматологического просвещения у студентов Г. Н. Новгорода»

Проблемы стоматологии Actual problems in dentistry

2020, том 16, № 1, стр. 58—63 Терапевтическая стоматология / Оригинальные исследования 2020, vol. 16, № 1, pp. 58—63

© 2020, Екатеринбург, УГМУ Therapeutic dentistry / Original research papers © 2020, Ekaterinburg, USMU

DOI: 10.18481/2077-7566-20-16-1-58-63 УДК: 616.31-083

УРОВЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ГОРОДА Н. НОВГОРОДА

Успенская О. А., Калинкин К. И.

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Предмет. Полученные в результате проведенного анкетирования студентов данные позволили определить уровень знаний о гигиене полости рта.

Цель — провести сравнительную оценку знаний о методах профилактики заболеваний полости рта у студентов разных вузов г Н. Новгорода.

Методология. На базе кафедры терапевтической стоматологии Приволжского исследовательского медицинского университета проведены анкетирование и стоматологическое обследование студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Приволжского исследовательского медицинского университета. Общее количество обследованных составило 500 человек. Анкета содержала вопросы, касающиеся основ правильного питания, правил гигиены полости рта и пользования зубной щеткой.

Результаты. По данным анкетирования, большинство опрошенных прислушиваются к советам стоматолога и гигиениста, чистят зубы два раза в день, меняют зубную щетку 3-4 раза в год и используют зубную щетку средней жесткости (студенты Приволжского исследовательского медицинского университета — 92,8; 69,6; 38,4 и 88 %, Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского — 72; 56,8; 40 и 84 % соответственно). Не пользуются дополнительными средствами гигиены 52 % респондентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, используют дополнительные средства 43,2 % опрошенных Приволжского исследовательского медицинского университета.

Выводы. Очевидно, что уровень стоматологического здоровья напрямую зависит от уровня стоматологического просвещения.

Существует необходимость в большей информированности населения за счет средств просвещения (книг, брошюр, плакатов, журналов, рекламы), проведения санитарно-просветительских работ и уроков здоровья в школах.

Ключевые слова: средства гигиены, опрос, гигиена полости рта, профилактика, уровень гигиены, студенты, анкетирование

Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов.

Адрес для переписки:

Correspondence address:

Ольга Александровна УСПЕНСКАЯ

603022, г. Нижний Новгород, ул. 1-я Оранжерейная, д. 28А, кв. 156 Тел.: 8-905-664-55-91 шреткауа. [email protected]

Образец цитирования:

Успенская О. А., Калинкин К. И.

УРОВЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

У СТУДЕНТОВ ГОРОДА Н. НОВГОРОДА

Проблемы стоматологии, 2020, т. 16, № 1, стр. 58—63

© Успенская О. А. и др. 2020

DOI: 10.18481/2077-7566-2020-16-1-58-63

Olga A. USPENSKAYA

603022, Nizhni Novgorod, str. 1-1 hothouse, 28A-156 Tel: 8-905-664-55-91 uspenskaya. [email protected]

For citation:

Uspenskaya O.A., Kalinkin K.1.

LEVEL OF DENTAL EDUCATION AT STUDENTS OF N. NOVGOROD Actual problems in dentistry, 2020, vol. 16, № 1, pp. 58—63 © Uspenskaya O. A. al. 2020 DO1: 10.18481/2077-7566-2020-16-1-58-63

DOI: 10.18481/2077-7566-20-16-1-58-63

LEVEL OF DENTAL EDUCATION AT STUDENTS OF N. NOVGOROD

Uspenskaya O.A., Kalinkin K. I.

Volga Research Medical University, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract

Subject. The data obtained from the student questionnaire determined the level of knowledge of oral hygiene. The purpose of this work was to carry out a comparative assessment of knowledge about methods of prevention of oral diseases in students of different universities of the city of Nizhny Novgorod.

Methodology. On the basis of the Department of Therapeutic Dentistry of FSBOU "PIMU" of the Ministry of Health of the Russian Federation used a questionnaire-survey method of research and determined the hygiene index Green—Wermillion and PMA among students of the National Research Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky and Volga Research Medical University. The total number surveyed was 500. The questionnaire contained questions about the basics of proper nutrition, the rules of use of the toothbrush, the basic rules of oral hygiene.

Results. As a result of the questionnaire it was revealed that the majority of respondents listen to the advice of the dentist and hygienist, namely among students of PIMU it amounted to 92.8 %, among students of NNSU — 72 %. According to the questionnaire, the majority of respondents brush their teeth twice a day, namely 69.6 % of PIM students and 56.8 % of NSU students. Most of the surveyed students of PIMU (38.4 %) and NSU (40 %) change the toothbrush 3-4 times a year. It also turned out that the majority of respondents use a toothbrush of medium rigidity, namely 84 % of students of NSU and 88 % of PIMU. As a result of the questionnaire, it was revealed that the majority of respondents to the NSU (52 %) do not use additional hygiene products, while in the PIM 43.2 % of respondents use additional products.

Conclusions. The student questionnaire findings determined the level of knowledge of oral hygiene. This level is higher for PIMU students than for students of Lobachevsky NSU.

Keywords: hygiene products, survey, oral hygiene, prevention, hygiene level, students, questionnaire

The authors declare no conflict of interest.

Введение

Несмотря на достижения современной стоматологии в области профилактики, большой выбор средств и предметов гигиены полости рта, уровень стоматологической заболеваемости остается высоким [7, 16, 24]. Неудовлетворительная гигиена полости рта связана со многими причинами, но прежде всего с недостаточным привитием в детстве навыков санитарно-гигиенической культуры [14, 24]. Отношение к гигиене полости рта во многом определяется и уровнем общей культуры, образованности, социальными условиями [11, 12, 21, 22]. Население ориентировано на лечение зубов, а не на их профилактику, в частности гигиену полости рта.

Цель данной работы — провести сравнительную оценку знаний о методах профилактики заболеваний полости рта у студентов разных вузов г. Н. Новгорода.

Материалы и методы

На базе кафедры терапевтической стоматологии Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) были проведены опрос и обследование с определением индексов гигиены Green—Wermillion и PMA студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) и ПИМУ. В исследовании приняли участие студенты

1 и 2 курсов ПИМУ (250 человек) и ННГУ (250 человек). Средний возраст респондентов составил 19 ± 1,2 года.

Анкета содержала вопросы, касающиеся основ правильного питания: кратности приема пищи в день, употребления сладких продуктов, напитков, частоты употребления в пищу твердых овощей и фруктов [1, 15].

Так же были включены вопросы, относящиеся к основным правилам пользования зубной щеткой (степени жесткости щетины, времени, через которое производится ее замена) [3, 9], определению уровня знаний основных гигиенических навыков чистки зубов, ее режима и времени [2, 18].

Отношение людей к профилактике определяли с помощью вопросов о кратности и причинах визита к стоматологу и о том, прислушиваются ли опрошенные к советам стоматолога и гигиениста.

Индекс гигиены Green—Wermillion определяли по стандартной методике, предложенной в 1964 г.: по обследованию 6 зубов (1.6, 1.1, 2.6, 3.1 — вестибулярные поверхности, 3.6, 4.6 — язычные). Оценку зубного налета проводили визуально или с помощью окрашивающих растворов (Шиллера—Писарева, фуксина, эритрозина) [4, 5, 8, 20].

С помощью папиллярно-маргинально-альвеолярного индекса (РМА) определяли степень тяжести гингивита (и в последующем регистрировали динамику процесса) [6, 10, 13, 20, 25].

Проблемы стоматологии 2020, том 16, № 1, стр. 58—63 © 2020, Екатеринбург, УГМУ

Терапевтическая стоматология / Оригинальные исследования Therapeutic dentistry / Original research papers

раз в год два раза в год по необходимости 4 раза в год

Рис. 1. Распределение лиц по ответам на вопрос: «Как часто вы посещаете стоматолога?»

Fig. 1. Distribution of persons by answers to the question: «How often do you go to an appointment with a dentist?»

120,00%

1ПИМУ 1ННГУ

ДА

НЕТ

Рис. 2. Распределение лиц по ответам на вопрос: «Знаете ли вы основные правила чистки зубов?» Fig. 2. Distribution of persons according to the answers to the question: «Do you know the basic rules of tooth cleaning?»

1ПИМУ ННГУ

Стандартной

Электрической

Стандартной и электрической

Рис. 3. Распределение лиц по ответам на вопрос: «Какой зубной щеткой вы пользуетесь?» Fig. 3. Distribution of persons according to the answers to the question: «Which toothbrush do you use?»

Результаты и их обсуждение

Основополагающим в гигиене полости рта является отношение людей к профилактике стоматологических заболеваний, в частности кариеса. В результате анкетирования было выявлено, что большинство опрошенных прислушиваются к советам стоматолога и гигиениста (среди студентов ПИМУ — 92,8 %, ННГУ

— 72 %), иногда прислушиваются 7,2 % студентов ПИМУ и 28 % — ННГУ им. Лобачевского. Необходимо было определить, как часто студенты посещают стоматолога (рис. 1).

Один из важных вопросов касался знания студентами опасности кариеса для их здоровья. Большинство респондентов дали положительный ответ (среди студентов ПИМУ — 95,2 %, ННГУ — 60 %), 40 % опрошенных ННГУ и 4,8 % опрошенных ПИМУ — отрицательный.

Существуют разные методики чистки зубов, но их объединяют стандарты, включающие чистку зубов два раза в день (утром после завтрака и вечером перед сном) и ее продолжительность, составляющую 3-4 минуты [6, 18]. По данным анкетирования выяснилось, что большинство респондентов чистят зубы два раза в день (студенты ПИМУ — 69,6 %, ННГУ — 56,8 %), один раз в день чистят зубы 24 % опрошенных ПИМУ и 40 % ННГУ, три раза в день чистят зубы 2,4 % студентов ПИМУ и 3,2 % ННГУ. Так же 38,4 % студентов ПИМУ чистят зубы после завтрака и перед сном, 25,2 % — перед завтраком и перед сном, 19,2 % — перед завтраком, 6 % — после завтрака, 4,8 % — три раза в день, 3,2 % — перед и после завтрака и 3,2 % — только перед сном. Среди студентов ННГУ 36 % чистят зубы после завтрака и пред сном, 28 % — перед завтраком и перед сном, 20 % — перед завтраком, 8 % — после завтрака, 4 % — перед сном и 4 % — каждый раз после еды. Большая часть опрошенных ПИМУ (68 %) уделяют чистке зубов 3-4 минуты, 26 %

— 1-2 минуты и 6 % — 5-6 минут. В ННГУ большинство респондентов (60 %) чистят зубы 1-2 минуты, 36 % — 3-4 минуты и 4 % — 5-6 минут. Так же был задан вопрос: «Знаете ли вы основные правила чистки зубов?» (рис. 2).

Зубная щетка является основным инструментом для удаления налета с поверхности зубов и десен, но при эксплуатации ее эффективность уменьшается. Поэтому ее необходимо менять как минимум раз в три месяца. Большая часть опрошенных студентов ПИМУ (38,4 %) и ННГУ (40 %) меняют зубную щетку 3-4 раза в год, Меняют зубную щетку 4-6 раз в год 37,6 % студентов ПИМУ, ННГУ — только 12 %, два раза в год меняют щетку19,2 % опрошенных ПИМУ,

ПИМУ

ННГУ

0%

70,00%

60,00%

один раз в год — 4,8 %, среди студентов ННГУ — 20 и 28 % соответственно. По данным анкетирования выявлено, что 84 % студентов ННГУ используют зубную щетку средней жесткости, 8 % — мягкой, 4 % — очень мягкой и 4 % — жесткую. Среди студентов ПИМУ 88 % используют зубную щетку средней жесткости, 4,8 % — мягкой и 7,2 % — жесткую. Так же было необходимо определить, какими зубными щетками пользуются респонденты (рис. 3).

На сегодняшний день рынок зубных паст огромен и человеку не составит труда найти зубную пасту любого производителя. Многие люди используют сразу несколько паст разных производителей, но есть те, кто предпочитает только одного. Анкета включала вопрос и относительно производителей паст, которыми пользуются опрошенные, но не более трех. Больше половины студентов ННГУ (60 %) используют пасты фирмы Colgate, 24 % — Splat, 20 % — Blend-a-Med. Среди студентов ПИМУ большинство (33,6 %) отдают предпочтение зубным пастам фирмы Splat, 28,8 % — Colgate, 20,4 % — R. O. C. S, 18 % — Blend-a-Med.

На данный момент зубные пасты являются наиболее популярным средством гигиены полости рта, но необходимо также знать и пользоваться дополнительными средствами и предметами гигиены полости рта, так как использование только зубных паст не всегда способствует поддержанию гигиенического состояния полости рта на должном уровне [6, 17, 19]. В результате анкетирования выяснилось, что большинство респондентов ННГУ (52 %) не пользуются дополнительными средствами гигиены, 32 % — редко и лишь 16 % используют, но только ополаскиватели. В ПИМУ ситуация полностью противоположная: 43,2 % используют дополнительные средства гигиены (10,8 % — ополаскиватели, 14,4 % — флоссы, 15,6 % — ополаскиватели и флоссы, 2,4 % — ополаскиватели, ирригаторы и флоссы), 36,4 % — редко и 20,4 % — не используют. Был задан вопрос: «Исполь- 40,00% зуете ли вы жевательную резинку?» (рис. 4).

Одним из основных факторов, влияющих 30,00% на возникновение кариеса, является наличие в пищи большого количества легкоусвояемых 20,00% углеводов. Поэтому правильное питание (уменьшение количества углеводов, употребление овощей и фруктов) способствует профилактике кариеса. Одним из основных источников легкоусвояемых углеводов являются сладкие газированные напитки. Большинство опрошенных обоих вузов иногда употребляют напитки: ПИМУ — 66,4 %, ННГУ — 52 %, не употребляют вообще в ПИМУ 24 %, в ННГУ — 24 % практически постоянно употребляют 9,6 % сту-

20,00%

10,00%

0,00%

60,00°%

50,00°%

дентов ПИМУ и 24 % ННГУ Как выяснилось, большинство опрошенных употребляют сладкие продукты в течение дня практически постоянно (47,2 % — в ПИМУ и 36 % — в ННГУ). Утром употребляют сладкие продукты 6 % студентов ПИМУ и 8 % ННГУ, днем — 24 % студентов ПИМУ и 24 % — ННГУ, вечером — 4,8 % студентов ПИМУ и 12 % — ННГУ, когда захотят — 16,8 % студентов ПИМУ и 16 % — ННГУ, не употребляют 1,2 % студентов ПИМУ и 4 % ННГУ. На вопрос: «Часто ли вы употребляете в пищу твердые овощи и фрукты?» — среди опрошенных ПИМУ 49,6 % ответили «да», 43,2 % — «иногда», 6 % — «практически постоянно», 1,2 % — «не употребляют». Среди респондентов ННГУ 44 % иногда употребляют твердые овощи и фрукты, 24 % употребляют, 20 % практически постоянно их употребляют,

■ ПИМУ

■ ННГУ

не используют

когда захотят

Рис. 4. Распределение лиц по ответам на вопрос: «Используете ли вы жевательную резинку?» Fig. 4. Distribution of persons according to the answers to the question: «Do you use chewing gum?»

10,00%%

I

1 hLJ

I ПИМУ l ННГУ

три раза в день

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

четыре раза в день

два раза в день

получится

пять, шесть раз

Рис. 5. Распределение лиц по ответам на вопрос: «Сколько раз в день вы питаетесь?»

Fig. 5. Distribution of persons according to the answers to the question: «How many times a day do you eat?»

после еды

Проблемы стоматологии 2020, том 16, № 1, стр. 58—63 © 2020, Екатеринбург, УГМУ

Терапевтическая стоматология / Оригинальные исследования Therapeutic dentistry / Original research papers

12 % не употребляет. Необходимо было определить, сколько раз в течение дня студенты питаются (рис. 5).

Результаты проведенного обследования показали, что у 120 (48 %) студентов ПИМУ индекс гигиены удовлетворительный, у 110 (44 %) — хороший и у 20 (8 %) — плохой. Среди студентов ННГУ 110 (44 %) человек имеют удовлетворительный показатель гигиены, 90 (36 %) — плохой, 50 (20 %) — хороший.

Выяснилось, что в ПИМУ у 170 (68 %) студентов гингивит отсутствует, у 70 (28 %) — легкая степень тяжести, у 10 (4 %) — средняя. Среди респондентов ННГУ у 100 (40 %) человек гингивит не выявлен, у 90 (36 %) — легкая степень тяжести, у 45 (18 %) — средняя, у 15 (6 %) — тяжелая.

В результате проведенного исследования мы выявили, что большинство студентов прислушиваются к советам стоматологов, однако студенты ПИМУ чаще проходят профилактические осмотры, что связано с их осведомленностью о необходимости таких осмотров.

Так же мы выяснили, что опрошенные знают основные правила чистки зубов и пользования зубной щеткой, хотя только в ПИМУ сочетают применение стандартной и электрической зубных щеток. Согласно результатам по определению гигиенического индекса по Green—Wermillion, на практике эти знания студенты ННГУ применяют хуже: качество индивидуальной гигиены у студентов ПИМУ выше, чем у ННГУ. Интересным было узнать, что половина опрошенных ННГУ не пользуются дополнительными средствами гигиены, тогда как в ПИМУ почти половина студентов, наоборот, применяют их. Среди студентов обоих вузов большинство при выборе зубной пасты, отдают предпочтение наиболее продаваемым

или рекламируемым, но эта проблема не только в Нижнем Новгороде [14].

Культура питания в обоих вузах находится на плохом уровне. Как выяснилось, студенты в избыточном количестве употребляют газированные напитки и углеводистую пищу, что изменяет биохимические показатели слюны в течение долгого времени [15] и тем самым влияет на кариесогенную ситуацию [1].

После определения индекса РМА выявилось наличие гингивита у 32 % студентов ПИМУ и у 60 % студентов ННГУ, что так же связано с разницей в качестве индивидуальной гигиены полости рта.

Выводы

Очевидно, что уровень стоматологического здоровья напрямую зависит от уровня стоматологического просвещения. В результате проведенного нами исследования выявлено, что студенты ПИМУ в большей степени выполняют индивидуальные мероприятия по гигиене полости рта, чем студенты ННГУ. Анкетирование позволило оценить у студентов знание вопросов, касающихся сохранения стоматологического здоровья.

Уровень стоматологического просвещения среди студентов ПИМУ выше, чем среди студентов ННГУ, и разница эта достаточно велика. Это свидетельствует о том, что люди не достаточно информированы по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Существует необходимость в большей информированности населения за счет средств просвещения (книг, брошюр, плакатов, журналов, рекламы), проведения санитарно-просветительских работ и уроков здоровья в школах.

Литература

1. Успенская, О. А. Кариес зубов: учебное пособие/О. А. Успенская, Е. В. Кондюрова, Н. В. Тиунова; М-во науки и высшего образования РФ, МГУ им. Н. П. Огарёва. -Саранск: Издательство Мордовского университета, 2018. - 190 с.

2. Боровский, Е. В. Терапевтическая стоматология: учебник/Е. В. Боровский. - Москва: МИА, 2007. - 798 с.

3. Успенская, О. А. Особенности микробной контаминации мануальных и электрических зубных щеток в различные сроки их использования/О. А. Успенская, Н. В. Тиунова, С. О. Воинова // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2016. - № 2. - С. 64-65.

4. Николаев, А. И. Практическая терапевтическая стоматология: учебное пособие/А. И. Николаев, Л. М. Цепов. - 9-е изд. - Москва: МЕДпресс-информ, 2016. - 928 с.

5. Леус, П. А. Отложения на зубах. Роль зубного налета в физиологии и патологии полости рта: учебно-методическое пособие/П. А. Леус. - Минск: БГМУ 2007. - 32 с.

6. Кузьмина, Э. М. Профилактическая стоматология: учебник/Э. М. Кузьмина, О. О. Янушевич. - Москва: Практическая медицина, 2017 - 544 с.

7. Черкасов, С. М. Анализ распространенности заболеваний зубочелюстной системы, формирующих спрос на стоматологические услуги/С. М. Черкасов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 2. - С. 186-189.

8. Пропедевтическая стоматология: учебник/Э. А. Базикян, Т. Г. Робустова, Г. И. Лукина [и др.]; под ред. Э. А. Базикяна. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 768 с.

9. Разумова, С. Н. Пропедевтика стоматологических заболеваний: учебник/под ред. С. Н. Разумовой, И. Ю. Лебеденко, С. Ю. Иванова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 336 с.

10. Успенская, О. А. Заболевания пародонта: учебное пособие/О. А. Успенская, Н. В. Круглова. - Н. Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2018. - 148 с.

11. Гигиеническое состояние полости рта и стоматологическая просвещенность студентов различных факультетов первого МГМУ имени И. М. Сеченова/И. М. Макеева, З. С. Будайчиева, З. М. Кулиев, А. А. Куртышов // Медицинское образование и вузовская наука. - 2016. - № 1 (8). - С. 53-56.

12. Исследование влияния уровня перфекционизма на отношение людей к профилактике стоматологических заболеваний/Л. Ю. Орехова, Н. Р. Чеминава, Т. В. Кудрявцева, В. В. Тачалов, Е. С. Лобода // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 4. - С. 32-37.

13. Клинические рекомендации (протоколы лечения) «Пародонтит»/О. О. Янушевич, Э. М. Кузьмина, Ю. М. Максимовский, А. Ю. Малый, Л. А. Дмитриева, З. Э. Рева-зова, В. А. Почтаренко, А. И. Эктова. - МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава РФ, 2018. - 120 с.

14. Экспертный ситуационный анализ стоматологической заболеваемости населения Тюменской области - основа для разработки региональной программы первичной профилактики/М. О. Нагаева, О. А. Куман, С. Н. Лебедев, Г. И. Ронь // Проблемы стоматологии. - 2017. - Т. 13, № 4. - С. 22-27.

15. Динамика изменения биохимического состава слюны под влиянием углеводсодержащих продуктов «легкого питания»/Ю.В. Мандра, Л. А. Каминская, Е.Н. Свет-лакова, И. В. Гаврилов, П. А. Жолондзиовский, А. Д. Тимербулатов // Проблемы стоматологии. - 2016. - Т. 12, № 4, - С. 10-15.

16. Стоматологический статус у студенческой молодежи ВУЗов г Уфы. Факторы, влияющие на здоровье полости рта у судентов/С. В. Аверьянов, Е. А. Засемкова, В. В. Демидова, Ю. Е. Пигарева [и др.] // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 2-1. - С. 27.

17. Современные подходы к профилактике кариеса жевательных поверхностей постоянных зубов: учебное пособие для системы послевузовского образова-ния/Э. М. Кузьмина [и др.]. - Москва, 2012. - 80 с.

18. Кузьмина, И. Н. Профилактическая стоматология: учебное пособие/И. Н. Кузьмина. - Москва: МГМСУ 2009. - 188 с.

19. Кузьмина, Э.М. Основы индивидуальной гигиены полости рта. Методы и средства: учебное пособие/Э. М. Кузьмина, Т. А. Смирнова, И. Н. Кузьмина. - Москва, 2008 - 116 с.

20. Стоматологические обследования. Основные методы. - 4-е изд. - Женева: ВОЗ, 1997. - 76 с.

21. Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний/Н. В. Тарасова, Е. А. Бриль, Т. В. Федорова [и др.] //Сиб. мед. обозрение. - 2012. - № 4. - С. 6-11.

22. Проценко, А. С. Образ жизни и стоматологическое здоровье/А. С. Проценко, Е. Г. Свистунова // Социологические исследования. - 2011. - № 4. - С. 110-112.

23. Макеева, И. М. Распространенность стоматологических заболеваний у студенческой молодежи Москвы и потребность в их лечении/И. М. Макеева, В. Ю. Дороши-на, А. С. Проценко // Стоматология. - 2009. - № 6. - С. 4-8.

24. Bhola, R. Dental Procedures, Oral Practices, and Associated Anxiety: A Study on Late-teenagers/R. Bhola, R. Malhotra // Osong. Public Health Res. Perspect. - 2014. - Vol. 5 (4). - P. 219-232.

25. Диагностика в терапевтической стоматологии: учебное пособие/Т. Л. Рединова, Н. Р. Дмитракова, А. С. Япеев [и др.]. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 144 с. References

1. Uspenskaya, O. A., Kondyurov, Y. V., Tiunova, N. V. (2018). Kariyes zubov: uchebnoye posobiye [Dental caries: a training manual]. Saransk: Publishing in the Mordovian University, 190. (In Russ.)

2. Borovsky, E. V. (2007). Terapevticheskaya stomatologiya: uchebnik [Therapeutic dentistry: textbook]. Moscow: MIA, 798. (In Russ.)

3. Uspenskaya, O. A., Tiunova, N. V., Voinova, S. O. (2016). Osobennosti mikrobnoy kontaminatsii manual'nykh i elektricheskikh zubnykh shchetok v razlichnyye sroki ikh ispol'zovaniya [Features of microbial contamination of manual and electric toothbrush in different terms of their use]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Dentistry of childhood age and prevention], 2, 64-65. (In Russ.)

4. Nikolayev, A. I., Zepov, L. M. (2016). Prakticheskaya terapevticheskaya stomatologiya: uchebnoye posobiye [Practical therapeutic dentistry: educational manual]. 9, Moscow: MEDpress-inform, 928. (In Russ.)

5. Leus, P. A. (2007). Otlozheniya na zubakh. Rol'zubnogo naleta vfiziologii i patologii polosti rta: uchebno-metodicheskoye posobiye [Deposits on teeth. The role of plaque in the physiology and pathology of the oral cavity: manual]. Minsk: BGMU, 32. (In Russ.)

6. Kuzmina, E. M., Janushevich, O. O. (2017). Profilakticheskaya stomatologiya: uchebnik [Preventive dentistry: textbook]. Moscow: Practical medicine, 544. (In Russ.)

7. Cherkasov, C. M. (2014). Analiz rasprostranennosti zabolevaniy zubochelyustnoy sistemy, formiruyushchikh spros na stomatologicheskiye uslugi [The analysis of the incidence of diseases of maxillodental system, shaping the demand for dental services]. Fundamental'nyye issledovaniya [FundamentalResearch], 2, 186-189. (In Russ.)

8. Bazikyan, E. A., Robustova, T. G., Lukina, G. I., ed. Bazikyan, E. A. (2010). Propedevticheskaya stomatologiya: uchebnik [Propedevtic dentistry: textbook]. Moscow: GEOTAR-Media, 768. (In Russ.)

9. Eds. Umumova, S. N., Lebedenko, I. Yu., Ivanov, S. Yu. (2019). Propedevtika stomatologicheskikh zabolevaniy: uchebnik [Propedevtika of dental diseases: textbook]. Moscow: GEOTAR-Media, 336. (In Russ.)

10. Uspenskaya, O. A., Roundova, N. V. (2018). Zabolevaniya parodonta: uchebnoye posobiye [Periodontal Diseases: tutorial]. N. Novhorod: Publishing House of Volga Research Medical University, 148. (In Russ.)

11. Makeeva, I. M., Budaichiev, Z. S., Kuliev, Z. M., Kurtyshov, A. A. (2016). Gigiyenicheskoye sostoyaniye polosti rta i stomatologicheskaya prosveshchennost' studentov razlichnykh fakul'tetov pervogo MGMU imeni I. M. Sechenova [Hygienic state of the oral cavity and dental enlightenment of students of various faculties of the first MGMU named after I. M. Sechenov]. Meditsinskoye obrazovaniye i vuzovskaya nauka [Medical education and university science], 1 (8), 53-56. (In Russ.)

12. Orekhova, L. Yu., Cheminava, N. R., Kudryavtseva, T. V., Tachalov, V. V., Lorda, E. S. (2018). Issledovaniye vliyaniya urovnya perfektsionizma na otnosheniye lyudey k profilaktike stomatologicheskikh zabolevaniy [Study of the influence of the level of perfectonism on the attitude of people to the prevention of dental diseases]. Problemy stomatologii [Actualproblems in dentistry], 14, 4, 32-37. (In Russ.)

13. Yanushevich, O. O., Kuzmina, E. M., Maksimovsky, Yu. M., Maly, A. Yu., Dmitriyeva, L. A., Revazova, Z. E., Pochtarenko, V. A., Ektova, A. I. (2018). Klinicheskiye rekomen-datsii (protokoly lecheniya) «Parodontit» [Clinical recommendations (protocols of treatment) "Periodontal disease"]. MGMSU of A. I. Evdokimov of the Russian Ministry of Health, 120. (In Russ.)

14. Nagayev, M. O., Kuman, O. A., Lebedev, S. N., Ron, G. I. (2017). Ekspertnyy situatsionnyy analiz stomatologicheskoy zabolevayemosti naseleniya Tyumenskoy oblasti -osnova dlya razrabotki regional'noy programmy pervichnoy profilaktiki [Expert situational analysis of dental morbidity of the population of the Tyumen region is the basis for the development of the regional program of primary prevention]. Problemy stomatologii [Actualproblems in dentistry], 13, 4, 22-27. (In Russ.)

15. Mandra, Yu. V., Kaminskaya, L. A., Svetlakova, E. N., Gavrilov, I. V., Zholondziovsky, P. A., Timerbulatov, A. D. (2016). Dinamika izmeneniya biokhimicheskogo sostava slyuny pod vliyaniyem uglevodsoderzhashchikh produktov "legkogo pitaniya" [Dynamics of change of biochemical composition of saliva under influence the uglevodsoder-zhashchikh of products of "easy food"]. Problemy stomatologii [Actualproblems in dentistry], 12, 4, 10-15. (In Russ.)

16. Averyanov, S. V., Zasemkova, E. A., Demidova, V. V., Pigarev, Yu. E. et al. (2015). Stomatologicheskiy status u studencheskoy molodezhi VUZov g. Ufy. Faktory, vliyayush-chiye na zdorov'ye polosti rta u sudentov [Dental status at student youth of higher education institutions of Ufa. Factors affecting oral health in the courts]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik [International Student Scientific Journal], 2-1, 27. (In Russ.)

17. Kuzmin, E. M. et al. (2012). Sovremennyye podkhody kprofilaktike kariyesa zhevatel'nykh poverkhnostey postoyannykh zubov: uchebnoye posobiye dlya sistemy poslevuzovsk-ogo obrazovaniya [Modern approaches to prevention of chewing caries on the permanent teeth: a textbook for the postgraduate education system]. Мoscow, 80. (In Russ.)

18. Kuzmina, I. N. (2009). Profilakticheskaya stomatologiya: uchebnoye posobiye [Preventive dentistry: textbook]. Moscow: MGMSU, 188. (In Russ.)

19. Kuzmina, E. M., Smirnova, T. A., Kuzmina, I. N. (2008). Osnovy individual'noy gigiyeny polosti rta. Metody i sredstva: uchebnoye posobiye [Basics of individual oral hygiene. Methods and means: textbook]. Moscow, 116. (In Russ.)

20. (1997). Stomatologicheskiye obsledovaniya. Osnovnyye metody [Dental inspections. The main methods]. 4, Geneva: WHO, 76. (In Russ.)

21. Tarasova, N. V., Bril, E. A., Fedorova, T. V. et al. (2012). Rol' gigiyenicheskogo vospitaniya v sisteme pervichnoy profilaktiki stomatologicheskikh zabolevaniy [The role of hygienic education in the system of primary prevention of dental diseases]. Sib. med. obozreniye [Sib. med. review], 4, 6-11. (In Russ.)

22. Procenko, A. S., Svistunova, E. G. (2011). Obraz zhizni i stomatologicheskoye zdorov'ye [Lifestyle and Dental Health]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 4, 110-112. (In Russ.)

23. Makeeva, I. M., Doroshina, V. J., Procenko, A. S. (2009). Rasprostranennost' stomatologicheskikh zabolevaniy u studencheskoy molodezhi Moskvy i potrebnost' v ikh lechenii [Prevalence of dental diseases in student youth of Moscow and need for their treatment]. Stomatologiya [Dentistry], 6, 4-8. (In Russ.)

24. Bhola, R., Malhotra, R. (2014). Dental Procedures, Oral Practices, and Associated Anxiety: A Study on Late-teenagers. Osong. Public Health Res. Perspect, 5 (4), 219-232.

25. Redinov, T. L., Dmitry, N. R., Yapeev, A. S. et al. (2006). Diagnostika v terapevticheskoy stomatologii: uchebnoye posobiye [Diagnostics in therapeutic dentistry: tutorial]. Rostov on the Don: Phoenix, 144. (In Russ.)

Авторы:

Ольга Александровна УСПЕНСКАЯ

д. м. н., доцент, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии, Приволжский исследовательский медицинский университет, г. Нижний Новгород шреткауа. [email protected] Кирилл Игоревич КАЛИНКИН

студент 5 курса стоматологического факультета, Приволжский исследовательский медицинский университет, г. Нижний Новгород [email protected]

Поступила 11.02.2020

Принята к печати 03.04.2020

Authors:

Olga A. USPENSKAYA

Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head oof the Department of Therapeutic Dentistry of Volga Research Medical University, Nizhny Novgorod uspenskaya. [email protected] Kirill I. KALINKIN

5 year student oof dental faculty of Volga Research Medical University, Nizhny Novgorod [email protected]

Received Accepted

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.