Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРЕДМЕТОВ И СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА (ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ)'

УРОВЕНЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРЕДМЕТОВ И СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА (ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ЗУБНАЯ ПАСТА / ЗУБНАЯ ЩЕТКА / ПРЕДМЕТЫ И СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киле Е.О., Жукова Е.С.

В статье представлено описание результатов уровня гигиенических знаний студентов при выборе предметов и средств гигиены полости рта. Проведен анализ анкетирования на знания в применении основных средств гигиены полости рта, а также наиболее распространенных и часто используемых дополнительных средств гигиены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF HYGIENIC KNOWLEDGE IN THE CHOICE OF ITEMS AND MEANS OF ORAL HYGIENE (ACCORDING TO THE QUESTIONNAIRE)

The article describes the results of the level of hygienic knowledge of students when choosing subjects and means of oral hygiene. The analysis of the questionnaire on the knowledge in the use of basic oral hygiene products, as well as the most common and frequently used additional hygiene products, was carried out.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРЕДМЕТОВ И СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА (ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ)»

Scientist

Scientist, 2022, 22(4), 20-25._

Материалы VII итоговой научно-практической конференции НОМУИС 23-25 мая 2022 года, г. Барнаул Алтайский государственный медицинский университет

УРОВЕНЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРЕДМЕТОВ И СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА (ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ)

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Киле Е.О., Жукова Е.С.

LEVEL OF HYGIENIC KNOWLEDGE IN THE CHOICE OF ITEMS AND MEANS OF ORAL HYGIENE (ACCORDING TO THE QUESTIONNAIRE)

Altai State Medical University, Barnaul Kile E.O., Zhukova E.S.

В статье представлено описание результатов уровня гигиенических знаний студентов при выборе предметов и средств гигиены полости рта. Проведен анализ анкетирования на знания в применении основных средств гигиены полости рта, а также наиболее распространенных и часто используемых дополнительных средств гигиены.

Ключевые слова: гигиена полости рта, зубная паста, зубная щетка, предметы и средства гигиены полости рта.

The article describes the results of the level of hygienic knowledge of students when choosing subjects and means of oral hygiene. The analysis of the questionnaire on the knowledge in the use of basic oral hygiene products, as well as the most common and frequently used additional hygiene products, was carried out. Key words: oral hygiene, toothpaste, toothbrush, oral hygiene items and products.

Самым главным фактором риска в возникновении заболеваний твердых тканей зубов и пародонта является зубной налёт. Именно поэтому

индивидуальная гигиена полости рта считается ведущим компонентом профилактики и предупреждения развития этих заболеваний.

Цель исследования: понять уровень осведомленности студентов медицинского вуза об ассортименте предметов и средств гигиены, применяемых для ухода за полостью, провести оценку знаний вопросов стоматологического здоровья.

Задачи исследования:

1. Разработать анкету для студентов АГМУ.

2. На основании анкетирования студентов стоматологического факультета определить уровень гигиенических знаний и степень осведомленности при выборе предметов и средств гигиены полости рта.

3. Оценить результаты исследования и сделать выводы.

Материалы и методы

Для решения поставленной задачи нами разработана анкета, состоящая из 43 тестовых заданий. Проведено анонимное анкетирование 130 студентов АГМУ обоих полов, 90 женщин (69,2%) и 40 мужчин (30,8%) 2, 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета, в возрасте около 20-25 лет, о степени осведомленности и применении ими различных предметов и средств гигиены полости рта. Статистическую обработку проводили при помощи Google формы.

Результаты и обсуждение

По результатам проведенного анкетирования большая часть студентов посещают врача стоматолога раз в 6 месяцев (36,9 %) или же раз в год (27,7 %). С целью проведения профилактических мероприятий посещают врача стоматолога 62 человека (47,7%), с целью решения конкретной проблемы 63 студента (48,5%).

На приеме врачи-стоматологи не уделяют особого внимания просветительной работе с пациентом о гигиене полости рта, при этом (71,5%) не обращались к врачу-стоматологу за советом о выборе средств гигиены полости рта.

Анализ анкет показал, что подавляющее большинство студентов чистит зубы необходимое количество раз - два раза в день (77,7%).

Scientist, 4(22), 2022

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что основная масса опрошенных осведомлена о необходимости регулярной замены зубной щетки. Большинство студентов использует зубную щетку средней степени жесткости (85,4%). На рисунке 1 представлены данные относительно того, какие преимущественно движения зубной щеткой используются при чистке зубов.

Самой распространенной из дополнительных предметов гигиены полости рта среди студентов по результатам анкеты оказалась зубная нить. Так, 21 студент (16,2%) используют ее регулярно при ежедневном уходе за полостью рта, а 63 (48,5%) - не регулярно. Зубными ершиками пользуются 17 студентов (13,1%).

Также в ходе проведения индивидуальной гигиены полости рта большинство студентов ответили, что чистят язык. Так, 60% (78) делают это зубной щеткой, а 20% (26) - скребком для языка. При этом 68 студентов (52,3%) чистят язык ежедневно, а 36 (27,7%) - несколько раз в неделю.

При выборе зубной пасты наиболее часто студенты руководствуются советом врача-стоматолога - 73 студента (56,2%), 44 студента (33,8%) руководствуются рекомендациями знакомых или рекламой, а 13 (10%) при выборе отталкиваются от цены.

При этом на состав зубной пасты обращают внимание 98 студентов (75,4%), а на ее абразивность 76 студентов (58,5%), а также (65,4%) ответили, что в их семьях взрослые и дети используют разную зубную пасту.

На рисунке 2 представлены данные по поводу того, с каким эффектом предпочитают зубную пасту для ежедневного ухода. Однако многие студенты не знают, какое действие оказывает тот или иной состав зубной пасты.

Самым распространенным из дополнительных средств гигиены полости рта среди студентов по результатам анкеты оказался ополаскиватель для полости рта. При этом на выбор студентов ополаскивателя влияют самые различные факторы (рис.3).

Также очень популярна жевательная резинка среди студентов. Большинство опрошенных (45,4%) использует ее с целью освежить дыхание, 33,1% - с целью очищения полости рта, 17,7% - просто пожевать, 2,3% - надувать «пузыри», а

1,5% с целью отбеливания зубов. На рисунке 4 представлены данные о частоте использования жевательной резинки.

Ирригатор - это незаменимый элемент ежедневной гигиены полости рта. По анализу анкет, к сожалению, основная часть опрошенных (69,2%) не использует его, а 11,5% - даже не знают что это (рис.5).

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие преимущественно используются движения зубной щеткой при чистке зубов?»

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какой зубной пасте для ежедневного ухода Вы отдаете предпочтение?»

БаепШ, 4(22), 2022

Цена Состав

Вкус; цвет, запах Фирма производитель Рекомендации специалиста Не использую вообще

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что является для Вас основополагающим при выборе зубного ополаскивателя?»

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто вы используете жевательную резинку?»

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Пользуетесь

ли вы ирригатором?»

Выводы

По данным проведенного нами анкетирования в целом уровень гигиенических знаний и навыков по вопросам профилактики стоматологических заболеваний удовлетворительный. Опрошенные в большей части основываются на рекомендациях врача - стоматолога при подборе предметов и средств гигиены. Однако тщательное использование дополнительных средств гигиены не является системным мероприятием, а также недостаточна осведомленность студентов о составе зубных паст и влиянии его на их эффект. Врачам-стоматологам следует уделять большее внимание в повышении уровня знаний пациентов о правилах ухода за полостью рта, а также выработки мотивации для сохранения здоровья зубов.

Список литературы:

1. Гаранович А.И. Частота применения дополнительных средств гигиены полости рта пациентами с болезнями периодонта. // Актуальные проблемы современной медицины и фармации: сб. тез. докл. LXXII Междунар. науч.-практ конф. студентов и молодых ученых, Минск. - 2018. - С. 1372.

2. Бондаренко Л.В., Рыбак О.Г., Тармаева С.В. Современные средства гигиены полости рта //Национальная школа челюстно-лицевой хирургии и имплантологии в Иркутске. - 2021. - С. 61-64.

3. Денисенко Л.Н., Мануйлова Э.В., Деревянченко С. П. Знания студентов первого курса о гигиене полости рта //Научное обозрение. Медицинские науки.

- 2020. - № 6 - С. 78.

4. Денисенко Л.Н., Мануйлова Э.В., Деревянченко С.П. Знания студентов первого курса о гигиене полости рта //Научное обозрение. Медицинские науки.

- 2020. - № 6 - С. 78.

Как цитировать:

Киле Е.О, Жукова Е С. (2022). Уровень гигиенических знаний при выборе предметов и средств гигиены полости рта (по данным анкетирования). Материалы VII итоговой научно-практической конференции НОМУИС, 23-25 мая 2022 года, г. Барнаул, Алтайский государственный медицинский университет. Scientist, 22 (4), 20-25.

Scientist, 4(22), 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.