UNIVERSUM:
МЕДИЦИНА И ФАРМАКОЛОГИЯ
• 7universum.com
ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ
Быковская Татьяна Юрьевна
доцент, д-р мед. наук, заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине, РГМУ,
РФ, г. Ростов-на-Дону Е-mail: [email protected]
COACHING TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF MOTIVATION FOR PERSONAL ORAL HYGIENE AMONG MEDICAL STUDENTS
Elena Leontyeva
Сandidate of medical sciences, Assistant of Rostov state medical University,
Russia, Rostov-on-Don
Tatiana Bykovskaya
Associate Professor, Doctor of medical sciences, head of the Department of Health Care Organization and Public Health with a course of information and computer technologies in health care and medicine, Rostov state medical University,
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Проведено анкетирование и клиническая оценка уровня гигиены полости рта у 67 студентов-медиков. Выявлено, что у будущих врачей есть серьезные погрешности в личной гигиене полости рта: недостаточный уровень
Леонтьева Елена Юрьевна
канд. мед. наук, ассистент РГМУ,
РФ, г. Ростов-на-Дону Е-mail: [email protected]
Леонтьева Е.Ю., Быковская Т.Ю. Технологии коучинга в формировании мотивации к личной гигиене полости рта у студентов медиков // Universum: Медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2015. № 5-6 (18) . URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/2322
теоретических знаний и низкий уровень мануальных навыков в проведении чистки зубов. Гигиеническое обучение с применением коуч-техник, направленных на мотивационную составляющую, позволило значительно повысить качество личной гигиены полости рта у студентов медиков.
ABSTRACT
A questionnaire survey and clinical assessment of oral hygiene in 67 medical students were carried out. It was revealed that future doctors had a serious inaccuracy in personal oral hygiene: - insufficient level of theoretical knowledge and low level of manual skills in the cleaning of the teeth. Hygienic training using coaching techniques aimed at motivational component significantly improved the quality of personal hygiene among medical students.
Ключевые слова: гигиена полости рта, коучинг, санитарное просвещение, мотивация.
Keywords: oral hygiene, coaching, health education, motivation.
Многочисленными исследованиями было установлено, что для профилактики кариеса зубов и болезней периодонта большое значение имеет качество личной гигиены полости рта, а это, в свою очередь, зависит от уровня культуры и образа жизни [1, с. 34; 2, с. 58,60;5, с. 18; 8, с. 91,93; 11, с. 238].
Социальная значимость высшего медицинского образования определяется необходимостью решать задачу формирования студента не только как будущего специалиста, но и как здорового человека, здоровой личности, ориентированной на соблюдение здорового образа жизни [3, с. 19, 26;4, с. 68; 6, с. 1; 7, с. 125; 9, с. 1; 12, с. 82; 13, с. 242].
Гигиеническая подготовка является достаточно мощным инструментом формирования здоровья в целом и является одним из важнейших методов первичной профилактики заболеваний, именно поэтому в последние годы вопросы организации санитарно-просветительской работы среди населения
и гигиенической подготовки медицинских работников поднимаются и рассматриваются с большим вниманием [10, с. 50; 15, с. 57; 17, с. 120].
В этой связи гигиеническое обучение и формирование комплаенса к гигиене полости рта среди врачей-студентов приобретают важное значение [18, с. 1; 14, с. 54].
Цель нашего исследования — адаптация технологии коучинга в образовательном процессе у студентов медиков и изучение эффективности данных технологий в формировании мотивации к личной гигиене полости рта.
Материалы и методы
Анкетирование и коуч-сессии проводились на базе стоматологического факультета Ростовского государственного медицинского университета, клиническое обследование уровня гигиены на базе стоматологического отделения клиники РостГМУ. Работа проводилось в 2 этапа.
На первом этапе проведено анкетирование с целью изучения уровня теоретических знаний по личной гигиене полости рта. Качество мануальных навыков по уходу за полостью рта оценивали при помощи гигиенических индексов: OHI-S — J.C. Green, J.R. Vermillion (1964), при помощи которого оценивался общий уровень гигиены и РНР-индекс эффективности гигиены полости рта Podshadley, Haley (1968), который позволял выявить мануальные способности по технике проведения чистки и выявить накопление налета при некачественной чистке зубов.
На втором этапе проводилось обучение и коррекция теоретических и мануальных навыков по личной гигиене полости рта студентов с динамическим наблюдением в течение месяца и контролем уровня гигиены полости рта при помощи индексов.
Полученные цифровые показатели обрабатывались методом вариационной статистики с применением стандартных программ MicrosoftExcel. Достоверность разности величин показателей индекса гигиены (р) определяли с помощью критерия Стьюдента (t).
В ходе первого этапа исследования изучались теоретические знания по предметам и средствам личной гигиены полости рта, по их назначению и применению: умение студентов правильно пользоваться основными
и вспомогательными предметами гигиены полости рта, ассортимент ежедневных средствам по уходу за полостью рта и их действие.
Клиническим стоматологическим осмотром оценивался уровень гигиены полости рта. Всего в анкетировании и обследовании уровня гигиены приняли участия 67 студентов РостГМУ различных факультетов, 29 юношей и 38 девушек, в возрасте от 19 до 21 года (средний возраст составил 20,5+0,14 лет).
В ходе анкетирования студенты отвечали на вопросы:
• Какие средства и предметы гигиены полости рта применяются ежедневно для ухода за полостью рта?
• Сколько раз в день чистите зубы и проводите гигиену полости рта?
• Как часто меняете зубную щетку?
• Каким действием обладают ежедневно применяемые зубные пасты?
• Какие движения зубной щеткой при чистке зубов преобладают?
• Как часто проводите гигиену языка?
При анализе ответов на предложенные вопросы анкеты выявлено, что для ежедневного ухода за полостью рта все студенты в 100 % случаев применяют зубные щетки и пасты. Дополнительные предметы и средства ухода за полостью рта используют менее половины будущих врачей. Так, только 15,1±0,9 %, из числа анкетированных студентов при ежедневной гигиене проводят флоссинг и применяют интердентальные предметы гигиены (зубные ершики), 11,6±0,7 % из числа опрошенных пользуются стоматологическими ополаскивателями и бальзамами различного действия.
Кратность гигиенических процедур полости рта соответствует рекомендованным нормам (2 раза в день) у 61,9±3,9 % опрошенных студентов, 1 раз в день чистят зуб — 37,±1,7 % студентов и 2,4±1,1 % из числа опрошенных студентов гигиену полости рта проводят не каждый день.
Правильно меняют зубную щетку (до 3—4 раза в год) более половины будущих врачей (64,5±3,3 %). Производят замену предмета гигиены полости рта 1—2 раза в год — 35,5± 1,3,9 % из числа анкетированных студентов медиков.
Состав и действие применяемых зубных паст смогли назвать 76,1 ±4,1 % из числа интервьюированных молодых людей. Пастами лечебнопрофилактического действия пользуются 68,7±3,9 % студентов, это в основном пасты с противокариозным эффектом. Лечебными пастами с противовоспалительными и десенситивными свойствами пользуются 2,2±0,5 % студентов. Пасты специального (отбеливающего) действия в своей гигиене применяют 5,2±0,9% из числа студентов. Затрудняются ответить или не знают действие ежедневно применяемой пасты 23,9±1,8 % из числа опрошенных будущих врачей.
Правильность техники чистки зубов оценивали по ответам указывающих тип движения зубной щетки (вертикальные, круговые, горизонтальные). В анкетах студентов в 59,2±2,9 % случаев были отмечены круговые и вертикальные движения зубной щеткой, у 40,8±2,1 % молодых людей преобладали неправильные — горизонтальные движения при проведении личной гигиены полости рта.
В ходе анкетирования будущих врачей выявлено, что почти все студенты медики (в 98,1±5,0 % случаев среди обследованных) не считают гигиену языка ежедневной процедурой. Только 1,9±0,9 % молодых людей из числа опрошенных знают о чистке языка и иногда ее проводят.
Результаты клинического исследования уровня гигиены полости рта показали, что среднее значение индекса гигиены полости рта OHI-S у студентов РостГМУ—1,85±0,09 баллов, что соответствует удовлетворительному уровню ухода за полостью рта. Результаты индекса эффективности чистки зубов (РНР) выявили серьезные погрешности в гигиенических манипуляциях. Среднее значение индекса РНР соответствует неудовлетворительной оценке гигиены
полости рта — 1,78±0,07 баллов, а у 83,5 ±3,9 % студентов выявлен налет на оральных поверхностях зубов.
Таким образом, в ходе первого этапа нашей работы выявлено, что у будущих врачей есть серьезные погрешности в личной гигиене полости рта: недостаточный уровень теоретических знаний по составу и действию средств гигиены; ограниченное применение дополнительных предметов и средств (зубных нитей, ополаскивателей, ершиков); низкий уровень мануальных навыков в проведении гигиены полости рта, преобладают горизонтальные движения при чистке зубов, и не проводится гигиена языка; рекомендованная кратность чистки зубов 2 раза в день соблюдается только половиной студентов. Клиническая оценка ухода за полостью рта студентов выявила средний уровень гигиены и неудовлетворительный уровень эффективности чистки зубов.
Для изучения эффективности технологии коучинга для формирования мотивационной составляющей в вопросах гигиенического воспитания наблюдаемая группа студентов была поделена на 2 подгруппы, в одной из которых был проведен 1 сеанс групповой коуч-сессии. Распределение по подгруппам происходило в добровольном порядке, по желанию участников: в подгруппу № 1 вошли 30 студентов, подгруппу № 2 составили 37 студентов. Динамическое наблюдение обеих подгрупп составило 1 месяц. В подгруппе № 2 была проведена групповая коуч-сессия по специально модифицированной коучинговой технике, направленной на формирование мотивации к гигиеническим мероприятиям полости рта.
Перед проведением коуч-сессии в каждой из подгрупп студентов было проведено обучение, включающее мотивацию к здоровому образу жизни, обучение стандартному методу чистки зубов, выбор средств гигиены с подробным информированием об их действия, контроль уровня мануальных навыков чистки зубов и профессиональную гигиену полости рта.
В результате проводимых мероприятий по гигиеническому воспитанию студентов, в каждой из подгрупп будущих врачей показатели индексов гигиены
улучшились и соответствовали хорошему уровню гигиены. Так, в первой подгруппе индексы OHI-S и РНР и имели среднее значение 1,59±0,06 и 1,00±0,04 баллов, во второй подгруппе соответственно — 1,60±0,07
и 1,12±0,05 баллов.
Период динамического наблюдения обеих подгрупп составил 1 месяц. По истечении данного периода повторно была проведена регистрация индексов гигиены. Оценка гигиенического состояния в подгруппах выявила существенные различия в показателях гигиенических индексов.
Так, в 1 подгруппе, где проводилось традиционное гигиеническое воспитание студентов, уровень гигиены снизился, особенно по индексу эффективности гигиены (РНР), он стал иметь значение «удовлетворительного», среднее значение индекса составило 1,32±0,04 балла, против 1,00±0,04 балла (р< 0,01) до динамического наблюдения. Среднее значение индекса OHI-S в этой группе через месяц наблюдений составило 1,75±0,06 против 1,59±0,06 (р>0,05, при t=1,89).
Во второй подгруппе индексы гигиены полости рта не изменились в течение месяца и остались сравнимыми с исходными показателями OHI-S и РНР, имели среднее значение 1,59±0,06 и 1,00±0,04 баллов сразу после коуч-сессии и соответственно —1,61±0,07 (р>0,05, при t=0,02) и 1,1±0,05 (р>0,05, при t=1,28) баллов спустя 1 месяц наблюдения.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно заключить, что в обучении студентов по вопросам гигиены и санитарного просвещения немаловажное значение имеет мотивационная составляющая. Привлечение технологий коучинга, направленных на мотивационную сферу в вопросах санитарно-просветительного обучения студентов, позволяет получить более качественное гигиеническое воспитание и сформировать ответственное отношение к здоровью полости рта и организма целом.
Список литературы:
1. Богданова O.A. Профилактические меры обходятся дешевле /
O.A. Богданова //Профилактическая стоматология.—2009. —№ 34.— С. 34.
2. Васильева ЛА. Профилактика и гигиена полости рта /Л.А. Васильева // Стоматология. — 2008. — № 88. — С. 56—61.
3. Волкова М.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов /М.А. Волкова // Педагогический ежегодник. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. — Вып. 7. — С. 19—30.
4. Заикина Т.В., Смирнов В.Т. Коучинг как составляющая успешного перехода на двухуровневую систему образования // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 5 — С. 68—69.
5. Калашникова И.О. Результаты неправильного ухода за полостью рта /И.О. Калашникова //Стоматология сегодня.— 2009. —№ 6. — С. 18—19.
6. Ковылин В.С., Уланова Н.Н. Проблема исследования здоровьесберегающего
поведения у медицинских работников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. — 2014. — № 1.
/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/02_Kovylin_V.S._Ulanova_N.N_2014_01.pdf (дата обращения: 30.06.2015).
7. Комарова Э.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе вуза / Э.П. Комарова, А.С. Фетисов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия «Проблемы высшего образования». — 2010. — № 2. — С. 125—129.
8. Кунин A.A. Индивидуальная профилактика кариеса у взрослых / A.A. Кунин, И.А. Беленова, О.И. Олейник, С.Н. Панкова, C.B. Ерина, Ю.А. Ипполитов, Л.И. Лепехина. — Воронеж, 2005. —174 с.
9. Лапкин М.М., Яковлева Н.В., Прошляков В.Д. Исследование
психологический и физиологических детерминант успешности обучения в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. —2014. —№ 1/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //humj oumal .rzgmu.ru/upload-
files/01_Yakovleva_N.V._et._2014_02.pdf (дата обращения 30.06.2015).
10. Леус П.А. Возможности практической реализации известных эффективных методов профилактики кариеса зубов на индивидуальном приеме у врача-стоматолога /П.А. Леус//Маэстро стоматологии. —2010. — № 1 (37). — С. 49—55.
11. Макарова Р.П. Информированность населения о средствах гигиены полости рта / Р.П. Макарова, H.A. Кольмай // Научные труды V Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке». — М., 2004. — С. 238.
12. Мельникова М.М. Концептуальные подходы к системе организации здоровьесберегающего образования в вузе / М.М. Мельникова, Н.П. Абаскалова // Валеология. — 2006. — № 1. — C. 80—83.
13. Малярчук Н.Н. Концептуальные основы здоровьесозидающего воспитания // Материалы К Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». — М., 2015. — С. 137—140
14. Олейник О.И., Волков Е.Б., Коровкина А.Н. Применение стратегии повышения мотивации пациентов с начальными формами воспалительных заболеваний пародонта при проведении лечебно-профилактических мероприятий / О.И. Олейник, В.В. Коровкин, А.Н. Коровкина // Здоровье семьи — XXI век: материалы XVI Международ. науч. конф., 27 апр. — 4 мая 2012, Венгрия. — Пермь: ИПК «ОТ и ДО», 2012. — Ч. II. — С. 54
15. Симбатян Б.М. Обучение гигиене полости рта / Б.М. Симбатян // Российский стоматологический журнал. — 2009.—№ 5. — С. 57—58.
16. Солодовник Е.В., Лото О.А., Нарыкова С.А. Эффективность формирования гигиенических навыков по уходу за полостью рта у детей, с использованием групповых и индивидуальных методов санитарнопросветительной работы // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Сибирский стоматологический форум». — Красноярск, 2008. — С. 256—260.
17. Федоров Д.С., Шарапов И.В. Социально-гигиеническая оценка профилактической стоматологической помощи // Бюллетень СО РАМН. — 2010. —Т. 30.— № 6. — С. 118—122.
18. Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Фролов А.И. Психологические подходы
к исследованию мотивации здорового образа жизни// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. —2014. — № 2 (5)/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http: //humj oumal .rzgmu.ru/upload-files/01 _Y akovleva_N.V._et._2014_02. pdf (дата обращения: 30.06.2015).