Научная статья на тему 'ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА СТУДЕНТАМИ АЛТАЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА СТУДЕНТАМИ АЛТАЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ / СТУДЕНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жукова Е.С., Кудеева Е.В.

В статье представлено описание результатов анкетирования студентов Алтайского медицинского государственного университета по выбору индивидуальных средств гигиены полости рта. Определены факторы, влияющие на выбор средств гигиены полости рта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF INDIVIDUAL ORAL HYGIENE PRODUCTS BY STUDENTS OF ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY

The article presents a description of the results of a questionnaire survey of students of Altai Medical State University on the choice of personal oral hygiene products. The factors influencing the choice of oral hygiene products were determined.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА СТУДЕНТАМИ АЛТАЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА СТУДЕНТАМИ АЛТАЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Жукова Е.С., Кудеева Е.В.

THE CHOICE OF INDIVIDUAL ORAL HYGIENE PRODUCTS BY STUDENTS OF ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY

Altai State Medical University, Barnaul E.S. Zhukova, E.V. Kudeeva.

В статье представлено описание результатов анкетирования студентов

Алтайского медицинского государственного университета по выбору

индивидуальных средств гигиены полости рта. Определены факторы,

влияющие на выбор средств гигиены полости рта.

Ключевые слова: средства гигиены, студенты, анкетирование

The article presents a description of the results of a questionnaire survey of students

of Altai Medical State University on the choice of personal oral hygiene products.

The factors influencing the choice of oral hygiene products were determined.

Key words: hygiene products, students, survey

Сейчас рынок средств гигиены полости рта имеет широкий ассортимент, что дает возможность врачам стоматологам подобрать средства согласно состоянию полости рта пациента, но с другой стороны, выбор потребителей становится трудней. И стоматолог должен сориентировать, дать рекомендации и мотивировать пациента на использование основных и дополнительных средств гигиены [2]. Студенты - это социальная группа, которая характеризуется специфическими условиями жизни, вынужденным нарушением режима труда и отдыха, питания, большими эмоциональными и умственными нагрузками. Заболеваемость полости рта в этой группе высокая и нет склонности к стабилизации [1]. Немалую роль в исследовании состояния полости рта играет метод анкетирования. Он дает достоверное представление об умениях, понимании и отношению к собственному здоровью у студентов.

Цель исследования - выяснить, чем руководствуются студенты Алтайского государственного медицинского университета при выборе средств гигиены полости рта и какие и как средства используют.

Задачи исследования:

1. На основании анкетирования студентов Алтайского медицинского государственного университета (АГМУ) определить, на что опираются при выборе средств гигиены полости рта и какие и как средства гигиены используют

2. Сравнить данные, полученные в ходе исследования.

Материал и методы

Для решения задач нами разработана анкета, состоящая из 31 вопроса. Проведено анонимное анкетирование студентов АГМУ, средний возраст которых составил 21,5±3,0 лет, разных факультетов и курсов. Статистическую обработку результатов исследования проводили при помощи Excel 2000 пакетом Microsoft Office 2000.

Результаты и обсуждение

В анкетировании приняло участие 307 студентов из них: 86,6% студенты института стоматологии, 8,8% - институт клинической медицины и 4,2% -институт педиатрии.

Количество студентов, посещающий врача-стоматолога раз в 6 месяцев -39,4%, раз в год - 30,6%, чаще чем 2 раза в год - 15,3% и реже - 14,7%. Целью посещения стоматолога является проведение профилактических мероприятий -51,8%, решение конкретной проблемы 43,3% и с острой болью - 4,9%. Большинство студентов оценивают свое состояние полости рта как хорошее (рис.1).

Ф Отличное Ф Хорошее

Удо в лет в орительное # Плохое

Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов об оценке состояния

полости рта.

Большинство студентам врач-стоматолог не подбирал средства гигиены полости рта (69,4%) и сами студенты не обращались за советом к стоматологу (73,9%).

При выборе зубной пасты 67,8% студентов руководствуются советом врача стоматолога, 20,5% - рекомендацией знакомого и 11,7% - ценой.

Студенты предпочитают зубную пасту SPLAT - 33.9%, R.O.C.S. - 27,7%, Colgate - 24.1%. При выборе зубной пасты 74.3 % руководствуются ее составом, также у 69,7% студентов в семье разными пастами пользуются взрослые и дети. Студент предпочитают зубные пасты с противокариозным эффектом 54,7%, с отбеливающим - 22,1% и противовоспалительным 16,9%. Основополагающим фактором при выборе ополаскивателя для полости рта играет состав 31,6% (рис.2).

Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов об основополагающих факторах при выборе средств гигиены

Используют ополаскиватель два раза в день (утром и вечером) 30,0% студентов (рис .3).

Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов о частоте использования

ополаскивателей

На вопрос о времени экспозиции ополаскивателя в полости рта 46,9% студентов ответили около полуминуты, 36,8% - затруднялись ответить, 12,4% -несколько секунд и 3,9% - больше минуты. Используют ополаскиватели следующих марок: Listerine (16,9%), «Лесной бальзам»(15,3%), R.O.C.S. (13,4%), Colgate (9,8%), Splat (5,5%), Oral-b (3,6%), Lacalut (2,6%), Асепта

(1,6%), President (1,0%), Reach (0,3%), SnowGloss (0,3%), Glister Amwey (0,3%), Kireina (0,3%).

Половина студентов использует жевательную резинку беспорядочно и треть после приема пищи. Используют ее с целью освежить дыхание (50,6%), очистить полости рта (34,9%), просто пожевать (12,1%), надувать пузыри (2,0%). Время нахождения жевательной резинки в полости рта показано на рисунке 4.

Рисунок 4 - Распределение ответов респондентов о времени расположения

жевательной резинке во рту

Студентам были также заданы вопросы о выборе зубной пасты при различных ситуациях. 35,8% студентов используют зубную пасту с хлоргексидином (для противовоспалительного эффекта), 25,7% - с солевыми добавками. При поражении зубов кариесом студенты дали ответ в пользу фторсодержащих зубных паст - 77,5%, при кровоточивости выбрали зубные пасты с экстрактами лекарственных травм - 81,6%, при повышенной чувствительности зубов - зубные пасты с гидроксиапатитом и ферментами (34,2%)

В условиях отсутствия зубной пасты и щетки студенты воспользуются жевательной резинкой - 52,1%, ополоснут полость рта водой - 36,2%, используют пенку - 8,8% и ничего не сделают - 2,9%.

229 студентов из 307 хотели бы получить дополнительную информацию по выбору средств гигиены полости рта.

Определены факторы, влияющие на выбор средств гигиены полости рта у студентов: состав, цена, рекомендации стоматолога, предыдущий опыт, вкус, цвет, запах.

На основании анкетирования студентов АГМУ выявлено, что студенты стоматологического факультета не испытывают затруднений в выборе средств

Ф 5-10 минут 010-15 минут 20-30 минут

% более 30 минут

Выводы

гигиены полости рта и основываются на составе, рекомендациях врача-стоматолога и соблюдают четкие правила использования этих средств.

Студенты другого профиля для выбора средства для ухода за полостью рта в большей степени ориентируются на предыдущий опыт и цену, вкус, запах. Сравнив ответы студентов старших и младших курсов стоматологического факультета, видим, что студенты 3-5 курсов тщательнее и основательнее подходят к выбору средств гигиены полости рта.

Студенты посещают стоматолога 1-2 раза в год с целью профилактического осмотра и для решения конкретной проблемы. Подбор средств гигиены полости рта не осуществлялся врачом-стоматологом. Марки зубных паст, которые выбирают студенты, это: SPLAT, R.O.C.S., Colgate. В основном это пасты с противокариозным действием.

Ополаскиватель респонденты выбирают по составу и совету специалиста. Часть студентов использует ополаскиватель, соблюдая время нахождения жидкости в полости рта и частоту использования в течение суток, а другая не использует вообще или не знает, как правильно использовать ополаскиватель. Используют различные марки ополаскивателей, в большинстве ответов это: Listerine, «Лесной бальзам», R.O.C.S [3-4].

Жевательные резинки респонденты используют беспорядочно (в основном выбирают Orbit) с целью освежить дыхание в течение 5 -10 минут. Пенки использует малое количество студентов.

Список литературы:

1. Аверьянов С.В., Ромейко И.В., Пупыкина Е.В. Анкетирование студентов по вопросам гигиены полости рта. Евразийский союз ученых. 2014;8-6:88-89.

2. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Мокренко Е.В., Луницына Ю.В., Левченко О.Г. Оценка уровня грамотности взрослого населения в вопросах стоматологического здоровья. Российская стоматология. 2021;14(2):20-24.

3. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В., Шевцова А.А. Исследование клинической эффективности ополаскивателя для полости рта на основе аргинина, лактата кальция и экстрактов лекартвенных растений (Часть

I). Институт стоматологии. 2019;4(85):96-97.

4. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В., Шевцова А.А. Исследование клинической эффективности ополаскивателя для полости рта на основе аргинина, лактата кальция и экстрактов лекарственных растений (Часть

II). Институт стоматологии. 2020;1(86):78-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.