Научная статья на тему 'Интервьюирование как метод определения уровня санитарно-гигиенических знаний'

Интервьюирование как метод определения уровня санитарно-гигиенических знаний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
932
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ПИТАНИЕ / ФАКТОРЫ РИСКА / МОТИВАЦИЯ / INTERVIEW / STUDENTS / DENTAL HYGIENE / NUTRITION / RISK FACTORS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аверьянов С. В., Ромейко И. В., Пупыкина Е. В.

В статье приведены результаты интервьюирования 768 студентов, обучающихся в различных вузах города Уфы. Использовалась анкета, в которую включены вопросы об информированности студенческой молодежи по вопросам гигиены полости рта, факторам риска возникновения стоматологических заболеваний, рациону питания, мотивации студентов к ортодонтическому лечению. В результате проведенного интервьюирования был установлен низкий уровень стоматологической просвещенности студентов, что требует совершенствования существующих профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аверьянов С. В., Ромейко И. В., Пупыкина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERVIEWING AS A METHOD OF LEVEL OF SANITARY AND HYGIENIC KNOWLEDGE

The article presents the results of interviews with 768 students enrolled in different universities of the city of Ufa. Used a questionnaire which included questions about the awareness of students on oral health, risk factors for dental diseases, diet, motivation of students to orthodontic treatment. As a result of the interview was set to a low level of enlightenment dental students, which requires improving existing preventive measures.

Текст научной работы на тему «Интервьюирование как метод определения уровня санитарно-гигиенических знаний»

интервьюирование как метод определения уровня санитарно-гигиенических знаний

Актуальность проблемы

Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного развития [8, 9, 10].

В структуре молодого поколения студенты представляют собой особую социальную группу, характеризующуюся специфическими условиями жизни, вынужденным нарушением режима труда, отдыха и питания, большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой [4, 6].

Стоматологическая заболеваемость в настоящее время в студенческой возрастной группе остается высокой и не имеет тенденции к стабилизации [2, 7, 11].

Анализ первичной мотивации рабочих медеплавильного завода к проведению лечебно-профилактических мероприятий показал низкий уровень мотивации у мужчин всех возрастов (31%), преимущественно в группах 20-34 лет и старше 65 лет [1]. Анкетирование студентов 1 курса стоматологического факультета показало, что их информированность о состоянии своего здоровья, мотивация к его сохранению и лечению невысокая [3].

Наиболее слабым звеном в осуществлении мероприятий по первичной профилактике основных стоматологических заболеваний является гигиеническое воспитание населения и санитарно-про-светительная работа [5].

Несмотря на разработку и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний, кариес зубов и болезни периодонта остаются по-прежнему наиболее распространенными заболеваниями у детей, подростков и у взрослых во всем мире. Это, по-видимому, связано с низким уровнем знаний вопросов профилактики стоматологических заболеваний населением и недостаточным желанием заботиться о своем здоровье. Гигиена полости рта фторсодержащими зубными пастами - признанный и практически и экономически оправданный метод профилактики кариеса зубов и болезней перио-донта. Выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента - обязанность врача-стоматолога.

Аверьянов С.В.

д.м.н., профессор кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии БГМУ, г. Уфа, sergei_aver@maiL.ru

Ромейко и.В.

соискатель кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии БГМУ, г. Уфа

пупыкина Е.В.

ординатор кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии БГМУ, г. Уфа

Резюме

В статье приведены результаты интервьюирования 768 студентов, обучающихся в различных вузах города Уфы. Использовалась анкета, в которую включены вопросы об информированности студенческой молодежи по вопросам гигиены полости рта, факторам риска возникновения стоматологических заболеваний, рациону питания, мотивации студентов к ортодонтическому лечению. В результате проведенного интервьюирования был установлен низкий уровень стоматологической просвещенности студентов, что требует совершенствования существующих профилактических мероприятий.

Ключевые слова: интервьюирование, студенты, гигиена полости рта, питание, факторы риска, мотивация.

INTERVIEWING AS A METHOD OF LEVEL OF SANITARY AND HYGIENIC KNOWLEDGE

Averianov S.V., Romeyko I.V., Pupykina E.V. The summary

The article presents the results of interviews with 768 students enrolled in different universities of the city of Ufa. Used a questionnaire which included questions about the awareness of students on oral health, risk factors for dental diseases, diet, motivation of students to orthodontic treatment. As a result of the interview was set to a low level of enlightenment dental students, which requires improving existing preventive measures.

Keywords: interview, students, dental hygiene, nutrition, risk factors, motivation.

à

(Li

Д

THE LECTURES / LITERATURE REVIEW

Высокий уровень стоматологической заболеваемости является следствием особенностей питания человека и вредных привычек.

Особое значение имеет широкое введение в пищевой рацион современного человека сахара и сахаросодержащих продуктов в больших количествах и в высоких пищевых концентрациях. Бесконтрольное употребление сахара вне приемов пищи, на ночь как последнего блюда при приеме пищи, способствует задержке сахара во рту и активному метаболизму его остатков с помощью микрофлоры полости рта и активной продукции кислоты. Кариес является типичной болезнью цивилизации, и его развитие связано с изменением характера питания и пищи человека и внедрением в его состав нетипичного продукта - сахара, к потреблению и негативным последствиям которого современный человек оказался неприспособленным. С точки зрения профилактики кариеса, «полезными» в списке необходимых продуктов являются далеко не все: если зеленые овощи, мясо и молоко, имеют относительно низкий кари-есогенный потенциал, то о крахмальных овощах, хлебе, макаронах и кашах этого не скажешь. Поэтому диетологические задачи стоматолога целесообразно ограничить пропагандой разумного режима питания, который предполагает сокращение продолжительности пребывания пищи в полости рта, а именно: полноценное 3-4-разовое питание с 2-3 низкоуглеводными перекусами.

Причиной увеличения распространенности основных стоматологических заболеваний является существование устойчивых факторов, способствующих формированию данной патологии и поддерживающих стабильный уровень ее у населения. Только устранив наиболее значимые факторы, влияющие на возникновение стоматологических заболеваний, можно снизить их распространенность. На формирование данной патологии может оказывать влияние большое количество антенатальных и постнатальных факторов риска [12].

Вероятность действия причинного фактора (а отнюдь не его безусловное влияние) отразилась в принятом сейчас очень удачном термине фактор риска. В данном термине показана не абсолютная сила этой причины, а лишь возможное ее действие, которое при определенных условиях может получить количественную характеристику [4].

Выявление факторов риска возникновения основных стоматологических заболеваний у студенческой молодежи является основополагающим моментом в их профилактике.

Ортодонтическое лечение, связанное с ношением ортодонтических аппаратов, требует опре-

деленной кооперации с пациентом. Уже перед началом лечения необходимо выяснить, насколько готов пациент к ортодонтическому лечению, может ли он регулярно посещать врача-ортодонта и выполнять все рекомендации и назначения. Если у пациента отсутствует мотивация, то возникает большая вероятность того, что ортодонтическое лечение будет не закончено.

Однако большую роль в гигиенической мотивации, обучении населения и поддержании их постоянной профилактической активности играют врачи всех специальностей, одним из аспектов деятельности которых, является санитарное просвещение, в том числе и по вопросам гигиены полости рта. Поэтому определенный интерес представляет уровень информированности студентов

0 возможности и путях предупреждения основных стоматологических заболеваний, о факторах риска и методах лечения стоматологических заболеваний.

Цель исследования

Определение уровня санитарно-гигиенических знаний студентов вузов г. Уфа.

Материалы и методы исследования

Нами было проведено анкетирование 768 студентов, обучающихся в различных ВУЗах города Уфы. Среди них было 219 человек - лица мужского пола и 549 - лица женского пола. Анкета включала вопросы касающиеся: частоты посещения стоматолога, частоты и характера ухода за полостью рта, использования основных и дополнительных средств гигиены полости рта, преобладания блюд в рационе, употребления десерта, сладких газированных напитков, причин возникновения основных стоматологических заболеваний и вопросов профилактики, причин формирования неправильного прикуса.

Результаты исследования

В результате анализа анкет было установлено, что 7,5% опрошенных утверждают, что не посещают стоматолога. Визиты к стоматологу осуществляют

1 раз в 3 месяца 2,5%, 1 раз в полгода - 19,3% и 38,65% интервьюированных студентов посещают врача-стоматолога, только когда болит зуб.

Большинство студентов (73,1%) чистят зубы

2 раза в день, а 23,1% - один раз в день. После каждого приема пищи чистят зубы всего лишь 2,1% студентов. Иногда чистят зубы 0,8% опрашиваемых и не чистят 0,4% студентов.

Продолжительность чистки зубов занимает у 18,5% студентов 1 минуту, 35,3% опрошенных чистят зубы 2 минуты, у 30,7% время чистки длится 3 минуты, у 9,6% - 4-5 и более минут.

WWW.DENTAL-PRESS.COM

Предпочитают очищать зубы горизонтальными движениями 18,5% опрошенных, 20,6% студентов осуществляют чистку зубов вертикальными (подметающими) движениями и 33,2% чистят зубы круговыми движениями.

Большинство студентов для ухода за полостью рта используют зубную пасту применяют 87,4% опрошенных, эликсиры и ополаскиватели используют 4,2% студентов, 3,4% пользуются зубочистками, жевательные резинки предпочитают 8,8%, а зубной порошок применяют 0,4%.

Предпочитают для ухода за полостью рта зубные пасты: «Colgate» (63,1%), «Blend-a-med» (12,6%), «Splat» (6,7%), 5,1% используют «Жемчуг», «Лакалют» (3,4%), «Лесной бальзам» (2,9%), «ROCS» (2,5%), «Амвей» (1,7%) и «32 норма» используют 1,3% опрошенных.

Большая часть (31,9%) студентов меняют зубную щетку четыре раза в год. Меняют зубную щетку три раза в год - 29,8%, два раза в год - 23,5% студентов и один раз в год - 14,7% опрошенных.

В соответствии с проведенным опросом, установлено, что 83,2% студентов не обращались за советом к стоматологу о выборе средств гигиены полости рта и только 16,8% опрошенных подбирали средства гигиены по рекомендации врача-стоматолога.

На вопрос, кто научил чистить зубы, 62,2% опрошенных ответили мать и отец, 21,8% студентов ответили, что их никто не обучал чистке зубов, 11,8% ответили, что их научил врач-стоматолог, 2,5% обучили воспитатели детского сада и по 0,4% - научили брат, сестра или учитель.

Установлено, что у половины опрошенных (50,4%) в рационе преобладают мясо и рыба, каждый третий студент (30,7%) употребляет мучные и крупяные блюда, в рационе питания у 13,4% студентов преобладают молочные блюда и лишь у 5,5% студентов преобладают фрукты и сырые овощи.

На вопрос, как часто употребляете десерт в виде булочек, печенья, конфет, тортов, 71,4% студентов ответили «редко», один раз в день употребляют десерт 15,9%, 2-3 раза в день употребляют десерт 3,8% и лишь 8,8% студентов не употребляют десерт никогда.

Каждый день употребляют сладкие газированные напитки 0,8% студентов, 1 раз в неделю 9,6% студентов, 2-3 раза в неделю употребляет каждый четвертый студент (25,6%), редко употребляет основная масса студентов (62,6%) и вообще не употребляют лишь 1,3% студентов.

Каждый третий студент (30,7%) пьет чай или кофе без сахара, чай или кофе с 1 ложкой сахара употребляют 22,7% студентов, 41,2% студентов пьют чай или кофе с 2-3 ложками сахара и 3-4 ложки сахара употребляют с чаем или кофе 5,5% студентов.

На вопрос демонстрировал ли стоматолог как нужно чистить зубы лишь каждый пятый опрашиваемый (22,7%) ответил положительно, 77,3% ответили отрицательно. На приеме у врача стоматолога наличие зубного налета было показано лишь 16,8% опрошенным. Профилактические мероприятия в виде покрытия зубов фторлаком проводились всего лишь у 7,1%, обучение чистке зубов проводилось 14,7% опрошенным, 18,5% студентам не проводилось никаких профилактических мероприятий, оставшиеся 59,6% студентов уже нуждались в лечении кариеса и его осложнений.

При изучении факторов риска возникновения кариеса зубов основной причиной 73,1% опрашиваемых назвали плохой уход и 26,9% студентов считают причиной возникновения кариеса зубов чрезмерное употребление сладостей. Ни один из опрашиваемых не назвал причиной недостаток фтора в питьевой воде.

Основными причинами возникновения заболеваний пародонта 76,5% студентов считают плохой уход за зубами, 13,4% опрошенных выбрали вариант ответа - чрезмерное употребление сладостей, наличие аномалий прикуса и недостаток фтора в питьевой воде как факторы риска считают 6,3% и 3,8% студентов соответственно.

Данные анкетирования по вопросам информированности о причинах заболеваний зубов показали, что 66,4% опрошенных не полностью информированы и хотели бы знать больше, достаточно знают о причинах возникновения заболеваний зубов всего лишь 12,2% студентов, недостаточно информированными считают себя 19,7% опрошенных и 1,7% студентов ответили, что совсем ничего не знают.

На вопрос нуждаетесь ли вы в обучении правилам чистки зубов, как предупреждение стоматологических заболеваний 43,3% студентов ответили, что не знают, будет ли от этого польза, 34,5% опрошенных не видят в этом необходимости, лишь 8,8% студентов считают полезным обучение правилам чистки зубов.

Не хотят участвовать в мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта 54,3% студентов и 45,7% опрошенных были согласны.

Реклама по телевидению средств гигиены полости рта и жевательных резинок не повлияла на отношение к здоровью полости рта у 51,7% опрошенных, а более тщательно стали ухаживать за зубами 13,5% опрошенных, 29,8% студентам реклама помогает в выборе качественных средств гигиены полости рта.

На вопрос о необходимости исправления неправильного прикуса 44,6% студентов ответили, что не нуждаются, 32,9% опрошенных считают, что им необходимо ортодонтическое лечение и 22,5% студентов не знают ответа на этот вопрос. Лечение неправильного прикуса 75,2% опрошенным рекомендовал про-

THE LECTURES I LITERATURE REVIEW

вести врач-стоматолог. Мнение друзей об ортодон-тическом лечении повлияло на 1,7% опрошенных. Причиной формирования неправильного прикуса 26,1% студентов считают наследственность, 16,8% -плохой уход за зубами, по 8,4% студентов - вредные привычки и недостаток витаминов, 7,1% - раннее удаление зубов, 5% - преобладание в рационе питания мягкой пищи, по 2,5% опрошенных - неправильно организованное искусственное вскармливание и хронические заболевания, другими причинами возникновения зубочелюстных аномалий считают 22,7% студентов. На вопрос - для чего необходимо исправление прикуса 33,2% студентов считают для улучшения эстетики и правильного жевания, только для улучшения эстетики - 27,3%, только для правильного жевания - 23,5% и 16,4% опрошенных считают, что нет необходимости в исправлении прикуса. Почти каждый второй студент (48,7%) не знает, чем занимается врач-ортодонт, 10,9% студентов считают, что врач-ортодонт занимается лечением зубов, 7,6% -удалением зубов, и только каждый третий студент (33,2%) ответил правильно, чем занимается врач-ортодонт. Лечение у врача-ортодонта проводилось 14,3% студентам. Готовы оплачивать стоматологическую помощь лишь при условии гарантированного качества 44,1% студентов, 34% - только в сложных случаях, 16,6% студентов считают, что стоматологическая помощь должна быть бесплатной, и 5,3% студентов не имеют для этого финансовых возможностей.

Таким образом, нами выявлен низкий уровень санитарно-гигиенических знаний у студентов, недостаточная их медицинская активность в отношении сохранения стоматологического здоровья, проводится недостаточная работа врачей-стоматологов по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению студенческой молодежи по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Врач-стоматолог должен знать о средствах гигиены полости рта, давать рекомендации по рациональному их использованию в соответствии со стоматологическим статусом, обязан сформировать у студентов мотивированное отношение к гигиене полости рта как неотъемлемой части оздоровления организма, предоставить информацию о методах лечения основных стоматологических заболеваний.

l

г

3. Ваневская Е.А., Жегалина Н.М. Изучение медико-социального статуса студентов 1 курса стоматологического факультета УГМА //Проблемы стоматологии. - 2012. - №5. - С. 22-26.

4. Зуева Л.п., яфаев Р.Х. Эпидемиология //СПб.: ФОЛИАНТ, 2005. - 752 с.

5. Квасов С.Е. Образ жизни и здоровье студентов / С.Е.Квасов. -Горький, 1990. - С. 5-9.

6. Кондратов А.и. Медико-социальная эффективность образовательной программы в комплексной профилактике стоматологических заболеваний / А.И.Кондратов // Уральский стоматологический журнал. - 2001. - №1. - С. 4-6.

7. Кучеренко В.З. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи во время обучения в зависимости от медико-социальных факторов, условий и образа жизни / В.З.Кучеренко, И.В.Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением. - 2004. - №3. - С. 47-50.

8. Лукиных Л.М. Кариес зубов. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. - 186 с.

9. Розенфельд Л.Г., Круглякова и.п. Совершенствование технологии оказания профилактической помощи студентам по типу врача общей практики/ Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. М., 2002. - С. 87-89.

10. Русанова Е.и. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве Российской Федерации // Здравоохранение Рос. Федерации. 1998. - №2. - С. 24-28.

11. Рыжаков Д.и., Ляляев В.А. Некоторые особенности факторов риска для здоровья студентов-медиков // Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. науч. практ. конф. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - С. 101.

12. Сунцов В.Г., Дистель В.А., Лосев А.В. Факторы риска в возникновении зубочелюстных аномалий и деформаций у детей Республики Алтай// Институт стоматологии. - 2005. - №3. - С. 46-48.

«КРШАЖУРА/i»

www.kristallural.ru ПРОДАЖА www. к р исталл у pa л. рф

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КРИСТАЛЛ УРАЛ

МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ

Ждем Вас познакомиться с нашим ассортиментом г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 80 Тел.: 7 (963) 44-44-515 факс: (343)257-31-12,14 E-mail: cristall@k66.ru

Фирма «Кристалл-Урал» работает на стоматологическом рынке 10 лет. Компания предлагает широкий спектр расходных материалов и инструментов для терапии, хирургии, эндодонтии, ортопедии, з также средства гигиены и дезинфекции. Представлена продукция ведущих российских и зарубежных фирм-производителей:

литература

Анализ первичной мотивации рабочих медеплавильного завода к проведению стоматологических лечебно-профилактических мероприятий/ Еловикова Т.М., Молвинских В.С., Липатов ПЯ., Кощеев А.С.// Проблемы стоматологии. - 2014. -№3. - С. 10-15.

Ахмерова С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. - 2001. - №2. - С. 37-40.

VDW GmbH (Германия) Septodont {Франция) ЗМ ESPE (США) Marii (Япония) KerrHawe

Renfert (Германия) Shofu (Япония) YETI (Германия) Kenda

tvodar Vivadent Zhermack

RHEIN 33

Dentsply Mai lief er Omnldent (Германия) CC Вайт

VOCO (Германия)

GC (Япония)

Bis ico (Германия)

Schul er-Dental (Германия)

Целит

ВладМиВа

Омега

WWW.DENTAL-FRESS.CoM

Ждем Ваших заявок по тел,: +7(963)44-44-515 E-mail: cristall@k66.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работаем с клиниками из других городов большой ассортимент!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.