Научная статья на тему 'Информация как нематериальный фактор экономического роста'

Информация как нематериальный фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
940
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / QUALITY OF ECONOMIC GROWTH / KNOWLEDGE WORKER / КОГНИТАРИАТ / COGNITARIAT / DEHUMANIZING / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZING / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Селищева Т.А., Кан Е.Н.

В настоящее время информация является мощным, быстродействующим, быстроразвивающимся и быстроперемещающимся во времени и пространстве фактором экономического роста. Формирование информационной структуры значительно облегчит внедрение инновационных процессов, улучшит все сферы экономики, качество экономического роста, а обладание своевременной информацией позволит национальной экономике быть конкурентоспособной на международном рынке. В статье исследуются историческое развитие информации как нематериального фактора экономического роста, имеющего экономический и социальный аспекты. Нужно отметить, что информация существовала на всех стадиях развития общества, но именно на постиндустриальной она становится важным ресурсом экономики. Рассматривается влияние информации на поведение индивидуума, на возникновение нового информационного общества, на появление нового класса когнитариата, на общее развитие науки, техники, экономики. Затронут вопрос информационно-коммуникационных технологий, способствующих возникновению синергетического эффекта. Однако существование некоторого противоречия, заложенного в самой информации, способно оказывать как созидательное, так и разрушительное воздействие на человека и его поведение. Поэтому среди рассматриваемых проблем особо остро стоит вопрос о необходимости гуманизации факторов экономического роста, и в данном случае гуманизации информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information as non-material factor of economic growth

Nowadays information is powerful, fast-acting, emerging and fast-moving factor of economic growth which can improve all economic spheres, provide as constructive so destructive effect on the human being and his behavior. The on-time information possession can make the country more competitive, therefore there is a necessity of information infrastructure formation to enlighten innovation processes implementation, to improve a quality of economic growth and to allow the national economy to be more sophisticated. In the article there is The article examines the historical development of information as non-material factor of economic growth which possesses as economic so social aspects. It is worth mentioning that information existed at all stages of society development but it becomes more vital economic resource only at the post industrial stage. It is concerned the information influence on individual behavior, on new information society starting up, on new class cognitariat appearance, on general science, technique, economy development. It is also raised the question about informational-communicational technologies which provide economy with synergetic effect. Because of some contradiction hidden in the information one can wear as demiurgic so destructible effect on the human being and his behavior. That is why amongst the considering problems the most urgent can be derived, notably the implementation of economic growth humanizing.

Текст научной работы на тему «Информация как нематериальный фактор экономического роста»

УДК 2964

Информация как нематериальный фактор экономического роста

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 13-02-00415

Д-р экон. наук Селищева Т.А. selishcheva@list.ru Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет 191023, Санкт-Петербург, Канал Грибоедова, 30/32 Кан Е.Н. 2494433@mail.ru Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет.

191002, г.Санкт-Петербург, ул. Марата, д.27

В настоящее время информация является мощным, быстродействующим, быстроразвивающимся и быстроперемещающимся во времени и пространстве фактором экономического роста. Формирование информационной структуры значительно облегчит внедрение инновационных процессов, улучшит все сферы экономики, качество экономического роста, а обладание своевременной информацией позволит национальной экономике быть конкурентоспособной на международном рынке. В статье исследуются историческое развитие информации как нематериального фактора экономического роста, имеющего экономический и социальный аспекты. Нужно отметить, что информация существовала на всех стадиях развития общества, но именно на постиндустриальной она становится важным ресурсом экономики. Рассматривается влияние информации на поведение индивидуума, на возникновение нового информационного общества, на появление нового класса — когнитариата, на общее развитие науки, техники, экономики. Затронут вопрос информационно-коммуникационных технологий, способствующих возникновению синергетического эффекта. Однако существование некоторого противоречия, заложенного в самой информации, способно оказывать как созидательное, так и разрушительное воздействие на человека и его поведение. Поэтому среди рассматриваемых проблем особо остро стоит вопрос о необходимости гуманизации факторов экономического роста, и в данном случае — гуманизации информации.

Ключевые слова: информация, знания, экономический рост, качество экономического роста, когнитариат, дегуманизация, гуманизация.

Information as non-material factor of economic growth

D.Sc. Selishcheva T.A. selishcheva@list.ru Saint-Petersburg State University of Economics 191023, Russia, St. Petersburg, 30/32, Griboyedov Channel.

Kan E.N. 2494433@mail.ru Saint-Petersburg State University of Economics.

191002, St.Petersburg, 27, Marata str.

Nowadays information is powerful, fast-acting, emerging and fast-moving factor of economic growth which can improve all economic spheres, provide as constructive so destructive effect on the human being and his behavior. The on-time information possession can make the country more competitive, therefore there is a necessity of information infrastructure formation to enlighten innovation processes implementation, to improve a quality of economic growth and to allow the national economy to be more

1

sophisticated. In the article there is The article examines the historical development of information as nonmaterial factor of economic growth which possesses as economic so social aspects. It is worth mentioning that information existed at all stages of society development but it becomes more vital economic resource only at the post industrial stage. It is concerned the information influence on individual behavior, on new information society starting up, on new class cognitariat appearance, on general science, technique, economy development. It is also raised the question about informational-communicational technologies which provide economy with synergetic effect. Because of some contradiction hidden in the information one can wear as demiurgic so destructible effect on the human being and his behavior. That is why amongst the considering problems the most urgent can be derived, notably the implementation of economic growth humanizing.

Keywords: information, knowledge, economic growth, quality of economic growth, knowledge worker, cognitariat, dehumanizing, humanizing.

Размышляя об информации, первым, что приходит на ум, является фраза «кто владеет информацией, тот владеет миром». Перефразируя эту фразу, можно сказать, что «кто владеет информацией, тот владеет дополнительным быстродействующим нематериальным фактором экономического роста».

Для определения понятия «информация» мы воспользуемся дефиницией, данной Т.А. Селищевой: «Информация - сведения, приобретаемые субъектами с целью снижения уровня неопределенности, формирования представления о процессах и объектах» [1]. Причем, сведения превращаются в информацию, если они осознаются и могут быть полезны потребителю. Сразу стоит ввести еще одно понятие - знание. Под знанием будем понимать информацию, усвоенную человеком и не существующую вне его сознания [2, с.3-11]. Американский ученый П.Друкер оценивает знание как способность человека применять информацию в работе [3, с.117].

Добавим, что информация бывает экономической, социальной, политической, обладает свойством накапливаться, передаваться, изменяться, обрабатываться и имеет большую скорость распространения. Кроме того, информация может многократно потребляться.

По мнению С.А.Дятлова, различные экономические явления и процессы, такие как стоимость, инфляция, проценты и другие, имеют имманентно присущую «информационную природу» [4, с. 25].

Информация существовала на всех стадиях развития общества, но именно на постиндустриальной она становится важным ресурсом экономики и нематериальным фактором экономического роста. Если проследить историю развития информации, то можно выявить следующее: например, первый в мире журнал появился в 1665г., но их число стало непрерывно расти только с 1750 г., когда в Европе установилась регулярная почтовая связь [5]. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 г., а третье - к 1950 г., т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8 - 10 раз [6]. И эта цифра постоянно растет, например, объем знаний в мире к концу ХХ в. возрос вдвое, а объем информации увеличился более чем в 30 раз. Подобное явление, развивающееся по экспоненциальному закону и получившее название "информационный взрыв" [7], «информационное неравенство» или «цифровое неравенство» [8] может свидетельствовать о рождении века информации.

Начиная со второй половины 60-х гг. прошлого века, в ряде развитых стран стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепций постиндустриального общества. Впервые понятие «информационное общество» появилось в 60-е годы в Японии в работах японских ученых Е.Масуды и Ю.Хаяши. [9, с.9-25] Считается также, что это понятие впервые употребил американский экономист Ф. Махлуп в 1962г., исследовавший информационный сектор в США. [10, с.9-25]

Основной смысл концепции информационного общества заключался в следующем:

- большинство людей будет занято информационной деятельностью;

- информация - одна из главных ценностей, главный продукт производства и обмена;

- власть переходит к держателям информации;

- классовая структура общества нивелируется, расплывается, превращаясь в элитарно-массовую культуру. Рождается новый пролетариат «когнитариат» и новое компьютерное поколение людей -«homo interneticus».

Нобелевский лауреат Дж.Стиглиц в своих трудах, посвященных новой информационной парадигме, придавал особую роль информации. Он связывал рынки капитала, которые традиционно признавались важными для экономического роста, с информацией. Суть парадигмы заключалась в том, что для экономического роста нужны инвестиции, которые в большинстве осуществляются фирмами: инвестиции часто сопряжены с кредитами, а доступность получения кредитов связана с риском, который уменьшается или увеличивается при наличии или отсутствии информации, поэтому, считает он, главное - это информация. [11, с.513-514] Анализируя множество информационных проблем, связанных с ценой, заработной платой, безработицей и др., он полагает, что информация влияет на поведение участников рынка, а поведение, в свою очередь, на их действия (включая выбор), что в итоге обуславливает дальнейшее поведение всех участников рынка . [12, с.485]

В своей работе «The Information Age Economy, Society, and Culture» [13] американский экономист испанского происхождения М.Кастельс указывает на то, что информация преобразует сам информационный процесс, что дает возможность усовершенствовать технологии, знания и менеджмент на основе самих же технологий, знаний и менеджмента. Такой виртуальный круг ведет к большей производительности и эффективности экономики. В качестве примера он рассматривает Японию и СССР, которые, не сильно различаясь в начале XX века, по-разному распорядились данным ресурсом (информацией) и к концу XX века пришли к разным результатам. Причинной послужило игнорирование или наоборот - придание важности информационной революции: Япония, являясь довольно отсталой страной, буквально за XX-й век превращается в высоко-информационное общество благодаря развитию информационных технологий и информационных процессов и СССР, будучи гипериндустриальным государством, изолированным от глобального информационного процесса, приходит к развалу экономики. [14] Он также приводит примеры стран «третьего мира», которые не были вовремя «подключены» к информационным процессам и оказались неспособны конкурировать в условиях глобальной экономики.

В середине 90-х годов стремительное развитие компьютеров и информационных технологий привело к развитию глобальной сети Интернет. Этот информационный бум послужил причиной кардинальных изменений во всех сферах общества - экономической, политической, социальной и т.д. Происходит открытие новых рынков для всех видов деятельности и индустрий, возможность осуществления торговых сделок в кратчайшие сроки (минуя традиционных агентов), создание новых рабочих мест, доступ к деловой, научно-технической, культурной информации (практически все культурные объекты имеют свои web-сайты), создание сообществ (например, социальные сети) и т.п. Ввиду своей низкой стоимости и быстроты распространения информация посредством интернет быстро передвигается из одной точки мира в другую, меняя взгляды людей, поведение и даже картину мира.

В настоящее время развитие компьютерных навыков становится неотъемлемой частью любого научного, образовательного, производственного, административного, бизнес и др. процесса, поэтому в любой, даже самой маленькой организации наличие технического специалиста становится необходимым и обязательным условием для существования. Интересный фактор был выделен рядом экономистов К. Мерфи, А.Шляйер, Г.Вишни о том, что государство, в котором присутствует больше выпускников технических специальностей, развивается быстрее, чем то, в котором преобладают выпускники с юридическим образованием. [15]

По мнению Е.П.Велихова, Р.Дж.Гордона, С.А.Дятлова, Т.А.Селищевой, Л.А.Цимбал, И.А.Стрелец, одним из ведущих факторов экономического роста, вызывающим синергетический эффект в экономике (т.е. приводящий к росту в других секторах экономики), является фактор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Можно сказать, что ИКТ, «пронизывая отрасли и новой, и традиционной экономики являются катализатором ее роста в мире и особенно - в России» [16, с.168-176].

В докладе ООН «Измерение информационного общества» за 2013 год отмечается, что на конец 2013 г. в целом в мире насчитывалось 6,8 миллиарда пользователей мобильной сотовой связи, что примерно равно численности населения нашей планеты. К Интернету подключено 2,7 млрд. человек. По данным исследования, проведенного в 157 странах мира, индекс развития информационно -коммуникационных технологий (ИКТ), который учитывает уровень доступа к новейшим технологиям, показывает, что топ-30 первых мест занимают страны с высоким уровнем дохода, что свидетельствует о прочной взаимосвязи между доходами и уровнем использования ИКТ [17, с. 7].

В современном мире одним из мощных источников информации являются средства массовой информации (СМИ). Задача СМИ состоит не только в информировании и развлечении населения, но и влияет на выбор и спрос через стимулирование желания потребителя и формирование его предпочтений. Например, когда люди узнают негативные новости (разруха, кризис, война и т.п.), то, как правило, это вселяет в них страх и заставляет сокращать расходы, и наоборот. Подобная информация или прогнозы также могут притормозить иностранные инвестиции, что в итоге принесет экономике отрицательный эффект. По мнению экономистов, изучающих фондовые рынки, новости, попадая на рынок, часто вызывают достаточно предсказуемую реакцию инвесторов и, в итоге, влияют на темпы экономического роста. [18]

Довольно сильное влияние информация оказывает и на гомогенезирование общества. В работе «Понимание медиа» (1964г.) [19] канадский ученый Г.М.Маклюэн приводит пример, как печатное слово смогло в восемнадцатом веке «гомогенезировать французскую нацию». В настоящее время информация оказывает большое влияние на глобализацию мировой экономики, но и глобализация влияет на развитие информации и информационных технологий. Мир становится более связанным, страны становятся более зависимыми друг от друга, наблюдается рост объемов международной торговли, национальное переходит в интернациональное, уменьшается уровень идентичности, растет уровень унифицированности, проблемы одного государства перерастают в проблемы планетарного масштаба и т.п. .

Нам бы хотелось подчеркнуть еще один немаловажный аспект, который содержит информация и который был выделен некоторыми учеными (M.Slouka, D.Wolton) - «дегуманизацию, которую несут компьютеры со своими информационными технологиями - это выражается в том, что зачастую они подменяют реальную жизнь виртуальной, а интернет увеличивает одиночество, шанс заработать умственное расстройство или депрессию». [20, с.387]

В зависимости от того, какую информацию получает ребенок с рождения, а также в каком он находится окружении (его родные, друзья, учителя и т.п), как правило, зависят его будущие ценности. Это хорошо видно на примере кризиса "Generation Y" (поколение Миллениума, поколение некст, сетевое поколение), которое ставит акценты в основном на интеллекте, рационализме и амбициях человека [21], забывая о своем духовно-нравственном здоровье (под духовно-нравственным здоровьем понимаем способность индивида формировать свой жизненный уклад согласно общечеловеческим представлениям о добре и зле).

Все большее влияние приобретает информация, размещаемая в социальных сетях. Это не просто информация, способствующая развитию торговли внутри страны и за ее пределами, но и средство формирования общественного мнения, предпочтений, новых потребностей, отношений между индивидами внутри общества, а также новых взглядов и течений. Например, благодаря развитию

интернета, возможности быстрого распространения информации и определенной пропаганде (что тоже является информацией, но целенаправленной), течение, возникшее в 70-х годах прошлого века в США, именуемое «Бэйби фри» (Child/baby free), суть которого сводится к отказу от деторождения в большей степени по причине эгоцентризма, получает все большее распространение теперь и в странах постсоветского пространства. Отрицательной стороной данного течения является отрицание семейных ценностей и формирование неуважения к родителям.

Одной из особенностей современного общества являются перемены, происходящие так быстро, что «вчерашние истины вдруг оказываются фикцией, и большинство самых одаренных и интеллигентных членов общества признают, что справляться с лавиной новых знаний даже в очень узкой области чрезвычайно трудно» [22, с. 179-180]. Избыток информационных потоков ведет к постиндустриальной дилемме - сверхвыбору: «... люди могут страдать не от отсутствия выбора, а от парализующего обилия выбора» [23, с.287]. Э.Тоффлер, американский футуролог, в своей работе «Шок будущего» (1970г.) [24]. полагает, что результатом переизбытка информации (так он определяет «шок будущего») может стать страдание, физическое и психологическое, а также «запредельное нервное напряжение», которое будет испытывать человек при принятии решений. Он приводит данные исследований, свидетельствующие о том, что слишком большое число изменений за короткий промежуток времени подавляет механизм сопротивления организма, а в некоторых случаях ведет к появлению серьезных заболеваний.

Еще одной особенной чертой информации является, на наш взгляд, привлекательность и относительная легкость в ее получении для кибер-преступности, что позволяет снимать деньги незаконным путем с банковских счетов физических и юридических лиц, «заражать» компьютеры посредством вредоносных вирусных кодов, внедрять шпионские программы на чужие компьютеры для получения конфиденциальной информации, промышленных секретов и т.п. Причем, отследить и поймать преступников оказывается иногда невозможным в виду возможности дистанционного совершения преступлений, а это, в свою очередь, дает возможность кибер-преступникам совершать криминальные действия и не нести за это никакой ответственности. Например, аналитики IDC в 2013г., исследовав связь между пиратством и зараженными компьютерами в 11 странах мира, выяснили, что в среднем 61% новых ПК, купленных с уже имеющимся нелицензионным программным обеспечением, заражены вирусом: в России эта цифра составила 56%, в Мексике - 100%, в Китае - 85%,в США - 31% . [25] Также популярными стали пиратство и нарушения против интеллектуальной собственности, эксплуатация детей (детское порно) и т.п.

Возвращаясь к рассмотрению вопроса о переработке информации и трансформации ее в научные знания, американский социолог Д.Белл в труде «Грядущее постиндустриальное общество» (1973г.) пишет: «.представляется маловероятным, что наука, как "республика добродетели", способна поднять моральный дух общества; скорее рухнут этические устои самой науки. Это означает, что общество остается без высшей идеи, дающей людям ощущение цели, без точек опоры, придающих обществу стабильность и наполняющих смыслом человечество.» [26] Другими словами, научные знания сами по себе не представляют такой силы, которая разовьет общество и повлияет на развитие экономики, поэтому, полагаем, только совместное «творчество» образования, культуры, нравственных ценностей самого человека сможет улучшить жизнь общества и повысить качество экономического роста. [27]

Конец XX- начало XXI вв. - время глубоких перемен, когда меняется социально-экономическая реальность и на первое место выходят проблемы, связанные с человеком. В связи с этим, важное значение приобретает гуманизация. экономического роста.

По мнению Е.Н.Кан, под гуманизацией экономического роста понимается внедрение социально-этических, культурно-нравственных принципов в различные экономические процессы, направленные на развитие такой системы экономических отношений, при которой человек становится доминантой, а всеобщие понятия справедливости, сострадания, личной ответственности, интеллектуальной

свободы и просто человечности приобретают реальную значимость, способствуя, тем самым, возрождению экономики, как источника благополучия и счастья не для отдельно-взятых групп, а всех людей.

Подводя небольшой итог, можно сказать, что информация, безусловно, является мощным, быстродействующим, быстроразвивающимся и быстроперемещающимся во времени и пространстве фактором экономического роста, влияющим на развитие всех сфер экономики и способствующим трансформации самого информационного процесса, делая его более продуктивным. Однако она может оказывать как созидательное, так и разрушительное влияние на человека и его поведение. Формирование информационной инфраструктуры значительно облегчит внедрение инновационных процессов, следовательно, увеличит темпы экономического роста, поскольку в условиях глобальной конкуренции выигрывают страны, способные к быстрому реагированию и адаптации к изменениям, а «обогащение» ее гуманизацией поможет улучшить качество экономического роста.

Список литературы

1. Селищева, Т.А. Структура российской экономики: на пути к информационному обществу: монография. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006. - 184 с.

2. Иноземцев, В.Л. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность, и хозяйственный рост в 90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №3. - С. 3-11.

3. Друкер, Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. / Друкер Ф. Питер. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 189 с.

4. Дятлов, С.А., Марьяненко, В.П., Селищева, Т.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование [Текст]: монография. - СПб. : Астерион, 2008. - 416 с.

5. Капица, П.Л. Эксперимент. Теория, Практика. М., Наука, 1987г. - с.196-197. [Электронный ресурс] - URL: http://vikent.ru/enc/183/ (дата обращения: 21.02.14.)

6. Васильев, Р.Ф. Охота за информацией / Р.Ф. Васильев. - М.: Знание, 1973. - 261 с.

7. Ефремов, О.В. Социальные аспекты современных компьютерных технологий / О.В. Ефремов, П.С. Беляев. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 80 с.

8. Селищева, Т.А. Пространственные диспропорции информатизации экономики России// Наука и практика. Научно-аналитический журнал РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - 1(13). - С.71-76.

9. Дятлов, С.А., Марьяненко, В.П., Селищева, Т.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование [Текст] : монография. - СПб. : Астерион, 2008. - 416 с.

10. Stiglitz, J. INFORMATION AND THE CHANGE IN THE PARADIGM IN ECONOMICS [Электронный ресурс] - Prize Lecture, December 8, 2001. URL: http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/laureates/2001/stiglitz-lecture.pdf (дата обращения: 22.02.15)

11. Castells, M. The Information Age Economy, Society, and Culture. [Электронный ресурс] - URL: https://indahwidiastuti911.files.wordpress.com/2013/06/manuel castells the rise of the network_society_with_a_new_preface_volume_i_the_information_age_economy_society_and_culture_inform ation_age_series_20101.pdf (дата обращения: 25.02.15)

12. Murphy, K., Shleifer, A., Vishny, R. The allocation of atlent: Implications for growth// Quartely j. Of economics. - Cambridge, 2003. - N2. - P. 503-530.

13. Дятлов, С.А. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике / Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. С.А.Дятлова, д-ра экон.наук, проф. Д.Ю.Миропольского, д-ра экон.наук проф. В.А.Плотникова. Т.1. - СПб.:Астерион, 2007. - С.168-176.

14. Селищева, Т.А. Проблемы информационного неравенства российского экономического пространства. Вестник СПбГЭУ. - 2014. - 3(70). - С. 4-13

15. Солодухина, А.В., Репин Д.В. Влияние корпоративных новостей на рыночную стоимость компаний // Журнал «Корпоративные финансы". - 2009. - №1(9). [Электронный ресурс] - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/368/769/1223/Vypusk9 3.pdf(дата обращения: 23/08/14)

16. Маклюэн, Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464с.

17. Castells, M. The Information Age Economy, Society, and Culture. [Электронный ресурс] - URL: https://indahwidiastuti911.files.wordpress.com/2013/06/manuel_castells_the_rise_of_the_

network_society_with_a_new_preface_volume_i_the_information_age_economy_society_and_culture_ information_age_series_20101.pdf (дата обращения: 25.02.15)

18. Курочкина, Л.Я., Ковалев, А.Н. Молодежная субкультура: философская основа и социологический анализ. Перспективы гуманизма в современном российском обществе: труды Всерос. Науч. Конф. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет». - 2012. - С.191.

19. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557с.

20. Рагимова, С. Борьба за пиастры. // Секрет фирмы. - 2014. - 6(342) - с.102-103.

21. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. - М., 2001. - 783 с., с. 109.

22. Кан, Е.Н. Влияние духовного воспроизводства на региональное развитие. // Региональное развитие. Юг России - 2014. - 1(3) - с.27-33.

References

1. Selishcheva, T.A. Struktura rossiiskoi ekonomiki: na puti k informatsionnomu obshchestvu: monografiya. - SPb.: SPbGUEF, 2006. - 184 s.

2. Inozemtsev, V.L. Paradoksy postindustrial'noi ekonomiki (investitsii, proizvoditel'nost', i khozyaistvennyi rost v 90-e gody) //Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2000. №3. S. 3-11.

3. Druker, Piter F. Upravlenie, natselennoe na rezul'taty: per. s angl. / Druker F. Piter. - M.: Tekhnologicheskaya shkola biznesa, 1994. - 189 s.

4. Dyatlov, S.A., Mar'yanenko, V.P., Selishcheva, T.A. Informatsionno-setevaya ekonomika: struktura, dinamika, regulirovanie [Tekst]: monografiya. - SPb. : Asterion, 2008. - 416 s.

5. Kapitsa, P.L. Eksperiment. Teoriya, Praktika. M., Nauka, 1987g. - s.196-197. [Elektronnyi resurs] -URL: http://vikent.ru/enc/183/ (data obrashcheniya: 21.02.14.)

6. Vasil'ev, R.F. Okhota za informatsiei / R.F. Vasil'ev. - M.: Znanie, 1973. - 261 s.

7. Efremov, O.V. Sotsial'nye aspekty sovremennykh komp'yuternykh tekhnologii / O.V. Efremov, P.S. Belyaev. - Tambov: Izd-vo Tamb. gos. tekhn. un-ta, 2006. - 80 s.

8. Selishcheva, T.A. Prostranstvennye disproportsii informatizatsii ekonomiki Rossii// Nauka ipraktika. Nauchno-analiticheskii zhurnalREUim. G.V. Plekhanova. - 2014. - 1(13). - S.71-76.

9. Dyatlov, S.A., Mar'yanenko, V.P., Selishcheva, T.A. Informatsionno-setevaya ekonomika: struktura, dinamika, regulirovanie [Tekst] : monografiya. - SPb. : Asterion, 2008. - 416 s.

10. Stiglitz, J. INFORMATION AND THE CHANGE IN THE PARADIGM IN ECONOMICS [Elektronnyi resurs] - Prize Lecture, December 8, 2001. URL: http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/laureates/2001/stiglitz-lecture.pdf (data obrashcheniya: 22.02.15)

11. Castells, M. The Information Age Economy, Society, and Culture. [Elektronnyi resurs] - URL: https://indahwidiastuti911.files.wordpress.com/2013/06/manuel_castells_the_rise_of_the_ network_society_with_a_new_preface_volume_i_the_information_age_economy_society_and_culture_inform ation_age_series_20101.pdf (data obrashcheniya: 25.02.15)

12. Murphy, K., Shleifer, A., Vishny, R. The allocation of atlent: Implications for growth// Quartely j. Of economics. - Cambridge, 2003. - N2. - P. 503-530.

13. Dyatlov, S.A. Gosudarstvo i rynok: novoe kachestvo vzaimodeistviya v informatsionno-setevoi ekonomike / Pod red. D-ra ekon. Nauk, prof. S.A.Dyatlova, d-ra ekon.nauk, prof. D.Yu.Miropol'skogo, d-ra ekon.nauk prof. V.A.Plotnikova. T.1. - SPb.:Asterion, 2007. - S.168-176.

14. Selishcheva, T.A. Problemy informatsionnogo neravenstva rossiiskogo ekonomicheskogo prostranstva. Vestnik SPbGEU. - 2014. - 3(70). - S. 4-13

15. Solodukhina, A.V., Repin D.V. Vliyanie korporativnykh novostei na rynochnuyu stoimost' kompanii // Zhurnal «Korporativnye finansy". - 2009. - №1(9). [Elektronnyi resurs] - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/368/769/1223/Vypusk9_3 .pdf (data obrashcheniya: 23/08/14)

16. Maklyuen, G.M. Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka. - M.; Zhukovskii: «KANONpress-Ts», «Kuchkovo pole», 2003. - 464s.

17. Castells, M. The Information Age Economy, Society, and Culture. [Elektronnyi resurs] - URL: https://indahwidiastuti911.files.wordpress.com/2013/06/manuel_castells_the_rise_of_the_

network_society_with_a_new_preface_volume_i_the_information_age_economy_society_and_culture_ information_age_series_20101.pdf (data obrashcheniya: 25.02.15)

18. Kurochkina, L.Ya., Kovalev, A.N. Molodezhnaya subkul'tura: filosofskaya osnova i sotsiologicheskii analiz. Perspektivy gumanizma v sovremennom rossiiskom obshchestve: trudy Vseros. Nauch. Konf. Voronezh: FGBOU VPO «Voronezhskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet». - 2012. -S.191.

19. Toffler, E. Shok budushchego: Per. s angl. / E. Toffler. - M.: OOO «Izdatel'stvo ACT», 2002. 557s.

20. Ragimova, S. Bor'ba za piastry. // Sekret firmy. - 2014. - 6(342) - s.102-103.

21. Bell, D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsial'nogo prognozirovaniya / D. Bell; per. s angl. - M., 2001. - 783 s., s. 109.

22. Kan, E.N. Vliyanie dukhovnogo vosproizvodstva na regional'noe razvitie. // Regional'noe razvitie. YugRossii - 2014. - 1(3) - s.27-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.