Научная статья на тему 'Информация из Иркутского отделения российского психологического общества'

Информация из Иркутского отделения российского психологического общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация из Иркутского отделения российского психологического общества»

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИРКУТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В период с 1999 по 2004 г. Иркутское отделение РПО организовало и провело ряд региональных и международных научно-практических конференций. В декабре 1999 г. состоялась I Международная конференция «Психологопедагогические проблемы одаренности: теория и практика»; в ноябре 2000 г. - региональная научно-практическая конференция «Психологическая наука и практика: перспективы и развитие в Иркутской области»; в сентябре 2001 г. - межвузовская научно-практическая конференция «Психология на рубеже веков»; региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий»; в декабре 2001 г. -II Международная конференция «Психолого-педагогические проблемы одаренности: Теория и практика».

С 8 по 10 октября 2003 г. в Иркутске состоялась III Международная конференция «Психолого-педагогические проблемы одаренности: Теория и практика». В конференции приняли участие 250 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Барнаула, Иркутска, Читы, а также психологи из Монголии, Кореи, США.

Цель конференции состояла в обмене мнениями, установлении новых контактов, координации планов научноисследовательской и практической деятельности, выработке единого подхода к реализации научно-практической президентской программы «Одаренные дети». Во время ее работы были рассмотрены основные проблемы психологии одаренности представителями трех научных психологических школ - московской, санкт-петербургской, иркутской. Московскую школу представлял д-р психол. наук, чл.-корр. РАО, директор института психодидактики В.И. Панов; санкт-петербургскую - канд. психол. наук, доцент Академии постдипломного образования, куратор программы «Одаренные дети г. Санкт-Петербурга» Е.Е. Туник; иркутскую школу представляли зав. лабораторией «Психологии одаренности», д-р психол. наук, профессор Л.И. Ларионова, преподаватели кафедры психодиагностики и дисциплин специализации ИГПУ, сотрудники лаборатории канд. психол. наук Т.А. Климонтова, канд. психол. наук И.М. Кыштымова, канд. психол. наук О.А. Верхозина, канд. психол. наук М.А. Саламатов, ст. преподаватель В.П. Песков, ст. преподаватель О.В. Кондратенко и др.

На пленарном заседании были заслушаны следующие доклады: «Психологические проблемы развития одаренных детей» (В.И. Панов, д-р психол. наук, чл.-корр. РАО, директор института психодидактики); «Динамика креативности американских и российских школьников» (Е.Е. Туник, канд. психол. наук, доцент Академии постдипломного образования); «Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития» (Л.И. Ларионова, зав. кафедрой психодиагностики и дисциплин специализации Иркутского госпедуниверситета, д-р психол. наук, профессор); «Проблемы адаптации учащихся к условиям профильного обучения в инновационном учебном заведении (О.В. Кузьмин, д-р физ.-мат. наук, профессор Иркутского госуниверситета); «Методологические проблемы психологии одаренности» (М.А. Саламатов, канд. психол. наук, ст. преподаватель Иркутского госпедуниверситета); «Особенности представлений учащихся с разным уровнем интеллекта» (В.П. Песков, ст. преподаватель Иркутского госпедуниверситета); «Я-концепция» одаренного ребенка» (Н.Г. Косолапова, докторант Иркутского госпедуниверситета); «Самоотношение и его особенности у интеллектуально одаренных подростков» (Т.А. Климонтова, канд. психол. наук, ст. преподаватель Иркутского госпедуниверситета); «Межличностное взаимодействие учителей с одаренными учащимися» (О.А. Верхозина, канд. психол. наук, ст. преподаватель Иркутского госпедуниверситета).

В докладе В.И. Панов охарактеризовал основные трудности работы с разными категориями одаренных детей в образовательных учреждениях, изложил позиции экопсихологического подхода к разработке психолого-дидакти-ческой системы «Одаренные дети: выявление, обучение, развитие». Основная цель указанного подхода заключается в том, чтобы от диагностики отбора по уровню достижений одаренных детей перейти к диагностике прогноза и проектированию их развития, включая создание условий для проявления и развития скрытой одаренности.

С экопсихологической точки зрения одаренность предстает как системно развивающееся, индивидуально-своеобразное свойство психики, возникающее в результате познавательного или иного деятельностного взаимодействия между индивидом и образовательной средой.

Исходя из этого, в основу предлагаемого подхода была положена и практически реализована идея проектирования, моделирования и экспертизы развивающей образовательной среды как комплекса образовательных условий, необходимых учащимся для проявления потенциальных способностей и их развития в разных сферах деятельнос-

Информация

ти. Таким образом, формирование субъекта собственного развития (физического, интеллектуального, личностного, социального) является целью развивающего образования одаренных детей.

Е.Е. Туник посвятила свое выступление вопросам динамики креативности и одаренности. Автор провела сравнительный анализ развития креативности школьников в условиях разных культур: американской и российской. Ею были проанализированы данные по вербальной креативности, согласно которым у российских детей, обучающихся в начальной школе, показатели вербальной креативности выше, чем у американских. Но через три года картина меняется на противоположную: среднестатистические показатели американских детей подросткового возраста превышают результаты российских.

Данные по креативности на американской выборке имеют тенденцию к росту с увеличением возраста испытуемых. В российской выборке такой тенденции не отмечается. Можно предположить, что рост креативности обусловлен тем, что в системе образования США много внимания уделяется развитию творческого потенциала учащихся.

Л.И. Ларионова в своем докладе рассмотрела интеллектуальную одаренность и культурно-психологические факторы её развития. Автор подчеркивает, что исследовательские традиции изучения одаренности связаны с естественно-научной парадигмой, в рамках которой одаренность связывается с наследственностью и рассматривается как врожденная характеристика человека, мало изменяющаяся на протяжении жизни.

По мнению автора, необходимо дополнить исследования, проводимые с позиции натуральной парадигмы, исследованиями с позиции культурно-исторической парадигмы, позволяющими добавить новое важное измерение в изучение этого феномена - культурное.

Подход к исследованию одаренности с позиции культурно-исторической психологии также актуален в связи с тем, что определения одаренности, модели, разработанные в европейских культурах, отражают ценности этих культур и поэтому нерелевантны незападным культурным условиям, в частности российским.

В связи с этим необходимо создание российской психологической теории одаренности, которая бы учитывала социальные, культурные особенности - ценности, нормы, характеризующие конкретную этническую общность, традиции своей науки. Как показывает анализ литературы, российские культурно-психологические особенности пока не нашли своего отражения в понимании одаренности как психологического феномена.

Автор предприняла попытку провести экспериментальное исследование одаренности с позиции культурноисторического и личностного подходов. Л.И. Ларионова разработала модель интеллектуальной одаренности как динамического интегрального личностного образования, включающего интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития личности, который формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях. Автор провела экспериментальное изучение структуры одаренности, для изучения влияния культурно-психологических факторов было проведено кросскультурное исследование в трех странах - России, США, Монголии.

В докладе О.В. Кузьмина рассматривалась проблема адаптации учащихся к условиям профильного обучения в инновационном учебном заведении. Отмечены проблемы, возникающие при адаптации к условиям профильного обучения. Первая состоит в выравнивании общего уровня знаний, умений и навыков по предметам, являющимся базовыми для этого профиля, вторая проблема - формирование ученического коллектива, третья - создание оптимальной нагрузки в период адаптации для вновь поступивших учащихся, четвертая проблема - состояние здоровья детей, а также разработка образовательных стандартов по каждому предмету в профильных классах и проектирование индивидуального вектора обучения в зоне ближайшего развития.

Доклад М.А. Саламатова был посвящен методологическим проблемам психологии одаренности. По мнению автора, одаренные отличаются от обычных детей особенностями вопрошания. Центральная проблема образования одаренных детей заключается в том, что в процессе обучения они получают ответы на те вопросы, которых они не задавали. При этом на интересующие их вопросы эти дети ответов не получают. М.А. Саламатов считает, что проблема вопрошания может быть решена только через встречу вопрошающего и отвечающего, только через совопрошание. Таким образом, проблема вопрошания (получения ответа) трансформируется в проблему встречи с другим.

В.П. Песков в своем докладе особое внимание уделил понятию представления и условиям их формирования в процессе обучения. Автор показал, что существующая система образования не способствует развитию представлений учащихся. По его мнению, развитие представлений должно основываться на учете внутренних (личностных) и внешних (ситуации развития) условий обучения.

Н.Г. Косолапова осветила основные аспекты развития «Я-концепции» одаренного ребенка, выделила отличительные особенности его Я-образа по сравнению со среднестатистическим ребенком. Ею была отмечена роль личного опыта в развитии Я-концепции как важнейшего условия становления личности. При этом рассматривались ведущие линии развития Я, наполнение и обогащение которых осуществлялось за счет личного опыта («Я есть», «Я и мои ценности», «Я умею», «Я знаю») и др.

№ 21

Сибирский психологический журнал

2005 г.

В докладе Т.А. Климонтовой рассматривалась проблема социально-психологической адаптации интеллектуально одаренных подростков в условиях учебной группы. Автором было показано, что характер самоотношения личности подростка в значительной степени определяет его положение в учебном коллективе. Кроме того, сравнительный анализ самоотношения личности интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков показал, что одаренные дети чаще имеют конфликтный характер самоотношения, что создает негативные предпосылки к адаптации личности одаренного ребенка в классном коллективе. Т.А. Климонтова осветила основные пути оптимизации положения одаренного ребенка в учебной группе через развитие позитивного характера его самоот-ношения.

0.А. Верхозина в своем докладе остановилась на проблеме обучения детей с интеллектуальной одаренностью. Ею была представлена модель межличностного взаимодействия, на основе которой была разработана программа диагностики особенностей межличностного взаимодействия учителей и одаренных детей и программа коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию этого взаимодействия.

В рамках конференции работали секции и круглые столы по следующим проблемам: «Интеллектуальная одаренность, ее диагностика и развитие», «Проблемы раннего выявления и развития одаренных детей», «Методологические аспекты обучения математике школьников с математическими способностями». Проблема педагогической готовности школ к введению единого государственного экзамена», «Выпускники обменных программ Госдепартамента США - одаренным детям», «Проблемы содержания и развития креативности».

Подводя итоги конференции, следует отметить основные тенденции, отчетливо представленные в большинстве докладов:

1. Проблема психологии одаренности стала значимее и для педагогов, и для психологов в общем контексте обучения и воспитания одаренных детей.

2. Направленность на создание и апробацию оригинальных отечественных методик диагностики, обучения и развития одаренных детей и подростков.

3. Разработка программ поддержки, сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.

4. Актуализация личностного подхода к проблеме психологии одаренности.

5. Учет социокультурного пространства в развитии способностей и одаренности детей и подростков.

При подведении итогов работы конференции было высказано общее мнение ее участников об актуальности обсуждаемых вопросов, о значимости конференции как для ученых, так и для практиков, работающих с одаренными детьми, о целесообразности проведения следующей IV Международной конференции «Психолого-педагоги-ческие проблемы одаренности: теория и практика» в 2005 г. на Байкале (г. Иркутск).

В октябре 2005 г. планируется проведение IV Международной конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика». (Информацию можно получить по e-mail@isttu.irk.ru)

Председатель Иркутского отделения РПО, доктор психологических наук, профессор Ларионова Людмила Игнатьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.