Научная статья на тему 'Информационный стандарт предприятия как необходимый компонент систем управления проектами в условиях рынка'

Информационный стандарт предприятия как необходимый компонент систем управления проектами в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С В. Черныш, Ю Н. Тесля

Изложен подход к совершенствованию управления народнохозяйственными проектами через формирование и использование информационных стандартов участников реализации проекта. Выделены критерии, разработан метод построения рациональной структуры информационного стандарта предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный стандарт предприятия как необходимый компонент систем управления проектами в условиях рынка»

соцюлопчы, техычы, фiзичнi та екологiчнi ц^ пов'язанi в одне цiле. Взаeмодiя факторiв i |'хн1й вплив один на одного багато в чому буде залежати вщ стану порту та форми оргаызаци. В бтьшосл випадюв може виникнути потреба побудови ieрархií проблем.

• Роботи по розрахунку ефективностi проекту чи програмиповинн вiдповiдати постановцi завдання, з урахуваннямне ттьки iнтересiв учасникiв, а й суп поставлених цтей. Таким чином стае очевидним, що роздт "Виграш швестора" не в усiх випадках е необхщним.

• Роботи по розрахунку ефективност проекту чи програмиповинн бути поданi самостiйним роздiлом. Недоцтьно включати вказанi розрахунки до розд^в "Фiнансовий план" або "Резюме".

• Для кожного конкретного проекту або програми необхщна додаткова шформа^я, яка пщтверджуе здiйснюванiсть i доцiльнiсть даного бiзнес-плану. Це визначено тим, що у будь-якому проект будуть i держава, i мiсто, а також специфкою роботи морського порту, роллю сусiднiх портiв, значимiстю полiтичних, соцюлопчних, екологiчних та iнших цiлей при оцшц ефективностi та iнше.

Проектний менеджмент i бiзнес-планування - складова частина його структури i методологи, як «добре забуте старе" знову виходить на головне мюце в процесах розвитку УкраТни i краТн СНД. Зниження iнтересу до таких методiв планування, що добре розвивались у нашш краíнi в 60-х роках, пов'язане з тим, що його ключовi принципи не завжди вщповщали виробленому стилю керування економкою, але на сьогоднiшнiй день проектний менеджмент актуальний i важливий як базовий шструмент розвитку виробництва, со^альноТ сфери i бiзнесу, тобто всього економiчного розвитку УкраТни.

Л1ТЕРАТУРА

"Инвестиционные инструменты проектного менеджмента /С.Д. Бушуев, Э.А. Гурин. 1998. -184с.

2.0ценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний. Второе издание / Прати Ш.П 1997.-365с.

З.Финансовый менеджмент: теория и практика //-Учебник. Под ред. Стояновой Е.С. Перспектива, 1996.-405с.

УДК 681.335.001.53

С.В. Черныш, Ю.Н. Тесля

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Изложен подход к совершенствованию управления народнохозяйственными проектами через формирование и использование информационных стандартов участников реализации проекта. Выделены критерии, разработан метод построения рациональной структуры информационного стандарта предприятия. Рис.1, Ист. 3.

Экономический кризис на макро- и микро-уровнях является следствием потери управляемости. В сложившейся обстановке переход к

- К.: УкрИНТЭИ, . - М.: ИЭР ВБ. -

- М.:

76

С.В. Черныш, Ю.Н. Тесля

профессиональному управлению предприятиями поможет восстановить чизнеспособность субъектов хозяйствования и экономики в целом. В централизованном плановом хозяйстве управление рассматривалось преимущественно в отраслевом или территориальном разрезе, а на низовом • ровне - в рамках предприятий. В нынешних же условиях руководителям высшего уровня приходится заново налаживать и создавать связи между сдельными отраслями и предприятиями. При этом на предприятиях управление сказалось неподготовленным для самостоятельного решения новых задач, связанных с выходом на рынок.

В действительности, когда вопрос стоит только о роли предприятия, 'осударственного или частного, в условиях свободного предпринимательства •Тли в условиях контролируемой экономики, то эта роль может быть определена без принятия во внимание тех или иных особенностей управления промышленностью. В самом деле, любое предприятие выполняет главную экономическую функцию, заключающуюся в удовлетворении нужд потребителей посредством своих услуг или товаров. Это кажется справедливым. Каковы бы ни были размеры предприятия, его структура, отрасль, степень зависимости от 'осударственной власти и т. д. Поэтому целью предприятия становится осуществление своей функции путем такого приспособления организационной структуры, при котором затраты на функционирование предприятия были бы как можно более низкими и в то же время настолько эффективными, насколько это -ребуется [1-2].

Эта функция непосредственного или косвенного удовлетворения нужд потребителей выполняется на предприятии отдельными его звеньями, число которых становится все больше по мере увеличения предприятия. В свою очередь, эта основная функция, с точки зрения деятельности конкретного предприятия, исходя из его роли в предоставлении услуг, а также из условий зыночной экономики, подразделяется на следующие частные функции:

• коммерческая (маркетинг и сбыт, снабжение, а также торговля);

• техническая (вспомогательные службы управления);

• технологическая (сертификация, стандартизация, метрология);

• финансовая (бухгалтерия, планово-экономическая деятельность);

• административная (общее управление).

Анализ реализуемости приведенных функций в проектно-ориентированной деятельности предприятия - это совокупность междисциплинарных видов работ по идентификации сути и оценке этой деятельности (по реализации проектов) с целью принятия положительного или отрицательного решения о его осуществлении.

Каждая функция предприятия располагает определенным объемом обособленной информации, относящейся к данной службе. Для повышения эффективности управления предприятием, для возможности оценки целесообразности участия в новых проектах и, как результат, повышение конкурентоспособности предприятия на рынке необходимо построение информационной технологии, базирующейся на всеобщей информатизации как внутренних, так и внешних бизнес-процессов. При этом проблемы усовершенствования структуры аппарата управления, методов подготовки и принятия решений, формирование целей и критериев, сбор и обработка информации и т.п. чрезвычайно сложны. На современном этапе не существует готовых рецептов для решения всех этих проблем в полном объеме. В то же

Информационный стандарт предприятия как необходимый компонент систем управления 77 проетами в условиях рынка

время переход к рынку без достаточной информационной поддержки невозможен, так как при этом выжить смогут лишь предприятия, которые обладают информацией как об условиях функционирования, так и о вариантах оптимального управления. Поэтому возникает необходимость в создании теоретических основ, методов и средств построения рыночно-ориентированной информационной среды проектов и предприятий в различных областях народного хозяйства.

Под информационной средой предприятия (ИСП) понимаются

отображенные в формализованных описаниях документов и алгоритмах получения показателей этих документов знания о законах и условиях

функционирования предприятия.

Деятельность предприятий в рыночных условиях напрямую зависит от полноты и своевременности формирования тех элементов информационной среды, которые используются в процессе достижения основных целей деятельности — выпуск продукции и обеспечение собственной

жизнедеятельности. Информация, отражающая возможности предприятия в реализации тех или иных видов деятельности есть не что иное, как информационный стандарт предприятия.

К информационному стандарту предприятия (ИСП) можно отнести информацию (техническую, нормативную, финансовую, материальную,

структурную, кадровую и т.п.), связанную с планированием или осуществлением всевозможных проектов на предприятиях данного профиля. Информационный стандарт предприятия содержит даже ту информацию, которая не фиксируется ни в каких текущих документах. Такая информация накапливается при систематическом просмотре и анализе правовых норм, законодательных положений, административных актов, а также некоторых традиционных правил, нигде не зафиксированных, но усваиваемых с опытом работы.

Создание информационного стандарта предприятия - сложная задача, для решения которой необходимо вести разработку организационно-технических, финансово-экономических, технологических мероприятий, направленных на построение рациональной структуры базы данных, создание эффективных средств наполнения этой базы, построения оптимальной схемы использования информации для достижения целей предприятий в условиях рынка.

Для построения структуры информационного стандарта предприятия необходимо рационально сгруппировать элементы информационной среды, относящиеся к этому стандарту. Для этого в теории распознавания образов применяются четыре основных метода [3]:

• группирование по коэффициенту корреляции;

• группирование по геометрическому расстоянию;

• группирование на основе использования коэффициента ассоциативности;

• группирование на основе использования информационно-вероятностной

меры.

Применение того или иного метода зависит от предметной области исследования, от вида существенных для группирования признаков объектов, от критерия группирования. В результате декомпозиции информационной среды необходимо получить группы проектно - или функционально-ориентированных объектов, реализация которых в управленческих службах позволит строить рациональные последовательности действий по созданию информационного стандарта предприятий.

Поскольку в основе декомпозиции лежит множество факторов, влияющих -а структуру информационного стандарта, то и разбиение может выполняться только на многокритериальной основе.

Для эффективной структуризации информационной среды необходимо, чтобы:

• время наполнения информационных объектов, входящих в информационный стандарт, было практически одинаково;

• реализация информационных процедур относящихся к одному объекту выполнялось одними (или информационно связанными между собой) исполнителями;

• информационные объекты, относящиеся к одному информационному стандарту, были функционально связаны;

• минимальная зависимость информационного наполнения объектов от внешних процедур;

• с учетом глобальной взаимосвязи задач управления проектами необходима максимальная компактность объектов информационного стандарта.

Отсюда векторный критерий группирования можно представить пятью частными критериями:

G(x)=(g1(x),g2(x)|g3(x),g4(x),g5(x)),

где х - совокупность информационных объектов одного класса;

g (х) - расхождение во времени наполнения информационных объектов;

д (х) - расхождение в месте реализации информационных

з процедур;

д (х) - технологическая однородность процедур (связность

этапов) наполнения информационных объектов; g (х) - количество входных информационных объектов; д (х) - количество выходных информационных объектов.

Исходя из сформулированных условий, целевую функцию структуризации информационной среды представим обобщенным аддитивным критерием оптимизации:

m

• (°И g1 (Х])+а2-д2(Х|)+аз-дЗ(Х|)+а4-д4(Х|) )+а5-д5(Х,)) -> min,

i=1

при ограничениях: Vi*j, 1<i,j<m: Х,пХр0, где m - количество классов информационных объектов;

T]j - коэффициент повторяемости информационных процедур;

oci - весовые коэффициенты (важность) критериев оптимизации;

X/ - классы информационных объектов, относящихся к информационному стандарту.

Из предложенных четырех способов группирования для выделенных критериев наиболее подходящим является способ, основанный на вычислении геометрического расстояния. Это связано с тем, что коэффициент корреляции отражает статистические свойства однотипных параметров информационных

Информационный стандарт предприятия как необходимый компонент систем управления JQ проетами в условиях рынка

объектов. Поэтому для его применения необходим переход от детерминированных значений параметров к вероятностному представлению механизмов их формирования, что не совсем удобно. Применение способов группирования, основанных на коэффициенте ассоциативности или информационно-вероятностной мере, связано с представлением описываемых объектов двоичными признаками, что в данном случае затруднительно.

Поэтому частные критерии представим через среднеквадратическое отклонение значений по классам информационных объектов:

К

ЕБЫХсО 2

-) . (1)

где к]- количество информационных объектов класса X,. - функция, значение которой принадлежит множеству {0,1,2...14} при условии:

ЯЛхЛгМ, при ЯЛХ))* я1(Х|>, при

где Ъ - время наполнения информационного объекта х,-; л - время наполнения информационного объекта Х).

ЕЯгМ 2

д2(Х)= НБГ-) ■ (2)

]=1

где - функция, значение которой принадлежит множеству (0,1,2... Ы} при условии:

Чг(Х|)= Яг(Х|), при Эрвь дг(Х])л д2(хО, при

где Э, - место (служба, исполнитель) наполнения информационного объекта х^ - место (служба, исполнитель) наполнения информационного объекта X;.

Е

1р(Х],х«)

Ху€Х|

93(Х|)=Х|—|(.;Л_Т|)—. (3)

р(х},ху)=1, при гс(х,<->х7)=1; р(х],х„)=0, при гс(хЛху)Л1,

где гс(х,<->ху) - количество процедур преобразования информации (информационных операторов) между информационными объектами Ли х„

д4(Х|)= Екс(Х]«-хВХОд), (4)

Х]бХ(,ХВходЛХ(

где кс(Х)<—хВход)-^ количество преобразований информации информационных операторов) от информационного объекта хвход к . -формационному объекту хЛ;

Д5(Х|)= Екс(р(хЛх

ВЫХ0Д))' (5)

Х]€Х|,ХвЫхоД йХ|

где кс(р(хг>хВы1хоД) - количество преобразований информации информационных операторов) от информационного объекта Х] к информационному объекту хвыход.

Выделение в информационной среде типовых совокупностей процедур и объектов информационного стандарта позволяет представить процесс реализации проектов как процесс прохождения информации, описывающей каждый проект по «программно-информационному конвейеру», в элементах которого реализуются «преобразования» информации от вида информационного стандарта - к виду информационного продукта проекта. Разработанная авторами и использованная на предприятиях машиностроительного комплекса схема проведения работ по созданию информационного стандарта представлена на рис.1.

Рис 1. СХемвсеСствьйгск^даниюснформвцисннсеоствндвртвгрвегриятя

Изложенный подход к построению информационного стандарта был использован при создании автоматизированной информационной системы управления Черкасским авторемонтным заводом АИСУ ЧАЗ, которая состоит из ряда программных модулей обеспечивающих непротиворечивое использование Информационный стандарт предприятия как необходимый компонент систем управления 8-| проетами в условиях рынка

информационных модулей при решении функциональных задач управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В разработке структуры программно-информационных средств в соответствии с этапами реализации информационной технологии

(рис.1.).

3. В создании алгоритма и программных средств преобразования информационного стандарта предприятия к виду информационного ресурса управления предприятием.

Декомпозиция информационной среды предприятия позволила выделить типовые объекты и процедуры преобразования информации от вида входных данных к виду информационного базиса инструментальных средств управления проектами и организациями (информационного стандарта), и от вида информационного стандарта к виду информационного ресурса процессов управления производственной деятельностью предприятия. Универсальность методов построения информационного стандарта предприятия и продемонстрированная на практике эффективность его использования позволяет сделать вывод о значительных возможностях изложенного подхода, о его своевременности и применимости для решения многих задач управления проектами и организациями в различных областях народного хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Мир управления проектами (под ред. Решке X., Шелле Х.)-Москва: Алане, 1994, 303 с.

2.0бер-Крие Дж. Управление предприятием - Москва: Сирин, 1998. 256 с.

3.Васильев В.И. Распознающие системы.-Киев: Наукова думка, 1983,- 424с.

УДК 658.336.8

В.А. Бортницкий, В.Д. Шпилевой

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Представлена декомпозиционная модель системы управления качеством на основе анализа стандартов по управлению качеством и обеспечению качества семейства 1вО 9000. Рис.2, Табл.1, Ист.4

В процессе формирования рыночной экономики в Украине особенное значение приобретают рыночные механизмы и методы управления в различных отраслях экономической деятельности, которые базируются на современных методах и средствах управления. Как показала мировая практика, одним из наиболее эффективных инструментов развития рыночных отношений является проектный менеджмент.

Одним из ключевых элементов управления проектами является управление качеством. Основные подходы к системе управления и обеспечения качества качества регламентируются международными стандартами, базирующимися на семействе стандартов по качеству (130 8402, 1ЭО 9000 - 1, 1ЭО 9001, 180 9002, 1БО 9003, 1ЭО 9004, 1ЭО 10011, 1БО 10006 [1]).

На основе анализа семейства указанных стандартов представим организацию (компанию, корпорацию, фирму, предприятие или учреждение, или их подразделения, объединенные или нет, общественные или частные,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.