Научная статья на тему 'Оптимизация проектирования интегрированной информационной системы управления'

Оптимизация проектирования интегрированной информационной системы управления Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
233
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная система управления / автоматизированная информационная система управления / организационное проектирование / методология структурного анализа

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — И. М. Чернявская

Построена структура информационной системы управления проектом, выявлены уровни ее исследования и описана методика оптимизации ее внедрения на этапе инициации работ над проектом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPTIMIZATION OF PROJECTING THE MANAGEMENT INTEGRATED INFORMATION SYSTEM

The project management information system structure is shaped. Its search levels are revealed and the methodic of its application optimization at the project initiation stage is described

Текст научной работы на тему «Оптимизация проектирования интегрированной информационной системы управления»

Чернявская И.М. Оптимизация проектирования интегрированной информационной системы управления/И.М. Чернявская// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005 - №3(15). С. 128134.

УДК 330.47

И.М. Чернявская

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Построена структура информационной системы управления проектом, выявлены уровни ее исследования и описана методика оптимизации ее внедрения на этапе инициации работ над проектом. Рис. 2, ист. 7.

Ключевые слова: информационная система управления, автоматизированная информационная система управления, организационное проектирование, методология структурного анализа.

1.М. Чернявська

ОПТИМ1ЗАЦ1Я ПРОЕКТУВАННЯ 1НТЕГРОВАНО1 1НФОРМАЦ1ЙНО1 СИСТЕМИ УПРАВЛ1ННЯ.

Побудовано структуру ЫформацмноТ системи управл1ння проектом, виявлено р1вн1 ТТ дослщження та описано методику оптим1зацп ТТ вт1лення на етап1 1н1ц1ац1Т робгг над проектом. Рис. 2, дж. 17.

I.M. Chernyavskaya

THE OPTIMIZATION OF PROJECTING THE MANAGEMENT INTEGRATED INFORMATION SYSTEM.

The project management information system structure is shaped. Its search levels are revealed and the methodic of its application optimization at the project initiation stage is described.

Постановка и исследование проблемы. Принимая решение о внедрении информационной системы управления, руководитель проекта должен понимать, что наиболее эффективно такую задачу можно решить лишь посредством построения структуры, управляющей самими информационными потоками.

Такой структурой может стать автоматизированная информационная система управления, представляющая собой комплекс аппаратно-программных средств, реализующих мультикомпонентную информационную систему, обеспечивающую современное управление процессами принятия решений, проектирования и производства в режиме реального времени при транзакционной обработке данных. В одной из работ автора этой статьи предложена функциональная модель, построенная методами структурного моделирования, составлена интегрированная схема архитектуры информационной системы управления [1].

В последнее время при разработке информационной системы управления информацией широкое распространение получил новый взгляд на проект,

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 3(15)

1

рассматриваемый не как совокупность единиц организационной структуры, а как множество бизнес-процессов. Известно, что на любом предприятии, наряду с технологическими процессами, существуют организационно-деловые процессы, связанные с взаимодействием людей при решении производственных и коммерческих задач. Термин бизнес-процесс используется как обобщающий по отношению к технологическим и организационно-деловым процессам. Он позволяет охватить все без исключения виды деятельности, осуществляемые на предприятии [2].

В рамках информационной системы управления предприятие рассматривается как сложная бизнес-система, функционирующая на базе множества согласованных бизнес-процессов. При этом каждый бизнес-процесс состоит из определенного количества бизнес-функций, выполнение которых приводит к изменению материального и финансового состояния предприятия. Бизнес-процесс характеризуется последовательностью выполнения входящих в него бизнес-функций, правилами их выполнения и временным интервалом. Бизнес-процессы могут состоять как из индивидуального множества бизнес-функций, так и иметь в своем составе некоторые одинаковые бизнес-функции. Следовательно, для автоматизации функционирования возникает новый комплекс задач, связанных с анализом состава входящих в него бизнес-процессов и разработкой соответствующих алгоритмов их выполнения [3].

Организационное проектирование или создание структуры компании, поддерживающей выбранную стратегию бизнеса до недавнего времени относилось к наиболее туманным и слабо формализуемым областям менеджмента. И только с развитием проектного менеджмента появились стандарты описания, позволяющие контролировать бизнес-процессы. Иначе сказать, появилась система координат, позволяющая решить актуальную на сегодняшний день задачу - изменить структуру бизнеса, имея достаточные средства для его контроля. Чтобы перевести предприятие из одного состояния в другое, надо задать некоторую систему координат, в которой описать начальное и конечное состояние, а также задать управление движением между ними. Формальное описание структур в виде иерархически упорядоченных организационных звеньев и функций, а также отношений «закрепления» позволяет применить недавно появившиеся в Украине программные средства управления бизнесом - программы класса OrgWare [4].

Основная задача таких программ - дать компьютерный инструмент, который зафиксирует текущее положения дел в виде электронной бiзнес-модели, что позволит поставить управленческий диагноз и наладить регулярный менеджмент по всем основным его компонентам: структуры, маркетинг, финансы и т.п. Модель представляет собой множество своеобразных регистров управленческого учета и отношений между ними, т.е. речь идет о некой корпоративной памяти, где сосредоточены в виде непротиворечивой системы все принятые и зафиксированные в особом формате решения по реализации проекта. Кроме того, эта модель позволяет генерировать разнообразные организационно - распорядительные документы (положения), регламентирующие деятельность проектной организации.

Целью данной статьи является описание методики оптимизации внедрения информационной системы на этапе инициации работ над проектом.

Изложение основного материала. Современные крупные проекты характеризуются, как правило, сложностью описания, требующие тщательного моделирования и анализа. Для успешной реализации проекта информационная система объекта проектирования должна быть, прежде всего, адекватно описана, построены полные (непротиворечивые) функциональные и

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 3(15)

информационные модели. Сегодня достаточно широко применяется структурная методология, предоставляющая формализованные методы описания и анализа информационных решений, наглядное представление которых в виде графического представления (схемы и диаграммы) различного рода моделей, позволяет обсуждать и закреплять понимание основных технических решений. Однако вручную очень трудно разработать и графически представить строгие формальные спецификации системы, проверить их на полноту и непротиворечивость, и, тем более, изменить, что порождает некоторые проблемы.

И здесь на помощь приходят программно-технологические средства автоматизированного проектирования информационной системы, которые представляют собой методологии, основанные на структурном анализе и имеющие соответствующий набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и реализации проекта и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями участников проекта [5].

В области применения систем автоматизации административно-управленческой деятельности доминируют структурные подходы, так как они максимально приспособлены для взаимодействия с пользователями, не являющимися специалистами в области информационных технологий.

Методология структурного анализа (рис. 1), позволяет построить модель предметной области, произвести ее отображение в информационную модель и по этой модели создать физические структуры данных. В данном случае структурным анализом принято называть метод исследования системы с помощью ее графического модельного представления, которое начинается с общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру с все большим числом уровней. Все методологии структурного анализа базируются на ряде общих принципов, часть из которых регламентирует организацию работ на начальных этапах жизненного цикла. В качестве двух базовых принципов используются следующие: принцип декомпозиции и принцип иерархического упорядочения. Выделение двух базовых принципов инженерии информационных систем не означает, что остальные принципы являются второстепенными, в частности: принцип концептуальной общности, принцип полноты, принцип непротиворечивости, принцип абстрагирования, принцип упрятывания, принципы логической независимости и независимости [6].

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 3(15)

3

Построение модели проблемной области (структурный подход) _ !ЮЕР0, !ЮЕР3

Построение моделей проблемной области и данных (объектный подход)

ими

Построение модели

данных (структурный подход) ЮЕР1Х

СУБД

Построение физической структуры данных

Рис. 1. Структурный подход к созданию информационной системы управления проектом

Основополагающая концепция состоит в построении совокупности логических моделей предметной области при помощи графических методов структурного анализа, которые дали бы возможность получить ясную общую картину проекта.

Сущность структурного подхода при разработке ИСУ заключается в ее декомпозиции на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые, в свою очередь, делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и т.д. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны.

Используя методы структурного анализа, построим структуру внедряемой информационной системы управления, имеющую логическую взаимосвязь внутренних проектов (рис. 2) [7].

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 3(15)

Анализ требований

Обследование деятельности

Построение моделей деятельности

Предложения по автоматизации

Разработка технического проекта

Разработка новой системы

Репозиторий моделей

Разработка системного проекта

Разработка проекта на внедрение

Репозиторий моделей

9

Настройка системы класса 1ШР или БРР

Рис. 2. Структура внедряемой информационной системы

1) Анализ первичных требований и планирование работ. Данный этап предваряет инициацию работ над проектом. Его основными задачами являются: анализ бизнес-требований, предварительная экономическая оценка проекта, построение план-графика выполнения работ, создание и обучение совместной рабочей группы.

2) Проведение обследования деятельности предприятия. В рамках данного этапа осуществляется:

- предварительное выявление требований, предъявляемых к будущей системе;

- определение топологической структуры предприятия;

- определение перечня целевых задач (функций) предприятия;

- анализ распределения функций по подразделениям и сотрудникам;

- определение перечня применяемых на предприятии средств автоматизации.

При этом выявляются функциональные деятельности каждого из подразделений и функциональные взаимодействия между ними, информационные потоки внутри подразделений и между ними, внешние объекты и внешние информационные взаимодействия.

3) Построение моделей деятельности. Каждая из моделей включает в себя полную структурную функциональную модель деятельности (БАРТ модель), информационную модель (модель «сущность-связь»), а также, в случае

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 3(15) 5

1

2

3

1

4

5

6

8

7

необходимости, событийную модель (с использованием диаграмм переходов состояний).

4) Разработка системного проекта. Данный этап является первой фазой разработки собственно системы автоматизации, на которой требования уточняются, формализуются и документируются. Именно здесь лежит ключ к успеху всего проекта автоматизации. В практике создания больших программных систем известно немало примеров неудачной реализации именно из-за неполноты и нечеткости определения системных требований. На этом этапе определяются:

- архитектура системы, ее функции, внешние условия ее функционирования, распределение функций между аппаратной и программной частями;

- требования к программным и информационным компонентам системы, необходимые аппаратные ресурсы, требования к базе данных, физические характеристики компонентов системы, их интерфейсы;

- состав людей и работ, имеющих отношение к системе;

- ограничения в процессе разработки (директивные сроки завершения отдельных этапов, имеющиеся ресурсы, организационные процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации).

Системный проект включает функциональную модель будущей системы (на основе стандартов IDEF0 или IDEF3) и информационную модель (в соответствии со стандартом IDEF1X).

5) Разработка предложений по автоматизации информационной системы, осуществляемой на основании системного проекта.

6) Разработка технического проекта. На данном этапе на основе системного проекта и принятых решений по автоматизации осуществляется проектирование системы. Фактически здесь дается ответ на вопрос: «Как мы будем строить систему, чтобы она удовлетворяла предъявленным к ней требованиям?» Этот этап разделяется на две части:

- проектирование архитектуры системы, включающее разработку структуры и интерфейсов ее компонент (автоматизированных рабочих мест), согласование функций и технических требований к компонентам, определение информационных потоков между основными компонентами, связей между ними и внешними объектами;

- детальное проектирование, включающее разработку спецификаций каждой компоненты, разработку требований к тестам и плана интеграции компонент, а также построение моделей иерархии программных модулей и

- межмодульных взаимодействий и проектирование внутренней структуры модулей.

7) Последующие этапы. По спецификациям технического проекта осуществляется программирование модулей, их тестирование и отладка, последующая комплексация в автоматизированные рабочие места и в систему в целом. При этом схема интегрированной базы данных, как правило, генерируется автоматически на основании информационной модели.

Настройка существующей системы MRP или ERP осуществляется по следующим этапам:

- наполнение системы фактическими данными;

- построение процедур их обработки;

- интеграция процедур внутри автоматизированных рабочих мест;

- интеграция автоматизированных рабочих мест в систему.

Основные выводы и краткосрочные перспективы. Построенная структура информационной системы управления проектом и предлагаемый

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 3(15)

системный проект являются первой фазой внедрения информационной системы. На его основании осуществляется анализ применимости существующих информационных систем управления и формируются рекомендации по ее выбору.

Оптимизация проектирования интегрированной информационной системы позволила выделить следующие компоненты:

- репозиторий, обеспечивающий синхронизацию поступления информации и контроль на полноту и непротиворечивость;

- графические средства анализа, образующие модели информационной системы управления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средства разработки приложений и генераторы кодов;

- средства конфигурационного управления;

- средства документирования;

- средства управления проектом.

Предлагаемый системный проект отражает функциональную ориентацию информационной системы на те или иные процессы и определяет степень интегрирования по выполняемым функциям, включает отдельные локальные средства, решающие автономные задачи.

Несмотря на ряд исследований общих методологий создания ИСУ, применение эффективных инструментальных средств поддержки процессов анализа, проектирования и реализации ИСУ остаются все еще слабо развитым звеном отечественных предприятий, особенно на стадии анализа и начального проектирования, когда необходимо построить структуру внедряемой системы. В последующих работах будет продолжено исследование этой проблемы и поиск путей решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернявская И.М. Модель построения архитектуры информационной системы в проекте. // УправлЫня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005. - № 2(14). - С.114-121.

2. Зингер Е.З. Бизнес-реинжиниринг и технологии системного проектирования. Учебное пособие. - М.: Центр Информационных технологий, 2001. - 236 с.

3. Волчков С.А., Балахонова И.В. Моделирование для непрерывного улучшения бизнес-процессов на базе стандартов ERP и ISO 9001. // Методы менеджмента качества. -2001. - №2. - С. 12-14.

4. Слиньков А.Д Бизнес-моделирование для внедрения ИСУ предприятия. // Директор информационной службы. - 2001. - №3. - С. 26-28.

5. Юдицкий С.А., Кутанов А.Т. Методология структурного анализа и логического проектирования сложных информационно-управляющих систем. // Приборы и системы управления. - 1998. - №4. - С. 15-25.

6. Edward Yourdon. Modern Structured Analysis. // Prentice-Hall, 1989.

7. Ломако Е.И., Морозова А.В. Макетирование и реализация диалоговых информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 366 с.

Стаття надмшла до редакцп 23.08.2005 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 3(15)

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.