Научная статья на тему 'Метод выделения информационного стандарта предприятия машиностроительного профиля'

Метод выделения информационного стандарта предприятия машиностроительного профиля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. В. Черныш

Изложен подход к совершенствованию управления народнохозяйственными проектами через формирование и использование информационных стандартов участников формирования проекта. Разработан метод построения рациональной структуры информационного стандарта предприятия машиностроительного профиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод выделения информационного стандарта предприятия машиностроительного профиля»

С.В.Черныш

МЕТОД ВЫДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СТАНДАРТА ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Изложен подход к совершенствованию управления народнохозяйственными проектами через формирование и использование информационных стандартов участников формирования проекта. Разработан метод построения рациональной структуры информационного стандарта предприятия машиностроительного профиля. Ист.З.

Каждая функция предприятия располагает определенным объемом обособленной информации, относящейся к данной службе. Для повышения эффективности управления предприятием, возможности оценки целесообразности участия в новых проектах, как результат, - повышение конкурентоспособности предприятия на рынке, необходимо построение информационной технологии, базирующейся на всеобщей информатизации как внутренних, так и внешних бизнес-процессов. При этом проблемы усовершенствования структуры аппарата управления, методов подготовки и принятия решений, формирование целей и критериев, сбор и обработка информации и т.п. чрезвычайно сложны. На современном этапе не существует готовых рецептов для решения всех этих проблем в полном объеме. В то же время переход к рынку без достаточной информационной поддержки невозможен, тат как при этом выжить смогут лишь предприятия, которые обладают реальной информацией как про условия функционирования, так и про варианты оптимального управления. Поэтому возникает необходимость в создании теоретических основ, методов и средств построения рыночно-ориентированной информационной среды проектов и предприятий в различных областях народного хозяйства [3].

Под информационной средой предприятия (ИСП) понимаются отображенные в формализованных описаниях документов и алгоритмах получения показателей этих документов знания о законах и условиях функционирования предприятия.

Деятельность предприятия в рыночных условиях напрямую зависит от полноты и своевременности формирования тех элементов информационной среды, которые используются в процессе достижения основных целей деятельности - выпуск продукции и обеспечение собственной жизнедеятельности. Информация, отражающая возможности предприятия в реализации тех или иных видов деятельности, ее характер, есть ни что иное, как информационный стандарт предприятия [1].

Под информационным стандартом предприятия предлагается понимать информацию, достаточную для обеспечения минимально допустимой эффективности предприятия. При этом критерии эффективности могут определяться исходя из специфичных целей предприятия.

Создание информационного стандарта предприятия - сложная задача, для решения которой необходимо вести разработку организационно-технических, финансово-экономических, технологических мероприятий, направленных на построение рациональной структуры базы данных, создание эффективных средств наполнения этой базы, построения оптимальной схемы использования информационного стандарта для достижения целей предприятий в условиях рынка.

Общая величина постоянных затрат не изменяется при изменении объема деятельности, но сумма постоянных затрат на единицу продукции соответственно уменьшается в случае увеличения объема деятельности и увеличивается при его уменьшении. Смешанные затраты частично являются переменными и частично постоянными.

Следует учитывать, что даже в пределах релевантного диапазона постоянные затраты остаются неизменными только при определенных условиях, например, в результате инфляции плата за аренду помещения во втором квартале может быть выше, чем в предыдущем.

Деление расходов на переменные и постоянные является ключевым при определении точки безубыточности производства, а также при выборе оптимальных объемов продаж при заданной прибыли и цене товара, анализе влияния на прибыльность любого из факторов: цена, издержки, объем деятельности, то есть позволяют непосредственно связать внутренние и внешние факторы, влияющие на результат.

Кроме чисто экономической зависимости от разных факторов, любые издержки, в том числе и постоянные, подвержены зависимости от управленческих решений.

Исходя из этого, постоянные затраты делят на две группы: обязательные и дискреционные.

Обязательные затраты имеют тенденцию оставаться неизменными относительно изменения объема деятельности в пределах коротких периодов (квартал, год) (амортизация основных средств, зарплата обслуживающего персонала и т.д.).

Дискреционные - это затраты, размер которых определяется руководством предприятия и не имеет прямой связи с изменениями текущей деятельности.

Рассматривая различные альтернативные варианты решений, следует учитывать не только действительные (реальные) затраты, но и возможные потери. Действительные затраты - это затраты, которые требуют уплаты денег или расходования прочих активов, они отражаются в бухгалтерских регистрах по мере возникновения. Возможные потери - это утраченная выгода при выборе какого-либо одного альтернативного решения и, следовательно, отказе от других, каждое из которых имеет собственные преимущества.

Выделение трех классификаций издержек является, конечно, условным. Одни и те же затраты и процессы могут быть охарактеризованы набором признаков. Все классификации и признаки в той или иной мере взаимосвязаны. Эти взаимосвязи представляются весьма сложными и недостаточно исследованными.

Вместе с тем развитие учетной модели в рассмотренных направлениях позволяет глубоко познать суть происходящих на предприятии процессов и, на наш взгляд, создает реальные предпосылки для выделения управляемых объектов, создания организационных структур целевой ориентации, для принятия эффективных контролируемых управленческих решений на разных уровнях управления с учетом возможностей предприятия и сложившихся ситуаций, а также тенденций его развития и стратегических интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шегда A.B. Основы менеджмента. - К.: Товариство «Знания», КОО, 1998. - 512 с.

2. Пушкар М.С. Управлжський обл1к. - Тернополь, 1997. - 160 с.

Стаття над|йшла до редакцм 21.10.2002 р.

С.В.Черныш

МЕТОД ВЫДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СТАНДАРТА ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Изложен подход к совершенствованию управления народнохозяйственными проектами через формирование и использование информационных стандартов участников формирования проекта. Разработан метод построения рациональной структуры информационного стандарта предприятия машиностроительного профиля. Ист.З.

Каждая функция предприятия располагает определенным объемом обособленной информации, относящейся к данной службе. Для повышения эффективности управления предприятием, возможности оценки целесообразности участия в новых проектах, как результат, - повышение конкурентоспособности предприятия на рынке, необходимо построение информационной технологии, базирующейся на всеобщей информатизации как внутренних, так и внешних бизнес-процессов. При этом проблемы усовершенствования структуры аппарата управления, методов подготовки и принятия решений, формирование целей и критериев, сбор и обработка информации и т.п. чрезвычайно сложны. На современном этапе не существует готовых рецептов для решения всех этих проблем в полном объеме. В то же время переход к рынку без достаточной информационной поддержки невозможен, тат как при этом выжить смогут лишь предприятия, которые обладают реальной информацией как про условия функционирования, так и про варианты оптимального управления. Поэтому возникает необходимость в создании теоретических основ, методов и средств построения рыночно-ориентированной информационной среды проектов и предприятий в различных областях народного хозяйства [3].

Под информационной средой предприятия (ИСП) понимаются отображенные в формализованных описаниях документов и алгоритмах получения показателей этих документов знания о законах и условиях функционирования предприятия.

Деятельность предприятия в рыночных условиях напрямую зависит от полноты и своевременности формирования тех элементов информационной среды, которые используются в процессе достижения основных целей деятельности - выпуск продукции и обеспечение собственной жизнедеятельности. Информация, отражающая возможности предприятия в реализации тех или иных видов деятельности, ее характер, есть ни что иное, как информационный стандарт предприятия [1].

Под информационным стандартом предприятия предлагается понимать информацию, достаточную для обеспечения минимально допустимой эффективности предприятия. При этом критерии эффективности могут определяться исходя из специфичных целей предприятия.

Создание информационного стандарта предприятия - сложная задача, для решения которой необходимо вести разработку организационно-технических, финансово-экономических, технологических мероприятий, направленных на построение рациональной структуры базы данных, создание эффективных средств наполнения этой базы, построения оптимальной схемы использования информационного стандарта для достижения целей предприятий в условиях рынка.

Выполним описание элементов технологии построения ИСП информационных объектов, их структур и взаимодействий. Представим схему реализации технологии построения ИСП через описание взаимодействия элементов информационной среды предприятия.

Пусть О - множество однозначно идентифицируемых информационных объектов

СИСЬ,02,...,С)п}, (1)

где п - количество информационных объектов;

А - множество количественных или качественных характеристик информационных объектов (информационных переменных).

А={А,,А2.....Ат},

Уа,,1=1,п 3<Аи, Ац,..., А1к>,к<т, (2)

где {Ац, А|2,..., А;к} - множество характеристик информационного объекта Оь представляющих информационный интерес для структуры ИСП.

Следовательно, СЬ< Аи, А)2,..., Ак > - структура информационного объекта (2( (или, иными словами, схема информационного объекта (¿¡).

Описание содержания относительно обособленных этапов технологического процесса обработки данных представим с помощью множества операторов

} и {К,,|= 17^2

{Я^ ЦГ4 } и \Гщ } и {\Л/,,1=йь }■ О)

В качестве операторов могут быть представлены отдельные операции технологического процесса обработки информации или алгоритмы, реализующие совокупность процедур (корректировка, слияние и т.п.).

Таким образом, процедура формирования информационных объектов и их преобразования могут быть представлены совокупностью последовательности применяемых операторов из множества

Р={УЬ1= йщ } и {Кь1= Щ } и {^,1= } и {Б,,\=Щ }и{\ЛА,1=иб }={рь1=1,к,к=п1+п2+...+п6}, (4)

осуществляющих ввод, преобразование и вывод информации.

Множество информационных связей между процедурами формирования информационных объектов представим в виде множества и={ик},к=1,т.

Тогда информационная среда предприятия будет представляться системой

ИСПсОхАхРхи. (5)

Если считать, что О',А' - это информационный объект и его параметры после обработки информации, где О' с О, А' с А.

Тогда под базой данных информационного стандарта предприятия будем понимать систему

ВО^ЕсСУхА'. (6)

Множество N{¡1, ¡2,..., iq} назовем множеством входных данных.

Следовательно, можно формально определить технологию построения информационного стандарта предприятия как

Т=<1,0,А,Р,11> (7)

Полагая, что

Е(А1) - затраты на реализацию проекта,

1(А\) - затраты на обработку ИСП (получение характеристик А1

информационного объекта), Е(А1) - затраты на проект после отбора информации, г(АЧ) - затраты на обработку ИСП после отбора информации, можем определить, что под информационным стандартом предприятия будем называть систему

1ЭЕс О'хА'хРхи хДК, (8)

где АК(Д)=(Е(А|)-2(Д))-(Е(А'|)-2(А'|))1 ХДК(А,)^тах.

Таким образом, выделение в информационной среде типовых совокупностей процедур и объектов информационного стандарта позволяет представить процесс реализации проектов как процесс прохождения информации, описывающий каждый проект по так называемому программно-информационному конвейеру, в элементах которого реализуются преобразования информации от вида информационного стандарта - к виду информационного продукта проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мир управления проектами (под ред. Решке X., Шелле Х.)-Москва,1994. - 303 с.

2. Управление - это наука и искусство: А.Файоль и др.-Москва, 1992. - 351с.

3. Шапиро В.Д. Управление проектами. - СПб.: Два-три, 1993 - 443 с.

Стаття надшшла до редакцК 21.10.2002 р.

УДК 631.115.8

Сахацький М.П., Запша Г.М.

ДО Ц1ЛЕЙ В1ДРОДЖЕННЯ СШЬСЬКОГО ГОСПОДАРСТВА

Розглядаються складов! процесу вщтворення агровиробництва, анал1зуються вихщн! положения вщтворення, ям вщповщають сучасшй концепци ринково! економнки. Дж.1.

Проектне ор'юнтування сусптьства вимагае чпжого визначення цтей розвитку складових економ!ки. Особливо! уваги заслуговуе стьське господарство, що забезпечуе не ттьки життед1яльнють наци, а й формуе сприятлив1 соц1ально-економ1чн1 умови для п висхщного цивтйацмного руху. Останне може бути спйким I над/йним лише завдяки науковому тдфунтю, агроекономтний напрям якого обслуговуе в аграрному сектор1 сучасж вщроджувальн! процеси. Виходячи з викладеного, визначення цшей вщродження в1тчизняного стьського господарства стало одн1ею з найактуальнших науково прикладних проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.