Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования моделей управления качеством'

Некоторые аспекты формирования моделей управления качеством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. А. Бортницкий, В. Д. Шпилевой

Представлена декомпозиционная модель системы управления качеством на основе анализа стандартов по управлению качеством и обеспечению качества семейства 1вО 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования моделей управления качеством»

информационных модулей при решении функциональных задач управления.

2. В разработке структуры программно-информационных средств в соответствии с этапами реализации информационной технологии

(рис.1.).

3. В создании алгоритма и программных средств преобразования информационного стандарта предприятия к виду информационного ресурса управления предприятием.

Декомпозиция информационной среды предприятия позволила выделить типовые объекты и процедуры преобразования информации от вида входных данных к виду информационного базиса инструментальных средств управления проектами и организациями (информационного стандарта), и от вида информационного стандарта к виду информационного ресурса процессов управления производственной деятельностью предприятия. Универсальность методов построения информационного стандарта предприятия и продемонстрированная на практике эффективность его использования позволяет сделать вывод о значительных возможностях изложенного подхода, о его своевременности и применимости для решения многих задач управления проектами и организациями в различных областях народного хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Мир управления проектами (под ред. Решке X., Шелле Х.)-Москва: Алане, 1994, 303 с.

2.0бер-Крие Дж. Управление предприятием - Москва: Сирин, 1998. 256 с.

3.Васильев В.И. Распознающие системы.-Киев: Наукова думка, 1983,- 424с.

УДК 658.336.8

В.А. Бортницкий, В.Д. Шпилевой

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Представлена декомпозиционная модель системы управления качеством на основе анализа стандартов по управлению качеством и обеспечению качества семейства 1вО 9000. Рис.2, Табл.1, Ист.4

В процессе формирования рыночной экономики в Украине особенное значение приобретают рыночные механизмы и методы управления в различных отраслях экономической деятельности, которые базируются на современных методах и средствах управления. Как показала мировая практика, одним из наиболее эффективных инструментов развития рыночных отношений является проектный менеджмент.

Одним из ключевых элементов управления проектами является управление качеством. Основные подходы к системе управления и обеспечения качества качества регламентируются международными стандартами, базирующимися на семействе стандартов по качеству (130 8402, 1ЭО 9000 - 1, 1ЭО 9001, 180 9002, 1БО 9003, 1ЭО 9004, 1ЭО 10011, 1БО 10006 [1]).

На основе анализа семейства указанных стандартов представим организацию (компанию, корпорацию, фирму, предприятие или учреждение, или их подразделения, объединенные или нет, общественные или частные,

82

В.А. Бортницкий, В Д. Шпилевой

выполняющие самостоятельные функции и имеющие администрацию [2]) как единую систему. Основными составляющими этой системы являются акционеры и руководство организации.

Представим потребности акционеров в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1

Потребности акционеров

Г руппа акционеров Цели Задачи Обязанности Требования (потребности)

Общество [2] Защита окружающе й среды, здоровья, и т.д.. Обеспечение безопасности, надежности продукции, сохранение энергии и естественных ресурсов Следить за выполнением законов, инструкций, и т.д.. Не нарушать действующие законы, инструкции, обеспечивать надлежащее качество, надежность, безопасность и т.д.

Потребители Удовлетвор ение своих потребност ей Повышение своего положения в обществе Формировать требования к качеству потребляемой продукции Высококачественная, надежная, безопасная продукция

Собственники Удовлетвор ение своих потребност ей Создание конкурентоспособных структур, способных удовлетворить запросы потребителя Формировать политику в организации, направленную на удовлетворение запросов потребителя Конкурентоспособн ость продукции

Работники Удовлетвор ение своих потребност ей Повышение своего положения в обществе Качественно выполнять работу Увеличение оплаты труда, улучшение условий работы, безопасности на рабочем месте

Субпоставщи ки Удовлетвор ение своих потребност ей Обеспечить конкурентноспособность своей продукции на рынке Повышение качества собственной продукции Своевременная оплата за поставленную продукцию

В соответствии со стандартами для удовлетворения конкретных требований акционеров организация формирует свои собственные, генеральные цели, задачи, обязанности перед акционерами. В зависимости от ее структуры, задачи и обязанности могут быть совершенно различными, но в общем они формируют политику деятельности организации в различных направлениях -маркетинговую, кадровую, производственную и т.д. Очевидно, что одну из наиболее весомых ролей в формировании этой политики играют акционеры, которые выбирают и назначают высшее руководство организации.

В связи с увеличением глобальной конкуренции и ужесточением требований к качеству продукции, особое место начинает занимать политика организации в области качества [2]. В настоящее время она оказывает существенное влияние не только на качество продукции, но и на качество управления организацией.

Определив таким образом элементы политики организации в различных направлениях, руководство компании принимает участие в тех функциях управления [2], которые касаются конкретного элемента генеральной политики

существенное влияние не только на качество продукции, но и на качество управления организацией.

Определив таким образом элементы политики организации в различных направлениях, руководство компании принимает участие в тех функциях управления [2], которые касаются конкретного элемента генеральной политики организации, а также определяют соответствующие цели и задачи перед управленческим персоналом, регламентирует его обязанности и назначает ответственных. Это осуществляется с помощью таких элементов, как планирование, управление, обеспечение, улучшение (в рамках конкретно взятого элемента политики организации).

В свою очередь, процессы планирования, управления, обеспечения и улучшения также формируют свои собственные цели и задачи, а руководство назначает ответственных.

Реализация данных процессов регламентирует наличие:

• методик и средств, с помощью которых они будут осуществляться;

• подпроцессов, от реализация которых будет зависить тот или иной элемент

из вышеприведенных;

• ресурсов, необходимых для осуществления поставленных целей и задач.

Все методики и средства, процессы (подпроцессы), ресурсы определены соответствующими нормативными документами (законами, инструкциями, стандартами и т.п.). В конечном итоге создается продукция [3], удовлетворяющая запросам потребителей (акционеров). В случае несоответствия требованиям и ожиданиям потребителей, руководством организации, потребителем или по его поручению, независимыми лицами проводится соответствующий анализ и проверки с целью определить причины несоответствия установленным требованиям и устранения их. Эта деятельность также регламентируется соответствующими нормативными документами.

Требования и потребности, ожидания, законы и т.д.

Действующая система Л а» Система целей

^ w

Система деятельности

Анализ и проверка

__г_

Анализ и проверка

Продукция

Рис. 1. Модель организации как системы

Необходимо также отметить, что, благодаря высокому уровню развития технологий, некоторые организации (Intel, Microsoft и др.) создают продукцию значительно превышающую ожидания и потребности потребителей. В свою очередь это приводит к формированию новых потребностей акционеров и

84

В.А. Бортницкий, В.Д. Шпилевой

Цели, задачи, обязанности, ответственность акиионеоов

Формирование потребностей

1 □

Организация

Цели, задачи, обязанности, ответственность

ППГЯИМЧЯ1 1И1Л

А Высшее руководство организации

Цели, задачи, обязанности, ответственность организации по внедрению политики качества

Управле-

UMÛ

Обеспечение

/лучшение

'Ш^шШМ

i

Цели, задачи, обязанности, ответственность персонала

3—

Общее руководств о качеством

Комплекс стандартов по системам качества

Продукция для удовлетворения потребителей (акционеров)

Систем

a

качества

Рис. 2. Декомпозиционная модель системы управления

кячрггпчпм ui пбрг.пймрния кячйг.лча

Total Quality Management

1

собственности и их ориентацию на выпуск определенной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1.ISO 10006 Guidelines to quality in project management (Draft International Standart 1996) - ISO/TC 176, 1996

2.ДСТУ ISO 8402 Управлшня якютю та забезпечення якост — Словник - К: Держстандарт УкраТни, 1996, -40с.

3.ДСТУ ISO 9000 - 1 - 95: Стандарти з управлЫня якютю та забезпечення якостк Частина 1 Настанови щодо вибору та застосування - K: Держстандарт УкраТни, 1996, - 32с.

4.Мир управления проектами, под редакцией X. Решке, Х.Шелле - М: Алане, 1994, 303 с.

УДК 65.012.32

О.В. Бондарчук

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Изложены этапы перехода к рыночной системе управления проектами на примере Украины. Ист. 2.

Особенности системы управления проектами в Украине во многом определяются социально-экономическими условиями, связанными с переходом от централизованного управления экономикой к преимущественно рыночному управлению. В условиях централизованной экономики в Украине была сформирована система управления проектами на основе административно-командного стиля руководства, директивных планов, типовых норм и инструкций. При такой системе инвесторами выступали государственные структуры и отрасли, заказчиками - различные министерства и ведомства; существовала монополия производителей и подрядчиков и о наличии конкуренции не могло быть и речи. Таким образом, государство управляло всеми проектами, которые осуществлялись в экономической, социальной и других сферах и система управления имела иерархическую структуру. Глубокие преобразования в период перестройки и последующие реформы привели нашу страну к всестороннему кризису и разрушению государственного централизованного управления. Сейчас в Украине существует множество проблем, а именно: неустойчивость

экономической ситуации, высокие темпы инфляции, изменчивость законодательства и политики в области экономической деятельности. В результате оказывается высоким риск инвестиционных проектов, затруднено привлечение финансовых средств на длительный период, в том числе иностранных, усложняются процессы ценообразования и прогнозирования стоимости проектов. Это допжно учитываться при создании новой системы ■Ураепенип проектами.

Одним из определяющих процессов переходного периода является разгосударствление и приватизация основной массы государственной собственности, что приводит к созданию независимых владельцев и инвесторов. В то же время в качестве инвесторов остается много государственных организаций и предприятий. Созданные на базе бывших отраслевых министерств и ведомств различные государственные и смешанные корпорации,

86

О.В. Бондарчук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.