Научная статья на тему 'Информационный сервис в АПК'

Информационный сервис в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный сервис в АПК»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС В АПК

Е.В. Семенова, д.э.н., проф., С.Р. Кусаинова Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

Неудовлетворительное состояние инфраструктуры российского АПК очевидно. В широком смысле инфраструктурой следует считать товарные биржи, ИКС, торговые дома, финансово-кредитные учреждения, системы страхования, маркетинговые системы сбора, хранения и обработки информации и др. Из них создание и развитие информационной инфраструктуры АПК следует расценивать как составляющую протекционистской сельскохозяйственной политики. Особая значимость информационных аспектов для АПК связана с географической и отраслевой разобщенностью сельхозпредприятий, а также их разбалансированным экономическим состоянием. Кроме того, вступление России в ВТО ужесточит конкуренцию отечественных и зарубежных сельхозтоваропроизводителей продукции. Что также актуализирует вопрос информационного сервиса в АПК. Дополнительным стимулом является рост объемов сельхозпроизводства является агфляция. При благоприятных условиях российские предприятия АПК могут занять соответствующую нишу на мировом рынке. Быстрое внедрение достижений НТП и другие информационные сервисы могут сыграть положительную роль для интегрирования российского АПК в мировую экономику, что, в свою очередь, принесет несравнимо большие дивиденды для развития отрасли.

Рисунок 1 - Консультации по отраслям знаний

Рисунок 3 - Организационные формы ИКС, количество [2]

Разброс в учредительстве и формах организации ИКС предполагает как существенные стартовые отличия такой службы, так и разную эффективность и адекватность задачам, определенным приказом Мин-сельхоза РФ № 584, РАСХН № 44 от 27.06.2002 г. «Об утверждении концепции научного обеспечения развития АПК РФ на период до 2010 г.»

Роль государства в создании информационной инфраструктуры просматривается через нормативно-правовые документы [1]. Необходимость построения современной ИКС в ближайшие годы определена «Концепцией развития информационно-консульта-ционной службы АПК России на период до 2010 года», принятой Советом ИКС АПК России 17 июня 2003 г. Однако анализ нормативной базы показал, что системный подход по изложенному вопросу отсутствует.

По единственному опубликованному в 2002 г. отчету о развитии ИКС АПК России такие службы были созданы в 65 регионах и 265 районах, в которых работает более 1800 консультантов. Из него видно, что распределение консультаций по различным проблемам сельскохозяйственного производства по отраслям знаний не однородно (рис. 1). На диаграмме показано, что консультации по правовым вопросам занимают незначительный объем, хотя именно эти базы предполагалось использовать для ИКС.

Структура пользователей информационных и консультационных услуг также показала наибольшую их актуальность для крупных хозяйства всех форм собственности, их удельный вес среди всех пользователей в 2002 г. наибольший и составил 34,1% (рис. 2).

Региональные ИКС функционируют в формах, представленных на рис. 3.

Рисунок 2 - Пользователи информационных и консультационных услуг

По мнению директора Российского центра с.-х. консультирования, д.э.н. В.Г.Савенкова, структура института консультационного обеспечения с.-х. производства должна быть связана РАСХН и Минсель-хозом [3]. С нашей точки зрения, этот вопрос кажется спорным из-за отсутствия «привязки» этих структур к сельхозвузам. Это тем более вызывает недоумение в свете постоянных упреков в адрес высшего образования по поводу недостаточной связи учебы с производством, и отсутствия связи производства и науки. Сельскохозяйственные вузы являются реальным связующим звеном, имеющим необходимые ресурсы для реализации посреднических информационных, консультационных, инновационных функций.

По нашему мнению, наиболее уязвимыми вопросами поставки информации и консультаций сельхозтоваропроизводителям является отсутствие четкого представления о требованиях к характеру услуг и информационной инфраструктуре для субъектов сельскохозяйственного производства, а также механизма создания услуг и их поставки.

Таблица 1 - Актуальная инфраструктура для различных укладов сельхозпроизводства

Уклад с.-х. производства Требуемая инфраструктура Характер информационных услуг

Товарные и мелкотоварные сельские домохозяйства - социальная: образовательная, здравоохранение и др.; - транспорт; - сервисы: производственные и потребительские и др. - доступное изложение технологии; - буклеты по программам экономической поддержки;

Крестьянские (фермерские) хозяйства - социальная; - коммерческая; - сервисы: производственные и потребительские и др. - доступное изложение технологии; - справочники; - буклеты по программам экономической поддержки; - формы бух-, стат- и социологической отчетности

Крупные сельскохо- зяйственные предприятия - социальная; - коммерческая (товарные биржи, дома, маркетинговые системы), ИКС; - сервисы: производственные и потребительские, юридические и др. - финансовая и др. - передовые технологии производства; - специальное консультирование; - конкретный проект по нововведениям для предприятия.

Многопро- фильные агрохол- динги - социальная; - коммерческая; - финансовая; - договор с НИИ или др. проводниками НТП на обслуживание. - передовые технологии производства; - специальное консультирование; - аудиторские услуги; - конкретный проект по внедрению достижений НТП, ноу-хау и др.

Ввиду существования различных укладов1 сельхозпроизводства для них необходима разная инфраструктура и различное информационное обслуживание. И, следовательно, разные механизмы создания образовательного и информационного контента; разные затраты на его создание и объемы финансирования. Систематизация указанных противоречий отражена в табл. 1.

Различные требования к инфраструктуре со стороны укладов сельхозпроизводства предполагает и разное финансирование. Достаточно обратится к структурам - потенциальным проводниками ИК обслуживания с.-х. товаропроизводителей. Так в Тверской области на базе фермерского хозяйства «Надежда», специализирующегося на разведении молочных коз, организован учебно-консультационный центр по козоводству.

Порядок и объемы финансирования ИКС также представляют интерес. Эта информация открыта только в части доли федерального бюджета в государственных капитальных вложениях, предусмотренных на реализацию федеральной адресной ин-

Уклад - тип хозяйствования с соответствующими формами собственности и управления ею, характеризующийся определенной степенью участия собственника, управляющего и работника в процессе принятия хозяйственных решений (Экономическая энциклопедия //под ред. Абалкина Л.И. М.: Экономика, 1999. - С. 864.)

вестиционной программы в 2007 г. по созданию и открытию ИКС в России [4] на что было направлено 492800 тыс. руб. Однако эти данные не отражают в полном объеме размеры разноуровневых затрат на информационную инфраструктуру для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мы полагаем, что в основу создания информационной инфраструктуры должны быть положены базовые требования:

- рациональное использование имеющихся инновационных, информационных, образовательных кластеров;

- выстраивание информационной инфраструктуры в цепочку связей образование - наука -достижения НТП - внедрение в сельскохозяйственное производство;

- сокращение звеньев проведения и получения финансирования с целью исключения основы для коррупционной практики «распиливания» бюджета.

Реализация этих требований возможна через выделение структурообразующих кластеров консультационной инфраструктуры. Таковые сохранились только как вузы сельхозпрофиля. Колледжи сельхознаправления за последние десятилетия оказались в плачевном состоянии. В условиях падения спроса на среднеспециальное образование вообще, а сельскохозяйственное в частности, МТБ, преподавательский персонал в большей части был утрачен. Более того, современная трансформация образовательных услуг привела к избыточному насыщению предложения, так называемого урбанистского направления, даже в сельхоз колледжах.

Рассматривая два варианта организации информационно-консультационного обслуживания

сельхозпредприятий: через сельхозвузы и через региональные управления АПК, мы определили следующие преимущества первого варианта:

- максимальная приближенность региональных сельхозвузов к потребителям консультаций -сел ьскохозяйственн ым п редприятиям;

- наличие ППС, развивающегося по самоак-туализирующейся модели;

- материально-техническая и экспериментальная база;

- наличие телекоммуникационных средств;

- наличие большого студенческого контингента как ресурсного фактора построения эффективных связей молодого поколения и сельского населения;

- минимизация посредников при получении и передачи финансирования из федерального бюджета;

- управляемый и прозрачный механизм бюджетного финансирования;

- преодоление традиционного разделения субъектов экономики на федеральные и региональные структуры в вопросах совместного содействия развитию АПК;

- формирование установки необходимости непрерывного образования и поддержание постоянной связи с большим числом структур АПК.

Источники

1. Письмо Минсельхозпрода РФ от 17.03.1995 г. № 114/437 «О примерном положении о райсельхозуправле-нии». Приказ Минсельхозпрода РФ № 73 и РАСхН № 15 от 27.02.1997 г. «О реализации системы технологий и машин»: поручение издать в 1997 г. книгу «Система технологий и машин для производства и переработки сельскохозяйственной продукции»; Приказ Минсельхозпрода РФ от 22.06.1998 г. № 380 (ред. от 13.01.1999 г.) «О

дальнейшем развитии информационно-консультацион- строек и объектов для федеральных государственных

ной службы в системе АПК». нужд на 2007 г., финансируемых за счет государствен-

2. Савенков В.Г. Организация системы консультационного ных капитальных вложений, предусмотренных на реали-

обеспечения сельскохозяйственного производства - но- зацию федеральной адресной инвестиционной про-

вый этап развития консультационной службы// \www.aaro- граммы на 2007 г.>// «Собрание законодательства РФ»,

consult.ru/Doklad/Okazanie kons._pomoshi.doc 26.02.2007 г., № 9, ст. 1108 (распоряжение) Приложение

3. Там же. к № 9 от 26.02.2007 г. (Перечень).

4. Распоряжение Правительства РФ от 08.02.2007 г. №

146-р (ред. от 20.12.2007 г.) <Об утверждении перечня

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АПК КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.С. Зонова, к.э.н, доц., Е.Н. Суслопарова, ст. преп. Вятской государственной

сельскохозяйственной академии

Современное управление аграрным производством все в большей степени зависит от наличия и эффективного использования информационного ресурса. В условиях развития рыночных механизмов в АПК информация формирует основу, обеспечивающую функционирование рыночной инфраструктуры и создает необходимые условия для деятельности предприятий АПК.

Как всяким ресурсом, информационным ресурсом необходимо управлять, т.е. планировать, организовывать, координировать, мотивировать его использование, учитывать, контролировать, анализировать и регулировать информационные процессы на всех уровнях управления. В свою очередь, это обуславливает необходимость создания информационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение современных информационных технологий в аграрный сектор экономики.

Формирование информационной инфраструктуры предприятий АПК в Кировской области осуществляется по следующим направлениям.

1. На основе функционирования единой системы информационного обеспечения предприятий АПК Кировской области (ЕСИО АПК) в рамках проекта создания Аграрной российской информационной системы.

2. Развитие информационно-консультационного обслуживания предприятий АПК.

3. Путем взаимодействия и сотрудничества предприятий АПК с 1Т-фирмами региона.

Важную роль в организации информационного обеспечения играет единая система информационного обеспечения предприятий АПК (ЕСИО АПК). Она является единой системой управления организационно-методическим и информационно-технологическим обеспечением деятельности АПК и соответствует всем функциональным требованиям для деятельности АПК на основе интегрированной системы сбора и учета основных показателей отраслей, формирования аналитики.

ЕСИО АПК обеспечивает решение комплекса задач, связанных:

- с обеспечением сбора, накопления и мониторинга информации о событиях и процессах, происходящих в регионе, а также представление ее в виде, обеспечивающем эффективное принятие управленческих решений;

- выполнением функций обмена информацией с региональными и муниципальными автоматизированными информационными системами в соответствии с установленными регламентами;

- с обеспечением безопасности информации и данных на основе уровней политики доступа;

- с обеспечением возможности взаимодейст-

вия системы с существующими системами органов власти и возможностью настройки такого взаимодействия;

- созданием в Кировской области информационных систем для рынка материально-технических средств и продукции сельскохозяйственного производства;

- с обеспечением мониторинга состояния земель сельскохозяйственного назначения и производства на них сельскохозяйственной продукции;

- автоматизацией подготовки регламентной отчетности на основе единого информационного хранилища;

- унификацией форм и способов сбора информации;

- формированием баз данных для ретроспективного анализа производства сельскохозяйственной продукции на период с 2001 г.;

- созданием единой системы показателей развития АПК Кировской области (которая должна включать перечень показателей, разработанный департаментом экономического развития при Правительстве Кировской области, и данные статистических наблюдений);

- повышением оперативности и качества управленческих решений на основе использования единых аналитических инструментальных средств.

Главная цель функционирования системы ЕСИО АПК - повышение эффективности работы АПК за счет автоматизации управленческой деятельности в части подготовки и принятия качественных, проработанных решений, текущего функционирования и развития АПК, мониторинга, контроля исполнения, анализа и оценки результативности принятых решений.

Модель сбора и обработки информации ЕСИО АПК предполагает трехуровневую иерархию:

1 уровень: Сбор и хранение информации включает в себя автоматизацию процессов сбора данных из различных источников, хранения данных в соответствии с единым перечнем показателей АПК, публикацию форм ввода на Web-сервере;

2 уровень: Аналитическая обработка включает в себя средства агрегирования данных, средства анализа экономических, финансовых, геоинформа-ционных показателей по отраслям, расчет оценки эффективности деятельности предприятий;

3 уровень: Управленческий - содержит средства визуализации, предоставляемые информационными технологиями электронных таблиц текстовых процессоров и баз данных, а также модули поддержки принятия управленческих решений.

В системе предусмотрена возможность модернизации структуры классификаторов, справоч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.