Научная статья на тему 'Информационный ресурс для поддержки добровольческой деятельности команд профессиональных образовательных учреждений'

Информационный ресурс для поддержки добровольческой деятельности команд профессиональных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный ресурс / добровольческая деятельность / информационный портал / структура портала / информационная поддержка / профессиональные образовательные учреждения / information resource / volunteering / website / information support / professional educational institutions

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мазаракий Елена Юрьевна

В статье рассмотрены и проанализированы существующие информационные ресурсы по поддержке добровольческой деятельности (ДД). Показано, что участникам ДД часто не хватает достоверной информации о добровольчестве, которая разбросана по различным информационным ресурсам. Для удовлетворения их информационных потребностей необходимо создать единый информационный ресурс, что поможет не только мотивировать участников ДД к реализации социально значимых программ и проектов, но и привлекать к ДД новых участников. Цель статьи – предложить структуру и основные блоки информационного портала для поддержки ДД. В результате исследования выделены следующие основные блоки информационного ресурса: опыт ДД, подготовка публичных выступлений, креативное мышление, разработка и управление проектами. Данные этих информационных блоков позволят создать единый информационный ресурс для удовлетворения информационных потребностей добровольцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Resource to Support Voluntary Activities of Command-Professional Educational Institutions

The article examines and analyzes the existing information resources on the support of voluntary activity (VA). It is shown that VA participants often lack reliable information about volunteerism, which is scattered across various information resources. To meet their information needs, it is necessary to create a single information resource that will help not only motivate VA participants to implement socially significant programs and projects, but also attract new participants in VA. The purpose of the article is to propose the structure and main blocks of the information portal to support VA. As a result of the research, the following main blocks of the information resource are identified: the experience of VA, preparation of public speeches, creative thinking, project development and management. The data of these information blocks allows the creation of a single information resource to meet the information needs of volunteers.

Текст научной работы на тему «Информационный ресурс для поддержки добровольческой деятельности команд профессиональных образовательных учреждений»

ОБМЕН ОПЫТОМ

Статья

УДК 364-32:377/378:004

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-73-78

Информационный ресурс для поддержки добровольческой деятельности команд профессиональных образовательных учреждений

Е. Ю. Мазаракий

Мазаракий Елена Юрьевна,

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, ул. Малая Конюшенная, 1-3, литера В, Санкт-Петербург, 191186, Россия, педагог-организатор отдела молодежных социальных инициатив

ORCID: 0000-0001-9098-5576 e-mail: blacksun013@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы существующие информационные ресурсы по поддержке добровольческой деятельности (ДД). Показано, что участникам ДД часто не хватает достоверной информации о добровольчестве, которая разбросана по различным информационным ресурсам. Для удовлетворения их информационных потребностей необходимо создать единый информационный ресурс, что поможет не только мотивировать участников ДД к реализации социально значимых программ и проектов, но и привлекать к ДД новых участников. Цель статьи - предложить структуру и основные блоки информационного портала для поддержки ДД. В результате исследования выделены следующие основные блоки информационного ресурса: опыт ДД, подготовка публичных выступлений, креативное мышление, разработка и управление проектами. Данные этих информационных блоков позволят создать единый информационный ресурс для удовлетворения информационных потребностей добровольцев.

Ключевые слова: информационный ресурс, добровольческая деятельность, информационный портал, структура портала, информационная поддержка, профессиональные образовательные учреждения

Для цитирования: Мазаракий Е. Ю. Информационный ресурс для поддержки добровольческой деятельности команд профессиональных образовательных учреждений // Библиосфера. 2023. № 1. С. 73-78. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-73-78.

Статья поступила в редакцию 06.06.2022 Получена после доработки 20.09.2022 Принята для публикации 29.01.2023

© Е. Ю. Мазаракий, 2023

73

Information Resource to Support Voluntary Activities of Command-Professional Educational Institutions

Elena Yu. Mazarakii

Mazarakij Elena Yurjevna,

State Budget Non-Standard Educational Institution, Palace of Student Youth of St. Petersburg, Malaya Konyushennaja str., 1-3, letter B, St. Petersburg, 191186, Russia,

Teacher-organizer of the Department of Youth Social Initiatives

ORCID: 0000-0001-9098-5576 e-mail: blacksun013@mail.ru

Received 06.06.2022 Revised 20.09.2022 Accepted 29.01.2023

Abstract. The article examines and analyzes the existing information resources on the support of voluntary activity (VA). It is shown that VA participants often lack reliable information about volunteerism, which is scattered across various information resources. To meet their information needs, it is necessary to create a single information resource that will help not only motivate VA participants to implement socially significant programs and projects, but also attract new participants in VA. The purpose of the article is to propose the structure and main blocks of the information portal to support VA. As a result of the research, the following main blocks of the information resource are identified: the experience of VA, preparation of public speeches, creative thinking, project development and management. The data of these information blocks allows the creation of a single information resource to meet the information needs of volunteers. Keywords: information resource, volunteering, website, information support, professional educational institutions

Citation: Mazarakii E. Yu. Information Resource to Support Voluntary Activities of Command-Professional Educational Institutions. Bibliosphere. 2023. № 1. P. 73-78. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-73-78.

ш О z

Ш GC Ш CL X Ш

LL

О

Ш

о

z <

X

о

X ш

Введение

Развитие информационного общества, постоянное производство, хранение, переработка и передача информации ставят задачу создания информационных ресурсов, используемых как хранилище информационных материалов и данных. «Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности» (Шуре-мов, 2017). Так как информационные ресурсы предназначены для сбора, хранения и передачи информации, они могут быть разными не только по форме, но и по содержанию. Можно выделить различные классификации информационных ресурсов, но наиболее близкой к добровольческой деятельности (ДД) является классификация по признаку «тематической принадлежности -подразделение на множество тематических областей и подобластей знаний, например: научные ресурсы; социальные ресурсы; экологические ресурсы; законодательные ресурсы нормативно-правовые ресурсы; статистические ресурсы; обучающие ресурсы и т. д.» (Блюмин, Феоктистов, 2010).

Исходя из специфики этой классификации можно выделить информационные ресурсы, удовлетворяющие информационные потребности общества, реализующего свою деятельность в различных сферах. К одной из таких сфер можно отнести ДД. На сегодняшний день во всем многообразии информации о ДД трудно найти именно ту, которая необходима.

Важно отметить, что есть участники ДД, которые не охвачены информационным потоком - это

добровольцы, реализующие свою деятельность на базе профессиональных образовательных учреждений системы профессионального образования (СПО). Информация об организации ДД в СПО имеет свою специфику и отличается от других форм организации ДД. При разработке информационных порталов для добровольцев СПО необходимо учитывать специфику их обучения и их информационные потребности.

Цель статьи - предложить структуру и основные блоки информационного портала для поддержки ДД.

Специфика добровольческой деятельности

ДД способствует «приобретению опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Участие в ДД дает возможность личностного проявления в различных моделях взаимодействия, приобретение навыков, необходимых в жизни, необходимых для ответственного лидерства и исполнительской деятельности»1.

ДД, предпосылки ее становления и развития сегодня изучаются различными учеными. Так, например, ДД рассматривали Е. С. Азарова и М. С. Яницкий (2008), И. В. Мерсиянова и Л. И. Якобсон (Потенциал..., 2010), Е. И. Холостова (1997).

1 Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.11.2016 № 36550-ОФ/Д01и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями». URL: http://www.consultant.ru/docu-

ment/cons_doc_LAW_211235/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb-18f1a01961/ (дата обращения: 19.02.2022).

В своих работах ученые указывают, что добровольчество - одна из форм организации бескорыстной деятельности, направленной на благо других людей или общества, и отмечают, что ДД является одним из немаловажных факторов становления разносторонне развитой личности.

Важно отметить, что участие в ДД «позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии» (Тетерский, Решетников, 2009). Это является одним из основных мотивов участия в ДД. К другим мотивам ДД, по словам С. В. Михайловой, можно отнести «удовлетворение личных потребностей» (Михайлова, 2001) - то есть принятие себя в обществе. Анализ мотивации к участию в ДД изучали Е. П. Ильин (2000), В. Н. Стегний и М. В. Никонов (2018), Д. Бэтсон (Ва1БОп, 1991).

По А. Маслоу (2019), наивысшей ступенью пирамиды потребностей является мотив личной самореализации. Для удовлетворения этой потребности человеку необходимо принимать важные решения, постоянно самосовершенствоваться и учиться. Добровольчество открывает перед людьми широкий спектр возможностей, позволяющих испытать себя и свой творческий потенциал, приобрести знания и навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Таким образом, участие в ДД находится на одной из верхних ступеней индивидуальных потребностей.

Основной процент участников ДД составляют учащиеся образовательных учреждений. При этом молодые люди часто прекращают свое участие в ДД после окончания учебного заведения. На сегодняшний день добровольчество в России не достигло того уровня, когда оно становится призванием на всю жизнь (Ермилова, Исакова, 2018).

ДД в Российской Федерации начала активно развиваться с 2013 г. - начала подготовки Зимних Олимпийских игр в Сочи. Следующим этапом развития ДД стал 2018 г., который указом Президента РФ от 06.12.2017 № 583 был объявлен «Годом добровольцев и волонтеров в России». В 2018 г. в России вступил в силу Федеральный закон № 15 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», который дал законодательное определение термина «добровольчество (волонтерство)»: Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона»2.

Несмотря на возросший интерес общества к участию в ДД, который обусловлен проведением в Российской Федерации крупных спортивных событий (Олимпиада, Чемпионаты мира по футболу), а также объединение волонтеров Конституции и волонтеров акции #МЫВМЕСТЕ - помощью во время периода самоизоляции во время пандемии COVID-19, на сегодняшний день сложно найти полный информационный ресурс об организации ДД.

Информационные ресурсы по поддержке добровольческой деятельности

Количество информационных ресурсов по организации ДД критически мало, и они очень разрознены. Исследование информационных ресурсов ДД показало, что информация о ней рассеяна среди большого количества информационных источников (Мазаракий, 2021б). Несмотря на создание единого информационного ресурса по поддержке ДД - единого информационного портала «Добровольцы России» (Ы*рв:/МоЬго. ги/)3, поиск необходимой информации организациями и добровольцами затруднен.

Единая информационная система портала «Добровольцы России» была создана для поддержки добровольческих инициатив, а также для учета добровольческих достижений (вместо личных книжек волонтера). Каждый доброволец, зарегистрированный на портале, может выбрать интересующее его мероприятие и подать заявку на роль (если их несколько), которую он готов выполнять на мероприятии (или в проекте). Организаторы мероприятий (проектов) видят все поданные заявки и могут их одобрить или отклонить, в зависимости от необходимого количества участников, а также их опыта работы (информацию о котором можно посмотреть в профиле каждого волонтера).

Как уже говорилось ранее, с 2018 г. возрос интерес общества к ДД, в связи с чем увеличилось количество печатных ресурсов по организации ДД. В настоящее время создаются, в основном, библиографические списки (например, библиодосье «Добровольчество (волонтерство)4). К наиболее крупным электронным библиотекам в сфере ДД можно отнести методический портал «Вектор добровольчества в России»5, где

2 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 № 15-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (дата обращения: 10.02.2022).

3 Постановление Правительства РФ от 17.08.2019 года № 1067 г. «О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)». URL: http://static.government. ru/media/files/8YxhRxRKMdjmGSoPJgc8phKQIhAJMiNo.pdf (дата обращения: 28.02.2022).

4 Библиодосье «Добровольчество (волонтерство): проблемы и перспективы развития»: по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки). Москва, 2017. 46 с. URL: https://edu. dobro.ru/upload/uf/274/27408da391b0c616094c0667a697cd33.pdf (дата обращения: 28.09.2022).

5 Вектор добровольчества в России : информ.-метод. пор-

тал. URL: http://www.kdobru.ru/ (дата обращения: 28.09.2022).

О Н _Q IZ

О

х ш

ш

О

представлена библиотека статей и методических пособий (в том числе зарубежных), которые могут быть использованы организаторами ДД при планировании работ. Библиотека волонтерского движения Мосволонтер6 (Библиотека «Мосволонтер») содержит большой информационный ресурс учебно-методической литературы7. На сайте можно найти публикации организаций ДД различного уровня по всем направлениям деятельности, а также методические материалы о создании одного из самых крупных волонтерских движений в России.

Доступ к информации по добровольческой деятельности СПО

Информация об организации добровольческой деятельности в основном связана с системами школьного и высшего образования. К сожалению, информации по организации добровольческой деятельности в государственных профессиональных образовательных учреждениях СПО очень мало или она труднодоступна.

Несмотря на то что внимание государства направлено на развитие добровольческого движения в системе образования, обучающиеся СПО реже вовлечены в ДД. Это связано с тем, что система информационного сопровождения ДД в системе СПО развита слабо. Обучающиеся СПО вовлечены в ДД только при собственной заинтересованности или заинтересованности курирующих педагогов, административного состава образовательного учреждения в организации добровольческих программ.

Немаловажно, что именно обучающиеся СПО имеют больше возможностей по реализации профильной ДД по сравнению с обучающимися других уровней образования (школ или вузов). Отсюда возникает задача развития ДД в учреждениях СПО и создания информационных порталов, на которых обучающиеся и педагоги смогут найти информацию, необходимую для организации деятельности добровольческой команды в учреждении, как это происходит в Санкт-Петербурге.

ш

^ Создание информационного ресурса УУ по добровольческой деятельности для команд ш СПО Санкт-Петербурга

х

UL В Санкт-Петербурге успешно функционирует

° единственная организация, объединяющая уси-U лия 48 добровольческих команд профессиональ-Jg ных образовательных учреждений, находящихся

НС _

X 6 Мосволонтер : сайт. URL: https://mosvolonter.ru/ (дата

ш обращения: 28.09.2022).

7 Библиотека // Мосволонтер : сайт. URL: https://mosvo-lonter.ru/library?ysclid=l96w3xsxb542707117 (дата обращения: 76 28.09.2022).

в ведении Комитета по образованию - Санкт-Петербургское движение добровольцев «Наше будущее в наших руках». Работа движения регламентируется положением, в котором основной целью деятельности указано формирование социальной активности и гражданской ответственности в молодежной среде через вовлечение в ДД учащихся образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию8. Движение является центральным звеном популяризации ДД среди учащихся государственных профессиональных образовательных учреждений.

Для создания комфортной информационной среды добровольческого движения в 2018-2019 гг. было проведено исследование информационных потребностей участников ДД. В онлайн-опросе участвовали добровольцы (из волонтеров) и руководители добровольческих команд (494 респондента) Санкт-Петербургского движения добровольцев «Наше будущее в наших руках» (Мазаракий, 2021а). Анализ результатов опроса позволяет сделать вывод, что для эффективного сопровождения ДД необходимо создание единого информационного ресурса, содержащего необходимую информацию по организации ДД в СПО -98 % респондентов сообщили, что нуждаются в создании такого ресурса.

Изучение информационных потребностей добровольцев позволило выделить необходимые информационные блоки, на основе чего в 2020/21 учебном году был создан единый информационный ресурс для команд Санкт-Петербургского движения добровольцев «Наше будущее в наших руках» (dobro.dumspb.ru). Сайт представлен в свободном доступе и содержит материалы для удовлетворения информационных потребностей команд государственных профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Вся информация, размещенная на сайте, проходит проверку координаторами движения и публикуется своевременно. У пользователей сайта есть возможность подать заявку на получение и оказание добровольческой помощи. На сайте представлены анонсы и новости о проводимых мероприятиях; информация о командах, входящих в состав движения; основные документы и нормативно-правовая база ДД; контактная информация координаторов движения.

Основные разделы сайта

Главная страница. Здесь представлена основная информация о движении, направления

8 Положение о Санкт-Петербургском движении добровольцев «Наше будущее в наших руках» URL: http://dobro.dumspb. ru/upload/userfiles/files/807de7e46dc2819362665a985b06e3b1.pdf (дата обращения: 19.02.2022).

деятельности, анонсы о предстоящих мероприятиях и ссылки на информационные ресурсы в социальных сетях. Этот блок необходим для формирования единого информационного поля среди добровольческих команд профессиональных образовательных учреждений, так как именно в этом разделе они могут найти информацию о направлениях ДД.

Вкладки «Новости» и «Анонсы» содержат информацию о предстоящих и прошедших мероприятиях, которые реализованы добровольческими командами, районом или городом. Такой блок информации позволяет участникам деятельности найти интересующее их событие и присоединиться к его организации, а также узнать итоги проведения мероприятий.

Вкладка «Нужна помощь». Организаторы деятельности могут рассказать о своем мероприятии, на которое необходимо привлечь волонтеров других образовательных организаций, а также создать пул информации, направленной на популяризацию ДД среди молодежи через формирование ленты новостей о проводимых мероприятиях, достижениях добровольцев и добровольческих команд.

Вкладка «Команды» направлена на трансляцию опыта реализации добровольческих программ - с каждым годом добровольческое движение развивается все больше, при этом основные проекты опираются на уже устоявшиеся формы проведения тех или иных мероприятий, а также многие добровольческие проекты переросли в реализацию добровольческих программ.

Вкладка «Движение в лицах» содержит информацию о людях, которые реализуют ДД. Молодежь воспринимает контент через эмоции. Эта вкладка позволяет сделать каждого участника деятельности героем. Публикация фотографий участников движения позволяет показать людей, организующих ДД в нашем городе.

Вкладка «Конкурсы». Здесь все участники Санкт-Петербургского движения добровольцев «Наше будущее в наших руках» могут найти необходимую информацию о порядке проведения конкурсов.

Вкладка «Документы» с большим пулом информации. В ней есть раздел информационного портала, содержащий методические рекомендации, нормативно-правовую базу по организации ДД федерального и городского уровней.

Предложенная структура единого информационного портала, необходимого для реализации ДД, позволила организовать эффективную работу по информационному сопровождению деятельности добровольческих команд профессиональных образовательных учреждений.

Эффективность ресурса может быть значительно увеличена за счет включения в него информации научного и методического характера. Результаты исследования информационных потребностей добровольцев, проведенного в 2018-2019 гг. (Мазаракий, 2021а), показали, что на сайт необходимо добавить научную и методическую информацию.

Таким образом, основные блоки информации должны быть следующими:

- опыт ДД - вид информации, необходимый всем участникам ДД для обмена опытом, изучения опыта других организаций;

- подготовка публичных выступлений - отдельный блок, содержащий руководство по подготовке и проведению успешного выступления;

- креативное мышление - введение этого блока обусловлено тем, что современные реалии требуют внедрения нетрадиционных решений проблем;

- разработка и управление проектами -информация о проектировании набирает все большую популярность у участников ДД в связи с увеличением количества грантовых конкурсов на лучший добровольческий проект.

Данные этих информационных блоков позволят создать единый информационный ресурс, необходимый для удовлетворения информационных потребностей добровольцев.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном мире существует проблема нехватки информации об организации ДД в СПО. Несмотря на это, обучающиеся в СПО являются активными участниками добровольческих мероприятий и проектов на районном, городском и всероссийском уровнях.

Для удовлетворения информационных потребностей добровольцев, реализующих свою деятельность в профессиональных образовательных учреждениях, была разработана структура единого информационного ресурса в области добровольчества. Эта разработка, а также результаты проведенного в 2018-2019 гг. исследования информационных потребностей добровольцев Санкт-Петербургского движения «Наше будущее в наших руках» позволили создать единый информационный ресурс для команд дви- ^ жения (dobro.dumspb.ru). О

Сайт dobro.dumspb.ru находится в свобод- ]□ ном доступе и содержит информацию, необхо- § димую для удовлетворения информационных х потребностей команд государственных профессиональных образовательных учреждений ^ Санкт-Петербурга.

Ш О z

Ш DC Ш CL X Ш

LL

О

Ш

и

z <

X

о

X ш

Список источников / References

Азарова Е. С., Яницкий М. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 120-125 [Azarova ES and Yanitsky MS (2008) Psychological determinants of volunteer activity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya i pedagogika 1: 120-125. (In Russ.)].

Блюмин А. М., Феоктистов Н. А. Мировые информационные ресурсы : учеб. пособие. Москва : Дашков и К°, 2010. 296 с. [Blyumin AM and Feoktistov NA (2010) World information resources: textbook. Moscow: Dashkov a. Co. (In Russ.)].

Ермилова А. В., Исакова И. А. Специфика волонтерской деятельности в современной России: региональные практики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 48-57 [Ermilova AV and Isakova IA (2017) The specifics of volunteering in modern Russia: regional practices. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki 4: 48-57. (In Russ.)].

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 512 с. [Il'in EP (2000) Motivation and motives: textbook. Saint Petersburg: Piter. (In Russ.)].

Мазаракий Е. Ю. Анализ информационных потребностей волонтеров: результаты исследования // Библиотековедение. 2021а. Т. 70, № 1. С. 101-111 [Mazarakii EYu (2021a) Analysis of the information needs of volunteers: research results. Bibliotekovedenie 70(1): 101-111. (In Russ.)].

Мазаракий Е. Ю. Информационные ресурсы добровольческой деятельности // Библиография и книговедение. 2021б. № 1. С. 104-110 [Mazarakii EYu (2021b) Information resources of volunteer activities. Bibliografiya i knigovedenie 1: 104-110. (In Russ.)].

Маслоу А. Мотивация и личность : пер. с англ. 3-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 400 с. [Maslou A (2019) Motivation and personality. Saint Petersburg: Piter. (In Russ.)].

Михайлова С. В. 10 советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации //

Студенческое самоуправление. 2009. [Mikhailova SV (2009) 10 tips for working with volunteers for the head of a public organization. Studencheskoe samoupravlenie. (In Russ.)]. URL: http://yspu.ucoz.ru/publ/26-1-0-19 (дата обращения = accessed 15.02.2022).

Потенциал и пути развития филантропии в России / ред. И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон. Москва : Изд. дом Гос. ун-та ВШЭ, 2010. 429 с. [Mersiyanova IV and Yakobson LI (eds) (2010) Potential and ways of developing philanthropy in Russia. Moscow: HSE Univ. Publ. (In Russ.)].

Словарь-справочник по социальной работе / ред. Е. И. Холостова. Москва : Юристъ, 1997. 424 с. [Kholostova EI (ed) (1997) Social work dictionary. Moscow: Yurist". (In Russ.)].

Стегний В. Н., Никонов М. В. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. C. 146-155 [Stegniy VN and Nikonov MV (2018) Motivation for volunteering. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki 1: 146155. (In Russ.)].

Тетерский С. В., Решетников О. В. Социальное служение (участие молодежи в общественно полезной деятельности). Нижний Новгород : Пед. технологии, 2009. 146 с. [Tetersky SV and Reshetnikov OV (2009) Social service (participation of youth in socially useful activities. Nizhny Novgorod: Pedagog. technologies. (In Russ.)].

Шуремов Е. Л. Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном. [Б. м.] : Ridero, 2017. 150 с. [Shuremov EL (2017) Information resources: classification, sources, suppliers. Briefly about the main. [S. l.]: Ridero. (In Russ.)]. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/ prochaya-nauchnaya-literatura/370726-evgenij-shuremov-informacionnye-resursy-klassifikaciya-istochniki-postavshhiki-korotko.html (дата обращения: 20.09.2022).

Batson CD (1991) The altruism question: toward a social-psychological answer. Hillsdale: Erlbaum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.