Научная статья на тему '«БИБЛИОТЕЧНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ'

«БИБЛИОТЕЧНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерство / добровольчество / волонтеры / добровольцы / библиотечное волонтерство / волонтерство в библиотечно-информационной сфере / волонтеры в библиотеках / библиотечная профессия / проектная деятельность / волонтерские проекты / volunteering / volunteers / library volunteering / volunteering in the Library and Information Science (LIS) field / volunteers in libraries / library profession / project activities / volunteer projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катина Алена Андреевна

В статье обосновывается необходимость формирования предметного поля волонтерства в библиотечно-информационной сфере как одного из актуальных направлений деятельности. В качестве родового понятия предлагается термин «библиотечное волонтерство». Представлены теоретические и практические аспекты библиотечного волонтерства, отраженные в профессиональной литературе, что позволило сформулировать авторское определение «библиотечного волонтерства». Определены видовые понятия, входящие в предметное поле исследуемого феномена: «библиотечно-информационные учреждения», «библиотечный волонтер», «организатор библиотечного волонтерства», «обучение библиотечных волонтеров», «библиотечный волонтерский проект», «библиотечное волонтерское объединение». Для каждого термина также сформулированы авторские определения. Сформирована категориальная карта предметного поля библиотечного волонтерства, наглядно демонстрирующая взаимосвязи между предложенными понятиями. Обоснована идея разработки нормативного документа (стандарта), регламентирующего права и обязанности всех субъектов библиотечного волонтерства, для развития института добровольчества как в библиотечно-информационной сфере, так и в сфере культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«LIBRARY VOLUNTEERING» AS AN CURRENT DIRECTION OF VOLUNTEER ACTIVITY IN THE FIELD OF CULTURE

The paper substantiates the necessity of forming the library volunteering’ subject field as one of the current areas of activity. The term “library volunteering” is proposed as a generic term. The theoretical and practical aspects of the volunteering in the Library and Information Science field (LIS) reflected in the professional literature are presented. It allowed us to formulate the author’s definition of the “library volunteering”. The specific concepts included in the subject field of the phenomenon are defined: “Library and Information Science institutions”, “library volunteer”, “organizer of library volunteering”, “training library volunteering”, “library volunteer project”, “library volunteer association”. The author's definitions are also formulated for each term. A categorical map of the “library volunteering” subject field has been generated to demonstrate the relationships between the proposed terms. The idea of developing a normative document (standard) regulating the rights and responsibilities of all library volunteering’ subjects is proposed.

Текст научной работы на тему ««БИБЛИОТЕЧНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

Б

« ^¿..БИБЛИОТЕЧНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

УДК [021:316.663-057.875]:001.4 http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-2118-175-183

А.А. Катина

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: alenakatinabif@gmail.com

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования предметного поля волон-терства в библиотечно-информационной сфере как одного из актуальных направлений деятельности. В качестве родового понятия предлагается термин «библиотечное волонтерство». Представлены теоретические и практические аспекты библиотечного волонтерства, отраженные в профессиональной литературе, что позволило сформулировать авторское определение «библиотечного волонтерства». Определены видовые понятия, входящие в предметное поле исследуемого феномена: «библиотечно-информационные учреждения», «библиотечный волонтер», «организатор библиотечного волонтерства», «обучение библиотечных волонтеров», «библиотечный волонтерский проект», «библиотечное волонтерское объединение». Для каждого термина также сформулированы авторские определения. Сформирована категориальная карта предметного поля библиотечного волонтерства, наглядно демонстрирующая взаимосвязи между предложенными понятиями. Обоснована идея разработки нормативного документа (стандарта), регламентирующего права и обязанности всех субъектов библиотечного волонтерства, для развития института добровольчества как в библиотечно-информационной сфере, так и в сфере культуры в целом.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, волонтеры, добровольцы, библиотечное волонтерство, волонтерство в библиотечно-информационной сфере, волонтеры в библиотеках, библиотечная профессия, проектная деятельность, волонтерские проекты.

Для цитирования: Катина А. А. «Библиотечное волонтерство» как актуальное направление волонтерской деятельности в сфере культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №2 (118). С. 175-183. http://doi. org/10.24412/1997-0803-2024-2118-175-183

«LIBRARY VOLUNTEERING» AS AN CURRENT DIRECTION OF VOLUNTEER ACTIVITY IN THE FIELD OF CULTURE

КАТИНА АЛЕНА АНДРЕЕВНА - преподаватель кафедры медиалогии и литературы, Санкт-Петербургский

государственный институт культуры KATINA ALENA ANDREEVNA - lecturer at the Department of the Mediaology and Literature, St. Petersburg State University of Culture

© Катина А. А., 2024

Alena A. Katina

St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: alenakatinabif@gmail.com

Abstract. The paper substantiates the necessity of forming the library volunteering' subject field as one of the current areas of activity. The term "library volunteering" is proposed as a generic term. The theoretical and practical aspects of the volunteering in the Library and Information Science field (LIS) reflected in the professional literature are presented. It allowed us to formulate the author's definition of the "library volunteering". The specific concepts included in the subject field of the phenomenon are defined: "Library and Information Science institutions", "library volunteer", "organizer of library volunteering", "training library volunteering", "library volunteer project", "library volunteer association". The author's definitions are also formulated for each term. A categorical map of the "library volunteering" subject field has been generated to demonstrate the relationships between the proposed terms. The idea of developing a normative document (standard) regulating the rights and responsibilities of all library volunteering' subjects is proposed.

Keywords: volunteering, volunteers, library volunteering, volunteering in the Library and Information Science (LIS) field, volunteers in libraries, library profession, project activities, volunteer projects.

For citation: Katina A. A. «Library volunteering» as an current direction of volunteer activity in the field of culture. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 2 (118), pp. 175-183. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-2118-175-183

Волонтерство в библиотечно-информа-ционной сфере - далеко не новое направление волонтерской деятельности. В профессиональной литературе представлены публикации, отражающие опыт взаимодействия библиотек и волонтеров по организации и проведению различных инициатив для популяризации чтения и культуры в обществе [1; 13; 19-21; 25; 28; 30]. Показательным примером отражения библиотечного волонтер-ства может служить дайджест «Библиотечное волонтерство: организация и методика взаимодействия», разработанный сотрудниками Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской (2018) [3], в котором представлен опыт различных библиотек по привлечению волонтеров как к проектной, так и непосредственно «библиотечной» работе. Еще одним инструментом продвижения библиотечного волонтерства выступает проект «День интеллектуального донорства», инициированный автором данной статьи в 2017 году [17]. Несмотря на наличие успешных примеров реализации библиотечного волонтерства на практике его теоретическое обоснование представлено в значительно меньшей степени.

Цель исследования: представить теоретико-прикладные аспекты библиотечного волонтерства для разработки авторских определений для формирования предметного поля добровольчества в библиотечно-информационной сфере.

Прикладные аспекты библиотечного волонтерства

Если ранее волонтерская деятельность в библиотеках рассматривалась преимущественно как составной элемент культурного, событийного или социального волон-терства, то теперь при описании данной практики все чаще встречаются формулировки «волонтерство в библиотеках» или «библиотечное волонтерство» [1; 3; 7-9; 15; 18; 26-27; 32]. Одним из примеров выступает одноименный проект «Библиотечный волонтер», инициированный МБУ «Централизованная библиотечная система» ГО г. Якутск» (https://libvolunteer.cbsykt.ru/). Главная задача проекта - создание волонтерского движения на базе библиотеки. Еще одна инициатива «библиотечного волонтерства» - клуб добровольцев «Лучики добра»

на базе Дзержинской детской модельной библиотеки (https://cultura24.ru/news/20291/). В его деятельности участвуют дети разного возраста, которые помогают библиотекарям в проведении мероприятий и занимаются нестационарным библиотечным обслуживанием лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Библиотечное волонтерство активно развивается на базе Государственной научной библиотеки Кузбасса им. В. Д. Федорова посредством деятельности волонтерского объединения «Би-блиоСвет» (https://kemrsl.ru/bibliotechnoe-volonterstvo.-prisoedinyajtes-14341.html). Библиотечные волонтеры участвуют в проведении крупных всероссийских и городских проектов, занимаются просвещением населения через организацию поэтических вечеров, концертов, театрализованных представлений.

Библиотечное волонтерство реализуется также через деятельность Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере культуры «Волонтеры культуры», направленного на работу с библиотеками. По состоянию на 28.01.2024 на портале движения представлено 50 авторских проектов библиотек в сфере волонтерства из различных регионов Российской Федерации, к участию в которых могут присоединиться заинтересованные добровольцы.

Российская государственная детская библиотека (РГДБ) с 2016 года реализует проект «Школа волонтера» для студентов московских высших учебных заведений (вузов), направленный на знакомство обучающихся (будущих педагогов и преподавателей) с библиотечными практиками и работой с юными читателями [16]. По окончании обучения в «Школе волонтера» добровольцы принимают участие в проведении крупных библиотечных мероприятий или разрабатывают собственные проекты в стенах библиотеки. Анонсы об инициативах публикуются на официальном сайте ГБУ города Москвы «Мосволонтер».

Теоретические аспекты библиотечного волонтерства

Н. И. Горлова и Л. И. Старовойтова (2019), анализируя опыт работы сети зарубежных библиотек Англии, Германии, США по работе с добровольцами, выявляют ключевые принципы организации добровольческой деятельности в библиотеках разных государств, а также выделяют преимущества для обеих сторон (библиотек и волонтеров), получаемые от добровольчества в библиотечно-информационной сфере [14].

Е. А. Кустова и М. В. Маслакова (2019) полагают, что вовлеченность волонтеров в область библиотечно-информационной деятельности может способствовать распространению библиотечных продуктов и услуг. По их мнению, библиотечное волонтерство представляет собой новую форму досуга обучающихся в новых реалиях, выступает в качестве инструмента для разрушения стереотипов о библиотечной профессии и коммуникационного канала для взаимодействия с общественностью. Авторы предлагают следующее определение библиотечного волонтерства: «добровольная деятельность инициативных людей в библиотечно-информационной работе» [18].

М. М. Самохина (2019) рассматривает «библиотечное молодежное волонтерство» в контексте проведенного на базе Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ) исследования, посвященного распространенности исследуемого феномена. Анализируя библиотечное волонтерство через опыт библиотек-участников конкурса «Лучший молодежный волонтерский проект в библиотеке», представители РГБМ выдвигают гипотезу, что волонтерская деятельность - неотъемлемый и ставший традиционным элемент работы библиотек, направленный на взаимодействие с активистами (волонтерами) для развития уже имеющихся и разработки новых форматов работы с читателями. Выделены тематические аспекты, в рамках которых осуществляется библиотечное волонтерство: продвижение библиотек и чтения, развитие волонтерской деятельности; продвижение постулатов куль-

туры, просвещения, патриотизма. Отмечается вовлеченность волонтеров в работу с различными целевыми группами: молодое поколение (реальные и потенциальные читатели); социально незащищенные слои населения; дети и подростки. Авторами исследования сформулированы достоинства и несовершенства библиотечного молодежного волонтерства, а также предложены рекомендации по его развитию в библиотечно-информационной сфере. К числу последних относится операционали-зация понятий в сфере добровольчества через призму библиотечной профессии (например, предлагается термин «библиотечный волонтерский проект») [28].

Исследователи Н. Е. Беляева и А. Л. Еси-пов (2017) под библиотечным волонтерством понимают участие добровольцев в культурных проектах, цель которых заключается в продвижении библиотек как социальных институтов, а также - в приобщении пользователей к чтению и книгам [2].

Данные трансформации в понятийном аппарате волонтерства в библиотечном деле могут быть обусловлены переходом добровольчества на качественно новый уровень, характеризующийся поддержкой института волонтерства со стороны нашего государства и активной включенности гражданского общества в данную практику. Это подтверждается результатами социологического исследования, проведенного РГБМ с целью изучения опыта библиотек России (373 библиотеки из 61 региона) в сфере добровольчества. Они (результаты) свидетельствуют о том, что библиотеки «становятся полноправными "градообразующими" субъектами российского добровольческого движения в сфере культуры» [5]. Однако больше половины респондентов (285 из 373) отметили, что волонтерскую помощь на их площадках оказывает преимущественно молодое поколение (от 18 до 25 лет) из числа «небиблиотечных волонтеров» - людей, не относящихся к организациям библиотечной отрасли. Полученные статистические показатели могут зависеть от различных факторов, включая,

например, территориальную удаленность учебных заведений, ведущих подготовку будущих библиотечно-информационных кадров, от местоположения библиотек, или низкий уровень информированности студентов о преимуществах волонтерства в области библиотечно-информационной деятельности для всестороннего развития личности.

Несмотря на широту охвата волонтерства в библиотечно-информационной сфере, в настоящее время официально утвержденного термина «библиотечное волонтерство», который бы называл особый вид деятельности, активно развивающийся наряду с другими направлениями волонтерской деятельности, нами выявлено не было. Ввиду этого прослеживается проблема отсутствия единого понятийно-терминологического аппарата, характеризующего библиотечное волонтерство как одно из актуальных и значимых направлений в развитии института волонтерства нашей страны. Это обусловило необходимость формирования предметного поля библиотечного волонтерства. Для этого нами были проанализированы различные документы, объясняющие значение ключевых терминов в сфере волонтерства. Источниковую базу анализа составили следующие документы, классифицированные по пяти группам:

Группа А: международные документы о волонтерстве, ратифицированные на территории нашего государства, а также нормативные правовые акты (НПА) Российской Федерации, содержащие в себе сведения о понятийном аппарате добровольчества, его формах и направлениях деятельности. В 2022 году нами уже проводилось исследование, посвященное анализу нормативной базы, регулирующей волонтерскую деятельность в России. В нем выявлены и систематизированы ключевые НПА по теме за период с 1995 по 2022 год, а также высказывается предложение об уточнении предметного поля феномена добровольчества [31].

Группа Б: диссертационные исследования (кандидатские и докторские диссертации) в области культурологии, социологии, пси-

Рис. 1. Категориальная карта волонтерства в России

хологии, юриспруденции, педагогики, истории, через призму которых рассматривается многогранность волонтерской деятельности [12; 23].

Группа В: индивидуальные и коллективные монографии, отражающие основные этапы зарождения и становления волонтерства в России и за рубежом [4; 6; 22; 24; 29].

Группа Г: статьи из периодических и продолжающихся изданий, в которых представ-

лены различные аспекты волонтерской деятельности, в том числе в библиотечной отрасли [10; 13; 19-21; 25; 30].

Группа Д: электронные ресурсы на официальных сайтах библиотек, профессиональных ассоциаций, волонтерских организаций, а также единой информационной системе «Добровольцы России», представленные в виде стандартов или регламентов, методических рекомендаций, руководств, онлайн-

курсов, периодических изданий (например, https://edu.dobro.ru/upload/uf/a8d/a8d071b93a6 85ddf4313e8feadfda3b3.pdf, http://balmk.ru/wp-content/uploads/2020/09/Сгандарт-поддержки-добровольчества.pdf и др.).

Для демонстрации родовидовых отношений между ключевыми понятиями библиотечного волонтерства были разработаны две категориальные карты [11, с. 301]. В их основе лежит Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (см. https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72039562/) как один из ключевых источников нашей страны, регулирующий и отражающий многоаспектность волонтерской деятельности (рис. 1-2).

По нашему мнению, «библиотечное волонтерство» - это родовое понятие, под которым мы понимаем волонтерскую деятельность библиотечно-информационных учреждений в области библиотечно-информационной деятельности. Эта деятельность реализуется посредством привлечения библиотечных волонтеров для инициирования/организации/проведения тематических проектов и мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности через книги, разрушение стереотипов о библиотечной профессии и продвижение статуса библиотеки как социального института в обществе.

Видовыми понятиями по отношению к «библиотечному волонтерству» выступают шесть основных терминов, формирующих предметное поле исследуемого феномена: библиотечно-информационные учреждения, библиотечный волонтер, организатор библиотечного волонтерства, обучение библиотечных волонтеров, библиотечный волонтерский проект, библиотечное волонтерское объединение.

Для каждого из терминов предлагаются следующие трактовки:

1. Библиотечно-информационные учреждения - учреждения среднего профессионального или высшего образования, занимающиеся подготовкой кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также различные виды библиотек, представленные в Федеральном законе «О библиотечном деле», в сферу деятельности которых входит библиотечное волонтерство.

2. Библиотечный волонтер - физическое лицо, являющееся представителем библиотечно-информационной сферы (студент, преподаватель, сотрудник библиотечно-информационного учреждения и др.), которое оказывает безвозмездную помощь в инициировании/организации/ проведении тематических проектов и мероприятий на площадке библиотечно -инф ормационных учреждений и не получает за свою деятельность материального вознаграждения.

Рис. 2. Категориальная карта библиотечного волонтерства

3. Организатор библиотечного волонтерства - физическое лицо или группа физических лиц, являющихся представителями библиотечно-информационной сферы (студенты, преподаватели, сотрудники библиотечно-информационного учреждения и др.), занимающиеся организацией библиотечного волонтерства как самостоятельно, так и совместно с привлеченными специалистами из области культуры, науки и образования.

4. Обучение библиотечных волонтеров - процесс формирования профессиональных и общекультурных компетенций у библиотечных волонтеров, необходимых для инициирования/организации/проведения тематических мероприятий или библиотечных волонтерских проектов в рамках библиотечного волонтерства.

5. Библиотечный волонтерский проект - некоммерческая добровольная инициатива представителей библиотечного волонтерского объединения или библиотечных волонтеров, реализуемая через различные форматы и направленная на культурное воспитание гражданского общества через книгу.

6. Библиотечное волонтерское объединение - некоммерческое общественное добровольческое объединение на базе библиотечно-информационного учреждения, безвозмездная деятельность которого направлена на всестороннее развитие личности через волонтерские библиотечные проекты.

Полагаем, что предложенные определения могут служить в качестве первых ориентиров формирования предметного поля библиотечного волонтерства. Это может стать основой для проведения следующего этапа нашего исследования - разработки проекта Стандарта по организации библиотечного волонтерства в библиотечно-информационных учреждениях и проекта Стандарта библиотечного волонтера. В них будет представлена терминосистема библиотечного волонтерства, указаны обязанности и права всех субъектов библиотечного волонтерства, сформулированы этапы создания библиотечного волонтерского объединения и другие значимые аспекты рассмотренного феномена.

Список литературы

1. Беляева Н. Е. Добровольческая (волонтерская) деятельность в библиотеке // Культура, наука и искусство - современные векторы развития вуза культуры: материалы международной научно-практической конференции. Орел: ОГИК, 2018. С. 45-47.

2. Беляева Н. Е., Есипов А. Л. Волонтерская деятельность в библиотечно-информационной сфере: региональный аспект // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2017. № 4(77). С. 168-170.

3. Библиотечное волонтерство: организация и методика взаимодействия: дайджест / Сост. Н. В. Ко-лыхалова. Оренбург, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://portal.orenlib.ru/up/article/file/daidg-est_volonter_2018.pdf.

4. Вандышева JI. В. Социальное образование: дидактика организации волонтерства: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. 274 с.

5. Возможности и барьеры в развитии добровольчества в библиотеках России: отчет о реализации исследовательского проекта / Российская государственная библиотека для молодежи. Москва, 2023. 25 с.

6. Волонтерские инклюзивные практики: реалии и перспективы: коллективная монография / С. Т. Кохан и др.; Забайкальский государственный университет. Чита: ЗабГУ 2021. 241 с.

7. Волонтерское движение в библиотеках России: консультация-обзор / Дальневосточная государственная научная библиотека; сост. Е. Н. Бойнякшина. Хабаровск, 2018. [Электронный ресурс]URL: https://fessl.ru/docs-downloads/NMO/Bojnyakshina_Volontyorskoe_dvizhenie.pdf.

8. Волонтёрское движение и библиотеки: метод. рекомендации / Амурская областная научная библиотека им. Н. Н. Муравьева-Амурского, методический отдел; сост. Г. А. Базарная. Благовещенск, 2017. 28 с.

9. Время добрых дел: библиотека и волонтерское движение: сборник методических рекомендаций / МБУК МО муниципального образования Северский район «Межпоселенческая библиотека»; методико-библиографический отдел; сост.: Н. П. Пунтасова, Л. М. Цыганова. Ст. Северская, 2018. 16 с.

10. Глазкова Е. А. Современное состояние правового регулирования добровольчества: новеллы и неразрешенные вопросы // Право и государство: теория и практика. 2019. № 1 (169). С. 25-28.

11. Гордукалова Г. Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации: учебно-практическое пособие. Санкт-Петербург: Профессия, 2015. 544 с.

12. Горлова Н. И. Историческое развитие добровольчества (волонтёрства) в Советской России, СССР и современной России: автореф. дис. ... доктора ист. наук. Краснодар, 2021. 62 с.

13. Горлова Н. И., Старовойтова Л. И. Волонтерство в учреждениях культуры (библиотеки) как фактор социально-культурного воспитания молодежи // РОО «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы» (ЦИТИСЭ). 2019. № 5(22). С. 242-251.

14. Горлова Н. И., Старовойтова Л. И. Особенности волонтерской деятельности в учреждениях культуры (библиотеки): международный опыт и локальные практики в современной истории // Современная научная мысль. 2019. № 6. С. 162-167.

15. Захаренко М. П. Библиотека и волонтеры: актуальные форматы взаимодействия и оценка эффективности // Румянцевские чтения-2021: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. Москва: Изд-во «Пашков дом», 2021. С. 319-324.

16. Как волонтеры культуры помогают в крупнейшей детской библиотеке // Мосволонтер. 2023. [Электронный ресурс] URL: https://mosvolonter.ru/news/view/kak-volontyory-kultury-pomogayut-v-krupneyshey-detskoy-biblioteke.

17. Катина А. А. День интеллектуального донорства // Молодые в библиотечном деле. 2018. № 9. С. 20-27.

18. Кустова Е. А., Маслакова М. В. Организация библиотечного волонтерства на базе МАОУ СОШ № 45 г. Тюмени // Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры: материалы научно-практической. конференции. Казань: КазГУКИ, 2019. С. 318-323.

19. Мажирина Е. О. Волонтерская деятельность в библиотеках: зарубежный и российский опыт // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 121-122.

20. Мовчан С. С. Возможности развития волонтерского движения в библиотеке вуза // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы III Международная научная конференция. Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. С. 318-320.

21. Пасютина Е. В. Волонтерская деятельность в библиотечно-информационной сфере: опыт студенческой работы // Пятнадцатые Денисьевские чтения: Материалы международной научно-практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности. Орел: ОГИК, 2019. С. 282-284.

22. Певная М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт государственного управления и предпринимательства. Екатеринбург: Изд-во УрГУ 2016. 432 с.

23. Певная М. В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: автореф. дис. ... доктора социол. наук. Нижний Новгород, 2016. 42 с.

24. Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика: монография / М. И. Ва-сильковская и др.; под науч. ред. В. Д. Пономарева, М. И. Васильковской, Л. И. Лазаревой; Кемерово: КемГИК, 2021. 183 с.

^ Библиотековедение, библиографоведение и книговедение М шу I

25. Петакова Р. Д. Значение молодежного волонтерства для функционирования публичных библиотек // Вестник ТГИК. 2019. № 1(11). С. 57-59.

26. Похомова А. А, Кривошлыкова И. В. Детское и молодежное волонтерство в системе библиотечного обслуживания // Труд. Профсоюзы. Общество. 2022. № 4(78). С. 107-113.

27. Развитие добровольческой деятельности в библиотеках: методические рекомендации / ГБУК «Крымская республиканская библиотека для молодежи»; сост. Е. М. Ткаченко. Симферополь, 2018. 26 с.

28. Самохина М. М. Молодежное культурное волонтерство в библиотеках России. Точка зрения социолога // Библиотечное дело. 2019. № 5. С. 11-13.

29. Управление эффективностью деятельности волонтерских организаций в контексте функционирования института волонтерства Российской Федерации: монография / А. М. Ветитнев и др.; М-во образования и науки Российской Федерации, Сочинский государственный университет.. Сочи: СГУ, 2016. 196 с.

30. Чикина Л. Г. Библиотека и волонтеры: формы взаимодействия // Общество и государство в зеркале социологических измерений (VIII Рязанские социологические чтения): материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. Рязань: ООО «Издательство Ип-политова», 2018. С. 556-560.

31. Шукшин С. И., Катина А. А. Место добровольчества (волонтерства) в системе нормативно-правового регулирования Российской Федерации // Государственная служба. 2022. Т. 24. № 6(140). С. 100-108.

32. Ягубкина А. С. Библиотечное волонтерство: опыт финно-угорского мира // Богатство финно-угорских народов: Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума. Йошкар-Ола:

Марийский государственный университет, 2018. С. 478-481.

*

Поступила в редакцию 23.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.